Научная статья на тему 'Интерпретация архетипических мотивов в современных художественных образовательных практиках Алтая'

Интерпретация архетипических мотивов в современных художественных образовательных практиках Алтая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ARCHETYPE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / РУССКИЙ ОРНАМЕНТ / RUSSIAN ORNAMENT / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЫТ / NATIONAL LIFE / РЕСТАВРАТОР / RESTORER / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ARTIST-TEACHER / ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / REVIVAL OF FOLK ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанская А. Г., Степанская Э. В.

В статье представлены материалы традиционной выставки-конкурса «Алтай мастеровой» на присвоение почетного звания «Народный мастер Алтайского края», состоявшейся в 2015 году в галерее «Универсум» факультета Искусств Алтайского государственного университета. Автор анализирует различные техники и материалы: лоскутное шитье, гобелен, резьба по дереву, роспись по металлу и дереву, макетирование, плетение из ивовой лозы; представляет творчество художников, удостоенных почетного звания «Народный мастер Алтайского края». В статье автор представляет работы алтайской художницы Майи Дмитриевны Ковешниковой, посвященные русскому крестьянскому быту; отмечает оригинальность творчества художницы, как в выборе сюжета, так и в средствах выразительности; подчеркивается непреходящая ценность живописи М.Д. Ковешниковой, посвященной русским традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERPRETATION OF ARCHETYPAL MOTIFS IN CONTEMPORARY ART EDUCATIONAL PRACTICES OF THE ALTAI

The article presents materials of a traditional contest-exhibition “Altai Artisan” on awarding an honorary title of “folk artist of Altai region”, held in 2015 at Universum Gallery at a faculty of Arts of Altai State University. The author analyzes various techniques and materials: quilting, tapestry, wood carving, painting on metal and wood, model making, weaving willow twigs. The study shows what the work of artists to be awarded an honorary title of “folk artist of Altai Krai” is. In the article the authors present work of Maya Dmitrievna Kolesnikova, an Altai artist, whose works are dedicated to express Russian peasant life. The researchers note originality of her works both on the level of the choice of subject and on the level of means of expression. The paper stresses an intrinsic value of painting of M. D. Koveshnikova, which are meant to show Russian traditions.

Текст научной работы на тему «Интерпретация архетипических мотивов в современных художественных образовательных практиках Алтая»

6. Rekomendaciipo sostavleniyu Polozheniya o municipal'nom konkurse, olimpiade, konferencii. Available at: http://obrbratsk.ru/upload/rec.pdf

7. Konkurs kaksredstvo samostoyatel'nostiiindividualizaciiobuchayuschihsya. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke obuchayuschihsya k konkursu. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo NOU «'Ekspress», 2015.

Статья поступила в редакцию 25.09.16

УДК 37.013.43

Stepanskaya A.G., Cand. of Art Studies, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

Stepanskaya E.V., senior teacher, Department of Theory of Art and Culturology, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

THE INTERPRETATION OF ARCHETYPAL MOTIFS IN CONTEMPORARY ART EDUCATIONAL PRACTICES OF THE ALTAI.

The article presents materials of a traditional contest-exhibition "Altai Artisan" on awarding an honorary title of "folk artist of Altai region", held in 2015 at Universum Gallery at a faculty of Arts of Altai State University. The author analyzes various techniques and materials: quilting, tapestry, wood carving, painting on metal and wood, model making, weaving willow twigs. The study shows what the work of artists to be awarded an honorary title of "folk artist of Altai Krai" is. In the article the authors present work of Maya Dmi-trievna Kolesnikova, an Altai artist, whose works are dedicated to express Russian peasant life. The researchers note originality of her works both on the level of the choice of subject and on the level of means of expression. The paper stresses an intrinsic value of painting of M. D. Koveshnikova, which are meant to show Russian traditions.

