Научная статья на тему 'Основные параметры и критерии измерения социального самочувствия наемных работников в современной России'

Основные параметры и критерии измерения социального самочувствия наемных работников в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
773
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL WELL-BEING / SUBJECTIVE WELLBEING / EMPLOYEES / SOCIAL STRATIFICATION / LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хапова Залина Ауесовна

Настоящая статья посвящена выявлению оценочных критериев социального самочувствия наемных работников. Анализируются существующие социологические подходы к трактовке понятия «социальное самочувствие», фиксируются различия в определении основных критериев социального самочувствия. Дается авторская оценка интерпретации понятия «социальное самочувствие», перечисляются наиболее важные оценочные критерии, позволяющие получить представление о социальном самочувствии наемных работников в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic parameters and measurement criteria of social well-being of employees in modern Russia

The article deals with the identification of evaluation criteria of social well-being of employees. It contains a review of some current sociological approaches to the understanding of the concept "social well-being"; it also reveals some differences in definition of basic criteria of social well-being The author gives his own interpretation of the concept "social well-being", describing some important evaluation criteria to get a sense of social wellbeing of employees.

Текст научной работы на тему «Основные параметры и критерии измерения социального самочувствия наемных работников в современной России»

УДК 316.44

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Хапова Залина Ауесовна

Преподаватель Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, e-mail: zalinka79@mail.ru

Настоящая статья посвящена выявлению оценочных критериев социального самочувствия наемных работников. Анализируются существующие социологические подходы к трактовке понятия «социальное самочувствие», фиксируются различия в определении основных критериев социального самочувствия. Дается авторская оценка интерпретации понятия «социальное самочувствие», перечисляются наиболее важные оценочные критерии, позволяющие получить представление о социальном самочувствии наемных работников в современном российском обществе.

Ключевые слова: социальное самочувствие, субъективное благополучие, наемные работники, социальная стратификация, трудовые отношения.

THE BASIC PARAMETERS AND MEASUREMENT CRITERIA OF SOCIAL WELL-BEING OF EMPLOYEES IN MODERN RUSSIA

Khapova Zalina A.

Lecturer, Kh.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, e-mail: zalinka79@mail.ru

The article deals with the identification of evaluation criteria of social well-being of employees. It contains a review of some current sociological approaches to the understanding of the concept "social well-being"; it also reveals some differences in definition of basic criteria of social well-being The author gives his own interpretation of the concept "social well-being", describing some important evaluation criteria to get a sense of social well-being of employees.

Keywords: social well-being, subjective well-being, employees, social stratification, labor relations.

Трансформационные изменения политического и экономического характера, происходящие в постсоветской России, способствовали усугублению социальной дифференциации российского общества [1, с. 261-262]. Возросло социальное неравенство, увеличились имущественные и социально-статусные различия между отдельными слоями и группами российского населения. В этом контексте актуализировалась потребность в систематическом мониторинге социального самочувствия как индикатора функционирования институциональной системы российского общества. Соответственно, возникла необходимость в формулировании более четких критериев оценки социального самочувствия в процессе его социологического исследования.

Для современной социологии исследование различных аспектов социального самочувствия населения представляет собой важную теоретическую задачу, обладающую высокой практической актуальностью. Можно выделить несколько основных сфер проявления социального самочувствия, находящихся в спектре исследовательского интереса социологической науки. Так, Р.В. Карамельский называет среди них материальное положение индивидов, трудовую занятость, семейные и межгенерационные отношения, межнациональные и межконфессиональные отношения, культуру и досуг, социальную инфраструктуру, экологическую и криминогенную ситуации [2, с. 181]. Изучение социального самочувствия наемных работников как особого класса, составляющего большинство российского экономически активного населения, требует обращения, прежде всего, к анализу сферы трудовой занятости населения и материальной обеспеченности российских граждан, позволяющему составить адекватное представление о характере удовлетворенности населения своим экономическим и социально-статусным положением.

