№ 315
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Октябрь
2008
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 378
И.В. Григорьева
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»: К ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Сделана попытка теоретического рассмотрения, осмысления, уточнения, конкретизации контекстов феномена «пространство», «образовательное пространство», а также осуществлен системный анализ различных трактовок дефиниции «информационное пространство», «виртуальное пространство», «медиапространство» с перспективой их возможности интеграции в «медиаобра-зовательное пространство».
Сегодня всё чаще в центре внимания ученых оказываются такие вопросы, как обогащение понятийного аппарата педагогики и упорядочение ее терминологии.
В связи с этим интересной становится позиция Л.Я. Шамес, которая утверждает, что педагогика не может развиваться без постоянного обогащения своего понятийного аппарата, иначе она будет вращаться в мире устоявшихся классических понятий, что противоречит природе педагогической деятельности, где необходимы творчество, отказ от стереотипных взглядов. По ее мнению, обновление понятийного аппарата, привнесение в него новых терминов, категорий происходит в связи с проникновением понятий одной области науки в другую, что способствует поиску новых концепций, придает определенную аргументацию выдвигаемым положениям, идеям [1]. Эта позиция дала нам основание думать, что вхождение нового понятия в научный аппарат педагогики - очень сложный и не всегда удачный процесс, поскольку использование чуждых педагогике категорий засоряет ее язык, все это может придать иной смысл употребляемым понятиям или исказить их педагогическое значение.
В связи с этим становится актуальным исследование использования педагогикой такой категории, как «пространство». Роль пространства, значение его в различных сферах, проявляющихся в жизни и деятельности людей, признают все. Пространство - категория, которая интересует специалистов разных областей науки: философов (пространство как окружающая действительность), психологов (восприятие и отображение человеком реальной действительности), людей творческих профессий (пространство скульптуры, художественного текста), педагогов (образовательное, воспитательное, медиаобразовательное, информационное пространства), лингвистов (отображение категории пространства с помощью языка, коммуникативное пространство).
Термин «пространство» задолго до того, как вошел в психологию, педагогику, лингвистику и другие сферы общественных наук, рассматривался как философская категория, интерес к которой не ослабевал на протяжении всей истории философии и других наук. Данное обстоятельство отражает тот факт, что представления о пространстве всегда были универсальными формами освоения человеком окружающего мира, развивающегося в соответствии с объективным разнообразием пространства.
Все древние мыслители и философы пытались осмыслить и объяснить эту кардинальную для человече-
ского бытия категорию. Одними из первых в истории философии попытались определить пространственные характеристики такие философы, как: Эпикур, Лукреций Кар, Демокрит, Галилей, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза. В Новое время проблемой пространства занимался И. Ньютон. В 1905 г. проблему пространства затронул А. Энштейн в своей теории относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство [2]. Необходимо отметить, что Эпикур, Лукреций Кар, Демокрит, И. Ньютон, рассматривая отношение пространства к материи, понимали пространство как самостоятельную сущность. Но существовал другой взгляд на проблему интерпретации понятия пространства и его характеристик. Его сторонники (Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза) понимали пространство как систему отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство считалось неосуществимым. В этой концепции пространство выступало как общая форма координации материальных объектов и их состояний. Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Хорошо сказал Декарт: «Движение в подлинном смысле - это движение относительно касающихся тел, гарантирующее существование тела, его выделение из бесконечной однородной, тождественной с пространством материи» [2]. Отсюда можно предположить, что истинный смысл заключается в том, что с точки зрения объективности пространства обе эти концепции равноценны.
На основании рассмотренных выше различных взглядов на проблему пространственных характеристик вырисовывается определенный образ понятия «пространство». Пространство представляет собой форму, выражающую определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их последние свойства.
Однако категория пространства стала предметом пристального внимания не только философов, но и многих ученых-лингвистов, таких как Р.А. Агеева, А.Д. Гринкевич, Е.П. Воронцова, М.В. Всеволодова, Е.Ю. Владимирский, Е.С. Кубрякова, М.В. Маковиц-кий, Н. Новикова, Н.А. Слюсарева, Е.С. Яковлева и др. В своих трудах они рассматривали выражение категории пространства в современном русском языке [3].
