Алина Булгакова, ведущий искусствовед МИА ASG
живопись братьев Ленен.
Проблемы авторской атрибуции полотен из
Большого собрания изящных искусств ASG
АННОТАцИЯ: статья посвящена анализу творчества братьев Ленен - представителей реалистического направления в искусстве Франции XVII века. Здесь же проведена атрибуция двух работ Матье Ленена из Большого собрания изящных искусства ASG.
КлючЕВыЕ СлОВА: братья Ленен, реализм, провинция, французское искусство XVII века, портрет, жанровая живопись, стилистическая близость, созерцательность, простота, статичность.
SuMMARY ABSTract: This article describes the history of the use of marble in the arts and crafts and a brief description of its species in the sample of ten marble countertops from a large collection of fine arts ASG
Key WORDS: Le Nain brothers, realism, province, French art of the XVII century, portrait, genre-painting, stylistic propinquity, contemplation, simplicity, static character.
В данном номере вестника «Мир искусств» мы продолжим начатый еще во втором выпуске рассказ о прославленных европейских династиях живописцев. Если в прошлый раз речь шла о выходцах из семейства Бассано, прославивших итальянскую школу XVI - XVII вв., то в этот раз мы коснемся творчества братьев Ленен -представителей французской школы XVII в. В
отличие от официального академического направления, царившего при монаршем дворе и служащего его идеологии, братья стоят у истоков реалистического направления искусства Франции. Основной темой их творчества была жизнь простого народа или так называемого третьего сословия, с ее повседневными тяготами и заботами.
Ленен, антуан Музыкальное собрание 1642 г. Лувр, Париж
Все братья родились на севере Франции (Пикардия), в городе Лан. Их отец Исаак Ленен состоял в должности королевского сержанта соляного амбара и был одним из самых просвещенных людей в своем городе. Детство и юность, проведенные в провинции среди крестьян, вдали от шумной столицы, с ее тягой к роскоши и пресыщенности удовольствиями, не могли не наложить отпечаток на их творчество. По приезде в Париж в 1629 г., в предместье Сен-Жермен (улица Прен-сес) они открывают мастерскую. Возглавил эту мастерскую старший брат Антуан. Информация о его жизни скудна. доподлинно не известно, у кого он обучался живописи. Возможно, это был голландский мастер, т.к. в живописи Антуана прослеживаются черты именно этой школы.
чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата
4Чир искусств
Преобладающей темой его творчества был семейный портрет интимного характера. Эти работы просты и незамысловаты по содержанию. Изображая свои модели, Антуан не «въедается» вглубь образа, не пытается проникнуть в тайны человеческой души, раскрыть внутренний мир. Напротив, герои его картин словно таят недосказанность, они предстоят перед зрителем как живописные скульптуры, позволяя разглядывать их снаружи, но не допуская внутрь себя.
Вероятно, именно Антуан обучал живописи своих младших братьев, каждый из которых позднее впишет свою страницу в историю французской живописи.
Луи Ленена часто называют основоположником крестьянского жанра. Его работы невелики по формату и геометрически четки в композиционном построении. Они, так же как и полотна старшего брата, близки голландской жанровой живописи. Отсюда сдержанность образов, а также чувство собственного достоинства, коими наделены герои его картин. Но при этом в творчестве среднего из братьев читаются черты искусства караваджизма, проявляющиеся к контрастной светотеневой моделировке и своеобразной трактовке персонажей.
\
Ленен, Луи Посещение бабушки 1645 -1648 гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1648 г. во Франции была основана Королевская академия живописи и скульптуры, куда были приняты Антуан и Луи. Однако в этом же году оба брата скончались с разницей в два дня: 23 мая не стало Луи Ленена, а 25 мая - Антуана.
С этого момента громкое имя семьи олицетворялось с творчеством младшего из братьев Ленен - Матье, писавшего портреты и жанровые композиции, но уже в совершенно ином русле.
В 1633 г. он был награжден в Париже орденом Святого Михаила, а с 1660-х гг. стал одним из самых популярных художников Франции. Вкусив славу, он практически отказывается от сцен сель-
ской жизни. Персонажами его полотен становятся аристократы, придворные дамы, военные, молодые люди в богатых одеждах.
Прекрасным образцом портретного творчества мастера является «Женский портрет», хранящийся в БСИИ АБС.
Данное полотно было атрибутировано французским экспертом Шанталь Модюи как работа, выполненная художником из окружения братьев Ленен, без указании конкретного имени. На полотне изображена дама с положением в свете, а, как уже говорилась выше, портреты аристократии характерны позднему периоду творчества Матье Ленена.
Портретам Матье Ленена свойственна созерцательность и простонародная подробность изложения. Художнику важно все: и темные задумчивые глаза молодой женщины, и ее румяное лицо, и блеск жемчужного ожерелья на шее, и тяжелые гипюровые кружева на воротнике. С явным удовольствием Матье прописывает дорогой «шитый» атлас платья, замысловатые бантики, украшающие его, и страусиное перо в прическе - эгрет - популярное в XVII в. украшение женской прически.
Исследование холста затрудняется тем, что он был обрезан. Но даже в этом состоянии вид-
Ленен, Матье (?) Женский портрет Холст, масло; 61x52 см БСИИЛ$С, инв. № 01-1050
Ленен, Матье Портрет юного принца Музей искусств, Нант
уыр вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств
на его стилистическая близость к работам Матье Ленена, особенно «Портрету юного принца» из Музея искусств в Нанте. Схожесть проявляется не только в близости кружевных воротников, но и в манере написания широко расставленных глаз, в специфическом легком наклоне головы, манере изображения носа и подбородка с характерным абрисом тени от нижней губы. Близки работы и композиционно - обе являются как бы промежуточным положением между погрудным и поясным изображением. Как и другим портретам Матье Ленена, работе присущ теплый охристый колорит и нейтральный фон.