В отечественной социологии исследование социального самочувствия населения взаимосвязано с общим изучением проблем социальной дифференциации российского общества [3]. Мы можем отметить ряд работ отечественных социологов, исследующих социально-стратификационную структуру российского общества и обращающихся в том числе к определению социального самочувствия российских граждан. Это исследования З.Т. Голенковой [4], М.К. Горшкова [5], А.И. Гу-лягиной [6], Е.Н. Даниловой и О.А. Оберемко [7], О.Ю. Посуховой и А.В. Серикова [8], Н.Е. Тихоновой [9] и др. Некоторые исследователи обращаются к более узким аспектам изучения социального самочувствия наемных работников на уровне коллективов конкретных предприятий или отдельных отраслей экономики. Так, Е.В. Желнина, Т.Н. Иванова,

И.В. Цветкова рассматривают социальное самочувствие наемных работников трудового коллектива предприятия ОАО «АвтоВАЗ» [10]. М.Г. Солнышкина и Н.А. Четверикова обращаются к анализу социального самочувствия работников энергосбытового предприятия [11].

Целью настоящей статьи является определение оценочных критериев социального самочувствия наемных работников в современном российском обществе. Для этого надо раскрыть смысловое содержание понятия «социальное самочувствие» и проанализировать существующие подходы к определению основных критериев социального самочувствия.

Социальное самочувствие представляет собой комплексный показатель социальных мироощущений как отдельных личностей, так и социальных групп [12, с. 59]. Социальное самочувствие рассматривается как экзистенциальная категория, определяющая специфику функционирования и социальную активность личности в конкретной социальной системе с ее экономической, политической, мировоззренческой и идеологической спецификой [13]. Е.Н. Бочканова понимает социальное самочувствие как «относительно устойчивую эмоциональную реакцию субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности» [14, с. 30]. То есть социальное самочувствие трактуется как результат осознания и переживания личностью объективных условий и смыслового наполнения ее жизни.

С.О. Лебедева и М.О. Пучкова утверждают, что социальное самочувствие является интегральной характеристикой, показывающей удовлетворенность или неудовлетворенность личности или социальной группы положением в обществе, а также позволяющей выявить реакцию социума на модернизационные преобразования [15, с. 144]. По мнению В.М. Чугуенко и Е.М. Бобковой, социальное самочувствие позволяет индивиду определять характер своих взаимоотношений с социальным окружением [16, с. 19]. Таким образом, социальное самочувствие наемных работников представляет собой эмоционально-оценочную самоидентификацию, детерминируемую спецификой социальной реальности и субъективными качествами личности, включая ценностно-мировоззренческие и поведенческие установки, уровень социальных притязаний и амбиций конкретной личности.

Мы видим, что вплоть до настоящего времени отечественные и зарубежные социологи не сформулировали однозначной дефиниции социального самочувствия. Многоаспектность понятия социального самочувствия обусловила различия в определении его критериев в рамках социологического подхода. Социологическая наука испытыва-

ет очевидные сложности операционализации понятия, поскольку единый оценочно-критериальный инструментарий так и не был сформирован. Прежде всего, следует обратить внимание на существующие различия в определении критериев социального самочувствия в отечественной и зарубежной социологической науке.

Зарубежная социология обращается в первую очередь к субъективной, эмоциональной составляющей социального самочувствия. Американскими социологами был введен в научный обиход концепт «субъективное благополучие» (subjective well-being), близкий по своим содержательным характеристикам понятию социального самочувствия [17]. Смысл субъективного благополучия сводится к оценке людьми уровня собственной жизни на протяжении определенного отрезка времени. Эта оценка включает в себя степень общей удовлетворенности условиями жизни, трудовыми и семейными отношениями, благополучную семейную ситуацию.

