I ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРУДА И УСПЕХА В КОЛЛЕКЦИИ ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ИЗ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG
БОРОДИНА Светлана, главный редактор редакции масс-медиа ASG, д.п.н.
Аннотация: Кальвинизм - главная идеология революции в Нидерландах XVI - XVII веков. Он был способом утверждения успешности труда в жизни человека. Однако тема труда отнюдь не является важной в голландском искусстве XVII века. Картины, изображающие труд ремесленника довольно редки. Чаще можно видеть сцены деятельности врачей, юристов и ученных. Часто сцены их деятельности трактуются как шутки из их профессиональной жизни. В то же время жизненная правда этого искусства стала основой для развития реалистического направления XIX века.
Ключевые слова: бытовой жанр, Кальвинизм, тема труда в искусстве, реализм, ремесленник, барочный реализм.
Abstract: Calvinism - the main ideology of the revolution in the Netherlands XVI - XVII centuries. It was a way to effective labor and success in everyone's life. However, the theme of work is not important in the Dutch art of the 17th century. Pictures are depicting the works of an craftsman are quite rare. More often we can see the scenes of the activities of doctors, lawyers and scientists. Often the scenes of their work are treated like jokes from their professional life in Dutch genre painting. At the same time, the life truth of this art became the basis for the development of the realistic art of the XIX century.
Keywords: Genre painting, Calvinism, the theme of labor in art, realism, craftsman, baroque realism.
В бытовом жанре живописи Голландии, как и Фландрии, тема труда занимает одно из самых скромных мест. Несмотря на то, что протестантизм всячески поощрял трудовую активность человека, а Голландия в XVII веке стала образцовой капиталистической страной с высокоразвитой промышленностью, в изобразительном искусстве мы не встретим рыбаков, судостроителей, стекольщиков и т.д. Художники предпочитают изображать сцены веселья в кабачках, представления шарлатанов, свидания, романтические и не совсем, что
подтверждается коллекцией картин голландских и фламандских художников данного периода из Большого собрания изящных искусств ASG.
Не большая по территории (25 тыс. кв. км) и населению (около 2 млн человек) Голландская республика к середине XVII века достигла значительных успехов во всех отраслях экономики. У моря и болот были отвоеваны тысячи гектаров земли (польдеров) для сельского хозяйства. Голландия стала страной передовой агротехники и высокопродуктивного молочного
животноводства. Важную роль в экономике Голландии играло рыболовство, в котором была занята значительная часть населения, в особенности сельдяной промысел, значение которого метко характеризует голландская пословица, гласящая, что Амстердам вырос на селедочных костях.
Исключительно высоким и разносторонним было также развитие мануфактурной промышленности и ремесла. Широкое распространение получили текстильная промышленность и связанные с ней красильное, белильное и другие
производства. Международное значение приобрела голландская судостроительная промышленность. В период наивысшего ее расцвета, на рубеже XVII-XVШ столетий, в Голландии строились одновременно сотни судов. Канатные, парусные, бумажные, стекольные, кирпичные и деревообделочные мануфактуры, лесопильни и оружейные мастерские существовали во многих городах республики. Высоко было развито книгопечатание, большой известностью пользовались голландские навигационные приборы. Почти в каждом городе имелись пивоварни и маслодельни, в стране работали десятки сахарных и табачных предприятий. Голландия славилась также художественным кафелем и фарфором, часами и ювелирными изделиями, которые составляли немаловажные статьи ее экспорта [2]. Однако XVII век стал и временем обнищания значительного числа населения страны, это период массового алкоголизма, проституции, бродяжничества и других социальных язв.
Не менее остро внутренние противоречия голландской культуры сказывались и в живописи. В условиях Голландии, где само существование живописца зависело в первую очередь от рыночного спроса на его произведения, изменение художественных вкусов господствующего класса сразу отражалось на положении как отдельных мастеров, так и целых творческих направлений. В то же время именно социальной ангажированности искусства обязано появление такого уникального направления, как барочный реализм.
Хотя подлинный реализм в живописи возник во Франции в середине XIX века, почва для него была подготовлена живописцами Голландии XVII столетия. Кальвинизм, составивший идеологическую базу Нидерландской революции 15661609 годов, трактовал судьбу человека как реализацию божественного провидения. Хотя человеку и не дано знать своего предопределения, он может его постичь на основании успеха (или неудачи)
своей повседневной деятельности. Поэтому идеалом человека становится тот, кто добивается успеха в труде, это свидетельствует о его богоугодности и даже богоизбранности, важнейшими качествами личности являются деловитость (практичность) и простота. Первое предполагает, что поведение человека определяется не беспочвенными фантазиями, а трезвым рассуждением и здравым смыслом, что человек не только хочет, но и умеет делать желаемое; второе выражается в отсутствии излишеств в общественной и частной жизни, то есть в скромности и бережливости. Сочетание идеи благости земного существования с идеей мирского аскетизма приводило к установке на восхищение непритязательной повседневной деятельностью, её плодами и теми условиями, которые ей благоприятствуют [1, с. 167]. Таким образом, кажущаяся простота сюжетов бытовой живописи Голландии не ограничивались чистой визуальностью, а развивались в методологической рамке определенной идеи.
При этом трудовая иконография весьма избирательна. В Голландии XVII века не найти пивоварни в искусстве, хотя эта отрасль приносила стране огромный доход, а вот
ткачество шло наравне с пивоварением по прибыльности и весьма широко представлено в живописи [7, с.187].
ТКАЧЕСТВО, ПРЯДЕНИЕ И КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
Одним из художников, наиболее часто воспроизводивших образы ткачей, был Корнелис Герритс Де-кер (16237-1678). Он принадлежал к харлемской школе и впервые упоминается в гильдии художников Харлема в 1643 году, возможно, учителем Декера был Соломон ван Рейсдал (1602-1670) - голландский пейзажист. Одно из произведений Декера «В мастерской ткача» на октябрьских торгах 2016 года в известном аукционном доме Доротеум (лот 262) ушло за 25 тысяч евро, превысив эстимейт более чем в два раза.
