Мак-Махон, Барри (Barrie McMahon) - менеджер отдела учебных программ Министерства образования Западной Австралии. Был школьным учителем, консультантом по медиаобразованию. Совместно с Р.Куин опубликовал несколько книг по проблемам медиа и медиа и медиаобразования (Exploring Image, Real Images, Stories and Stereotypes, Meet the Media и др.).
Петухова Ирина Сергеевна
Ассистент на кафедре «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «ИрГУПС», г. Иркутск, Россия
УДК 378 ББК 74.58 ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЕ ДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ
ВОПРОСА
Статья посвящена изучению проблемы информационно-образовательного пространства, направленного на формирование медиакомпетентности личности.
Ключевые слова: медиакомпетентность; образовательное пространство; информационно-образовательное пространство.
INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY AS ONE OF THE CONDITIONS OF MEDIA COMPETENCE DEVELOPMENT:
STATING THE PROBLEM
The article is devoted to the study of the problem of information and educational space, aimed at the development of media competence.
Key words: media competence; educational space; information and educational space.
Включение России в общемировое образовательное пространство, потребовало изменение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с учетом европейских тенденций в развитии высшего образования. Одним из таких изменений является «увеличение степеней свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий», которые предполагают самостоятельный выбор некоторых курсов (30% от общего числа) и порядок их изучения. Данное изменение должно повысить уровень развития личности, его профессиональной компетентности.
Помимо этого в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечается необходимость «создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования в течение всей жизни» [10, с. 14], под которым понимается «процесс
роста образовательного потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множество образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных» [11, с. 44]. Таким образом, для успешной реализации непрерывного образования следует в процессе обучения формировать медиакомпетентность личности.
Исходя из выше сказанного, целью данной статьи является рассмотрение использования информационно-образовательного пространства с целью формирования медиакомпетентности студентов. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие «медиакомпетентность»; 2) выявить сущность понятия «информационнообразовательное пространство».
При анализе литературы по проблеме медиакомпетентности, мы выяснили, что данной проблемой занимаются такие медиапедагоги, как Я.Л. Айзенберг, И.В. Григорьева, Л.А. Иванова, К.М. Исаева, В.С. Колодяжная, С.В. Комаров, С.В. Кудрявцев, Н.А. Лебедев, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, А.В.Спичкин, Ю.Н.Усов, А.В. Федоров, А.В.Шариков и др.
Так же нам стало ясно, что понятие «медиакомпетентность» до конца не исследовано. Медиапедагоги не могут сойтись в едином мнении в определении этого понятия. В качестве доказательства можно привести следующие термины, которые являются близкими к медиакомпетентности: «медиаграмотность», «медийная культура» («медиакультура»), «медиаобразованность», «медиасознание», «аудиовизуальная образованность», «информационная образованность», «компьютерная грамотность», «медийная компетентность» и т.д.
Изучая литературу по рассматриваемой проблеме можно сделать вывод, что наблюдаются смешение выше представленных терминов.
При сравнении терминов «медиаграмотность» и «медиакомпетентность», для начала необходимо рассмотреть понятия «компетенция» и «грамотность». Согласно Современной энциклопедии «грамотность» первоначально означало овладение навыками чтения и письма, но с течением времени значение данного термина расширялось. Таким образом, сегодня под термином «грамотность» понимается владение комплексом знаний и умений, необходимых для успешного функционирования человека в социуме.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова грамотный - это человек, 1) «умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок; 2) обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-н. области» [13, с. 147]. А под компетентным понимается человек «1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией». Следует так же отметить, что «компетенция» - это 1) «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав» [13, с. 289].
Переходя к рассмотрению непосредственно терминов «медиакомпетентность» и «медиаграмотность», необходимо привести мнение Р. Кьюби, согласно которому «медиакомпетентность» рассматривается как синоним термину «медиаграмотность» и определяется как «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах» [1, с. 2]. В свою очередь А.В. Федоров в своей статье «Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям» отметил, что медиаграмотность является более узким понятием, чем медиакомпетентность.
Что касается отечественных исследователей, то Н.В. Чичерина определяет термин «медиаграмотность», как «способность адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве: осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты, распространяемые с помощью различных средств массовой информации и коммуникации, во всем разнообразии их форм» [18, с. 15].
Еще одним синонимом медиакомпетентности является медиаобазован-ность, которая рассматривается как результат целенаправленного медиаобразования. Прежде чем перейти к определению данного понятия, на наш взгляд, следует рассмотреть понятие образованность и отметить различия с термином «компетентность».
Современный толковый словарь русского языка определяет термин «образованность», как 1) уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения; 2) просвещенность, культура. В свою очередь «компетентность» трактуется как 1) обладание компетенцией (согласно Современному толковому словарю Ефремовой) [7]; 2) знания, опыт в той или иной области (согласно Энциклопедическому словарю экономики и права)
[4].
Исходя из данных определений, можно прийти к выводу, что образованность более широкое понятие, чем компетентность. Оно охватывает все сферы жизни, а не только профессиональную.
