DOI: 10.17805Дри.2015.1.21
Интернет-зависимость как предиктор формирования нарушений личности с различными типами межполушарных асимметрий
Х. В. Белашева (Московский гуманитарный университет)
Данная статья содержит результаты исследования интернет-зависимости во взаимосвязи с межполушарными асимметриями у студентов, испытывающих трудности в социальной адаптации.
Даны развернутые определения интернет-зависимости как феномена, проявляющегося на различных уровнях функционирования психического: психофизиологическом, психологическом, социальном и межполушарной асимметрии как динамического свойства психики, с одной стороны, и как относительно статической характеристики взаимосочетаний частных асимметрий в форме типов латеральной организации мозга (тип ПЛО) — с другой. Перечислен и описан комплекс психодиагностических методов исследования интернет-зависимости, выраженности личностных черт (типов акцентуаций) и типов межполушарных асимметрий, уточнена выборка исследования.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению интернет-зависимых студентов с различными типами межполушарных асимметрий и выраженностью у них черт личности. Исследование осуществлялось среди студентов Московского гуманитарного университета и Московского государственного технического университета «МАМИ» г. Москвы в период с ноября 2013 по февраль 2014 г.
Выяснилось, что у интернет-зависимых студентов преобладают правополушарные асимметрии и типы ПЛО леворукие и амбидекстры. Распределение латеральных признаков по сенсорным асимметриям улеворуких интернет-зависимых студентов представлено зрительной и слуховой функциями по правополушарному типу, что указывает на наличие их фенотипической изменчивости. Акцентуации у интернет-зависимых студентов представлены такими типами, как циклотимный, возбудимый, застревающий, демонстративный и экзальтированный. Они относятся преимущественно к акцентуациям темперамента и указывают на эмоциональную неустойчивость и анаксиозность психического состояния.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что на возникновение интернет-зависимости влияют гено- и фенотипические свойства межполушарных асимметрий и выраженность акцентуаций темперамента и характера, выступающих интегративно предикторами формирования нарушений личности.
Ключевые слова: интернет-зависимость, аддиктивное поведение, межполушарные асимметрии, профиль латеральной организации мозга, акцентуация, нарушения личности, предиктор.
ВВЕДЕНИЕ
Интернет и его информационные ресурсы стали неотъемлемой частью жизни практически любого современного человека, а в особенности молодых людей, у которых повышенная сензитивность психики детерминирует функционирование ее по типу дезадаптации и формирования специфического по отношению к различным интернет-ресурсам аддиктивного поведения. Учитывая особенную приверженность подрастающего поколения к воздействию Интернета, стоит отметить, что их личностное становление и идентификация происходят в эпоху высокоразвитых информационных технологий, которые, с одной стороны, стимулируют познавательную активность и развивают личность, а с другой — деформируют ее и нарушают.
Интерес к проблеме интернет-зависимости стоит актуально в психологии, что обусловлено наличием многочисленных эмпирических исследований данного феномена (К. С. Янг, И. Янг, М. И. Дрепа, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров и др.). Вместе с тем
современное состояние данных исследований характеризуется ограниченностью подходов к изучению этого явления. Зачастую интернет-зависимость рассматривают как нарушенную форму поведения и идентифицируют ее по внешним социально-психологическим критериям — ограниченность в общении, отсутствие познавательного интереса, нарушение когнитивного уровня функционирования, неадекватная реакция на критику, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространст-ве (Янг, 2000). Однако такое понимание не учитывает внутренний мир личности, зависимой от Интернета в целом или неадекватного его применения в конкретных областях — навязчивый веб-серфинг, виртуальное общение, игровая зависимость, кибер-сексуальная зависимость (Дрепа, 2009).
В связи с этим можно заключить, что интернет-зависимость — это сложный многоаспектный феномен, не сводящийся исключительно к аддиктивному или зависимому поведению субъекта или к его социальным, психологическим и психофизиологическим особенностям. Он обусловлен спецификой современной системы взаимоотношений молодых людей, в которой Интернет является частью их субкультуры, а также индивидуально-типическими свойствами, детерминирующими интегративное развитие их личности.
Конечно, интернет-зависимость формируется не у каждого молодого человека. Почему же молодой человек делает выбор в пользу Интернета, а не общения с окружающими его людьми? Интернет удовлетворяет одну из базовых потребностей человека — потребность в общении. С одной стороны, уход от реального общения может быть объяснен просто недостатком этого общения с родителями в младшем школьном и подростковом возрасте, или недостатком общения с друзьями, сокурсниками. Поскольку способность к социальным коммуникациям активно продолжает формироваться именно в подростковом возрасте, а в юношеском приобретает черты избирательной активности, постольку ведущей деятельностью выступает как в первом, так и во втором случае интимно-личностное общение. При этом интимно-личностное общение у интернет-зависимых молодых людей реализуется преимущественно в виртуальном контексте, что существенно может влиять на недостаточно полноценное формирование их структуры самосознания и освоение моральных норм и ценностей.