На картине мы видим убогий быт людей, чья жизнь от колыбели до могилы вращается вокруг промысла, помогающего выжить. Люди являются придатком производства, о чем красноречиво свидетельствует ткацкий станок, занимающий главенствующее положение в доме. Именно он, а не колыбель с младенцем размещен возле окна, где солнечные лучи и свежий воздух.
Глава семейства, преждевременно состарившийся от однообразного выматывающего труда, скоро будет сменен другим поколением, осваивающим в данный момент прядильное дело.
Кроме ткацкого станка, прялки и колыбели, в комнате находится только подобие кровати. По традиции того времени, кровати, скорее наспех сколоченные, чем сделанные по-настоящему, утапливались в стену, наподобие шкафов, и были столь короткими, что спать на них приходилось чуть ли не сидя. В подобных «спальных шкафах» имелся выдвижной ящик, в котором спали подросшие дети.
Ткачество занимало важное место в сюжетах XVI-XVII веков и в силу значимости перехода от цехового к раннемануфактурному производству, и по идеологическим мотивам. Ведь ткачество - это домашнее занятие Девы Марии, сама природная среда сродни волшебной ткани, природа - ковер, природа -труженица, ткущая себе свое одеяние для каждого времени года.
Возможно, в силу того что прядение является только поставщиком сырья для ткачества и вязания, оно отражено в изобразительном искусстве в целом более скромно. А вот
Голландская школа XVIII в. Пряха
Дерево, масло, 34,5x25,5 см БСИИ ASG, инв. №04-3349
в Большом собрании изящных искусств ASG можно встретить именно прях. Правда, они относятся уже к XVIII столетию, но и в это время традиции голландского реализма еще не утрачены. Сравнение двух произведений - «Пряхи» голландской школы и портрета «Мадам Арлон, прядущей шелк» Ж. Аведа -доказывает непритязательность голландской работы, в чем и скрывается секрет ее обаяния, и рассчитанную эффектность французской.
Жизненность образа голландской пряхи складывается из ее погруженности в работу, скупых и ловких жестов рук, привычных к этому труду, и самого интерьера, в котором все реально - начиная от грелки и кончая одеждой - все голландцы из-за холода и сырости в доме одевались многослойно, как капуста. Женщины, практически всю свою жизнь проводившие взаперти, не расставались с грелками, на которые ставили ноги. Грелка представляла собой прямоугольный ящичек из металла или твердого дерева пятнадцати сантиметров в высоту и со множеством дырочек. Внутри помещался кусок торфа, который медленно тлел, выделяя тепло.
Французская дама с ее холеными руками прядением занимается,
Авед Жозеф (1702-1766) Портрет, рассматриваемый как портрет мадам Арлон, прядущей шелк Холст, масло, 75x92см БСИИ, инв. № 04-2565
вероятно, поддавшись идеям Руссо или других просветителей. Одетая для светского приема в шелковое декольтированное платье, украшенное кружевами, она, возможно, захватила с собой миниатюрную прялку с той же целью, с которой великосветские особы брали вязание, никогда его не оканчивая, -продемонстрировать красоту рук, грациозность движений.
Не только религия, но и светская культура способствовали тому, что прялка стала атрибутом добродетели как таковой, суммой человеческих достоинств. Такое отождествление с идеалом женского поведения в семье закрепилось в европейском аналоге «Месяцеслова»: «Знаешь ли ты, какая женщина может быть названа хорошею? - Та, что прядет и думает о веретене» [5].
Не пряху, а прядильщика в семейном интерьере мы видим в произведении Кейрина Брекеленкама (1620-1668).
Родился будущий художник близ Лейдена, в Сваммердаме. В 1648 году вместе с другими художниками основал гильдию Святого Луки в Лейдене. Писал главным образом жанровые картины - бытовые сцены на кухне, в мастерских, на рынке. Около 1656 года Брекеленкам получил разрешение на продажу пива и бренди, поскольку его доходы как художника явно были недостаточны для содержания большой семьи (шестерых детей от первого брака и троих от второго). Но он продолжал писать картины и исправно платить взносы в гильдию, до нас дошли около 170 его работ. Картины Брекеленкама отличаются меткостью характеристик, что в полной мере доказывает это произведение. Если говорить об идеальном человеке с точки зрения кальвинизма, то образцы его явлены здесь. Два труженика, живущие в мире и согласии с самими собой и друг с другом. Художник с большой симпатией пишет мужчину, не только поглощенного работой, но и умеющего получать от нее удовольствие, и его жену, чьими неустанными руками поддержи-
ч
Брекеленкам Кейрин Герритс ван Прядильщик и его жена
Брекеленкам Квирин Герритс ван Кружевница
Дерево, масло, 45x40,5 см БСИИ, инв. № 04-3355
г\
Г*
ваются чистота и порядок в доме. Кухня, отделанная кафелем, была в большинстве голландских домов, но ее во избежание беспорядка не использовали по прямому назначению. Так и здесь, хозяйка готовит обед, пристроившись у камина, споро и опрятно она чистит овощи. То, что интересы этих людей не исчерпываются мелкими повседневными заботами, подчеркивает географическая карта, размещенная над дверью. Обилие дверей, лестниц и лесенок, переходов - это тоже реальность голландского жилища XVII века, которую художник отражает в своей картине.
В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение, приписываемое кисти К. Брекелен-кама «Кружевница». В нем также весьма натуралистично воспроизведен интерьер голландского жилища: лестница, обычно столь же узкая, сколь и крутая, на которой в темноте можно было запросто сломать себе шею. Винтовая в старых домах, прямая в новых, лестница выводила в коридор, в который выходили, как правило, две-три комнаты, часть пола, примыкающая к очагу, выложена мраморными плитами любимого голландцами розового цвета.