Следует признать сложность и многообразие данного понятия, но для того чтобы иметь полное представление о категории пространства, нам кажется интересным рассмотреть его этимологию.
Так, Ю.В. Гринкевич, упоминая в своей работе о возможностях трансляции национального менталитета в контексте лексического состава языка, анализирует этимологию слова «пространство».
Она пишет, что в русском языке слово «пространство» происходит от слов «страна», «сторона», «отсыл вбок», «в ширь-даль», «в родимую сторонку». «В латинском spatium (откуда и французское espace и английское space) - от глагола spatior = “шагать” (ср. немецкое spazieren = “гулять”). Spatium есть пространство, творимое и меряемое шаганием, т.е. дискретное, рубленое, а не плавное, жидкостное, континуум, как Декартово extension = “тянутие”, “вытяжение”... А вот немецкий термин для “пространства” - Raum - со значением “пусто”, “чисто”; ср. raumen убирать (комнату), очищать улицу (от снега), уносить (мусор), отодвигать, устранять, освобождать. Так что германское чувство пространства есть как бы “от-странство”, у-странение, а не рас-про-стран-ение - протяжение - растекание» [6]. Важно отметить, что все смысловые значения, которые имеет слово “пространство” как в русском, латинском, французском, английском, так и в немецком языках, находятся в тесной генетической связи (отражающая протяженность и расположение предметов), хотя и принимает порой чуть иную смысловую нагрузку (нем. «у-странение, а нерас-про-странение») [4].
Понятие «пространство» в терминологии имеет больший семантический потенциал. Определения понятия «пространство» представлены в толковых словарях современного русского литературного языка.
Например, в словаре русского языка С.И. Ожегова под редакцией Н.Ю. Шведовой под пространством понимается «... объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Пространство и время»; «промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается»; «поверхность, земельная площадь» [5]. Для нас в этом определении особенно важно то, что автор, рассматривая пространство, наделяет его такими свойствами, как протяженность и объем. Данная характеристика доказывает истинность приведенного выше анализа этимологии слова «пространство» в различных языках.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля пространство рассматривается как «одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, характеризуется протяженностью и объемом»; «протяженность, место, неограниченным видимыми пределами»; «промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается» [6]. В данном толковании автор, именуя пространство местом, неограниченным видимыми пределами, на наш взгляд, точно подчеркивает подобное свойство. Эта позиция лишний раз доказывает, что пространство это -временная форма бытия, которая всегда открыта, поскольку не ограничена какими-либо видимыми пределами, а значит, бесконечна, вмещающая в себя всю материю (среды, институты) и не зависящая от каких-либо процессов.
Современная энциклопедия дает следующее определение: «Пространство - форма существования матери-
альных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); пространство бесконечно; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности» [7].
Нам кажется позитивным стремление автора наделить пространство амбивалентностью; для него характерны такие, казалось бы, взаимоисключающие свойства, как протяженность и фрагментарность, прерывистость и непрерывность.
Однако некоторые ученые-лингвисты считают, что в прямом значении пространство - это организованная среда. Принимая во внимание данную позицию, нам кажется необходимым развести понятия «пространство» и «среда», дабы избежать беспорядка в использовании этих категорий.
Среда в этом случае рассматривается как совокупность природных или иных условий существования. По определению О.П. Флоренского, «действительность есть лишь особая организация пространства» [3].
Однако анализ словаря русского языка С.И. Ожегова под ред. Н.Ю. Шведовой дает иные результаты: «Среда - это вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-нибудь; окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; окружающие социально-бытовые условия, обстановка, также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [5].
Логика такого понятия в том, что пространство -это место, где располагается среда, а не сама среда, как это замечает О.П. Флоренский. Мы можем предположить, что подобный вывод сделан на основании ментального восприятия понятия «среда» и определенных семантических характеристик этого слова.
По мнению Н. Б. Крыловой, среда - это окружающее человека социальное пространство (в целом - как макросреда, в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его развития и действия [8].