По мнению американского исследователя Э. Кемпбелла, в число компонентов субъективного благополучия входят экономическая стабильность в государстве; наличие хороших отношений в семье; сильный и стрессоустойчивый характер, позволяющий легко переживать неудачи и радоваться достижениям; надежный круг друзей и знакомых; привлекательная окружающая среда [17]. Семейные взаимоотношения, профессиональная и творческая самореализация, возможность повышения профессиональной квалификации и получения или продолжения образования, уровень личной безопасности себя и членов семьи, политическая и экономическая стабильность общества, благоприятные отношения с социальным окружением на работе и по месту проживания, физическое и психическое здоровье, отсутствие переутомлений и достойный отдых - все эти факторы в совокупности составляют основу субъективного благополучия. Таким образом, субъективное благополучие предстает многофакторным социально-психологическим конструктом, основанным на оценке индивидом собственного личного счастья.

Однако основным недостатком понятия «субъективное благополучие» является акцентуация на позитивной динамике самооценки индивидов, тогда как существует потребность в выявлении негативных тенденций в сфере оценки собственного положения. В отличие от термина «субъективное благополучие», используемая в отечественной социологии дефиниция «социальное самочувствие» является содержательно нейтральной, так как подразумевает и возможность негативной

ТЛ KJ KJ _

оценки. В российской социологии понятие социального самочувствия

рассматривается как близкое по своему смысловому содержанию понятию качества жизни. При этом качество жизни в большей степени выводится из объективных факторов социального и экономического характера, а социальное самочувствие - из субъективных, эмоциональных оценок личностью своего социального положения.

В отечественной социологической науке наиболее распространено выделение в качестве основных критериев оценки социального самочувствия материального благополучия, социальной адаптации и эмоционального состояния [12, с. 60]. Тем не менее большинство авторов приводят более объемный перечень основных оценочных критериев. Л.Е. Петрова, перечисляя критерии социального самочувствия, выделяет «уровень притязаний, в который входят жизненная ориентация, ценностные ориентации трудовой деятельности, ценности учебной деятельности, ценности семьи, ценности общения и досуговой деятельности, субъективная оценка характеристик успеха; характеристики активности субъекта, подразделяющиеся на трудоспособность, адаптивную деятельность, конкретные шаги по реализации жизненной программы; удовлетворенность реализацией жизненной стратегии; подчеркивается также социальный статус субъекта социального самочувствия» [18].

Следует отметить, что оценочные критерии уровня социального самочувствия населения различаются в зависимости от объекта исследования - социально-профессиональной, половозрастной, этнической, конфессиональной группы. В частности, межнациональные и межконфессиональные отношения могут оказывать непосредственное влияние на динамику социального самочувствия населения [6].

Миграционные процессы и вызванные ими изменения в социально-демографической структуре населения и на рынке труда также способствуют изменению социального самочувствия наемных работников. Так, рост трудовой конкуренции, снижение оплаты труда в определенных сферах деятельности, повышенный риск возникновения трудовых конфликтов на почве культурной несовместимости, тесно связанные с внешней трудовой миграцией, могут негативно отражаться на удовлетворенности работой и социальными отношениями в трудовом коллективе. Естественно, что это повлечет за собой снижение социального самочувствия тех групп наемных работников, которые чаще всего вступают в конкурентные отношения с внешними трудовыми мигрантами. В свою очередь, социальное самочувствие наемных работников из числа мигрантов в большой степени зависит от эффективности их адаптации к условиям жизни в принимающем обществе.

Перечисленные выше общие критерии оценки социального самочувствия населения могут видоизменяться и дополняться в процессе исследования социального самочувствия конкретных групп наемных работников. Индикаторы социального самочувствия наемных работников в большей степени связаны с определением характера и условий труда на отдельно взятом предприятии или в конкретной отрасли экономики.

Социальное самочувствие наемных работников устанавливается посредством изучения специфики взаимоотношений в трудовом коллективе и с работодателем, восприятия работниками своей трудовой деятельности, ее условий, оплаты труда. Так, Е.В. Желнина, Т.Н. Иванова и И.В. Цветкова перечисляют следующие параметры измерения социального самочувствия наемных работников: 1) отношение к предприятию, организации, индикаторами которого являются интерес к выполняемым трудовым задачам, исполнительность и инициативность, специфика оценки условий труда в конкретной компании, деятельности профессиональной организации; 2) активность участия работников в мероприятиях, индикатором которой выступают посещение мероприятий и роль в них; 3) мотивация трудовой деятельности работников, в качестве индикаторов которой рассматривается наличие возможностей для самореализации, повышения профессиональной квалификации и уровня образования, поощрительные инструменты, социальные льготы и гарантии; 4) атмосфера в трудовом коллективе, индикатором которой является самооценка наемными работниками своих отношений с другими членами коллектива и с руководящим составом [10, ^ 151].

