11. Dobrotvorskiy N. Peasant Legal Traditions in the Eastern Part of the Vladimir Province (uyezdy Vyaznikovsky, Gorokhovetsky, Shuisky and Kovrovsky) // Juridical herald. 1889. T. 2. P. 255-323.
12. Tarnovsky V.V. On the Divisibility of Families in Little Russia // Journal of the Ministry of Internal Affairs. 1854. № 4. P. 73-102.
13. Kosven M.O. Family Community and Patronymic. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 1963. 219 p.
14. The Labor Principle in the People's Customary Law // Efimenko A.Ya. Studies of national life. Issue. 1. Customary law. M., 1884. 382 p.
15. Melnikov P.Yu. Features of the Customary law of the Russian Empire of the XIX century.: «Labor» Theory of a Peasant Family (basic provisions and counterarguments) // Herald of SSAL. 2015. № 2. P. 59-64.
16. Fedorov V.A. Family Sections in the Russian Post-reform Village // Agriculture and the Peasantry of the North-West of the RSFSR in the Pre-revolutionary Period: Materials of the inter-university scientific conference. Smolensk, 1972. P. 29-46.
17. Lichkov L.S. Peasant Family Sections // Northern Herald. 1886. № 1. P. 85-108.
УДК 340.12
Е.М. Терехов
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ АКТЫ КАК «ПРОДУКТ» ПРАВОИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение: в связи с совершенствованием нормативных правовых актов, практикой их применения, активным развитием общественных отношений увеличивается востребованность юридической деятельности. Возникает необходимость более активного использования отдельных форм ее реализации. Одной из таких форм выступает правоинтерпретационная деятельность, которая практически не изучена в современной правовой науке, что обусловливает недооцененность ее потенциала, а также свидетельствует об актуальности исследований в заданном направлении. Цель: анализ конечных результатов правоинтерпретационной деятельности. Методологическая основа: представлена совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: сформулировано авторское понятие термина «интерпретационный акт», проанализированы его признаки, правовая природа. Выводы: интерпретационные акты стоит рассматривать в качестве основного «продукта» правоинтерпретационной деятельности. Их природа обладает эволюционной направленностью, о чем свидетельствует их первоначальная цель — раскрытие смысла нормы права, которая со временем развивается и перерастает в возможность управления правотворческой и правоприменительной практикой.
Ключевые слова: юридическая деятельность, правоинтерпретационная деятельность, акт толкования права, интерпретационная практика, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.
© Терехов Евгений Михайлович, 2018
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Балаковский филиал Саратовской государственной юридической академии); e-mail: [email protected] © Terekhov Evgeniy Mikhailovich, 2018
Candidate of law, Associate Professor , State and legal disciplines department (Balakovo branch of the Saratov 46 State Law Academy)
E.M. Terekhov
INTERPRETATIVE ACTS AS A «CREATURE» OF THE LAW-INTERPRETATIVE ACTIVITY
Background: the article touches upon the question that in connection with the improvement of regulatory legal acts the practice of their application, the active development of public relations, demands for legal activity is increasing. There is a need for the greater use of the individual forms of its implementation. One of such forms is the law- interpretative activity which has not been practically researched in the modern legal science. It causes underestimation of its potential and also attests to the urgency of research in the given direction. Objective: the author of the article supposes to analyze the final results of the law-interpretative activity. Methodology: in doing the research a certain number of methods of the scientific knowledge were used. Preference was assigned for the methods of system, analysis and comparative-legal ones. Results: in the research the author's notion of the term «interpretative act» is framed, its characteristics and legal nature are analyzed. Conclusions: the author of the article comes to the conclusion that the interpretative acts should be considered as the main "creature" of the interpretative activity. It is noted that their nature has an evolutionary orientation. It is evidenced by their original goal - revealing the meaning of the rule of law, which eventually develops and escalates into the ability to manage law-making and law enforcement processes.
Key-words: legal activity, law-interpretative activity, act of interpretation of law, interpretation practice, Constitutional Court of the Russian Federation, Supreme Court of the Russian Federation.