Современному зрителю может показаться, что этот интерьер не просто беден, а совершенно убог. Но это типичный старый дом, первый этаж которого находился практически на уровне земли, а комната, в которой сидит кружевница, примыкает к парадному помещению и называется «задней комнатой». Именно в этой каморке хозяйки и проводили большую часть своего времени. Здесь они шили, вязали, готовили пищу. Из этой «жилой комнаты» можно было видеть, что происходит снаружи, через единственное крохотное оконце, выходившее на улицу со стороны фасада и дававшее крайне скудное освещение. Меблировка ее отличалась спартанской простотой.
Еще более непритязательным был сельский уклад: на фермах не строили перегородок, и люди жили вместе со скотом под неотесанными дубовыми балками перекрытий в просторном помещении с земляным или грубо мощенным полом. Голландский живописец Хендрик Мар-тенс Сорх (1611-1670), ученик Д. Тенирса-мл. - любимого жанриста знатного мира, находившийся под сильным влиянием картин А. Бро-увера, изображал сцены сельской жизни, интерьеры кухонь. К досто-
Сорх Хендрик-Мартенс Интерьер кухни Дерево , масло, 39,2x45,8 см БСИИ Инв. № 04-2825
инствам его работ относят простоту и натуральность композиции, вкус исправного рисунка и тщательное письмо; но упрекают за тяжелый и тусклый колорит. Чисто символическая перегородка отделяет собственно кухню от коровьего стойла. На земляном полу в ужасающем, на современный взгляд, беспорядке нагромождены кухонная утварь, овощи, подойник, ушат, в котором задают корм корове. Зато такой беспорядок явно по душе домаш-
К |
I М ■ кг
* Г* -''ГГ,
.-Иг' ,_ »
Последователь Давида Рикаерта Пастушка с детьми в хлеву Холст, масло, 60 х48,5 см БСИИ, инв. № 04-2752
Шарпантье Жан-Батист Крестьянская семья во дворе Холст, масло, 92x73,5 см БСИИ, инв. № 04-2241
ним животным - кошке и собаке -за возможность незаметно стянуть съестное и детям, поскольку позволяет вдоволь играть в прятки и другие немудреные игры, что мы видим на картине последователя Давида Рикаерта (1612-1661). Возможно, что наименование картина получила позже, поскольку для реалий XVII века это вовсе не хлев, а жилище, о чем свидетельствует окно, чистая посуда, пивной кувшин, бутыли с маслом и т.д.
Сравним эту картину с работой французского живописца Жана-Батиста Шарпантье (1728-1806), также представляющей крестьянский быт. Как живописец Шарпантье сильнее Брекеленкама, Мартенса и Рикаерта, но образы его героев лишены главного - жизненности. Дело не в том, что художник принадлежит к XVIII веку, его крестьянки с осанками герцогинь, мечтательный крестьянин с изящными руками, не видевшими вил и грабель, вызолоченная, иначе не скажешь, посуда - все это питалось не личными впечатлениями художника, а образами пейзан, представляемыми на театральной сцене.
Как писал историк искусства Э. Фромантен, Франция проявила гениальную изобретательность, но мало чисто живописных способно-
стей; Голландия ничего не изобрела, но писала поистине чудесно. Такова разница между этими двумя странами [9], что в очередной раз подтверждается приведенными здесь картинами.
ХУДОЖНИКИ И ИССЛЕДОВАТЕЛИ
В коллекции голландско-фламандской живописи из БСИИ мы встречаем и образы, отображающие интеллектуальную и эстети-
ческую сферы общественной жизни Голландии. В XVI-XVII веках иконография мастерской художника выдвигается в число важнейших авансцен, где формируется миро-видение нового времени.
Для нидерландского буржуа картина служила не только предметом обстановки, но и выполняла незаменимую функцию, заполняя свободное место на стенах, которого, по общепринятому мнению, в доме с достатком просто не должно было
г
сд
Ж, ;
л V»" ( г ' г\ [ ¡(Л*® 1 1
1 » * ' ш § * 1 с I\, ?
* » -а ф ■ н
Томас Жерар Мастерская художника Холст, масло, 141x224 см БСИИ, инв. №04-3864
быть. Одновременно художественное произведение, в особенности портрет или фрагмент интерьера, льстило наивному самолюбию преуспевающего бюргера. Вплоть до последней четверти XVII века самый мелкий лавочник старался приобретать картины, увешивая ими стены в своем доме. Даже крестьяне и те тратили на живопись от двух до трех тысяч гульденов. В глазах богатого буржуа, представителя новой аристократии, художник был таким же поставщиком товара, как и обычные кустари. Тем не менее художник без особых проблем вписывался в социальный порядок. Нельзя представить себе что-нибудь более чуждое нравам того времени, чем бунт непризнанного гения или неуемное стремление к оригинальности. Служитель искусства пытался использовать с большим или меньшим успехом перенятую у мастера технику исполнения, не задаваясь мыслью о ее скрытой природе. Художники образовывали гильдию, вступить в которую можно было, пройдя все обычные стадии, - побывав учеником у мастера, заставлявшего подручных мыть кисти и подметать полы; поработать помощником, выполняя декоративную отделку на картинах мастера, набрасывать фигуры второго плана и писать собственные картины по эскизам наставника. Став, наконец, мастером, художник выходил на рынок, управляемый общими правилами коммерции. Его работа как таковая не вызывала ни уважения, ни особого почитания [4].
Пристрастия толпы во многом определяли вкус художника. Нидерландцы любили правильность линий, богатство красок и напрочь отвергали сентиментализм. Аллегория, мифология, символы и другие производные так называемой академической школы играли в голландской живописи второстепенную, во многих случаях самую ничтожную, роль. То, что сегодня называют реализмом великой голландской живописи, не более чем отблеск этого тесного союза художника и его окружения. Этим же объясняется и небольшой кабинет-
ный формат подавляющего большинства картин: они предназначались для восприятия с близкого расстояния, для картин большого формата в жилом пространстве просто не нашлось бы места.