Переходя к определению термина «медиаобразованность», приведем мнение Н.В. Змановской, которая определяет медиаобразованность педагога, «как совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе» [8, с. 24].
Некоторые исследователи в области медиаобразования приводят так же понятие медиасознание, которое, согласно Л.А. Грицай, трактуется как «форма отражения действительности, запечатленная в конкретных медиатекстах, являющая совокупность системы ценностей, смыслов и жизненных ориентаций» [6, с. 2].
Еще одним из синонимов термину «медиакомпетентность» является «медиакультура», под которой понимается «совокупность информационнокоммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития,
способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» [10, с. 19].
Рассмотрев несколько терминов, близких к медиакомпетентности, мы пришли к выводу, что наличие такого большого количества терминов, является следствием неоднозначного понимания целей медиаобразования. Мы же в своей работе придерживаемся термина «медиакомпетентность», поскольку он «более точно определяет суть имеющихся у индивида, умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [15, с. 8].
В ряде работ сам А.В. Федоров использует не только термин «медиакомпетентность», но и «медиаграмотность», «медиаобразованность» и «медиакультура». Но в своей статье «Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям» он отмечает, что медиакомпетентность «более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [16].
В своей статье «Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям» А.В. Федоров, и мы вслед за ним, понимает под медиакомпетентностью «имеющиеся у индивида умения использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [16]
Следовательно, медиакомпетентная личность - это личность, которая не только свободно владеет информацией и знает, как и что работает, а так же она умеет все это применять на практике.
В ходе анализа литературы по данной проблеме мы так же выяснили, что существует несколько классификаций умений, характерных для медиакомпе-тентной личности: Дж. Поттера, Р. Кьюби и В. Вебера, на основе которых
А.В. Федоров разработал классификацию показателей медиакомпетентности личности. В основу данных показателей вошли: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, оценочный, деятельностный и креативный [15].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что проблема формирования медиакомпетентной личности сегодня широко исследуется, но несмотря на это еще не существует единой трактовки понятия данного термина. Мы же в данной статье придерживаемся мнения А.В. Федорова, что «медиакомпетентность» более полно отражает суть более полно отражает суть цели медиаобразования и соответствует требованиям современного информационного общества.
При решении второй задачи, в первую очередь необходимо рассмотреть понятие «образовательное пространство».
В ходе анализа научной литературы по представленной проблеме, мы выяснили, что изучением образовательного пространства занимались такие ученые, как М.Я. Виленский и Е.В. Мищерякова, Л.Н. Новикова, А.Я. Дани-люк, В.И. Гинецинский и др.
Л.В. Абдульманова в своей статье «Культуросообразное пространство формирования основ физической культуры детей дошкольного возраста» отмечает, что актуальность формирования образовательного пространства возросла в тот период, когда одной из целей образования стало формирования личности учащегося. На наш взгляд это обусловлено тем, что образовательное пространство позволяет учащимся построит собственное пространство, внутри которого будет происходить их развитие под непосредственным руководством преподавателя [2].
Понятие «образовательное пространство» было введено М.Я. Виленским и Е.В. Мещеряковой, под ним они понимают «целостную интегративную единицу социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированную и имеющую свою систему координат, которая, по их мнению, способствует эффективной профессиональной подготовке педагога» [5, с. 10.].
В тезаурусе «Новые ценности образования» отмечено, что «образовательное пространство - это существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляется специальная деятельность разных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации» [14].
Прежде чем перейти к рассмотрению информационно-образовательного пространства, следует рассмотреть термин информационное пространство. А.А. Бодровым в своем диссертационном исследовании «Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен» понимает под информационным пространством «пространство, в котором создается, перемещается и потребляется информация. Направление и скорость информационных потоков, способы создания и поглощения (использования) информации определяют структуру пространства. Структура этого пространства отражает информационную структуру общества, куда входят науки, СМИ, образование» [3, с. 11].
Л.А. Иванова и И.В. Григорьева в своей статье «Проблема систематизации научной терминологии педагогики (на примере медиаобразовательного пространства)» отмечают, что данное пространство создается с помощью цифровых телекоммуникационных технологий [9].
Исходя из выше представленных определений информационного и образовательного пространств, на начальном этапе нашего исследования можно сделать вывод, что информационно-образовательное пространство - это пространство, направленное на развитие и социализацию индивида, которое создается на основе использования новейших информационных технологий и включает в себя различные электронные продукты такие как, например, электронные библиотеки, электронные газеты, журналы, а так же предостав-
ляет возможность опосредованного общения между участниками данного информационно-образовательного пространства.
Данное пространство позволяет 1) организовать дистанционное обучение; 2) поддерживать взаимодействие преподавателя и студента не только в стенах университета, но и за ними; 3) благодаря использованию информационных технологий осуществляется формирование медиакомпетентности как студента, так и преподавателя. Однако следует отметить, что для успешного формирования медиакомпетентности при работе в информационнообразовательном пространстве вуза от преподавателя требуется тщательный контроль работы студентов.