В условиях глобализации вслед за усложнением социально-экономической 1 и политической жизни усложняется и правовая жизнь общества. В рамках а
т
последней особое место занимает юридическая деятельность, которая в самом К общем виде подразделяется на правотворческую, правоинтерпретационную и Г правоприменительную. Среди всех ее разновидностей правоинтерпретационный д
а
вид в отечественной правовой науке исследован меньше других. Вместе с тем с т
в
уверенностью можно сказать, что без нее невозможно качественное и результа- н тивное правоприменение. Ю
Постоянные дополнения и изменения в российском законодательстве, а так- д
и
же рост числа принимаемых нормативных правовых актов иногда приводят к с
к
усилению неопределенности смысла отдельных положений закона, что ставит вопрос толкования права все острее. д
Основным «продуктом» правоинтерпретационной деятельности являются | интерпретационные акты (акты толкования норм права). Именно они содержат № в себе основные ее результаты, которые не только важны для функционирова- 1 ния всех разновидностей юридической деятельности, но и оказывают прямое ° влияние на их развитие. 8
На сегодняшний день юридическая наука не содержит единого подхода к понятию «интерпретационный акт».
П.Е. Недбайло отмечает, что интерпретационный акт есть уяснение и разъяснение государственной воли, выраженной в нормативных правовых актах в целях правильного и единообразного понимания содержащихся в них правовых норм и последующего их применения в определенной обстановке [1, с. 349]. 47
Н.Н. Вопленко определяет интерпретационный акт как документ, издаваемый государственно-властными субъектами в процессе толкования норм права, вызывающий юридические последствия [2, с. 9-10].
По мнению Е.М. Шайхутдинова и В.М. Шафирова, «интерпретационный акт — это особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера» [3, с. 15].
В.О. Левит приходит к выводу, что интерпретационный акт — «разъяснение смысла правовых норм, исходящее от государственно-властного компетентного субъекта, имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения и деятельность регулируются разъясняемыми нормами» [4, с. 9].
В проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект, разработанный учеными Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ) предусмотрен термин «акт толкования права», который означает «правовой акт, разъясняющий правовые нормы» [5, с. 11].
Если проанализировать Закон Пензенской области «Об официальном толковании законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области», то можно установить, что его текст не содержит определения «интерпретационный акт», однако если рассматривать ст. 1, 3, 6, то можно сделать вывод, что акт толкования права — документ, издаваемый представительным органом власти, разъясняющий действительное содержание нормы права и имеющий такую же юридическую силу, что и разъясняемый документ1. Аналогичная ситуация сложилась и с Законом Орловской области «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области». В ст. 1 приводится перечень основных понятий, где имеется термин «официальное толкование», но, к сожалению, отсутствует такой жизненно важный компонент, как интерпретационный акт. Тем не менее, если детально исследовать текст данного нормативного правового акта, то становится понятным, что интерпретационный акт — письменный документ, выносящийся органами, осуществляющими официальное толкование норм права (их должностными лицами) по результатам их работы2.
Вряд ли под актом толкования норм права можно понимать лишь уяснение или разъяснение их смысла. Уяснение и разъяснение скорее представляют собой части мыслительного процесса по толкованию неоднозначных норм права, но никак не итоговый акт. Определение интерпретационного акта через результат юридически значимого действия, выраженного в установленной форме, представляется слишком широким и лишенным какой-либо конкретики, поскольку, к примеру, все стадии правоинтерпретационной деятельности имеют юридическое значение, однако акт толкования норм права должен ассоциироваться с их итогом.
1 См.: Закон Пензенской области от 5 октября 2012 г. № 2296-ЗПО «Об официальном толковании законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» // Российская газета. 2012. 7 окт.
2 См.: Закон Орловской области от 15 апреля 2003 г. № 319-03 «О правотворчестве и норма-48 тивных правовых актах Орловской области» // Орловская правда. 2003. 18 апр.
Понимание интерпретационного акта исключительно через разъяснение норм права наделено абстрактным характером, поскольку разъяснительный процесс имеет место не только в отношении актов толкования норм права, но и в отношении всей правоинтерпретационной деятельности в частности. Представленные определения понятия «интерпретационный акт» не содержат единого подхода к его форме, субъектам, последствиям издания. Именно поэтому под интерпретационным актом предлагаем понимать действие либо документ, издаваемые в определенной форме государственно-властным субъектом по завершении право-интерпретационной деятельности, раскрывающие смысл разъясняемых норм права и вызывающие в связи с этим юридические последствия.
Признаки интерпретационного акта — характерные особенности, позволяющие отличить его от иных разновидностей правовых актов. На наш взгляд, наиболее целесообразно выделять следующие признаки интерпретационных актов:
1. Наличие цели — раскрытие смысла нормы права.