Историки пишут, что тенденции живописи в начале XVIII века были таковы, что многие исторические и жанровые живописцы, даже такие знаменитые, как Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс, часто изображали интерьеры своих студий, где в окружении картин и скульптур они обучали ремеслу молодых учеников. Все атрибуты композиции - произведения искусства, изображенные на картинах, мода и богатство, хорошо меблированные помещения и росписи интерьера, художественный вкус - должны были говорить о том, что авторы картин обладали всеми необходимыми материалами и милостью влиятельных покровителей.
К числу тех, кто сделал подобные сюжеты основным содержанием своего творчества, следует отнести Жерара или Герарда Томаса. Жерар (Герард) Томас (1663-1721) - фламандский художник эпохи позднего барокко. В 1688-1689 годах он стал мастером в гильдии Святого Луки Антверпена и дважды избирался ее деканом, многие его картины отражают тенденции фламандской живописи конца XVII - начала XVIII века. Сцены в мастерских художника или скульптора в окружении их произведений, обучение ремеслу своих учеников, или сцены с заказчиками варьировались им во множестве. Мастер часто только намекал на то произведение искусства, которое он мог бы создать при соответствующем заказе.
В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Жерара Томаса «Мастерская художника» необычно большого размера. Вероятно, эта картина предназначалась для мастерской и служила своеобразным «портфо-лио» художника. Здесь мы видим не только антураж, в котором присутствуют предметы для творчества -
мольберт, палитра, папка с эскизами, но и то, что может подчеркнуть оригинальность мышления и таланта художника, всесторонность его развития и образования: книги, научные приборы, глобусы,геогра-фические карты...
Успешность и востребованность художника подчеркивает каждый элемент композиции: мастер только завершает портрет, а вся подготовительная работа возлагается на учеников, один из которых как раз направляется к модели, нетерпеливо ожидающей его за столом.
Судя по облачению, портрет заказан не парадный, а кабинетный, отсюда и халат, и домашние туфли. Вероятно, клиенту рекомендовал эту мастерскую его приятель, убеждающий не отказываться от услуг, несмотря на физический изъян подмастерья.
Стена, на фоне которой разворачивается действие, в стиле того времени вся увешана картинами, только здесь их задача - продемонстрировать возможности художника, которому удается писать архитектурные пейзажи, разнообразные жанровые сцены. Это находит спрос, как видим, одна картина уже нашла своего покупателя.
Ламбрехт, Жан-Батист, круг У Алхимика Холст, масло, 49х58 см БСИИ, инв. № 04-3428
Основные качества нидерландской интеллигенции составляли любовь к конкретике, тяга к знаниям и их практическому применению, реализм. Все свидетельства того времени подтверждают наличие у нидерландских бюргеров трога-
тельной любви к науке, смешанной с жадным и отчасти наивным любопытством. Не страшили умы даже великие грядущие потрясения - Декарт отмечал, что с 1630 года все голландские ученые приняли идеи Коперника [4]. Преподаватели и профессора факультетов пользовались в государственных инстанциях высоким моральным авторитетом. Как правило, вне учебного процесса над их работами не довлело никакого контроля. Редко бывало, чтобы молодой человек из аристократической семьи не получал высшего образования. Несмотря на значительные успехи в науке, мы не встретим в живописи ни профессоров университетов, ни студентов. В БСИИ имеется произведение круга Жана-Батиста Ламбрехта «У алхимика», где ироничный подтекст, свойственный жанровой живописи Голландии, явлен в полной мере. Кабинет представляет собой «лабораторию», где ведется неустанный поиск философского камня. Хозяин кабинета сведущ в географии, естественной истории, химии, все атрибуты этих наук - глобус, реторта, обезьяна - предстают нашему взору. Годы труда, по-видимому, привели к научному «открытию», посмотреть на которое собралась вся семья. Биография Жана-Батиста Ламбрехта (1689-1731) нам не известна, а его произведения регулярно выступают в качестве лотов крупных европейских аукционных домов, таких как Сотбис, Хампель и другие.
ХИРУРГИ И ЦИРЮЛЬНИКИ
Все частное и социальное составляло в сценах труда нерасторжимое единство, поскольку в картине воспроизводились не только характеры персонажей, но и отпечатывался общественный статус их профессии. Например, произведение фламандской школы XVII века «Зубодер» из БСИИ живописует не только данный трагикомический момент, но и непростую долю хирурга в голландском обществе.
По давней традиции хирурги в Голландии выполняли еще и обязанности цирюльников. В их ком-
#
Жг
К: -
■5»
V
%
Фламандская школа XVII в. Зубодер
Холст, масло, 118х189 см БСИИ, инв. №04-4909
петенцию входили врачевание ран, сращение переломов, кровопускание, а также стрижка бороды и волос. Мало-помалу последний вид работ перешел к специализированному парикмахеру, который часто был всего-навсего лакеем хирурга. К концу века большинство хирургов забросили ножницы и помазок, тогда в городах появились цирюльни на французский манер. А на картине южнофламандского художника Корнелиса де Валя (1592-1662) изображен именно бродячий цирюльник, развернув-
ший палатку в порту и предлагающий свои услуги морякам. Часть из них собирается в путь, а кто-то уже вернулся, судя по экзотическим костюмам, из дальних странствий.
Политические власти не менее руководства гильдии были заинтересованы в том, чтобы возвести хирургию в разряд науки и привнести в нее достижения медицины. Это, в частности, послужило причиной создания анатомических курсов. В Гааге хирурги города на свои деньги создали «Анатомический театр».
Валь Корнелис де Бродячий цирюльник Холст, масло, 53,5х36 см БСИИ, инв. № 04-4315
Хотя юридически гильдия хирургов принадлежала к разряду ремесленных, она отличалась от последних заменой посвящения в мастера сдачей экзамена. Доктора и опытные хирурги задавали кандидату теоретические вопросы по анатомии и ставили перед ним различные практические задачи -прижечь рану, изготовить бинты и скальпель, пустить кровь. От судовых хирургов знаний требовалось меньше; для них считалось достаточным уметь врачевать болезни, свойственные простым морякам -огнестрельные ранения, контузии, ожоги, переломы, гангрены... Но упрощенный экзамен лишал судовых хирургов права на частную практику, навсегда привязывая к кораблям.