Безусловно, живописная манера братьев очень схожа. Более того, они подписывали свои
Мастер Шествий Франция, XVII в. Шествие с барашком Художественный музей, Филадельфия
Мастер Шествий Франция, XVII в. Шествие с коровой Музей Пикассо, Париж
полотна одной фамилией, в результате чего возникала путаница с определением авторства картин.
Но работы братьев путают не только во внутрисемейных рамках. Часто их приписывают художникам, на живопись которых творчество братьев оказало влияние. Например, Мастеру Шествий - живописцу, работавшему во Франции в середине XVII столетия. Самыми известными работами этого художника являются «Шествие с барашком» (Художественный музей,
Мастер Шествий, круг Драка Франция, 1660 г. ГМИИ им. A.C. Пушкина, Москва
Мастер Шествий Франция, XVII в. Фермеры
Работа проходила на аукционе Sotheby's 25.06.2008, Париж
Мастер Шествий Франция, XVII в. Крестьяне в таверне
Работа проходила на аукционе Christie's 13.07.2001, Лондон
Филадельфия) и «Шествие с коровой» (Музей Пикассо, Париж).
Часто работы Мастера Шествий путают с картинами Матье Ленена. Так вышло и с полотном «Картежники» из собрания ASG. Картина была приобретена как работа этого анонимного художника XVII в. Действительно, тематика работы созвучна с картинами этого мастера, особенно с полотном «Драка» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва). Эта картина атрибутируется не самим анонимом, а художником его круга.
Однако стилистически и композиционно работа из БСИИ ASG сильно отличается как от работы Пушкинского музея, так и вообще от картин Мастера Шествий. Правда, есть точки соприкосновения с двумя работами, приписанными ему и
чшшр вестник мэедунароядого инстуггута антиквариата
4Чир искусств
проходившими на аукционах Sotheby's («Фермеры») и Christie's («Крестьяне в таверне»). Но, на наш взгляд, и здесь трудно почувствовать «одну руку». Все эти работы ближе к творчеству среднего брата - Луи Ленена.
Рассматриваемое полотно имеет больше общего с картиной «Крестьяне в таверне» кисти Матье Ленена (ГЭ, Санкт-Петербург).
В обеих работах присутствуют все черты, которые отличают творчество братьев: статичность композиции, относительно крупный масштаб фигур, помещенных на передний план, момент репрезентативного предстояния персонажей перед зрителем. Для Матье Ленена свойственны фигуры, плотно сомкнутые в композиции, так что между ними не остается свободного пространства (в отличие от работ Луи Ленена и Мастера Шествий). Эта «слитность» фигур присуща и полотну из собрания ASG. Кроме того, персонажи обеих картин очень близки и являются зеркальным отражением друг друга. При этом в деталях они отличны между собой, что позволяет утверждать, что перед нами композиционные варианты, а не копийные повторения. Так, фигура игрока в белой рубашке на переднем плане в правой части холста зеркально подобна фигуре у левой кромки картины из Эрмитажа. Однако она написана более сложно, с явным желанием обратить внимание на ракурс левой руки с выступающим к зрителю локтем. Очень близки между собой изображения бородатого персонажа на обоих полотнах. На рассматриваемых картинах присутствует характерная для Матье Ленена деталь - фигура рыжеволосого мальчика на заднем плане. Еще целый ряд элементов сближает данные работы: характерная форма стульев, посуда, детали одежды и др. Близок и колорит полотен, выдержанный в охристых, землистых тонах. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что работа, ранее отнесенная к творчеству Мастера Шествий, написана другим художником, очень близким к Матье Ленену, а возможно и им самим.
В XVIII столетии - времени господства «Придворных стилей» - интерес к живописи братьев Ленен угас и практически на целое сто-
* \
%
if Г*
№
тШЁ
jpgm
Ленен, Матье, круг
Картежники
Франция, XVII в.
Холст, масло; 104x122 см
БСИИASG, инв. № 04-1793
летие картины братьев были забыты. Новый виток внимания к их живописи возник в середине XIX столетия, когда французский писатель-натуралист Жюль Шанфлёри (1821-1889) практически заново открыл миру творчество братьев. Их простые и лиричные полотна оказали большое влияние на французских художников реалистов: Гюстава Курбе (1819 - 1877) и Жана-Франсуа Милле (1814 - 1875), прославлявших жизнь крестьян и радости труда.
Ленен, Матье Крестьяне в таверне Франция, 1640 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Список использованной литературы:
1. Каган М.С. Братья Антуан, Луи и Матье Ленен. - М.: 1972.
2. Лазарев В.Н. Братья Ленен. - Л.: Искусство, 1936.
3. Нерсесов Н. Братья Ленен. - М., 1966.
4. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. -М.: Искусство, 1972. - 520 с.
5. Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire Des Peintres Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs, Editions Gründ. -Paris, 1999.
6. Jacques Thuillier: Catalogue de l'exposition Les Le Nain, Galeries nationales du Grand Palais, Paris, 1978. -7.Rosenberg P. Tout l'œuvre peint des Le Nain. - Paris: Flammarion, «Les Classiques de l'Art», 1993. -136 p.
4up вестник №ждународного института антиквариата
ÎMLUp ИСКУССТВ