Key words: archetype, tradition, Russian ornament, national life, restorer, artist-teacher, revival of folk art.

А.Г. Степанская, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru Э.В. Степанская, ст. преп. каф. теории искусства и культурологии факультета искусств, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ МОТИВОВ

В СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ АЛТАЯ

В статье представлены материалы традиционной выставки-конкурса «Алтай мастеровой» на присвоение почетного звания «Народный мастер Алтайского края», состоявшейся в 2015 году в галерее «Универсум» факультета Искусств Алтайского государственного университета. Автор анализирует различные техники и материалы: лоскутное шитье, гобелен, резьба по дереву, роспись по металлу и дереву, макетирование, плетение из ивовой лозы; представляет творчество художников, удостоенных почетного звания «Народный мастер Алтайского края». В статье автор представляет работы алтайской художницы Майи Дмитриевны Ковешниковой, посвященные русскому крестьянскому быту; отмечает оригинальность творчества художницы, как в выборе сюжета, так и в средствах выразительности; подчеркивается непреходящая ценность живописи М.Д. Ковешниковой, посвященной русским традициям.

Ключевые слова: архетип, традиция, русский орнамент, национальный быт, реставратор, художник-педагог, возрождение народного творчества.

Российское современное образование всех уровней нуждается в гуманитаризации. Изъятие из образовательных программ таких предметов, как теория и история искусства, изобразительное искусство (рисунок и живопись), описание и анализ памятников, организация выставочной деятельности, основы культурного туризма и других подобных дисциплин обедняет содержание учебного процесса и не способствует формированию художественно-эстетического мировоззрения. Особое значение для формирования эмоционально-эстетического отношения к миру имеет приобщение учащихся к традициям народного искусства. В настоящее время требуются преподаватели, профессионалы с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, с этническим отношением к миру. Современный человек все меньше взаимодействует с людьми и природой, обратившись к виртуальным просторам компьютерного мира. Как противостоять этому явлению? Одним из средств этого противостояния является творчество, в частности, традиционное декоративно-прикладное народное искусство. Народное творчество для художника - неисчерпаемый источник вдохновения. В этом убеждает популярность выставки «Алтай мастеровой». В Алтайском крае на рубеже XX - XXI столетий получило широкое развитие движение по возрождению традиций народного творчества. Комитет по культуре Администрации Алтайского края учредил конкурс на присвоение почетного звания «Народный мастер Алтайского края». В галерее «Универсум» факультета Искусств Алтайского государственного университета традиционными стали выставки-конкурсы «Алтай мастеровой» [1]. В 2015 году на выставку представили свои работы восемь мастеров из районов Алтайского края: Тогульского, Солоне-шенского, Ребрихинского, Тюменцевского, Чарышского и города Барнаула. Авторы представили произведения в различных техниках и материалах: лоскутное шитье, гобелен, резьба по дереву, роспись по металлу и дереву, макетирование, плетение

из ивовой лозы. Экспозиция, представляющая работы алтайских мастеров-художников не только красива, но оптимистичная, жизнеутверждающая и дающая возможность изучать народное творчество в развитии.

Более десяти работ представила на выставку преподаватель детской художественной школы № 2 города Барнаула Т.Л. Горбунова (р. 1957) - активный организатор художественной жизни, прежде всего выставок произведений своих учеников, основная тема ее творчества «Родной край». Высокими художественными качествами выделяются ее панно «Собор Св. Петра и Павла на Южном поселке города Барнаула», «Русская тряпичная кукла», «Маки». Цветовая гармония, композиционные ритмы - все в этих работах подчинено созданию светлого образа природы и быта русского человека.

Мастер из села Солонешное В.А. Мокроусов овладел искусством плетения из лозы, его творчество характеризуется высоким качественным уровнем изделий, широко востребованных в наши дня в связи с развитием частного домостроения, загородных дач: плетеная, экологически чистая, легкая ажурная мебель хороша для веранды, садовой беседки и летнего дома. В.А. Мо-кроусов имеет учеников, приобщил к своему ремеслу всю свою семью, успешно участвует в выставках, не только краевых, но и всероссийских.