Целевая составляющая правового акта — важнейший момент, который определяет не только его практическую направленность, но и место в системе правовых актов. Поскольку интерпретационный акт служит конечным результатом правоинтерпретационной деятельности, следует отметить, что акт толкования права призван достичь целевых установок, на которые она ориентирована. Так, если цель нормативного правового акта — урегулирование отношений в обществе с помощью норм права (принятие, изменение, отмена), а цель акта применения права — применение нормы права, принятой законодателем для разрешения конкретной правовой ситуации, то цель интерпретационного акта — разъяснение смысла необходимых норм права с использованием всего арсенала право-интерпретационной деятельности. Следует учитывать, какой субъект должен вынести акт толкования норм права; определить, в рамках каких пределов это будет осуществлено; установить вид интерпретационного акта; обозначить нормы, нуждающиеся в разъяснении.
2. Властный характер.
Во-первых, интерпретационные акты издаются государственно-властными субъектами. Акт толкования норм права представляет собой итог окончания правоинтерпретационной деятельности, поэтому круг ее субъектов соответствует кругу субъектов интерпретационных актов. Все они наделены государственно-властными полномочиями. К таковым следует относить Президента РФ; органы законодательной, исполнительной, судебной власти; органы прокуратуры РФ и др.
Во-вторых, изданные интерпретационные акты обязательны к использованию в правотворческой и правоприменительной деятельности. Акты нормативного толкования норм права, такие как Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»3; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»4; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса об обязательствах и их исполнении»5 и прочие, рассчитаны на неопределенный круг лиц, много-
3 См.: Российская газета. 2016. 18 мая.
4 См.: Российская газета. 2016. 3 окт.
5 См.: Российская газета. 2016. 5 дек.
численное применение и подлежат использованию всеми, чьи правоотношения регулируются разъясняемыми нормами права. Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. № 33-П был принят Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замещения (получения) депутатского мандата»6. Реализация Постановления Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. № 24-П осуществлена Правительством РФ при помощи корректировки правоприменения — изменен порядок действий военных комиссариатов при назначении ежемесячной денежной компенсации при возмещении вреда здоровью военнослужащих7.
В-третьих, в случае установления факта игнорирования правоприменительным органом (его должностным лицом) интерпретационного акта акт применения норм права будет отменен.
Заводской районный суд г. Новокузнецка отказал в удовлетворении исковых требований истцу о подтверждении права на единовременное пособие и взыскании с ответчика компенсации морального вреда. Суд кассационной инстанции, отменяя решение Заводского районного суда в части отказа истцу в иске о взыскании компенсации морального вреда, причиненного смертью супруга, указал на то, что нижестоящий суд не учел разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 2 Постановления от 20 декабря 1994 г. № 108.
3. Действие в единстве с толкуемыми нормами.
В России достаточно долгое время действовал Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»9! который с 1 марта 2011 г. после проведения реформы правоохранительных органов утратил силу в связи с принятием другого нормативного правового акта (Федеральный закон «О полиции»). 15 июля 2009 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 13-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации „О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода»11! В нем он раскрыл смысл ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О милиции», однако с утратой юридической силы вышеуказанного нормативного правового акта практическая значимость интерпретационного акта Конституционного Суда РФ также отпала. То же касается и других актов толкования, посвященных Закону РФ «О милиции».
4. Наличие определенной формы.
Интерпретационные акты могут быть изданы в устной либо письменной форме. Из этого подразделения возможно рассмотрение акта толкования права как
§ 6 См.: Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного
" Суда РФ в 2015 году «Об исполнении решений Конституционного Суда РФ, принятых в ходе ! осуществления конституционного судопроизводства в 2015 году». URL: www.ksrf.ru (дата об-
J ращения: 01.04.2017).
7 См.: Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного Суда РФ, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства в 2015 г. (подготовлен Секретариатом Конституционного Суда РФ в соответствии с п. 2 §67 Регламента Конституционного Суда РФ). URL: www.ksrf.ru (дата обращения: 01.04.2017).
8 См.: Обзор судебной практики Кемеровского областного суда РФ от 9 июня 2004 г. № 0119/228 «По делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью». URL: www.alppp.ru (дата обращения: 13.02.2017).
9 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16, ст. 503 (утратил силу). 50 10 См.: Российская газета. 2009. 4 авг.
конкретного действия субъекта правоинтерпретационной деятельности и как юридического документа, имеющего определенные реквизиты.