Данный подход в рассмотрении интересующих нас понятий пространство и среда дал нам основание думать, что исследуемые категории синонимичны, поскольку среда - это организованное, социально обусловленное пространство; место жизнедеятельности членов социума. Однако, на наш взгляд, понятие пространства шире и глубже понятия среды, и это объективно.
Сложность и многообразие понятия пространства не ограничивается различными взглядами исследователей на его сущность, природу происхождения и проявления. Наименования различных пространств также разнообразны.
Впервые в педагогической литературе «образовательное пространство» как педагогическая категория было рассмотрено такими учеными, как М.Я. Виленским и Е.В. Мещеряковой [9]. Анализ педагогической литературы показал, что вопросом «образовательное пространство» занимались такие ученые, как А.Я. Данилюк, В.И. Гинецинский, Л.Н. Новикова, Г.Н. Сериков, В.И. Слободчиков. Ряд исследователей рассматривают дидактическое пространство (Н.Л. Селиванова), образовательное пространство России (Г.В. Кумарина), муль-тикультурное пространство образования (Н.Б. Крылова),
социальное пространство ученического класса (А.В. Сперанский), информационное пространство
(В.Н. Костюк, Е.Г. Торина), региональное образовательное пространство (Н.П. Корнюшкин), триединое образовательное пространство (Е.А. Васкина).
В тезаурусе «Новые ценности образования» под образовательным пространством понимается существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляется специальная деятельность разных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации (В.М. Степанов) [8]. В этом определении для нас ценным является то, что автор определяет «образовательное пространство» как «место» в социуме, справедливо указывая на то, что внутри этого «места» осуществляется специальная деятельность различных систем. Ведь только такая категория, как пространство, может вмещать в себя несколько систем, объединенных определенным кругом отношений и связей, взаимодополняющих друг друга.
Большую роль в уточнении соответствующей терминологии сыграло следующее определение: образовательное пространство - абстрактное понятие, подразумевающее совокупность материальных и информационных объектов (образовательных объектов) и субъектов образования, во взаимодействии с которыми происходят образование и развитие личности этого взаимодействия (общения, диалога) логичных смыслов (автор определения - В.И. Слободчиков).
Немалое значение, в русле нашего исследования, имеет позиция М.Я. Виленского и Е.В. Мищеряковой, интерпретирующих категорию «образовательного пространства» как целостную интегративную единицу социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированную и имеющую свою систему координат, которая, по их мнению, способствует эффективной профессиональной подготовке педагога [9].
Таким образом, анализ теоретических работ в контексте нашего исследования позволяет заключить, что понятие «пространство» рассматривается с разных позиций. Отсутствует единое понимание сущности и природы образовательного пространства.
Однако следует отметить тот факт, что образовательное пространство, созданное в начале XX в., исчерпало к настоящему времени свои потенциальные возможности и требует некоторой реорганизации. Другими словами, с переходом России к условиям информационного общества должна быть задана некоторая рамка изменений в образовательном пространстве. В связи с этим в педагогике появляются следующие понятия: информационное пространство, виртуальное пространство, медиаобразовательное пространство.
В свою очередь, информационное пространство — пространство, в котором создается, перемещается и потребляется информация. Направление и скорость информационных потоков, способы создания и поглощения (использования) информации определяют структуру пространства. Пространство и его структура отражают информационную структуру общества, куда входят науки, СМИ, образование [10]. Такая точка зрения позволяет нам думать, что информационное про-
странство - это пространство, созданное с помощью цифровых телекоммуникационных технологий.
В ряде научных работ последних лет стал использоваться ещё один термин «Интернет-пространство», или виртуальное пространство. С помощью новых информационных технологий создается возможность контакта между людьми вне физического присутствия. Такого рода контакты, рассуждает А.В. Чистяков, были возможны и благодаря почте, телефону, телеграфу и другим техническим посредникам коммуникации, однако новые информационные технологии создают новое качество этого общения. Пространство, созданное с помощью цифровых технологий, стремительно внедряется не только в жизнь современного общества, но и в структуру жизненного пространства личности, в образование [11].