Стоит отметить, что интернет-общение подразумевает такие условия, которые могут искажать полноценный процесс развития личности в целом: возможность предоставления о себе данных, не соответствующих действительности, или их полного непредоставления, затрудненность невербального общения (при отсутствии видеотрансляции), обезличенный поиск новых знакомств, не способствующий расширению круга знакомств по интересам, и другие условия, опосредованные субъективно-личностными отношениями.
Вместе с тем помимо фактора социального, коим является потребность в общении, на формирование интернет-зависимости у молодого человека может оказывать влияние психофизиологический, индивидный фактор, а именно индивидуально-типические свойства его личности. Их опосредует межполушарная асимметрия — фундаментальный принцип работы мозга и психофизиологический субстрат высшей психической деятельности человека, который также существенно расширяет адаптационные и резервные возможности мозга и способствует их совершенствованию.
На современном этапе исследования проблемы межполушарных взаимодействий и асимметрий в психологии чаще всего принято рассматривать как частное проявление фундаментального принципа организации работы головного мозга — межполу-шарного взаимодействия, а также как динамическое свойство психики, изменяющее-
ся под воздействием внутренних и внешних факторов. При этом рассмотрение меж-полушарной асимметрии через фундаментальный принцип организации мозга, указывающий на его относительную статичность, позволяет обратиться к проблеме индивидуальных различий в организации психической деятельности. Е. Д. Хомская ввела понятие тип «профиля латеральной организации» мозга (тип ПЛО), под которым ею рассматривался интегративный показатель, характеризующий межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие на анализаторном уровне. В своих эмпирических исследованиях она обнаружила определенные закономерности индивидуального распределения взаимосочетаний частных моторных и сенсорных асимметрий в различных психических функциях и состояниях студентов (Хомская и др., 2000). Данные закономерности легли в основу разработки Е. Д. Хомской классификации пяти типов ПЛО мозга: «чистые» правши, различающиеся степенью правшества, право-рукие (испытуемые с ведущей правой рукой и различными латеральными признаками в слухоречевой и зрительной системах), амбидекстры (лица с равенством левой и правой рук при различных соотношениях признаков асимметрии в двух других системах), леворукие (испытуемые с ведущей левой рукой при различном доминировании уха и глаза), «чистые» левши — лица с преобладанием левосторонних признаков во всех анализаторных системах (там же).
Рассмотрение межпполушарной асимметрии как динамического свойства личности указывает на ее изменчивость, чаще наблюдаемую в процессе нарушения психической адаптации под воздействием различных психологических, социальных факторов (Звоников, 1998). Вместе с тем межполушарная асимметрия как изменяющееся свойство психики рассматривается еще и в контексте психического здоровья человека, которое может выступать в качестве предрасполагающего условия (предиктора) для формирования дисгармонии личности (Ефимова, Будыка, 2009: Электр. ресурс).
Раскрывая сущность «дисгармонии» личности, выражающейся в таких ее свойствах, как диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов, необходимо учитывать обратимость и необратимость ее механизмов, не имеющих четких граней с «вариациями индивидуальных черт и человеческого реагирования». Однако механизмы дисгармонии личности обнаруживают связь с такими выраженными чертами характера — акцентуациями, которые «обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние» (Леонгард, 1997: 40). Согласно определению А. Е. Личко «акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных (внешних) воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим» (Личко, 2010: 12). В этом смысле необходимо уточнить, что наличие акцентуации выступает в качестве предиктора в формировании нарушений личности. Само же формирование нарушений личности как последовательно разворачивающийся в онтогенезе человека процесс предполагает следующее: неадекватная и неадаптивная реакция как первое проявление дисгармонии личности, далее — развитие, когда нарушения личности отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И наконец, нарушение личности, которое может быть компенсированным или декомпенсированным, становясь отчетливым в возрасте после 16 лет (там же).
Именно учет индивидуальных профилей латеральной организации мозга в оптимизации когнитивных функций, повышении адаптивности и резилиенции1 личности по отношению к воздействующим на психику негативным факторам, к которым относятся разнообразные интернет-ресурсы и продукты (многопользовательские ролевые
онлайн-игры, социальные сети онлайн-общения, патологический серфинг по онлайн-магазинам), позволит предвидеть и предвосхитить вероятные нарушения личности молодого человека.
В проведенном эмпирическом исследовании интернет-зависимость концептуализируется нами как предиктор формирования нарушений личности, обусловливающий гено- и фенотипическую изменчивость межполушарных асимметрий.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Испытуемые. В исследовании, которое проводилось в 2013-2014 гг., приняли участие 88 испытуемых — студенты Московского гуманитарного университета (МосГУ) и Московского государственного технического университета «МАМИ» в возрасте от 19 до 22 лет (М = 20; SD = 2,1): 49 мужчин в возрасте 20-22 года и 39 женщин в возрасте 19-21 год. Участие в исследовании было добровольным.