Другие, «домашние», хирурги устраивали приемную в одной из комнат собственного жилища. Здесь же хранились и инструменты (многие из них были изобретены в XVII веке). Они делались из железа, меди и кости - хирургические ножи, прямые и изогнутые, с зубчатым лезвием, иглы для кровопускания и щипцы для вырывания зубов. Помимо инструментов кабинет хирурга украшали различные атрибуты - череп, склянки и профессиональное свидетельство. В то же время операционный стол заменял простой табурет, а крепкого кулака лакея хватало, чтобы обездвижить больного в отсутствие наркоза. Возле двери или окна дома хирурга был выставлен шест с желтым верхним концом и белыми, красными и синими полосами, символизировавшими удаление зубов и лечение переломов (белый цвет), кровопускание (красный) и бритье бороды (синий).
В то время существовали и бродячие хирурги, отбившиеся от гильдии, на которых охотно взваливали надоедливую рутину или, напротив, рискованные, крайне болезненные операции, которые могли подпортить репутацию оседлого эскулапа-буржуа. Наконец, в гильдии хирургов случались и члены второго ряда, которые освобождались от уплаты взносов, но могли опериро-
вать только в присутствии муниципального доктора. К этой категории относились окулисты, костоправы и извлекатели камней.
Вот такого бродячего хирурга, которого провидение послало страдальцу от зубной боли, изобразил художник фламандской школы XVII века из БСИИ. По правилам того времени и хирург, и его помощник облачены в одинаковую одежду -черные костюмы с отложным воротником, шляпу с заостренным верхом, черный балахон или плащ. Перед нами кульминационный момент - удаление больного зуба, во время которого эскулапу нужно и облегчить страдания больного, и не распугать потенциальных пациентов, часть из которых уже подкрепила бодрость духа алкоголем. Художник психологически весьма грамотно обеспечивает драматизм действа с помощью молодого человека, сидящего к нам вполоборота, страдания центрального персонажа, лицо которого запрокинуто, мы читаем именно по нему. Подавшись вперед, он всей душой сочувствует пациенту или, что вернее, страшится предстоящего ему самому, отсюда - остановившийся взгляд, полуоткрытый рот и напряженно сведенные пальцы.
АКТЕРЫ И ШАРЛАТАНЫ
Для персонажей в левой части картины работа зубодера - редкое развлечение в череде будней. Развлечения - игра в карты или триктрак, концерты, галантные беседы, угощения, сцены в трактирах - являются самыми популярными сюжетами в картинах голландских художников XVII века. Из произведений жанристов практически невозможно узнать, что делает голландский бюргер за пределами своего дома и тех мест, где он развлекается; его основная практическая деятельность остается нераскрытой. Еще одно полотно этого периода из БСИИ - картина Иосифа ван Акена «Шарлатаны перед деревней». Иосиф ван Акен (16991749) родился в конце века и основную часть своей жизни прожил в Англии, но начал свою карьеру в Антверпене, где писал жанровые сцены в традиционном фламандском стиле. Благодаря своему таланту передачи материй всех видов - атласа, бархата и золотой нити, ван Акен перестал работать как независимый художник и стал заниматься оформлением заднего плана картин и писать драпировки для других художников. Он был настолько плодовитым мастером,
Акен Иосиф ван
Шарлатаны на рынке перед деревней Холст, масло, 42х30,5 см БСИИ, инв. № 04-1789
что даже вызвал суждения о том, что английской портретной живописи при Рейнолдсе не существовало бы без него. После смерти ван Акена в 1749 году появилось карикатурное изображением печальных портретистов, скорбящих на его похоронах. В картине из БСИИ уже видна рука будущего мастера, способного передать разницу фактур полотна, шерсти и шелка, воспроизвести складки плаща и фалды юбки, подчеркивающие красоту и грациозность фигуры.
Шарлатаны всех мастей колесили по Голландии, предлагая порошки, помады и травы волшебного свойства. Власти относились к их коммерческой деятельности с настороженным спокойствием, пытаясь в то же время внести в нее некоторый порядок. Торговля снадобьями разрешалась (после уплаты сбора гильдии медиков) на рынках, ярмарочных полях и народных гуляньях, на которых живописные костюмы и зазывные прибаутки
С '
Хореманс-ст. Жан Жозеф Танцующие слуги в закусочной перед гостиницей Холст, масло, 66,5х82,5 см БСИИ, инв. № 04-2328
самозваных лекарей составляли дополнительное развлечение. Укутавшись в докторскую мантию с отложным воротником и нацепив парик, облаченный в пестрый костюм арлекина или вырядившийся в восточные одежды, мошенник вырывал зубы, открывал секреты философского камня, расхваливал свой товар. Часто он забирался сюда из Италии, Германии или Польши, и его непривычное лицо чужестранца придавало представлению еще больше интереса. Случалось, не умея объясниться по-голландски, знахарь прибегал к языку жестов или обращался к толпе через помощника. На селе чудодейственные средства подобных обманщиков вызывали большее почтение, нежели лекарства, прописывавшиеся докторами и изготовлявшиеся аптекарями. Особенно популярным продуктом этой незаконной фармакологии стал так называемый «любовный порошок», который получил широкое распространение даже в армии.
В большинстве деревень имелся собственный костоправ или знахарь, умевший очищать кровь и сращивать переломы и лечивший хвори прикосновением либо чудодейственной силой своего дыхания. На картине ван Акена изображены самые «честные» шарлатаны, предлагающее публике театрализованное представление. Пока артисты ждут своего выход под импровизированной сценой, зазывала обращается к публике, обещая массу удовольствия. Особое впечатление его слова производят на не избалованных развлечениями простолюдинов, один из них, пришедший за покупками, уже
уселся рядом со сценой, и на традиционно самую благодарную публику - детей и женщин. Но даже мужчины снисходительно уступают женскому капризу и готовы остаться на представление, именно к этой самой платежеспособной публике и обращается автор пролога. Бродячие актерские труппы, в целом весьма малочисленные до 1650 года, набирались среди представителей любых профессий. На подмостках играли бывшие моряки, грузчики, парикмахеры и книготорговцы. Женские роли изначально исполняли мужчины, но в данной труппе, как мы видим, есть актриса.