Е.А. Головин (р. 1987) из Чарышского района основал любительское объединение резьбы по дереву при сельском Народном доме и реализовал с учениками социальный проект «Город мастеров». Он занимается домовой росписью, резьбой по дереву и плотницким делом. Одним из ярких экспонатов его творчества являются деревянные сани.

Значительное место в экспозиции занимают деревянные макеты «Ветряная мельница братьев Моховых» (нач. XX века), «Конный манеж купца Винокурова» (нач. XX века), «Усадьба купца Винокурова» (нач. XX века), «Богоявленская церковь города

Камень-на-Оби» (нач. XX века). Их автор мастер В.Н. Малыгин учитель Тюменцевской основной общеобразовательной школы. Его творчество обращено к истории Алтайского края.

Мастер лоскутного шитья С.Ф. Булатова (р. 1940) представила на выставку яркие красочные произведения, в них воплощены традиционные русские орнаменты, мотивы на высоком техническом уровне. С.Ф. Булатова ведет большую общественную работу, сотрудничая с Алтайским отделением Российского детского фонда, пропагандируя в форме мастер-классов «азбуку лоскутного шитья».

Своеобразным представителем пропагандиста народного творчества Алтая является Л.В. Храбрых (р. 1946). В своем творчестве и общественной просветительской деятельности Лариса Васильевна Храбрых развивает традиции народного творчества, прежде всего, лоскутного шитья, интерес к которому в последние годы усиливается. Сегодня в технике лоскутного шитья создаются объекты настоящего искусства, в которых оживают древние традиции, питающие эстетику народного быта, формирующие понятие о красоте природы, жизни и гармонии. Творческая биография Ларисы Васильевны началась после окончания Архитектурного факультета Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева в 1970 году по специальности «Архитектура». Деятельность Л.В. Храбрых, как архитектора, отмечена значительными успехами, достигнутыми в процессе трудовой деятельности в столице Алтайского края Барнауле: Ал-тайгражданпроект, главный архитектор проектов 1972 - 1998 гг.; открытие персональной творческой мастерской «Домус Плюс», руководство ею в 1990 - 2014 гг.; автор проектов многих жилых зданий в г. Барнауле, является дипломантом конкурса «Золотая капитель». В 2003 г. Лариса Васильевна обратилась к лоскутному шитью, требующему, как и архитектурное творчество, владения графическим рисунком, законами композиции, ритмом, цветом и особой эмоциональной привязанностью к мотивам, сюжетам, идеям народного искусства. Л.В. Храбрых сумела выработать индивидуальный художнический почерк, лишь ей присущее художественное мышление. Цвет, приём световых сочетаний, энергия, с которой строятся композиции - все это наделяет её произведения особой выразительностью, присутствием динамизма. Обращение к лоскутному шитью не было случайным, интерес к нему возник еще в раннем детстве. История русского орнамента, история национального быта, история русского текстиля изучаются Ларисой Васильевной на протяжении многих лет. Среди прочих, своим учителем считает Каффе Фассетта с его изысканным чувством стиля, неисчерпаемым источником вдохновения для мастера является народное искусство, изучаемое по экспозициям столичных и региональных музеев. Ларисе Васильевне знакомо и близко творчество многих современных художников, вдохновляемых народными традициями. Любимая тема «оде-ялки», исполнение которых требует особой теплоты и сердечности. С 2010 г. Л.В. Храбрых активно участвует в выставках, проводит мастер-классы, ею в 2014 году при Доме народного творчества в Барнауле организован клуб «Лоскутная пятница», в настоящее время Лариса Васильевна руководит творческим проектом «Русский узор». Участие в выставках, творчество и деятельность мастера лоскутного шитья Л.В. Храбрых отмечены наградами, среди них дипломы участника выставок (Барнаул, 2014 - ГХМАК; Барнаул, 2014 - Алтайский Дом народного творчества), диплом Лауреата в номинации «Художественное панно» (Новосибирск, 2014), диплом Лауреата (Иваново, 2015), диплом Победителя в номинации «Лоскутное шитье» (Москва, 2015) и другие. Основное направление творчества «Традиционное и современное лоскутное шитье». К ее творчеству применимы такие критерии художественности, как искренность, сопереживание, ясность выразительных средств, отношение к народным традициям как к великому источнику современного искусства.