В основу градации исследования испытуемых положены следующие диагностические критерии, предложенные К. Янг (Янг, 2000): времяпровождение в Интернете в среднем 8-10 часов в неделю, информационная перегрузка, беспричинный серфинг по информационно-развлекательным сайтам Интернета и преимущественное предпочтение реальному общению со знакомыми и друзьями общение в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook, ICQ, Skype). Различная степень выраженности данных диагностических критериев, полученных благодаря тесту К. Янг на определение интернет-зависимости, позволило дифференцировать студентов на три группы: 1-я группа — аддиктивная интернет-зависимость (N = 18); 2-я группа — пограничное состояние интернет-зависимости (имеются некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом) (N = 47); 3-я группа — уровень обычного интернет-пользователя (N = 23).
Процедура. Психологическое исследование состояло из двух этапов:
1) на первом этапе (ноябрь — декабрь 2013 г.) испытуемым предлагался тест на определение интернет-зависимости К. Янг с целью последующей дифференциации студентов на три группы по выраженности у них основных показателей интернет-зависимости;
2) на втором этапе (январь — февраль 2014 г.) испытуемым предлагался комплекс стандартизированных методик для определения типов профиля латеральной организации мозга (ПЛО) и выраженности асимметрий, а также типов акцентуаций лич-но-сти: а) оценка мануальной асимметрии — опросник М. Аннетмоторные пробы («переплетение пальцев кистей», «скрещивание рук, или поза Наполеона», «тест на аплодирование», «кулак на кулак», теппинг-тест); б)оценка слуховой асимметрии — пробы «телефон», «прислушивание»; в) оценка зрительной асимметрии — «пробы Розембаха», «дырочка в карте» (Хомская и др., 2000), личностный опросник Леонгар-да — Шмишека (Батаршев, 2006).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Диагностическая оценка студентов с различной степенью выраженности интернет-зависимости и студентов, характеризующихся обычными пользователями интернет-пространства, с помощью методик и нейропсихологических проб, разработанных Е. Д. Хомской, позволила выявить у них типы профилей латеральной организации мозга на основе различных взаимосочетаний трех видов частных асимметрий — мануальной, слуховой, зрительной и их выраженности.
Так, среди студентов с патологической (аддиктивной) интернет-зависимостью чаще всего встречаются типы профиля латеральной организации мозга — левору-
кие (44,4%) и амбидекстрия (22,2%), которая свидетельствует о наличии у них «скрытого левшества», что, в свою очередь, позволяет говорить о некоторой предрасположенности к леворукости. Подобное позволяет констатировать, что у студентов с патологической интернет-зависимостью не только имеются особые индивидуальные предпочтения в моторных функциях по правополушарному типу, но и возможны специфические преморбидые генотипически обусловленные правополушарные свойства асимметрий. Они же, вероятнее всего, подвержены первичному изменению и последующему искажению благодаря чрезмерному увлечению студентами интернет-ресурсами. В свое время еще А. Р. Лурия писал: «Учет преморбидных особенностей больного часто бывает очень важным и позволяет правильно оценить такие проявления поведения, как замедленность или быстроту ответов, склонность к эмоциональным реакциям или известную сдержанность, которые могут быть как признаком заболевания, так и проявлением индивидуальных особенностей больного. Очень большое значение для исследования больного имеет выяснение наличия у него явных или стертых признаков левшества; эти данные нередко имеют решающее значение для оценки целого ряда симптомов и для общего заключения» (Лурия, 2000: 273-274). В то время как среди студентов, которые являются обычными пользователями Интернета, чаще всего встречается тип ПЛО праворукие (43,5%), а тип ПЛО амбидекстры встречается реже (12,5%), чем в группе с патологической интернет-зависимостью. Интересным является и результат относительно большей частоты встречаемости типа ПЛО правору-кие среди студентов, которые характеризуются чрезмерным увлечением Интернетом и испытывают некоторые трудности в связи с этим — пограничное интернет-зависимое поведение (36,2%), однако наряду с этим, уже с большей частотой встречаемости у них таких типов ПЛО, как амбидекстры (17,1%) и леворукие (21,3%). Это позволяет предполагать, что чем выраженнее интернет-зависимость у студентов, тем в большей степени им характерна фенотипическая изменчивость межполушарных асимметрий.