Еще чаще простолюдины развлекали себя сами, одна из подобных сцен запечатлена Жаном (Яном) Жозефом Хоремансом-старшим (1672-1759).
Несмотря на церковные запреты, танцы пользовались народной любовью на протяжении всего века. Ни один общественный праздник или частная вечеринка не обходились без бала. В то время существовало два противостоящих друг другу танцевальных стиля: буржуазия предпочитала французские менуэты и куранты, а простолюдины согласно фольклорным традициям водили хороводы, исполняли «семь прискоков» и «топни ножкой». В картине Хореманса служанки уступили желанию постояльцев гостиницы и исполняют не знакомые им танцы. Подневольность этого «веселья» подтверждает группа местных мужчин, безо всякого удовольствия взирающая на танец, на среднем плане справа и пара слева, где кавалер практически силой убеждает даму потанцевать с ним. Это сообщает картине при подробном рассмотрении несколько мрачноватое настроение, чем и отличался Хореманс-старший.
Хореманс был типичным художником-жанристом, оставившим после себя большое количество маленьких анекдотических картин, которые высоко ценились на рынке. Сегодня его произведения можно встретить в музеях вены, Браун-швейга - музей герцога Ульриха - и в галерее Уффици (Флоренция).
Лг
...
РЕМЕСЛЕННИКИ: КУЗНЕЦЫ, ТОРГОВЦЫ, САПОЖНИКИ
Интерес голландских художников к живым типам, пришедшим из уличных впечатлений, привел к бесчисленному множеству произведений, в которых центральными персонажами являются уличные торговцы, разносчики овощей, пастушки, кузнецы и сапожники с их вполне достоверным профессиональным контекстом. Так, картина Питера ван Блумена (1657-1720) -фламандского живописца, декана Академии Святого Луки - представляет нам трудовые будни кузнеца. Блумен имел пристрастие к архитектурным видам с фигурами людей и лошадей, но в данном случае композиция картины вполне оправдана. Кузницы, что в России, что в Европе, как правило, располагались за пределами городской или сельской черты. Связано это было с тем, что искра от раздуваемого в горне огня могла перекинуться на помещение, а от него на всю округу. Если кузница находилась в городе, кузнец мог работать только в определенные часы, чтобы грохот молотков о наковальни не беспокоил горожан. Поэтому наилучшим выходом, как мы видим в картине, было расположение кузницы за городом.
Архитектурные развалины, восходящее солнце как аналог вселенского горнила придают картине нечто мифологическое, словно это не мастер XVII века, а сам Гефест - родоначальник и покровитель всех ремесленников - выполняет свою работу. Художнику под силу не только мастерски воспроизвести анатомию животных, но даже их состояние. Так, лошадь, которой меняют подкову, напряжена от неестественности своего положения, но терпит его, доверяясь голосу и успокаивающему жесту своего хозяина. Небольшой формат картины, как и всех произведений жанровой живописи, означает, что она находилась в частном жилище и рассматривалась с близкого расстояния.
Интерес к повседневности не мог обойти стороной такую важную
Блумен Питер ван Кузнец
Холст, масло, 48,5х65,5 см БСИИ, инв. №04-4244
сферу, как торговля. Молоко, основа детского питания и многих блюд, доставлялось в города из окрестных деревень. Качество этого скоропортящегося продукта питания никто не проверял, что говорит о весьма любопытной непоследовательности сметливого и практичного голландца. Горожанину ничего не оставалось, как довериться честности крестьянина. В городах было очень много торговцев овощами: то были крестьяне, имевшие палатку на рынке, разносчики с тележками и корзинами, лавочники, восседавшие под карнизами своих домов меж кочанов капусты и связок лука. Все они торговали также и фруктами. Вот такого продавца овощей своим постоянным клиентам мы видим на одноименной картине из БСИИ. Каждая хозяйка ежедневно после завтрака отправлялась на рынок, прихватив с собой служанку или старшую дочь. Связано это было не только с отсутствием холодильных камер, но и распорядком торговли. В крупных городах между различными статьями торговли устанавливался определенный круговорот. В Гааге,
Голландская школа живописи XVIII в. Продавец овощей Дерево, масло БСИИ, инв. № 04-4917
например, рынок общего назначения работал во все дни недели; а в Лейдене - только по субботам, но в понедельник и пятницу открывался продуктовый рынок [4]. Чаще устраивались специализированные рынки - масляный, сырный, овощной, мясной и рыбный, поэтому наличие собственного поставщика продуктов, доставляющего их в любое время, позволяло иметь более вкусный стол, хотя кулинарию нельзя назвать сильной стороной голландских хозяек.
Г
Ч
ш
л
^ > г
ц
Чиппер Джакомо Франческо В мастерской сапожника Холст, масло,98х82 см БСИИ, инв. № 04-3808
Хореманс-ст. Жан Жозеф Интерьер сапожника Холст, масло, 42x56 см БСИИ ASG, инв. №04-4200
Еще одна картина из БСИИ кисти Жана Жозефа Хореманса-старше-го представляет мастерскую сапожника. Опять же, для того чтобы осознать достоинства голландской живописи, уместно сравнить это произведение с работой Джако-мо Франческо Чиппера «В мастерской сапожника». Дж. Чиппер (1664-1736), прозванный Тодески-ни, большую часть жизни работал в Милане, хотя был родом из Австрии. Его творчество находилось под различными влияниями - от Караваджо до картин Брейгеля из народной сельской жизни - и вписалось в ломбардское натуралистическое направление XVII - начала XVIII веков. Для итальянского искусства того периода изображение сапожника за работой, вероятно, и следует отнести к натурализму, но чем внимательнее смотришь на картину, тем больше вопросов. Почему такие новенькие инструменты, словно все одновременно куплены? Где неизбежный мусор, образующийся в процессе работы - нитки, гвозди, обрезки кожи? Почему жена уселась так, что вот-вот подтолкнет мужа под локоть, и он проткнет себе руку шилом? Где вообще находится эта мастерская? Пейзаж за окном как будто сельский, а обувь, которая шьется, явно не крестьянская.