Поливариантность дефиниций социального самочувствия усложняет саму возможность выработки универсального оценочного инструментария. Каждый из рассмотренных выше подходов обладает собственной правотой и ценностью, что не снижает потребности в некоторой корректировке предлагаемых оценочных критериев социального самочувствия. На наш взгляд, не следует абсолютизировать материальные аспекты социального самочувствия, поскольку размер заработной платы и иных трудовых доходов далеко не во всех случаях играет главную роль в удовлетворенности наемных работников своей трудовой деятельностью и местом работы. Не меньшее значение, чем материальная составляющая трудовой деятельности, имеют социально-статусные, креативные и коммуникационные аспекты трудовых отношений. Возможность самореализации в своей профессиональной деятельности представляет значимость для большого количества наем-

ных работников, равным образом как и удовлетворительные условия организации труда и быта [10, с. 154]. Для наемных работников важна удовлетворенность работой, зависящая от сложившихся взаимоотношений в трудовом коллективе, содержания выполняемых трудовых функций, наличия перспектив карьерного роста и повышения профессиональной квалификации, предоставления социальных гарантий работодателем [19, с. 9].

Для социального самочувствия очень важно осознавать и свои карьерные перспективы. Результаты социологического исследования говорят о том, что значимость профессиональной карьеры очень высокая: наличие возможностей для достижения карьерного роста в профессии важно для 77,9 % опрошенных; а неважно - только для 13,7 % опрошенных [20, с. 53]. Но перспективы карьерного роста в настоящее время имеют только 35,0 % опрошенных, не имеют 35,7 % респондентов, затруднились с ответом 29,2 %. Это означает, что для существенной части мечтающих об успешной профессиональной карьере мечты останутся мечтами, так как условий для ее воплощения в настоящее время нет [20, с. 73]. И в данном аспекте речь идет не только о традиционной интерпретации карьеры, но и о профессиональном развитии [21, с. 53].

Повышение статусных позиций наемного работника, его социальной и профессиональной активности, создание условий для его самореализации и саморазвития способствуют позитивному изменению социального самочувствия. Важную роль в определении социального самочувствия играет актуальная социальная самоидентификация личности в социальном пространстве, предполагающая оценку индивидом своего реального социального положения. Улучшение актуального социального положения, как правило, влечет за собой и оптимистичную потенциальную идентификацию, т.е. уверенность в собственном будущем, наличие конструктивной жизненной стратегии и готовности к положительным переменам. Негативное влияние на социальное самочувствие индивидов оказывают политические и экономические кризисы, инфляция, криминализация общества, рост алкоголизма, наркомании и иных социальных девиаций, создающие ощущение общей нестабильности жизни в конкретном обществе. Применительно к социальному самочувствию наемных работников можно говорить об его ухудшении в случае индивидуальных нисходящих перемещений по карьерной лестнице, снижения уровня доходов, ухудшения взаимоотношений с руководством и внутри трудового коллектива, осознания

невозможности самореализации в выбранной профессии или по месту трудовой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной социологической науке к настоящему времени еще не сформировалось единое понимание дефиниции «социальное самочувствие», что обусловливает и различия в определении его оценочных критериев. В любом случае осмысление и обобщение социологического знания о социальном самочувствии позволяют сформировать некие общие критерии оценки социального самочувствия наемных работников. С нашей точки зрения, социальное самочувствие складывается из двух основных параметров -материального и социально-психологического комфорта личности. Мы можем отнести к критериям социального самочувствия удовлетворенность профессией и выполняемыми трудовыми функциями; характер внутренних взаимоотношений в трудовом коллективе, с руководителями и работодателями; удовлетворенность заработной платой; наличие возможностей карьерного и профессионального роста, повышения уровня образования, творческой самореализации; обеспеченность социальными гарантиями и их реальную эффективность.