Распределение латеральных признаков по сенсорным и моторным асимметриям у леворуких студентов с различной выраженностью интернет-зависимости имеет также свою специфику. А именно для леворуких интернет-зависимых студентов характерно осуществление зрительной функции по правополушарному типу (пробы «дырочка в карте», «прицеливание»), в то время как среди леворуких студентов и амбидекстров с пограничным состоянием интернет-зависимости характерно в большей мере осуществление слуховых функций по правополушарному типу (пробы «прислушивание», «телефон»). Среди леворуких студентов, являющихся обычными интернет-пользователями, чаще всего распределение сенсорных (зрительных, слуховых) асимметрий осуществляется по левополушарному типу, а моторных — по правополушарному типу.
Выявленная специфика распределения латеральных признаков у леворуких студентов с аддиктивным и пограничным видами интернет-зависимости свидетельствует о наличии фенотипической изменчивости их сенсорных асимметрий. А именно выраженная правополушарная сенсорная асимметрия является в большей степени не индивидуально-психологическим способом функционирования их психики, а скорее приобретенной особенностью их поведения, которая сформировалась под воздействием нерегулируемого и бесконтрольного взаимодействия с интернет-ресурсами.
Вместе с тем выявленная специфика распределения латеральных признаков среди леворуких студентов с аддиктивным и пограничным видами интернет-зависимости находит свое отражение не только в динамических параметрах межполушарных асимметрий, но и в относительно статичных, касающихся индивидуальных различий студентов технического и гуманитарного вузов. Так, с одной стороны, леворукие сту-
денты с аддиктивным и пограничным видами интернет-зависимости, обучающиеся в техническом вузе математическому моделированию, компьютерному программированию, изначально сделали выбор, исходя из индивидуального набора познавательных способностей абстрактно-логического характера и располагающих, можно даже сказать, предикторных личностных особенностей, такого вида деятельности, который опосредован тесным взаимодействием с интернет-ресурсами. С другой стороны, леворукие студенты с аналогичными видами интернет-зависимости, обучающиеся в гуманитарном вузе, также исходили из определенных познавательных и предиктор-ных личностных особенностей, которые опосредованы не только зависимостью от Интернета, являющихся скорее здесь ее следствием, и проявляющихся в дисгармонии их личности, сколько тем набором способностей, который соотносится со своей логикой восприятия и переработки информации — образно-эмоциональным.
Действительно, еще Б. Г. Ананьев в своих экспериментальных исследованиях указывал на более сложную взаимосвязь между «рукостью» и ведущим глазом, при этом именно у левшей и леворуких может быть доминантным и левый, и правый глаз, а у правшей — чаще правый (Ананьев, 2001: 206-209). Проведенная нами оценка зрительной асимметрии по различным функциям — острота зрения, цветоощущение, локализация объекта и т. д. с помощью методик прицельной способности глаз и методики бинокулярной локализации объекта в пространстве, позволила нам выявить, что в выборке студентов с патологической и пограничной интернет-зависимостью преобладают преимущественно индивидуумы с доминантным правым глазом.
Таким образом, проведенное исследование типов профилей латеральной организации мозга студентов с различной выраженностью интернет-зависимости позволило нам выявить распределение различных латеральных антропофизиологических признаков и их сочетаний, то есть определить некоторые особенности и варианты межполушарных асимметрий, присущие им. А именно: они склоны к обработке и восприятию информации (а она поступает из интернет-пространства) преимущественно правым полушарием, которое это позволяет делать целостно и одновременно. Право-полушарное мышление, которое, как мы отметили уже, является присущим студентам с интернет-зависимостью, носит преимущественно синтезирующий, а не аналитический характер. Для него характерна параллельная, одновременная обработка больших массивов разнородной и разноуровневой информации, в том числе высокой неопределенности и сложности, в реальном масштабе времени, особенно когда студенты взаимодействуют с различными видами интернет-ресурсов. Оно стремится охватить в целостной картине все многообразие элементов и связей виртуальной реальности, в том числе и тех, которые выглядят противоречивыми и взаимоисключающими, что создает многозначный контекст. Для правополушарного мышления характерен индуктивный стиль, внимание к случаям, а не правилам, к отклонениям от схемы, к непредсказуемости. Оно работает преимущественно на материале, нагруженном образными представлениями. Оно больше связано с интуицией и творчеством, что может расширить диапазон возможностей в разработке инновационных компьютерных, инженерных и других технологий (чему, собственно, и обучаются студенты, участвующие в нашем исследовании). Однако данная траектория развития их компетентностей может искажаться за счет развития патологического, неконтролируемого, импульсивного зависимого от Интернета поведения.
