Тоталитарное государство создавало максимально идеологизированную систему воспроизводства человеческих ценностей. Не знания, обычаи, традиции, личный, групповой и этнический опыт, а именно идеология становилась фундаментом насильственного формирования унифицированного взгляда на мир, советизированной (идеологизированной) культуры и т.д. В действительности успехи и достижения, о которых извещалось в средствах массовой информации и официальных документах, были мнимыми. Желаемое в нашем обществе выдавалось за действительное. Обычно этот период в истории России называют «тоталитарным отчуждением» [2, с. 5 - 38].
В современных условиях, когда предпринимаются попытки извлечь опыт из прошлого и не допускать новых ошибок, особенно важно обратить внимание на нужды и потребности этнических общностей с тем, чтобы не допускать разделения народов на
Библиографический список
«первосортные» и «второсортные». Преодоление отчуждения в области национальных отношений возможно лишь тогда, когда все народы кроме общегражданских прав будут иметь возможность сохранять и развивать свой этнос, его культуру, обычаи и традиции, в сфере образования будет возможность получать качественное образование, позволяющее продолжать обучение в любом учебном заведении, в политике, все действия и решения будут прозрачными и основываться на участии граждан.
Стремление к самореализации, а значит и к участию в политической жизни - процесс, который в разные периоды истории проявляется с различной интенсивностью, и в различных формах. Одной из форм санации этнического отчуждения являются различные неформальные организации, которые усиливают взаимокоммуникабельность и являются сферой приложения и реализации спонтанной активности. Но это уже другая проблема.
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. Москва: Мысль, 1988.
2. Лапин Н.И. Тяжелые годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы). Мир России. 1992.
3. Матис В.И. Социология образования и формирование личности. Барнаул, 1995.
4. Приходько Д.Н. Образование и преодоление отчуждения. Томск, 1977.
5. Маркович М. Маркс об отчуждении. Вопросы философиии.1989; 9: 36 - 51.
6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Москва: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1956.
7. Социальные аспекты национальных отношений в общественном мнении населения Алтая (материалы выборочного социологического опроса). Барнаул: АГУ, 1990.
8. Schacht R. The Future of Alienation. Chicago, IL: University of Illinois Press, 1994.
9. Schmitt R. Alienation and Freedom. Westview Press, 2003.
10. Tuveson E. Alienation in Christian Theology. P.P. Weiner (Ed.) Dictionary of The History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas. 5 vols. New York: Charles Scribner's Sons, 1974; Vol. 1.
11. Уровень образования населения Алтайского края (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года). Барнаул: Полиграфист, 1992.
12. Текущий (архив) отчет Центра межкультурных коммуникаций АГИКза 2014 - 2015 гг. References
1. Bratus' B.S. Anomalii lichnosti. Moskva: Mysl', 1988.
2. Lapin N.I. Tyazhelye gody Rossii (perelom istorii, krizis, cennosti, perspektivy). Mir Rossii. 1992.
3. Matis V.I. Sociologiya obrazovaniya i formirovanie lichnosti. Barnaul, 1995.
4. Prihod'ko D.N. Obrazovanie ipreodolenie otchuzhdeniya. Tomsk, 1977.
5. Markovich M. Marks ob otchuzhdenii. Voprosy filosofiii.1989; 9: 36 - 51.
6. Marks K. 'Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda. Marks K., 'Engel's F. Iz rannih proizvedenij. Moskva: Gos. izd-vo polit. lit-ry, 1956.
7. Social'nye aspekty nacional'nyh otnoshenij v obschestvennom mnenii naseleniya Altaya (materialy vyborochnogo sociologicheskogo oprosa). Barnaul: AGU, 1990.
8. Schacht R. The Future of Alienation. Chicago, IL: University of Illinois Press, 1994.
9. Schmitt R. Alienation and Freedom. Westview Press, 2003.
10. Tuveson E. Alienation in Christian Theology. P.P. Weiner (Ed.) Dictionary of The History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas. 5 vols. New York: Charles Scribner's Sons, 1974; Vol. 1.
11. Uroven' obrazovaniya naseleniya Altajskogo kraya (po dannym Vsesoyuznoj perepisi naseleniya 1989 goda). Barnaul: Poligrafist, 1992.