Социальное самочувствие наемных работников не только является индикатором восприятия социальной реальности, в том числе и трудовых отношений, но и выступает в качестве катализатора активного или пассивного социального поведения, находя прямое выражение в политической и экономической активности населения страны.

Литература

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология : учебник / под ред. Ю.Г. Волкова. М., 2000. 474 с.

2. Карамельский Р.В. Проблемы измерения социального самочувствия // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С.178-182.

3. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи. М., 2003. 316 с.

4. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Наемные работники в России - контуры формирующейся социальной общности. Saarbruken, 2013. 112 с.

5. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Средний класс в современной России // Общество и экономика. 2014. № 6. C. 13-79.

6. Гулягина А.И. Социальное самочувствие населения: основные критерии

References

1. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.I., Nechipurenko V.N., Popov A.V. Sotsiologiya : uchebnik / pod red. Yu.G. Volkova. M., 2000. 474 s.

2. Karamel'skiy R.V. Problemy izme-reniya sotsial'nogo samochuvstviya // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2011. № 4. S. 178-182.

3. Volkov Yu.G. Sotsiologiya: lektsii i zadachi. M., 2003. 316 s.

4. Golenkova Z.T., Igitkhanyan E.D. Naemnye rabotniki v Rossii - kontury formiruyushcheysya sotsial'noy obshchnosti. Saarbruken, 2013. 112 s.

5. Gorshkov M.K., Tikhonova N.E. Sredniy klass v sovremennoy Rossii // Obshchestvo i ekonomika. 2014. № 6. S. 13-79.

6. Gulyagina A.I. Sotsial'noe samochuvstvie naseleniya: osnovnye kriterii

[Электронный ресурс] // Огарев-online. Социологические науки. 2014. № 24. URL: // http ://j ournal.mrsu.ru/arts/ socialnoe-samochuv stvie-naseleniya-osnovnye-kriterii-2 (дата обращения: 31.03.2015).

7. Данилова Е.Н., Оберемко О.А. Специфика самоидентификации и социального самочувствия городского среднего класса России // Мониторинг общественного мнения. 2007. № 3 (83). С. 28-38.

8. Посухова О.Ю., Сериков А.В. Жизненные ориентиры жителей Южного федерального округа в контексте современных реалий // Вестник Института социологии. 2016. № 1 (16). С. 56-73.

9. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. М., 2014.

10. Желнина Е.В., Иванова Т.Н., Цвет-кова И.В. Социальное самочувствие работников ОАО «АвтоВАЗ» в условиях модернизации предприятия // Вектор науки ТГУ. 2014. № 3 (29). С. 151-154.

11. Солнышкина М.Г., Четверикова Н.А. Влияние организационных изменений на социальное самочувствие работников энергосбытового предприятия [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/ zpu/contents/2012/2/S olnyshkina_Chetverikov a_Social-Well-being/ (дата обращения: 31.03.2015).

12. Асланова О.А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 59-63.

13. Волков Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 80-101.

14. Бочканова Е.Н. Социальное самочувствие горожан - ориентир муниципальной социальной политики // Известия УрГУ. Серия 3 : Общественные науки. 2007. Т. 3, № 5. С. 29-37.

15. Лебедева С.О., Пучкова М.О. Социальное самочувствие горожан как социологическая проблема // Научный потенциал студенчества в XXI веке : материалы Ш Между-нар. науч. студ. конф. Ставрополь, 2009.

16. Чугуенко В.М., Бобкова Е.М. Новые тенденции в исследовании социального са-

[Elektronnyy resurs] // Ogarev-online. Sotsiologicheskie nauki. 2014. № 24. URL: // http://joumal.mrsu.ru/arts/socialnoe-samo chuvstvie-naseleniya-osnovnye-kriterii-2 (data obrashcheniya: 31.03.2015).