В связи с констатацией вероятного наличия у интернет-зависимых студентов некоторой преморбидной основы, с одной стороны, и фенотипической изменчивости меж-полушарных асимметрий — с другой, мы обратились к исследованию и выявлению
у них специфических черт характера, а именно акцентуаций. С помощью методики Леонгарда — Шмишека (см.: Батаршев, 2006: 187) нами были выявлены различные типы акцентуаций личности студентов с интернет-зависимым/независимым поведением. Наиболее характерными для студентов с аддиктивным видом интернет-зависимости являются такие типы акцентуаций, как циклотимный (19,2%), возбудимый (18%), застревающий, демонстративный и экзальтированный (по 14,3% каждый). Выявленные типы акцентуаций у студентов с аддиктивным видом интернет-зависимости характеризуют их как импульсивных, вспыльчивых, с недостаточной управляемостью и ослаблением контроля над влечениями и побуждениями, которые могут сочетаться у них с физиологическими влечениями. Наряду с этими характеристиками студенты также склоны к смене гипертимных (преобладание процессов возбуждения нервной системы и эмоционального подъема) и дистимных (преобладание процессов торможения нервной системы и эмоционального спада) состояний, зависимость от которых выражается во внешнем влиянии событий и информации (в нашем случае таковым внешним источником является интернет-пространство) на студентов. При этом актуальное гипертимное или дистимное состояние непосредственно может влиять на самооценку, а именно определять неадекватное отношение к собственному состоянию — интернет-зависимому. Для этих же студентов характерна и выраженная склонность к аффектам, а именно инертность в их проявлении, в мышлении и в моторике.
При этом следует отметить, что большинство типов акцентуаций личности относятся к акцентуациям темперамента (в терминологии К. Леонгарда), которые могут выступать в качестве некоторого преморбида, определяющего индивидные свойства личности. Согласно концепции К. Леонгарда основные черты — акцентуации темперамента — составляют стержень личности и определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье, а в случае воздействия неблагоприятных факторов (в нашем случае это воздействие интернет-пространства) они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности (Леонгард, 1997).
Для студентов с пограничным состоянием интернет-зависимости характерны, как и для студентов с аддиктивной интернет-зависимостью, циклотимный (19,2%) и возбудимый (15,3%) типы акцентуаций характера, однако у них более выраженными (максимальный показатель по типу акцентуаций — 24%) являются экзальтированный (18%) и эмотивный (16,4%) типы акцентуаций. Полученные результаты позволяют охарактеризовать этих студентов не только как импульсивных, вспыльчивых, с недостаточной управляемостью и ослаблением контроля над влечениями и побуждениями, но и подверженных сиюминутным настроениям, легко переходящим от состояния восторга к состоянию печали, что, в свою очередь, характеризует их как более впечатлительных и чувствительных личностей к различным изменениям вовне. Также они обладают лабильностью психики, что, собственно, и может детерминировать их более уязвимую сущность по отношению к интернет-ресурсам.
Вместе с тем среди студентов, характеризующихся как обычные интернет-пользователи, наиболее выраженными являются такие типы акцентуаций характера, как экзальтированный (16,8%), циклотимный (16,6%) и гипертимный (16,6%). Данный симп-томокомплекс типов акцентуаций определяет более выраженную эмоциональную направленность их личности, которая вместе с тем характеризует их как более оптимистичных с высокой степенью активности в отличие от студентов с аддиктивной интернет-зависимостью.
Таким образом, учитывая тот факт, что большинство студентов с патологической (адиктивной) интернет-зависимостью характеризуются выраженной правополушар-
ной направленностью и нестабильными функциями контроля и регуляции, а также инертностью в проявлении аффектов, в мышлении и в моторике, можно говорить о более деформированной, чем у студентов с пограничной интернет-зависимостью, их психики и личности в целом. Обобщая полученные диагностические показатели относительно наличия типов акцентуаций у студентов с различной выраженностью интернет-зависимости, стоит отметить следующее: студенты с патологической интернет-зависимостью, являясь в большей степени леворукими, характеризуются возбудимым и циклотимическим типом акцентуаций; студенты с пограничным состоянием интернет-зависимости, являясь как леворукими, так и амбидекстрами, характеризуются также циклотимным, возбудимым и экзальтированным, эмотивным типом акцентуаций; студенты, являющиеся обычными интернет-пользователями и в подавляющем своем большинстве праворукими, характеризуются наряду с экзальтированным, цик-лотимным типами акцентуаций еще и гипертимным.