12. Tekuschij (arhiv) otchet Centra mezhkul'turnyh kommunikacij AGIK za 2014 - 2015 gg.
Статья поступила в редакцию 25.06.18
УДК 796.01
Moskvin V.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: 1700018v@mail.ru
Moskvina N.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: 1700018v@mail.ru
Schumova N.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: 1700018v@mail.ru
ASYMMETRIES AND INDIVIDUAL FEATURES OF STUDENTS WITH INTERNET DEPENDENCE. In the article the bases of individual psychological differences in Internet dependent students of a university (18-17 years of age, n = 75) with different signs of interhemispheric asymmetries are studied. For the study, a wide range of psychological and psychophysiological techniques are applied to investigate asymmetries, the criteria of partial dominance by A.R. Luria. Individual differences are revealed. A higher level of Internet dependence is associated with predominance of right hemispheric dominance and vice versa: a lower level of Internet dependence is associated with the prevalence of left hemisphere dominance. During statistical processing, factor analysis is used, which makes it possible to single out significant factors of asymmetry and individual psychological links with the manifestations of Internet addiction.
Key words: individual features, interhemispheric asymmetry, Internet addiction, students, volitional regulation.
В.А. Москвин, д-р психол. наук, проф. Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: 1700018v@mail.ru
Н.В. Москвина, канд. психол. наук, доц. Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: 1700018v@mail.ru
Н.С. Шумова, канд. психол. наук, доц. Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: shumova@interwave.ru
АСИММЕТРИИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00856 А: «Индивидуальные особенности психического здоровья человека и его психофизиологические предпосылки (на примере исследования особенностей интернет-аддикции)».
В статье освещены основы индивидуально-психологических различий у интернет-зависимых студентов вуза (18 - 17 лет, п = 75) с разными признаками межполушарных асимметрий. Для исследования был применен широкий комплекс психологических и психофизиологических методик. Для исследования асимметрий использовались критерии парциального доминирования по А.Р Лурия. Выявлены индивидуальные различия - более высокий уровень интернет-зависимости связан с преобладанием правополушарного доминирования и наоборот: более низкий уровень интернет-зависимости связан с преобладанием левополушарного доминирования. При статистической обработке был использован факторный анализ, что позволило установить значимые факторы связи асимметрии и индивидуально-психологических особенностей с проявлениями интернет-аддикции.
Ключевые слова: индивидуальные особенности, межполушарные асимметрии, интернет-зависимость, студенты, волевая регуляция.
Введение. Произвольная регуляция психики занимает одно из центральных положений в современной психологии [1]. В спортивной психологии проблема волевой регуляции также занимает одно из важных мест [2 - 6]. Современные исследования в России свидетельствуют о накоплении признаков пра-вополушарного парциального доминирования у химических ад-диктов - хронический алкоголизм, наркозависимость. В рамках выполнения гранта РФФИ «Нейропсихологические и психофизиологические предикторы развития аддиктивных форм поведения» (проект № 06-06-80333) нами были получены достоверные данные о накоплении признаков правополушарного доминирования у химических аддиктов молодого возраста (с проявлениями алкоголизма или наркотической зависимости) [2].
Эта тенденция подтверждена работами, как зарубежных авторов, так и отечественных [2]. Что касается исследований особенностей межполушарных асимметрий у интернет-аддиктов молодого возраста, то такие работы уже появились в России, но в силу небольших выборок их скорее можно рассматривать как пилотажные. Первое исследование по данной тематике проведено Антроповой Л.К. с соавт [7]. В 2011 г. ими было обследовано 92 студента 1-2-х курсов технического, естественнонаучного и гуманитарного направлений вузов г. Новосибирска (НГМУ, НГТУ, НГИ) в возрасте 18 - 30 лет (60 женщин, 32 мужчины). Анализ поведенческих реакций в группах с амбидекстрией и правополу-шарной специализацией показал, что аддиктивное поведение свойственно и амбидекстрам, и правополушарным испытуемым. Для группы правополушарной специализации различные параметры аддиктивной реализации проявляются с ярко выраженным стремлением к нарушению норм и социальных правил. Авторы считают, что в группе с амбидекстрией Интернет-зависимость является способом компенсации аддиктивных форм поведения. Чем выше аддиктивная реализация, тем выше Интернет-зависимость. Недостатком указанного исследования является отсутствие детального анализа распространенности латеральных признаков, малый объем психодиагностических методик, что не позволило выявить все индивидуально-психологические особенности испытуемых. Данное исследование позволяет предположить наличие резидуально-органических повреждений мозга испытуемых (в виде задержек развития), которые могут служить предпосылкой для развития интернет аддикций среди молодёжи. Что касается зарубежных исследований по этой тематике, то по данным анализа Интернет-ресурсов таких работ выявлено не было. Комплексный подход к этой проблеме и применение широкой батареи психофизиологических и психодиагностических тестов, больший объем выборки может обеспечить фундаментальность предлагаемого исследования. Для изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей при проявлениях интернет-зависимости нами были проведены исследования со студентами спортивного вуза.