Тема же медиаобразовательного пространства в образовании, несмотря на её остроту, сегодня слабо изучена. Вместе с тем она является частью исследовательского поля, охватывающего проблему организации открытого образовательного пространства.
Поэтому мы будем рассматривать медиа- и образовательное пространства как взаимодополнительные, органично создающиеся медиаобразовательные пространства на основе интеграции образования и информационной карты мира. Мы глубоко убеждены, что если этой взаимодополнительности нет, если нет обустройства перехода от одного типа пространства к другому, то свойства пространства искажаются, пространства искривляются, порождают кривые образы. Вместе с тем модель образовательного пространства, и мы разделяем точку зрения Л. А. Ивановой, должна иметь опережающий исторический характер, строить образ на фундаменте представлений о глобально-открытой информационной цивилизации, управление которой базируется на знании природы законов образования и средств массовой информации [12].
В отечественной науке в последние десятилетия появляется корпус исследований, посвященных проблеме организации интеграции педагогики и искусства в медиасреде (Г.П. Максимова), информационно-коммуникационной среды (С.В. Зенкина), личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред (В .В. Гура) и др. Отмеченные исследования касаются «осовременивания воспитательного процесса, происходящего в высшей школе», «содержательного наполнения этой среды», создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурнообразовательные потребности молодого человека [13].
Как и на начальной стадии своего генезиса, информационное пространство, Интернет-пространство, виртуальное пространство, медиапространство остаются скорее предметами дискуссий, чем устоявшимися направлениями современного познания. При этом если каждое из рассматриваемых понятий, взятое как таковое, имеет соответствующую «литературу вопроса», то аспект проектирования открытого медиаобразователь-ного пространства России, активно взаимодействующего с глобальной инфосферой, представляется практически неразработанным.
Проблема медиаобразовательного пространства в вышеназванных исследованиях рассматривается латентно. Рассмотреть же медиаобразовательное пространство необходимо, поскольку именно в феномене медиа- и образовательного пространств кроется загадка их «параллельных» и интегрированных возможностей. По наблюдениям специалистов, «параллельная школа» оказывает на обучающихся сильное влияние, причем с каждым годом влияние заметно возрастает, в то время как авторитет классической школы, наоборот, падает. Необходимо выбрать такую стратегию, чтобы пропасть между медиа- и образовательным пространством не увеличивалась, преодолевалась их разобщенность. Актуален поиск способов их интеграции для достижения целей
современного образования. Это связано с тем, что жить и работать выпускникам новой образовательной системы придется в открытом информационном обществе, где приоритетную роль будут играть фундаментальные знания об информационных процессах в обществе и новые информационные технологии. Вопрос лишь в том, как, при каких условиях, за счет чего возможна консолидация медиа- и образовательного пространств.
Таким образом, на основании проведенного анализа нами было установлено, что понятия образуют определенные ряды, где философские термины взаимодействуют с терминами педагогики, понятиями обыденного педагогического сознания, отражающими современную образовательную реальность.
ЛИТЕРАТУРА
1. ШамесЛ.Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании. СПб.: Астерион, 2006. 530 с.
2. Пивоварова О.П. Вербализация категории пространства в семантическом и лингвокультурологическом аспектах: на материале лексем и
фразеологизмов русского языка с пространственным значением: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 22 с.
3. Яковлева Е.Е. Выражение категории пространства в современном русском языке (на примере художественных произведений С.Н. Сергеева-
Ценского): Дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2003. 204 с.
4. Гринкевич Ю.В. Восприятие пространства в русскоязычной и англоязычной культурах: Дис. ... канд. культурол. наук. М., 2006. 271 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. 797 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М : Рус. яз., 1988. Т. 1-4.
7. Пространство // Словарь. инфо. Б. м.., 2006. Режим доступа: http://www.slovar.info/word/?id=50769
8. Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: Дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 1999.
190 с.
9. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. М.,
2002. С. 8-18.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 176 с.
11. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций (социокультурный анализ): Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д., 2006. 58 с.
12. Иванова Л.А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России // Вопросы педагогического образования: Межвуз. сб. ст. Иркутск, 2008. Вып. 19.
13. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных ресурсов и сред: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 43 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 июня 2008 г.