Подвергнув эмпирические данные корреляционному анализу, мы выявили ряд взаимосвязей межполушарной асимметрии и акцентуаций характера у интернет-зависимых студентов (см. таблицу). Так, были обнаружены статистически достоверные корреляционные связи у интернет-зависимых студентов по моторным асимметриям
МАТРИЦА КОРРЕЛЯЦИЙ МЕЖДУ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ (N = 65)
CORRELATION MATRIX BETWEEN HEMISPHERIC ASYMMETRY AND CHARACTER ACCENTUATIONS IN INTERNET-DEPENDENT STUDENTS (N = 65)
Пр Лр КА ДМ ЗС ПД ВЗ ГП ДС ТР ЭК ЭМ ЦК
Пр 1,000
Лр ,600** 1,000
КА ,261* -,489** 1,000
ДМ -,120 -,506** ,370** 1,000
ЗС ,221 ,228 -,009 -,079 1,000
ПД ,133 -,160 ,308* ,126 -,047 1,000
ВЗ ,105 -,153 ,442** ,224 ,033 ,548** 1,000
ГП -,013 ,084 -,268* ,105 ,221 -,205 -,364** 1,000 1,000
ДС ,110 ,444** -,345** -,601** -,157 ,148 -,027 -,005 ,275 1,000
ТР ,087 ,165 -,196 -,153 -,045 ,507** ,007 -,053 ,417 ,343** 1,000
ЭЗ -,021 ,040 -,131 -,327** ,157 ,207 ,052 ,376** -,301 ,255* ,202 1,000
ЭМ -,037 ,030 -,063 -,238 -,106 ,396** ,022 ,300* ,049 ,115 ,361** ,635** 1,000
ЦК -,119 ,059 -,236 -,158 ,375** ,405** ,128 ,301* -,434 ,081 ,266* ,597** ,421**
** Корреляция значима на уровне р < 0,01; ^корреляция значима на уровне р < 0,05. Пр — правая рука; Лр — левая рука; КА — коэффициент асимметрии; ДМ — демонстративный; ЗС — застревающий; ПД — педантичный; ВЗ — возбудимый ; ГП — гипертимический; ДС — дистимический; ТР — тревожный; ЭК — экзальтированный; ЭМ — эмотивный; ЦК —циклоти-мический.
с типами акцентуаций характера и темперамента, а именно левая рука отрицательно коррелирует с демонстративной акцентуацией характера (-0,50 при p<0 ,01) и положительно с дистимическим типом акцентуаций темперамента (0,44 при p< 0,01). При этом следует отметить, что выявленные корреляции определенно отмечаются не на уровне тенденции, а на уровне достоверных взаимосвязей. Это позволяет сделать вывод о том, что чем выраженнее леворукость, тем в меньшей степени характерно развитие демонстративной акцентуации характера у студентов, имеющих патологическое влечение к Интернету, и чем более выражена леворукость у интернет-зависимых студентов, тем в большей степени они склоны к проявлениям по типу дистимической акцентуации темперамента.
Полученные взаимосвязи леворукости с дистимическим типом акцентуации темперамента позволяют предполагать, что леворукость является определенной премор-бидной особенностью для развития личности, склонной к субдепрессивным (в терминологии К. Леонгарда) поведенческим тенденциям. Тем более учитывая, что темперамент, как и особенности межполушарной асимметрии, является вторичным индивидным свойством человека, становится очевидным, что данная взаимосвязь не случайна, а обусловлена, скорее всего, генотипом интернет-зависимых студентов. Интересным является и то, что полученная взаимосвязь демонстративного типа акцентуации характера, которая наряду с застревающим типом акцентуации наиболее выражена у интернет-зависимых студентов с леворукостью, позволяет нам предполагать наличие дисгармонии их личности. Студентам с демонстративным характером свойственно поведение, содержание которого связано с преобладанием «застревания» на собственном виртуальном, пессимистическом мире и интенцией к депрессивным проявлениям и ощущениям. Причину такого поведения у интернет-зависимых студентов надо искать, с одной стороны, в накапливающихся у них фенотипических правополушарных свойствах, а с другой — «в социальной двойственности самой демонстративной акцентуации характера, при которой возможны как высокие трудовые и творческие показатели, так и бесплодная трата времени на бессмысленную борьбу» (Леонгард, 1997: 157). Выявленная акцентуация характеризует интернет-зависимых студентов как склонных к неврозам, которые могут снижать способность противостоять воздействующим на них неблагоприятным социальным факторам (в нашем случае Интернету).
Также среди интернет-зависимых студентов обнаружены корреляционные связи выраженности асимметрии (коэффициент асимметрии) (у них она представлена преимущественно доминированием по правополушарному типу) с педантичным (0,30 при р < 0,05), возбудимым (0,44 при р < 0,01) типами акцентуаций характера и дистимическим (-0,34 при р < 0,01), гипертимическим (-0,26 при р < 0,05) типами акцентуаций темперамента.
При этом следует отметить, что только корреляционная связь правополушарной асимметрии с возбудимым типом акцентуации характера и дистимическим типом акцентуации темперамента представлена на уровне взаимосвязи, а остальные — гипертими-ческий тип акцентуации темперамента и педантичный тип акцентуации характера — на уровне тенденции. Это еще раз позволяет нам утверждать, что леворукость является преморбидной основой для развития акцентуаций темперамента по типу неустойчивых к депрессивным факторам. А также, учитывая, что интернет-зависимые студенты в своем подавляющем большинстве обладают возбудимым типом акцентуации характера, очевидна ее и взаимосвязь с правополушарной асимметрией мозга, которая свидетельствует о том, что чем выраженнее правополушарность, тем в большей степени у них формируются такая черта характера, как недостаточность управляемости, которая вы-
ражается, по мнению К. Леонгарда, «...в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения» (там же: 138), «многие из них (возбудимых личностей) становятся алкоголиками» (там же: 140) (органическая аддикция, а в нашем случае — неорганическая интернет-аддикция).