Н.Н. Федькина из Ребрихинского района создала общественную организацию по возрождению русских традиций «Родники Касмалы». Мастер великолепно расписывает цветочными мотивами шкатулки, разносы, тарелки из металла, из дерева, ее темы «Букет», «Венок» решаются свободно, легко и радуют зрителя.

В.И. Павин из Тогульского района занимается резьбой по дереву, росписью по бересте, создает произведения на религиозные сюжеты. Его работы на «банные» сюжеты полны юмора и доброты, так же как образы старика и старухи и прочие сельские сюжеты.

Б.Н. Бородин (р. 1956) - мастер по ремонту и изготовлению щипковых музыкальных инструментов, член Союза мастеров -

художников и реставраторов музыкальных инструментов России, преподаватель Алтайской государственной академии культуры и искусства. Он создал 80 гитар различных конструкций, а так же гусли звончатые, мандалину неополетанскую, домру, балалайку, отреставрировал более 1000 струнных музыкальных инструментов [2]. Б.Н. Бородин лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

Многие искусствоведы посвятили свои труды Майе Дмитриевне Ковешниковой (Л.И. Снитко, Л.И. Лихацкая, Л.Н. Леонова, Л.Н. Шамина, Ю.Н. Сорокин и другие авторы) [3].

Искусствовед Л.И. Снитко, изучавшая творчество Маий Дмитриевны, писала ... «тему «хлеб» Ковешникова связывает непосредственно с теми, кто взрастил и положил на праздничный стол ароматный каравай хлеба ... жизнерадостная живопись художницы неразрывно связана с теми, кто трудится и созидает» [4, с. 37].

Ценность и красоту хлеба утверждала в натюрмортах М.Д. Ковешникова («К обеду комбайнеров», «Алтайский хлеб»).

Натюрморты М.Д. Ковешниковой перерастают рамки жанра и становятся картинами о современнике. «Хлеб» - доминирующая тема в творчестве художницы, у нее много полотен на эту тему, но они не повторяются ни композиционно, ни содержательно: каждое полотно - новый рассказ, новый сюжет, новая задача, новое художническое решение.

Мастеру тематического натюрморта М.Д. Ковешниковой были чужды вещи промышленного и городского обихода: дороже и ближе ей был деревенский быт. Таковы произведения «Красная изба углами», «Бабкины наряды». В картине «На побывку» тепло и даже нежно раскрывает художница человеческие взаимоотношения через конкретные предметы. В «деревенских» работах М.Д. Ковешниковой оживают красный, коричневый, теплый синий и другие цвета, создающие образ уютного интерьера, спокойного ритма жизни. Искусство М.Д. Ковешниковой как знак духовного осмысления реальности явилось методом освоения быта и бытия: предмет ежедневного пользования, предмет повседневности имеет символическое духовное значение для автора и зрителя. Мир в произведениях художницы предстает в светлых красках, ярких цветовых пятнах: это эмоции, чувства, способ проявления духовной энергии. Таковы «Травы», «Космос лета». Особое место в творчестве М.Д. Ковешниковой занимает работа под названием «Тыквы» (1991 г.). В ней на первом плане изображена поленница дров, заплот, увешанный домоткаными ковриками, и залитые светом деревья. В этой работе представлен типичный для М.Д. Ковешниковой прием включения натюрморта в природу, в окружающую среду.