Методика исследования. Для выявления возможной связи интернет-аддикции с психологическими и психофизиологическими особенностями в выборке испытуемых молодого возраста (студенты спортивного вуза 18-17 лет, п = 75) были применены следующие психодиагностические методики:
1. Особенности индивидуальных профилей латеральности с учетом признаков парциального доминирования по А.Р. Лурия (тест «Карта латеральных признаков» [8].
2. Степень выраженности интернет-аддикции (тест С.А. Кулакова, 2004).
3. Особенности интеллектуальной сферы испытуемых (тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена) с учетом данных о наличии резидуально-органических проявлений (ММД) в выборках лиц с проявлениями интернет-аддикции.
4. Тест Айзенка на исследование интеллекта (см. пункт 3).
5. Особенности сферы внимания и работоспособности испытуемых (тест «Таблицы Шульте») с учетом данных о наличии резидуально-органических проявлений (ММД) в выборках лиц с проявлениями интернет-аддикции.
6. Особенности временной перцепции с помощью теста Зимбардо с учетом наличия данных об индивидуальных особенностях восприятия времени при разных вариантах доминирования правого или левого полушарий [2].
7. Индивидуально-психологические особенности с помощью теста 16-фЛо Р. Кеттелла (форма А).
8. Особенности волевых качеств личности (методика ВКЛ В.М. Чумакова) [3].
Испытуемые. В качестве испытуемых были взяты студенты первого курса ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» 17 - 18 лет, общий объем выборки составил 75 человек.
Результаты исследования. В настоящее время исследование еще продолжается, полученные данные подвергнуты статистической обработке на примере 75 человек и имеют предварительный характер.
В результате применения факторного анализа в нашем случае было выделено 9 факторов (полнота факторизации составила 90%). Это говорит о надежности факторных оценок и информативности факторной структуры. Такое решение позволяет достаточно просто и точно описать наблюдаемые исходные данные, структуру и характер взаимосвязей между ними. Рассмотрим наиболее важные факторы.
Первый фактор (полнота факторизации 41%) условно назван нами «Интернет-зависимость как способ снятия стресса».
Интернет-зависимость выше у неудовлетворенных самореализацией личностей, переживающих собственную беспомощность, лиц, проявляющих нестойкость и напряжение в стрессовых ситуациях. Испытуемые с более низкими проявлениями интернет-зависимые убеждены в том, что борьба позволяет им повлиять на результат происходящего. Они проявляют настойчивость, удовлетворены самореализацией, оценивают пройденный отрезок жизни как продуктивный и осмысленный, считают, что сами выбирают свой путь, проявляют стойкость и отсутствие напряжения в стрессовых ситуациях, воспринимают их как менее значимые.
Второй фактор (полнота факторизации 13,8%) назван нами «Нормативность поведения».
Испытуемые с преобладанием в моторной и анализаторной сферах правой латеральности (левополушарные) склонны вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, способны предвидеть и возможные последствия, мотивированны на достижение будущих целей и вознаграждений, готовы принести в жертву сегодняшние удовольствия ради успеха в будущем, более дисциплинированны.
Напротив, испытуемые с преобладанием в моторной и анализаторной сферах левой латеральности (правополушарные) подвержены чувствам, не согласны с общепринятыми моральными нормами и стандартами, игнорируют обязанности, могут действовать антисоциально, непостоянны, гибки, переменчивы, небрежны, ленивы, независимы, подвержены влиянию случая и обстоятельств, беспринципны, безответственны и неорганизованны.
Третий фактор (полнота факторизации 9,5%) назван нами «Напористость». Испытуемые, склонные к доминированию, более экспрессивны, имеют конкретное и ригидное мышление, к подчинению - сдержаны и сообразительны.
Обсуждение. Полученные данные в целом согласуются с предложенной гипотезой. Ранее в наших работах были выявлены проявления левополушарной недостаточности у лиц с аддик-тивными формами поведения, что позволяет объяснить слабость прогнозирующих и регулятивных функций у подростков-наркоманов [2]. С.Л. Рубинштейн считал, что одним из важнейших компонентов структуры личности является ее направленность [9]. Поэтому отсутствие такой направленности, аморфность и рас-
Библиографический список
плывчатость жизненных целей могут рассматриваться в качестве почвы, на которой могут развиваться разнообразные состояния зависимости. Отсутствием волевой регуляции и самостоятельности чаще всего страдают лица с акцентуацией личности по неустойчивому типу, которые легко попадают под чужое негативное влияние, часто бросают учебу или работу, алкоголизируются или употребляют наркотики.