Вместе с тем среди студентов, характеризующихся как обычные интернет-пользователи, выявлена лишь одна отрицательная корреляционная связь по моторной пробе с акцентуацией темперамента, а именно правая рука коррелирует с эмотивной акцентуацией (-0,43 при р < 0,05) При этом полученная корреляционная связь представлена на уровне тенденции.
Наблюдая то, что у студентов, не зависящих от Интернета, чаще выражен гиперти-мический тип акцентуации темперамента, чем эмотивный, также присущий им, следует отметить, что К. Леонгард указывал на особое качество комбинации гипертимиче-ской акцентуации с эмотивной, указывая, что личность, обладающая ей может, характеризоваться как тревожная, а при преобладании эмотивной акцентуации над гипертимической может развиваться состояние нервно-психического напряжения (в нашем случае преобладает гипертимическая акцентуация). В связи с этим, учитывая, что полученная корреляционная связь является отрицательной (чем выраженнее левополушарный тип асимметрии, тем менее склона личность к развитию по типу эмо-тивной акцентуации темперамента, а следовательно — и к отсутствию высокой степени тревожности), данная связь позволяет предполагать, что именно левополушарная асимметрия, которая преобладает у интернет-независимых студентов, может являться некоторой генотипической особенностью развития их личности без наличия выраженной акцентуации и, как следствие, больших психических резервов, которые позволяют максимально справляться с неблагоприятным социальным воздействием, например с чрезмерным увлечением Интернетом.
ВЫВОДЫ
Отметим, что для студентов с различной интернет-зависимостью характерны специфические латеральные антропофизиологические признаки и их сочетание, а именно они склоны к обработке и восприятию информации (а она поступает в подавляющем большинстве из интернет-пространства) преимущественно правым полушарием, которое это позволяет делать целостно и одновременно без определенной дифференциации. Подобное может свидетельствовать о выраженной тенденции формирования таких фенотипических свойств межполушарных асимметрий у интернет-зависимых студентов, которые выступают в качестве предикторов формирования у них правопо-лушарных декомпенсаторных механизмов, что говорит о наличии дезадаптации. Вместе с тем подобная тенденция находит свое выражение и в преобладании у интернет-зависимых студентов личностных нарушений.
Таким образом, интернет-зависимое поведение может зависеть от гено- и феноти-пических свойств межполушарных асимметрий и степени личностной акцентуирован-ности студентов, которые вместе могут выступать в качестве предикторов в формировании нарушений их личности.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Резилиенция — это человеческая способность противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам (травме), в том числе использовать их для позитивного/конструктивного личностного роста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев, Б. Г. (2001) Функциональные асимметрии и симметрии и нейропсихическая регуляция // Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер. 288 с. С. 206-222.
Батаршев, А. В. (2006) Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство. М. : Психотерапия. 288 с.
Дрепа, М. И. (2009) Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 189-193.
Ефимова, И. В., Будыка, Е. В. (2009) Межполушарная функциональная асимметрия и проблема индивидуального здоровья [Электронный ресурс] // Функциональная межполушарная асимметрия. URL: http://www.cerebral-asymmetry.ru/25.Efimova_Budica.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.12.2014).
Звоников, В. М. (1998) Характерные особенности динамики межполушарной асимметрии при развитии нарушений и в процессе коррекции функционального состояния человека-оператора // Известия Южного федерального университета. Технические науки. №4(10). С. 14-15.
Леонгард, К. (1997) Акцентуированные личности : пер. с нем. Ростов н/Д. : Феникс. 544 с.
Личко, А. Е. (2010) Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб. : Речь. 256 с.
Лурия, А. Р. (2000) Высшие корковые функции человекаи их нарушение при локальных поражениях мозга. М. : Академический проект. 512 с.
Хомская, Е. Д., Ефимова, И. В., Будыка, Е. В., Ениколопова, Е. В. (2000) Нейропсихология индивидуальных различий. М. : Изд.центр «Академия». 160 с.
Янг, К. (2000) Диагноз — интернет-зависимость // Мир Internet. №2. С. 24-29.
Дата поступления: 10.12.2014 г.
internet addiction AS A predictor of formation of personality disorders with various types of interhemispheric asymmetries К. V. Belasheva (Moscow University for the Humanities)
This article presents the outcomes of a study of Internet addiction in conjunction with interhemi-spheric asymmetry in students who have difficulty with social adaptation.