Устный интерпретационный акт представляет собой действие субъекта правоинтерпретационной деятельности при реализации какой-либо юридической процедуры. Наиболее часто с такой формой можно столкнуться при осуществлении процессуальных аспектов юридической деятельности.
Согласно ст. 165 Гражданского процессуального кодекса РФ председательствующий судья разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, а сторонам в деле дополнительно разъясняет норму права, регулирующую правоотношения, касающиеся изменения иска, отказа от иска, признания иска, мирового соглашения11! Данный аспект правоинтерпретационной деятельности очень важен, поскольку от того, насколько полно разъяснены права лицу, участвующему в деле (особенно актуально для лиц, не имеющих юридического образования), зависит то, как оно будет использовать их в ходе судебного заседания.
Вынесение интерпретационного акта в письменной форме как юридического документа предполагает наличие определенных реквизитов, которые должны в нем содержаться: наименование субъекта правоинтерпретационной деятельности (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и т.д.); название интерпретационного акта (постановление, определение, информационное письмо и др.); дата издания и порядковый номер разъяснения; содержание самого акта толкования норм права (о применении положений Гражданского кодекса РФ, о практике назначения судами уголовного наказания, о внесении изменений в отдельные постановления и пр.). Как правило, в конце интерпретационного акта содержатся сведения о лицах, его подписавших.
Таким образом, интерпретационные акты стоит рассматривать в качестве основного «продукта» правоинтерпретационной деятельности. Их природа обладает эволюционной направленностью, о чем свидетельствует их первоначальная цель — раскрытие смысла нормы права, которая со временем развивается и перерастает в возможность управления правотворческой и правоприменительной практикой.
Библиографический список
1. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.: Госюриздат, 1960. 512 с.
2. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М.: Юридическая литература, 1976. 119 с.
3. Шайхутдинов Е.М., Шафиров В.М. Интерпретационные акты (теоретико-прикладное исследование). Красноярск: РУМЦ ТОО, 2007. 154 с.
4. Левит В.О. Дефиниции актов официального толкования норм права (доктрина, практика, техника): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012. 37 с.
11 См.: Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (с изм. на 30 октября 2017 г. № 302-Ф3) // Российская газета. 2002. 20 нояб.
5. Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А., Власенко Н.А. и др. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). М.: Изд-во Института законодательства и сравнительного правоведения, 2013. 70 с.
References
1. Nedbailo P.E. Application of Soviet Legal Norms. М.: Gosyurizdat, 1960. 512 p.
2. Voplenko N.N. Official Interpretation of the Law. М.: Legal literature, 1976. 119 р.
3. Shaikhutdinov E.M., Shafirov V.M. Interpretative Acts (Theoretical and Applied Research). Krasnoyarsk: RUMTS TOO, 2007. 154 р.
4. Levit V.O. Definitions of the Acts of the Official Interpretation of Law (doctrine, practice, technology): Extended abstract of cand diss. Vladimir, 2012. 37 p.
5. Khabrieva T.Y., Tikhomirov Y.A., Vlasenko N.A. and others. Draft of the Federal Law «On Regulatory Legal Acts in the Russian Federation» (initiative bill). М., 2013. 70 р.
УДК 340.132
Е.Ю. Архипова
СТРУКТУРА НЕЮРИСДИКЦИОННОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВАНИЕ ЕГО ЛЕГАЛИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Введение: глобализационные процессы XXI в. спровоцировали появление универсальных конструкций, в числе которых можно выделить неюрисдикционный процесс. Цель: ввиду того, что неюрисдикционный процесс не получил непосредственное закрепление в действующем законодательстве, необходимо выяснить, что именно относится к основаниям его легализации в российской правовой системе. Методологическая основа: диалектический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, позволившие выявить особенности понятийных форм выражения неюрисдикционного процесса и реальные потребности совершенствования и развития правовой политики Российской Федерации по легализации нетрадиционных форм обеспечения прав и законных интересов. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно структуры неюрисдикционного процесса и ее элементов как оснований его легализации в российской правовой системе. Выводы: необходимым условием внедрения неюрисдикционного процесса в российскую правовую систему является единство формально-юридических и материальных источников, что обосновывается отсутствием требования общеобязательности в отношении процедур и способов осуществления неюрисдикционного процесса. Поэтому этот процесс выступает как средство снижения степени неурегулированности
© Архипова Екатерина Юрьевна, 2018
Соискатель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Arkhipova Ekaterina Yurievna, 2018 52 Postgraduate degree seeker of theory of the state and law department (Saratov State Law Academy)