И совсем другое дело сапожник у Хореманса, где сама жизнь смотрит на нас с картины. Передняя стена мастерской выходит на городскую улицу и выполняет роль витрины - на противоположной стене у притолоки прибиты образцы обуви, которую здесь можно заказать. Это не только реклама, это своего рода сертификат. Деятельность гильдий была строжайше регламентирована. Ремесленник мог, скажем, иметь право пришить новый рукав к старому полукафтану, но не имел права шить новый полукафтан целиком. Гильдия лудильщиков протестовала против продажи книготорговцами чернил в приборах из олова. Запрещалось ткать или чесать шерсть летом; варить пиво более одного раза в неделю; выполнять более трех разных операций (для ткачей); придавать пирогу форму, не зарегистрированную официально. Товары проштамповывались, и все, что не было отмечено печатью, беспощадно отвергалось [4]. Так что, прежде чем зайти к башмачнику, заказчику было нелишне удостовериться, что он имеет право сшить требуемое.
Ремесленники одного цеха обычно селились вместе. Именно так появились улицы бочаров, сапожников, булочников. И у Хореманса мы видим, что в мастерскую захо-
дит сосед в сапожном фартуке, чья мастерская находится, видимо, рядом. Судя по обилию клиентов, наполнивших мастерскую уже с утра, поскольку жена собирается за покупками, дела у мастера идут хорошо. Он показывает своему подмастерью, что и как нужно сделать, а сам тем временем выкуривает маленькую (табак в Голландии очень дорог) трубочку, и даже привычная утренняя перебранка с женой не может испортить ему настроения.
ПУЛЬС ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Нидерландская земля - песок -практически бесплодна. За исключением молочных продуктов, то немногое, что удавалось из нее выжать, не могло удовлетворить огромное население. Практически все приходилось ввозить из-за границы - пшеницу, овес, уголь, любое промышленное сырье: от кожи и металлов до шерсти, конопли, красителей, строительного и мачтового леса. Судьба, как видно, решила оставить Нидерландам лишь одно поле деятельности, где они должны были по-настоящему раскрыться, -транспорт. Нидерланды, располагавшие с XV века значительным торговым флотом и расположенные на пересечении морских и речных путей, которые связывали северо-восток и юго-запад, северо-за-
пад и юго-восток Европы, как нельзя лучше отвечали этой цели [4].
Невероятный успех Нидерландов объясняется слиянием природных условий, в разной степени благоприятных, и человеческой смекалки, способной выжать из них максимум выгоды. Ненависть к праздности и чрезвычайная умеренность сделали свое дело. Внутреннее потребление относительно к объему импорта и реэкспорта было довольно слабым. Английский посланник в Гааге Уильям Темпл, издавший в 1673 году довольно объемный труд о Нидерландах, особенно указывает на этот факт: «Никогда ни один народ не торговал столь много и не потреблял столь мало. Голландцы не устают покупать, чтобы тотчас же перепродать купленное. Они подчинили себе всю продажу пряностей, но питаются собственными рыбой и овощами, они продают во Франции свои лучшие ткани, а для себя покупают в Англии самое грубое сукно» [4]. Таким образом, порт - это место сосредоточения всех городских новостей и активной деловой жизни.
Корнелис Белт (? - до 1702) -один из ведущих пейзажистов гар-лемской школы второй половины XVII века специализировался на береговых сценах и пейзажах. Он воспроизводит одну их будничных сцен, когда в порт прибывает корабль - источник не только товара, но и новостей и слухов. Конные всадники - представители делового ^ш
мира - ожидают прибытия своего товара. Пара, сидящая к нам спиной, приехавшая в карете, встречает кого-то из близких. А центральный персонаж более всего похож на агента, чья задача как можно быстрее донести новости до городской биржи, открывавшейся в полдень, что сразу же позволит купцам снизить или повысить цены, распродать или попридержать товар и т.д. И как всегда в людное место, в порт подтягивается торговля и нищие. Даже прибытие корабля под нидерландским флагом отвечает требованиям достоверности: в 1600 году над 55% кораблей, заходивших в шведские и русские порты, развевался нидерландский штандарт. Спустя 15 лет это соотношение достигло 67 %, голландцы обеспечивали доставку зерна из этих стран на запад и юг Европы.
Барочный реализм не обращал внимания на подлинную суть трудовой деятельности, как уже не раз здесь было отмечено. Будней моряка - матроса, судового доктора и даже капитана - мы не увидим. А участь их отнюдь не была благостной. Хотя большинство нидерландских судов содержалось несравненно лучше и в большей чистоте, чем корабли других стран, служба на них превращалась в настоящую каторгу, - в трюмах и на палубе не протолкнуться из-за чрезмерного количества товаров, на борту царят грязь, гру-
бость и голод. Время от времени, по прошествии нескольких лет, какому-нибудь капитану удавалось вылезти из массы моряков и подняться ступенькой повыше. Он правдами и неправдами мог сколотить небольшое состояние или получить часть прибыли своих хозяев. Такой капитан, уходя на покой, покупал себе уютный домик и - типичный признак буржуазности - заказывал свой портрет [4].
КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН БАРОЧНОГО РЕАЛИЗМА
Общеизвестно, что культурные феномены создаются под сильным влиянием исторической обстановки. Это справедливо и по отношению к Голландии XVII века. Анализ явлений и процессов в изобразительном искусстве, искусстве в целом, может помочь понять историю страны. Справедливо и обратное, политика, экономическое развитие объясняют процессы, происходившие в сфере культуры.