Формирование информационно-образовательного пространства требует наличия двух составляющих:
1) образовательный процесс, реализуемый в этом пространстве и его обеспечение, результатом которого должно быть получение обучающимся требуемой квалификации и ее признание в этом пространстве;
2) поддержка образовательного процесса с помощью информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), формирование необходимой информационно - коммуникационной сети, обладающей достаточной связностью, эффективным согласованным управлением и механизмами развития.
Если раньше преобладающую роль играла первая составляющая, то сегодня технологическая составляющая становится немаловажной в образовательном процессе вуза, поскольку она позволяет повысить качество обучения.
Таким образом, исходя из выше рассмотренных исследований можно отметить, что информационно-образовательное пространство - это «место», в котором происходит формирование медиакомпетентности личности, благодаря включению в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий.
Использование информационно-образовательного пространства в процессе обучения способствует обеспечению более своевременной помощи студента в процессе самостоятельной работы. Кроме того использование ИКТ в данном пространстве позволяет обучающимся получать самую новую информацию по изучаемой проблеме. Однако следует отметить, что роль преподавателя здесь становится более существенной, т.к. необходимо научить студентов получать из потока информации достоверную, анализировать ее, составлять собственные медиатексты, формируя тем самым у них медиакомпетентность.
В заключение следует отметить, что в данной статье мы предприняли попытку рассмотрения проблемы информационно-образовательного пространства вуза и пришли к выводу, что проблема интеграции образовательного и информационного пространства с целью формирования медиакомпетентности личности разработана не в полной мере и требует более глубокого изучения, т.к. переход России в условия информационного общества требует в рамках образовательного пространства необходимость осуществления кон-
троля над информационным пространством, в целях формирования всесторонне развитой, медиакомпетентной личности [9].
Библиографический список
1. Kubey, R. Media Literacy in the Information Age /R. Kubey // New Brunswick. - U.S.A. and London (UK): Transaction Publishers. - 1986. - P. 2.
2. Абдульманова, Л. В. Культуросообразное пространство формирования основ физической культуры детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. В. Абдульманова // I Международный образовательный Форум «Личность в едином образовательном пространстве». - URL: http: //www.ukrdeti.com/firstforum/indexforum.php.
3. Бодров, А. А. Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. А. Бодров - Чебоксары, 2007.
4. Большой энциклопедический словарь/ ред. И. Ю. Лапина, Е. Н. Мата-лина// М. : АСТ, Астрель. - 2002. - 1248 с.
5. Виленский, М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория [Электронный ресурс] / М. Я. Виленский, Е. В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. - М., 2002. - С. 8-18.
6. Грицай, Л. А. Родительские установки в медиасознании молодых рос-
сиян [Электронный ресурс]/ Л. А. Грицай // Научная онлайн-библиотека «Порталус». - 2011. - URL:
http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus readme.php?subaction=showfull& id=1296076778&archive=&start from=&ucat= 1 &.
7. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка // Т. Ф. Ефремова // АСТ, Астрель. - 2006.
8. Змановская, Н. В. Формирование медиаобразованности будущих учителей [Текст] / Н. В. Змановская // Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2004. - 24 с.
9. Иванова, Л. А. Проблема систематизации научной терминологии педагогики (на примере медиаобразовательного пространства) [Текст] / Л. А. Иванова, И.В. Григорьева// Мир науки, культуры, образования // Международный научный журнал. - Горно-Алтайск, 2009. - №2 [14]. - С. 158-165.
10. Кириллова, Н. Б. Что такое медиакультура [Электронный ресурс] / Н. Б. Кириллова // Теле-центр. - № 4 (12). - август-сентябрь 2005.
11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы // URL: http://www.gosbook.ru/node/1511(дата обращения:
27.09.11).
12. Короткая, Г. Н. Непрерывное образование и потребности общества [Текст] / Г.Н. Короткая // Состояние и тенденции развития уровневого высшего профессионального образования в России: материалы Региональной научно-методической конференции. - 13-15 апреля 2011.
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова / ред. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Русский язык, 1989. - 924 с.
14. Степанов, В. М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
В. М. Степанов. - Иркутск, 1999. - 190 с.
15. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов [Текст] / А. В. Федоров // Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 c.
16. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - №10 - 75 -108 с. - http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob no=34432.
17. Формирование единого информационно-образовательного пространства Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121 .html (дата обращения:
07.09.11).
18. Чичерина, Н. В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов [Текст] : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. В. Чичерина. - СПб., 2008. 50 с.
Хлызова Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук , доцент кафедры американистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК37.035.44 ББК 74.580
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В статье представлено описание понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности и модель ее формирования на основе анализа медиаобра-зовательных моделей, созданных отечественными и зарубежными медиапедагогами в соответствии с промежуточными результатами проводимого исследования.
Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; модель; педагогические условия.
STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODELING TO FORM MEDIA COMPETENCE OF THE LANGUAGE PERSON
The article describes media competence of the secondary language person and a model to form it, based on the analyses of the media educational models created by domestic and foreign media teachers according to the intermediate results of the conducted research.
Key words: media education; media competence; model; pedagogical conditions.
На современном этапе развития общества актуализируется медиатизиро-ванное иноязычное общение, предоставляющее возможность взаимодействия