Фольклорные мотивы, архетипические образы (окно, полотенце, платок, колыбель, хлеб, дерево, травы, цветок, свет, цвет и т.п.) усиливают влияние профессиональной живописи М.Д. Ковешниковой на обыденное сознание зрителя, возвышая его, побуждая зрителя к созерцанию и размышлению. Творчество М.Д. Ковешниковой интегрирует традиционные ценности в современную культуру. «Изба Прова Уймона» - картина, написанная в селе Горного Алтая - Верх-Уймоне. Это русское кержацкое село: в избах стены расписаны стилизованными яркими цветами в горшках и без них, на божничках - узорчатые полотенца, в сундуках платки и тканые пояса, рушники, на подоконниках - герань. Устойчивый крестьянский быт увлекал Майю Дмитриевну своей традиционностью, связями с древностью, с ним связано создание лучших произведений художницы, среди них те, что посвящены женскому народному образу - «Баба Таня», «Баба Таня и Маруся». В одном случае героиня изображена за старинным ткацким станком, полы устланы домоткаными дорожками, окно и кошка, в другом случае баба Таня и кошка Маруся изображены в крестьянском дворике у входа в избу.

Интерьер, натюрморт в интерьере, в крестьянском дворе -любимые сюжеты М.Д. Ковешниковой. Вещи у Майи Дмитриевны не просто предметы: это знаки, символы, определяющие мен-тальность и этничность человека.

Символична картина «Алтайская колыбель»: окно - символ связи с внешним миром; рукотворность вещей - домотканые дорожки на полу, цветочный узор занавесок, наволочки с прошвами, белизна покрывала, рукотворная колыбель и спящий ребёнок как символ будущего и человеческого счастья. Живопись М.Д. Ковешниковой одухотворяет повседневность, утверждает ценность народных традиций, она полна света и красоты.

Понятие «архетип» означает некое фундаментальное переживание, психический смысл в чистом виде незримо организу-

ющей и направляющей жизнь коллективного бессознательного. Архетипы, закрепленные в народном творчестве, фольклоре, традициях являются источниками формирования национального художественного стиля и национального самосознания [5]. Ныне востребован не только информированный человек, человек знания, но прежде всего - человек культуры. Человеку культуры присуща духовность. Одним из средств приобщения школьника, студента к духовности являются отчизноведение, художественное краеведение. [6, с. 100]

Библиографический список

Алтайский край богат мастерами народного творчества. Сувенирная продукция мастеров, их мастерские, их мастер-классы способствуют развитию культурного туризма на Алтае, а занятие традиционным народным творчеством в образовательной сфере обращает учащихся к общению друг с другом и природе - вечному источнику вдохновения. Народные мастера Алтая не только хранят ядро художественных традиций, но и одухотворяют народное творчество нравственно-эстетическими запросами своего времени.

1. Черняева И.В., Степанская Э.В. Художественная экспозиция как часть информационной системы в образовании и науке. Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2013; 14: 159 - 163.

2. Звучат гусли. Мастера - художники музыкальных инструментов Алтайского края. Составитель А.И. Гнездилов. Барнаул, 2014.

3. Художники Алтайского края: библиографический словарь: в 2 т. Научный редактор Т.М. Степанская, составитель В.С. Олейникова и др. Барнаул, 2005 - 2006.

4. Снитко Л.И. М.Д. Ковешникова. Изобразительное искусство Алтая. Барнаул, 1997.

5. Юнг К.Г. Человек и его символы. Санкт-Петербург, 1996.

6. Степанская Т.М., Степанская А.Г. Использование в сфере образования духовно-эстетических туристических ресурсов региона на примере Алтайского края. Культурное наследие Сибири. 2012; 13: 100 - 106.