В результате революции голландцы превратились в нацию бюргеров, практичную, мало склонную к мечтаниям, занятую делами, настроенную отнюдь не мистически, пропитанную антиитальянским духом, с нарушенными традициями, с религией без алтарных картин, с привычкой к бережливости. Для этого народа надо было найти искусство, которое понравилось бы ему, соответствовало ему, изображало его [9].
Демократически настроенное общество дало «социальный заказ» на воспроизведение жизни городских низов с теплотой и юмором и даже допускало такую степень свободы самовыражения художников, которая порой граничила с эпатажем, как это было в случае фламандца А. Броувера, который не любил самодовольства голландцев. Хотя, как показывает анализ жанровой живописи, реализм голландского искусства был избирательным, и этим выбором руководила их ментальность.
Ипполит Тэн в своей «Философии искусства» так оценил реализм работы голландских художников: «Национальный инстинкт требует
Белт Корнелис, круг Сцена в порту Дерево, масло, 66,5x48 см БСИИ ASG, Инв. № 04-2923
изображения действительного человека и действительной жизни так, как видят их глаза: мещан, поселян, скот, мелочные лавочки, харчевни, комнаты, улицы, пейзажи. Их не нужно изменять... чтобы облагородить, одним уже своим существованием они возбуждают интерес. Понимаемая так живопись вольна изображать хозяйку, сидящую за пряжей, столяра, стругающего рубанком на верстаке, хирурга, перевязывающего руку какому-нибудь мужику, кухарку, вдевающую на вертел живность или дичь, богатую барыню, которой подают умываться, все домашнее житье-бытье, от каморки и до гостиной,.. карточную игру, мужицкую гульбу, катанье по замерзшему каналу на коньках, коров на водопое, барки на море» [8].
Веселые общества, музыкальные компании, эпизоды повседневных домашних забот и солдатского досуга становились предметами внимания художников и иллюстрировались с предельной наглядностью [3], что не всегда находило понимание у историков искусства. Так, в 1876 году Эжен Фромантен в книге «Старые мастера» резко критикует жанровые картины голландцев: «Никакой изобретательности, никаких сцен, выходящих за пределы жизни полей или городов, которая глазами художников того времени представлялась как жизнь
однообразная, плоская, вульгарная, лишенная исканий, страстей и подчас даже чувств. Пьянство, курение, танцы, ласки, расточаемые служанкам, - ведь не это же можно назвать редкими и привлекательными происшествиями! Доить коров, водить их на водопой, нагружать возы сеном также не представляется заметным явлением в деревенской жизни. . .Так и хочется спросить этих беззаботных и флегматичных художников и сказать им: разве нет в вашей жизни ничего нового? Ни в хлевах, ни на фермах, ни в домах? Была буря - она ничего не разрушила? Гремел гром - молния не поразила ваши поля? Рождаются дети - вы не празднуете? Разве у вас никогда не плачут? Все вы страдали и сострадали чужой невзгоде, видели своими глазами раны, горести, все бедствия человеческой жизни; но откуда видно, что у вас самих были дни нежности, горя и неподдельной жалости? Распутство, пьянство, грубость, гнусная лень, объятия, похожие на драку, тумаки. Вы любите детей: их секут, они кричат, гадят в углах. Вот картины вашей семейной жизни» [9, с.133-135].
Между тем жанровое искусство стало олицетворением голландского образа жизни, деятельного и вместе с тем задумчиво-созерцательного, неразрывно связанного с мыслью о быстротечности и брен-
ности земной жизни. Сформировавшийся в Голландии в XVII веке идеал практического человека был получен путем устремления к нулю всех тех черт реального человека, которые делают его недостаточно «практичным» (то есть недостаточно деловитым и простым) [1, с. 167]. Чтобы оценить привлекательность заурядного семейного досуга, прелесть нехитрых развлечений, необходимо было хранить в коллективной памяти десятилетия тяжелейшей борьбы - с испанскими грандами, с морем, с нуждой. Мен-тальность среднего класса - основного заказчика картин, которую можно определить как «достаток, гордость, скромность», объясняет многое: и специфику тематики, и малый формат произведений, и назидательный символизм, и склонность к коллективной идентичности. Но это же вызывает и отмечаемые Э. Фромантеном проблемы: отсутствие тем труда, военных действий, борьбу с природными стихиями и т.д. Заказчику не нужно было напоминание об ужасах и невзгодах, он хотел видеть в искусстве желаемую действительность, где все трудности вызваны к жизни личными недостатками человека, что привело к опосредованному воспроизведению социальных проблем в голландской живописи «золотого века».
Список использованной литературы:
1. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи.- Калининград: Янтар. сказ., 1999. - 703 с.
2. Голландия во второй половине XVII и в XVIII веке. - Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/ s00/z0000034/st004.shtml (проверен 2.09.2016)
3. Дмитриева А.А. Смысловая взаимосвязь голландской живописи и эмблематики XVII века (на примере произведений художников Делфта) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2011.- № 8-1. -С. 77-80.
4. Зюмтор П. Повседневная жизнь во времена Рембрандта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.universalinternetlibrary.ru/book/24096/ogl.shtml (проверен 19.03.2017)
5. Решина М.И. Народы Бельгии и Нидерландов. - Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/29861/t-filimonova-brak-u-narodov-zapadnoy-i-yuzhnoy-evropy-64.php (проверен 19.03.2017)
6. Ротенберг Е.И. Искусство Голландии. - Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/ st009.shtml (проверен 19.03.2017)
7. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. Реальность и символи-ка.-М.: Изобразительное искусство, 1994.-282с.
8. Тэн И.А. Философия искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.co/ br/?b=557524&p=104 (проверен 19.03.2017)
9. Фромантен Э. Старые мастера/пер. с фр..- М. : Изобразит. искусство, 1996. - 280с.