Выводы. Первичные данные исследования свидетельствуют о слабости регуляторных процессов в группах интернет-ад-диктов и о накоплении в выборке признаков правополушарного парциального доминирования. Таким образом, ранее полученные данные о накоплении признаков правополушарного доминирования у химических аддиктов (у молодых лиц с проявлениями алкоголизма или наркозависимых) [2] могут быть также распространены и на интенет-аддиктов, что указывает на слабость функций произвольной регуляции.
Полученные результаты носят предварительный характер, однако, они уже могут быть использованы для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции у лиц молодого возраста [2 - 6].
1. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
2. Москвин В.А. Межполушарные отношения и индивидуальные различия человека. Москва: Смысл, 2011.
3. Москвин В.А. Индивидуальные особенности волевой регуляции у спортсменов-подростков. Спортивный психолог. 2016; 3: 52 - 57.
4. Москвин В.А. Психофизиология индивидуальных различий в спорте. Москва: НИИ спорта РГУФкСМиТ, 2013.
5. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Asymmetry and individual characteristics of strong-willed regulation teenage athletes. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 5-6: 22-24. doi: 10.20534/AJH-16-5.6-22-24.
6. Moskvin V.A., Moskvina N.V. The problem of strong-willed regulation of athletes in the course of preparation of sports psychologists. Materials of the International scientific-practical conference for the workers of science and education «Education & Science - 2016». Part 3. St. Louis, Missouri. USA: Science and Innovation Center Publishing House. 2016: 9 - 12. doi: 10.18411/d-2016-047.
7. Антропова Л.К., Андронникова О.О., Куликов В.Ю., Козлова Л.А. Интернет-зависимость и ее взаимосвязь с межполушарной асимметрией и поведенческими особенностями личности. Медицина и образование в Сибири. 2011; 3.
8. Лурия А.Р Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. Москва: Академический Проект, 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Москва: Педагогика, 1989; Т. 1.
References
1. Il'in E.P. Psihologiya voli. 2-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
2. Moskvin V.A. Mezhpolusharnye otnosheniya iindividual'nye razlichiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2011.
3. Moskvin V.A. Individual'nye osobennosti volevoj regulyacii u sportsmenov-podrostkov. Sportivnyjpsiholog. 2016; 3: 52 - 57.
4. Moskvin V.A. Psihofiziologiya individual'nyh razlichij v sporte. Moskva: NII sporta RGUFKSMiT, 2013.
5. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Asymmetry and individual characteristics of strong-willed regulation teenage athletes. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016; 5-6: 22-24. doi: 10.20534/AJH-16-5.6-22-24.
6. Moskvin V.A., Moskvina N.V. The problem of strong-willed regulation of athletes in the course of preparation of sports psychologists. Materials of the International scientific-practical conference for the workers of science and education «Education & Science - 2016». Part 3. St. Louis, Missouri. USA: Science and Innovation Center Publishing House. 2016: 9 - 12. doi: 10.18411/d-2016-047.
7. Antropova L.K., Andronnikova O.O., Kulikov V.Yu., Kozlova L.A. Internet-zavisimost' i ee vzaimosvyaz' s mezhpolusharnoj asimmetriej i povedencheskimi osobennostyami lichnosti. Medicina i obrazovanie v Sibiri. 2011; 3.
8. Luriya A.R. Vysshie korkovye funkcii cheloveka iih narusheniya prilokal'nyh porazheniyah mozga. 3-e izd. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2000.
9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: V 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1989; T. 1.
Статья поступила в редакцию 12.06.18
УДК 159.9
Vasilenko E.V., Cand. of Sciences (Psychology), teacher, Socio-Economic and Human Sciences Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol Russia), E-mail: elena.vasilenko.com@yandex.ru
Kryzhevskaya N.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Socio-Economic and Human Sciences Department, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol Russia), E-mail: kryzhevskiy_707@mail.ru
OVERCOMING THE CONSEQUENCES OF THE REDUCTION OF STAFF IN LAW ENFORCEMENT: THE PSYCHOLOGICAL ASPECT. The article discusses the reduction of staff in the Ministry of Internal Affairs of Russia, affecting a large number of law enforcement officers, and related issues. The reform implies the reduction of the managing personnel, eliminating or merging several departments and units that perform similar functions, but implements them in different directions. The article covers strategies to conduct internal affairs personnel undergoing stressful situation in connection with the reduction, dismissal from service or retirement. The main difficulties reveal the socio-psychological adjustment to civilian life, as well as recommendations to overcome stressful and stress-induced effects of leaving the service.
Key words: law enforcement, stress, reduction, panic, anxiety, adaptation.
Е.В. Василенко, канд. психол. наук, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: elena.vasilenko.com@yandex.ru
Н.Н. Крыжевская, канд. психол. наук, ст. преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: kryzhevskiy_707@mail.ru