We provide a detailed definition of «Internet addiction» as a phenomenon which manifests itself on various levels of mental activity: psycho-physiological, psychological, social and that of interhemi-spheric asymmetry as a dynamic feature of the mind, on the one hand, and as relatively static characteristics of private asymmetries and their combinations in various types of lateral organization of the brain (PLO type), on the other. We have identified and described a set of psycho-diagnostic methods of studying Internet addiction, the intensity of personality traits (accentuation types) and the types of interhemispheric asymmetry, thus refining our sampling.
The article sums up the outcomes of empirical research into Internet dependence in students with various types of interhemispheric asymmetry and intensity of personality traits. The subjects were found among the students of Moscow University for the Humanities and MAMI Moscow State Technical University between November 2013 and February 2014.
We have discovered that right brain asymmetry and "left-handed» and «ambidextrous» PLO types are most frequently found among Internet-dependent students. Lateral signs featured in sensory asymmetries among left-handed Internet-dependent students presented visual and auditory functions according to the right hemisphere type, which indicates the presence of phenotypic variation. Accentuations in Internet-dependent students are represented by such types as cyclothymic, excitable, "stuck", demonstrative and exalted. All of these are primarily accentuations of temper, which indicate emotional instability and anxiety in their mental state.
Our findings suggest that Internet addiction depends on both genotypic and phenotypic features of interhemispheric asymmetry and the intensityof temper and character accentuation, which act as integrative predictors of the emergence of personality disorders.
Keywords: Internet addiction, Internet dependence, addictive behavior, interhemispheric asymmetry, profile type of lateral organization of the brain, accentuation, predictor of personality disorders.
REFERENCES
Ananiev, B. G. (2001) Funktsional'nye asimmetrii i simmetrii i neiropsikhicheskaia reguliatsiia [Functional asymmetries and symmetries and their neuropsychic regulation]. In: Ananiev, B. G. Chelovek kak predmet poznaniia [Man as an object of knowledge]. St. Petersburg, Piter Publ. 288 p. Pp. 206-222. (In Russ.).
Batarshev, A. V. (2006) Diagnostika chert lichnosti i aktsentuatsii. Prakticheskoe rukovodstvo [Diagnosis of personality traits and accentuation. A Practical Guide.] Moscow, Psychotherapy Publ. 288 p. (In Russ.).
Drepa, M. I. (2009) Internet-zavisimost' kak ob'ekt nauchnoi refleksii v sovremennoi psikhologii [Internet dependence as an object of scientific reflection in contemporary psychology]. Znanie. Po-nimanie. Umenie, no. 2, pp. 189-193. (In Russ.).
Eflmova, I. V. and Budyka, E. V. (2009) Mezhpolusharnaia funktsional'naia asimmetriia i problema individual'nogo zdorov'ia. Rukovodstvo po funktsional'no mezhpolusharnoi asimmetrii [Interhe-mispheric functional asymmetry andthe issue of individual health. A guide to functional interhemis-pheric asymmetry]. Funktsional'naia mezhpolusharnaia asimmetriia [online] Available at:http:// www.cerebral-asymmetry.ru/25.Efimova_Budica.pdf [archived in WebCite] (accessed: 5.12.2014). (In Russ.).
Zvonikov, V. M. (1998) Kharakternye osobennosti dinamiki mezhpolusharnoi asimmetrii pri razvi-tii narushenii i v protsesse korrektsii funk-tsional'nogo sostoianiia cheloveka-operatora [Characteristic features of the dynamics of interhemispheric asymmetry in the development of disorders in the course of correcting the functional state of the human operator]. Izvestiia Iuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki, no. 4 (10), pp. 14-15. (In Russ.).
Leonhard, K. (1997) Aktsentuirovannye lichnosti [Accentuated personalities]. Rostov-on-Don, Feniks Publ. 544 p. (In Russ.).
Lichko, A. E. (2010) Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov [Psychopathies and the accentuation of character in adolescents]. St. Petersburg, Rech' Publ. 256 p. (In Russ.).
Luriia, A. R. (2000) Vysshie korkovye funktsii chelovekai ikh narushenie pri lokal'nykh po-razheniiakh mozga [Higher cortical functions ofhuman being and their violation with local brain lesions]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. 512 p. (In Russ.).
Khomskaia, E. D., Efimova, I. V., Budyka, E. V. and Enikolopova, E. V. (2000) Neiropsikhologiia individual'nykh razlichii [Neuropsychology of individual differences]. Moscow, Academiia Publ. 160 p. (In Russ.).
Young, K. (2000) Diagnoz — Internet-zavisimost' [Diagnosis — Internet-addiction]. Mir Internet, no. 2, pp. 24-29. (In Russ.).
Submission date: 10.12.2014.
Белашева Христина Валерьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-51-10. Эл. адрес: cristinap@inbox.ru
Belasheva Kristina Valerievna, Candidate of Psychology, Associate professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-51-10. E-mail: cristinap @inbox.ru