7. Danilova E.N., Oberemko O.A. Spetsifika samoidentifikatsii i sotsial'nogo samochuvstviya gorodskogo srednego klassa Rossii // Monitoring obshchestvennogo mne-niya. 2007. № 3 (83). S. 28-38.

8. Posukhova O.Y., Serikov A.V. Zhiznennye orientiry zhiteley Yuzhnogo federal'nogo okruga v kontekste sovremennykh realiy // Vestnik Instituta sociologii. 2016. № 1 (16). S. 56-73.

9. Tikhonova N.E. Sotsial'naya struktura Rossii: teorii i real'nost'. M., 2014.

10. Zhelnina E.V., Ivanova T.N., Tsvetkova I.V. Sotsial'noe samochuvstvie rabotnikov OAO «AvtoVAZ» v usloviyakh modernizatsii predpriyatiya // Vektor nauki TGU. 2014. № 3 (29). S. 151-154.

11. Solnyshkina M.G., Chetverikova N.A. Vliyanie organizatsionnykh izmeneniy na sotsial'noe samochuvstvie rabotnikov energosbytovogo predpriyatiya [Elektronnyy resurs] // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/ zpu/contents/2012/2/Solnyshkina_Chetveriko va_Social-Well-being/ (data obrashcheniya: 31.03.2015).

12. Aslanova O.A. Sotsial'noe samo-chuvstvie: izmeritel'nyy instrumentariy, poka-zateli i sotsial'nye kriterii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 2. S. 59-63.

13. Volkov Yu.G. V poiskakh novoy ideo-logicheskoy paradigmy // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2003. № 2. S. 80-101.

14. Bochkanova E.N. Sotsial'noe samo-chuvstvie gorozhan - orientir munitsipal'noy sotsial'noy politiki // Izvestiya UrGU. Seriya 3 : Obshchestvennye nauki. 2007. T. 3, № 5. S. 29-37.

15. Lebedeva S.O., Puchkova M.O. Sotsial'noe samochuvstvie gorozhan kak sotsiolog-icheskaya problema // Nauchnyy potentsial stu-denchestva v XXI veke : materialy III mezhdu-nar. nauch. stud. konf. Stavropol', 2009.

16. Chuguenko V.M., Bobkova E.M. No-vye tendentsii v issledovanii sotsial'nogo sam-

мочувствия населения // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 16-24.

17. Campbell A. The sense of well-being in America: Recent patterns and trends. N. Y., 1981.

18. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/petrova_ socsam/ (дата обращения: 31.03.2015).

19. Саркулова А.Т. Качество жизни наемных работников в контексте социальных трансформаций : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2011.

20. Посухова О.Ю. Формирование профессиональной карьеры в современном российском обществе. Ростов н/Д., 2015. 210 с.

21. Посухова О.Ю. Категоризация профессиональной карьеры в контексте феноменологической трактовки социальной реальности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 3. С. 168-174.

ochuvstviya naseleniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. № 1. S. 16-24.

17. Campbell A. The sense of well-being in America: Recent patterns and trends. N. Y., 1981.

18. Petrova L.E. Sotsial'noe samo-chuvstvie molodezhi [Elektronnyy resurs]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/petrova_ socsam/ (data obrashcheniya: 31.03.2015).

19. Sarkulova A.T. Kachestvo zhizni naemnykh rabotnikov v kontekste sotsial'nykh transformatsiy : avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Saratov, 2011.

20. Posukhova O.Yu. Formirovanie profes-sional'noy kar'ery v sovremennom rossiyskom obshchestve. Rostov n/D., 2015. 210 s.

21. Posukhova O.Yu. Kategorizaciya pro-fessional'noy kar'ery v kontekste fenomenolog-icheskoy traktovki social'noy real'nosti // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1 : Regionovedenie: filoso-fiya, istoriya, sociologiya, yurispru-dentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2015. № 3. S. 168174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.