References

1. Chernyaeva I.V., Stepanskaya 'E.V. Hudozhestvennaya 'ekspoziciya kak chast' informacionnoj sistemy v obrazovanii i nauke. Kul'turnoe nasledie Sibiri. Barnaul, 2013; 14: 159 - 163.

2. Zvuchat gusli. Mastera - hudozhnikimuzykal'nyh instrumentovAltajskogo kraya. Sostavitel' A.I. Gnezdilov. Barnaul, 2014.

3. Hudozhniki Altajskogo kraya: bibliograficheskij slovar': v 2 t. Nauchnyj redaktor T.M. Stepanskaya, sostavitel' V.S. Olejnikova i dr. Barnaul, 2005 - 2006.

4. Snitko L.I. M.D. Koveshnikova. Izobrazitel'noe iskusstvo Altaya. Barnaul, 1997.

5. Yung K.G. Chelovek i ego simvoly. Sankt-Peterburg, 1996.

6. Stepanskaya T.M., Stepanskaya A.G. Ispol'zovanie v sfere obrazovaniya duhovno-'esteticheskih turisticheskih resursov regiona na primere Altajskogo kraya. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2012; 13: 100 - 106.

Статья поступила в редакцию 15.09.16

УДК 37.015.32; 159.922

Suvorova O.V., Doctor of of Sciences (Psychology), Professor, Department of Classical and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: olgavenn@yandex.ru Spotkai L.A., postgraduate, Department of Classical and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: olgavenn@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY IN A TEENAGER WITH REGARD TO HIS RELATIONSHIP WITH PARENTS. The

authors study the specifics of the influence of parental relationship and interaction with their own child on the development of subjectivity as personal characteristics in adolescence. The authors consider the subjectivity of teenagers to be a system of attribute properties: conscious activity, awareness of its uniqueness, a free and responsible life of choice, reflection, understanding and adaptability to another person, desire to achieve self-development. The work contains results of an empirical study of the characteristics of relationship of parents to their own child and manifestations of subjectivity in the teenager. The study received a uniform and harmonious profile of the subjectivity of adolescents 13-14 years of age with a predominance of average development of subjective-personal properties, with a predominance of activity over reflexivity. A correlation analysis of the characteristics of interaction of parents and children shows indicators of subjective-personal development in adolescents and reveals a positive statistically significant relationships of parents and teenagers. Negative significant relationships are observed between parental control and when parents bother too much about failures of their child.

Key words: teens, parents' attitude, parents' interaction, characteristics of subjectivity, structure of subjectivity, subjective-personal development.

О.В. Суворова, д-р психол. наук, проф. Нижегородского Государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: olgavenn@yandex.ru

Л.А. Споткай, аспирант Нижегородского Государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: olgavenn@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Статья посвящена проблеме особенностей влияния родительского отношения и взаимодействия с собственным ребёнком на становление субъектности как личностного свойства в подростковом возрасте. Авторы рассматривают субъектность подростков как систему атрибутивных свойств: осознанной активности, осознания своей уникальности, свободного и ответственного жизненного выбора, рефлексии, понимания и принятия другого человека, стремления к саморазвитию. Приводятся результаты эмпирического изучения характеристик родительского взаимодействия и проявлений субъектности подростка. В исследовании получен гармоничный равномерный профиль субъектности подростков 13 - 14 лет с преобладанием средних значений развития субъектно-личностных свойств, активности над рефлексивностью. Корреляционный анализ характеристик родительского взаимодействия и показателей субъектно-личностного развития подростков позволил выявить положительные статистически значимые связи между принятием собственного ребёнка и сотрудничеством с ним и развитием его субъектности; отрицательные значимые связи наблюдаются между родительским контролем и фиксацией родителей на неудачах ребёнка и становлением подростка как субъекта саморазвития.

Ключевые слова: подросток, родительское отношение, родительское взаимодействие, характеристики субъектности, профиль субъектности, субъектно-личностное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.