Nikolaeva Elvira Fedorovna, Rumyantseva Svetlana Sergeevna INTERNET ADDICTION OF TEENAGERS ...
psychological science
UDC 159.9
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА
© 2019
Николаева Эльвира Федоровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Румянцева Светлана Сергеевна, магистр Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16 В, e-mail: rumyanceva4@gmail.com)
Аннотация. Последнее десятилетие характеризуется ускоренным внедрением Интернет-технологий во все сферы жизнедеятельности человека, начиная от СМИ и заканчивая ведением электронных журналов в школе. Современные люди проводят достаточно много времени в сети Интернет, выполняя дистанционную работу, смотря любимые фильмы, а также общаясь с такими же пользователями. Несмотря на все плюсы, которые нам дает данная технология, не стоит забывать и про опасность, особенно информационную и психологическую. Возникает необходимость изучения специфики воздействия Интернет-технологий на психическое состояние современного пользователя. Из-за того, что возраст начала пользования сетью Интернет с каждым годом уменьшается, возрастает проблема обеспечения информационно-психологической безопасности подростков, активно пользующихся данной технологией. Данная статья посвящена проблеме Интернет-зависимости подростков. Рассматриваются различные подходы к определению Интернет-зависимости, а также поведению подростков в сети Интернет. Описываются особенности подросткового возраста, определяющие подверженность данной информационно-психологической угрозе. Перечисляются методики, которые будут использованы в исследовании для диссертации. А также анализируются результаты анкетирования подростков и их родителей.
Ключевые слова: Интернет-зависимость, информационно-психологическая безопасность, подростковый возраст, угроза, подходы.
INTERNET ADDICTION OF TEENAGERS AS AN INFORMATIONAL-PSYCHOLOGICAL THREAT
© 2019
Nikolaeva Elvira Fedorovna, candidate of Psychological sciences, professor of the department "Preschool pedagogy, applied psychology" Rumyantseva Svetlana Sergeevna, master Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya st., 16 V, e-mail: rumyanceva4@gmail.com)
Abstract. The last decade is characterized by the accelerated introduction of Internet technologies in all spheres of human activity, ranging from the media and ending with the maintenance of electronic journals at school. Modern people spend a lot of time on the Internet, doing remote work, watching their favorite movies, as well as communicating with the same users. Despite all the advantages that this technology gives us, we should not forget about the danger, especially informational and psychological. There is a need to study the specifics of the impact of Internet technologies on the mental state of the modern user. Due to the fact that the age of use of the Internet is decreasing every year, the problem of ensuring the information and psychological safety of adolescents who actively use this technology increases. This article is devoted to the problem of Internet addiction of teenagers. Various approaches to the definition of Internet addiction, as well as the behavior of teenagers on the Internet are considered. The features of adolescence that determine the susceptibility of this informational-psychological threat are described. The methods that will be used in the research for the dissertation are listed. Also the results of the survey of teenagers and their parents are analyzed.
Keywords: Internet addiction, informational-psychological security, adolescence, threat, approaches.
Подростковый возраст считается одним из сложных периодов в развитии человека. Подростки теряют былой интерес к учебной деятельности, оценки ухудшаются, с родителями возникает больше конфликтов, первая влюбленность и т.д.
Д.Б. Эльконин писал, что ведущей деятельностью подростка является интимно-личное общение со сверстниками [6]. Именно в этот период жизни подростки задумываются, кто они, к какой группе принадлежат, какими их видят окружающие. Им необходимо признание, ощущение «я свой, на своем месте».
Однако в последнее 10-летие мы видим, что происходит замена ведущей деятельности с личного общения на Интернет-общение. Это влечет за собой негативные последствия в виде шокирующей информации, зависимости, а также неудовлетворением потребностей. Из-за того, что в Интернете подросток не может удовлетворить полностью потребность в общении, на это затрачивается больше времени и сил. Как следствие замещение реального мира Интернетом сильно сказывается на общем самочувствии подростка, вплоть до физического истощения, на эмоциональном состоянии, поведении и коммуникативных навыках.
На сегодняшний день трудно себе представить современного человека без гаджета и профиля в социальной сети. В некоторых из них открыли торговые площадки, за рекламу платят большие деньги, а фотографии еды и сэлфи заполонили все ленты. Естественно, что самое
адаптивное к изменениям поколение быстро полюбило сеть «Интернет».
Еще в младшем школьном возрасте родители могут контролировать «зависание» детей в сети, их странички, контент, который они просматривают. Однако в подростковом возрасте эта задача становится очень трудной. Подростки нуждаются в общении со сверстниками, а всемирная паутина позволяет это делать 24 часа в сутки в неограниченном объеме, еще и предлагает различные способы: от простых текстовых сообщений до видео с различными масками. А на наказание в виде лишения телефона и компьютера подростки реагируют излишне эмоционально, что и подводит нас к проблеме информационно-психологической безопасности.
Рассмотрим основные особенности данного периода жизни, располагающие к воздействию информационно-психологических угроз на целостность личности подростка. Ведущая деятельность в подростковом возрасте - интимно-личностное общение, поэтому подростки больше всего подвержены киберкоммуникативной зависимости. Особенно в младшем школьном возрасте, когда в организме начинаются гормональные изменения в связи с половым созреванием, а эмоциональное состояние очень резко и ярко меняется даже от малейшего раздражителя. В этом возрасте для подростка очень важно мнение сверстников, их принятие в «группу», поэтому они постоянно выкладывают фотографии, пишут громкие посты, снимают ролики, чтобы их заметили,
психологически науки
Николаева Эльвира Федоровна, Румянцева Светлана Сергеевна ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ ...
признали. Самооценка в это время претерпевает серьезные изменения, так как подросток воспринимает оценку себя группой как объективность. Именно подростки близко к сердцу воспринимают кибербуллинг, кражу данных, сексуальные домогательства в сети. Но чаще всего они сталкиваются с компьютерной и Интернет-зависимостью.
Данную тему исследуют многие авторы, такие как Блинов А.М., Галатенко В.А., Петров В.П. (занимались вопросами информационной безопасности); Грачев Г.В., В.М. Губанов (изучали вопрос психологической защиты человека от информационных опасностей и угроз); Джонсон С., Салмин А. (писали о защите личности ребенка от информационных угроз); Кобб М., Джост М., Хаулет Т. Корниенко А.А. и др. (исследовали аспекты защиты информации); Шелепин Л.А., Лисичкин В.А., Расторгуев С.П., Панарин И.Н. и т.д. (интересовались вопросами информационно-психологической войны) [2, стр 84]; но из-за ее новизны и быстроты развития самой сети «Интернет» многие аспекты еще не изучены и возникают вопросы, каким образом обезопасить молодое поколение.
В данной статье мы рассмотрим такую информационно-психологические угрозу, как Интернет-зависимость.
Начнем с определения понятия «Интернет-зависимость». М. И. Дрепа под интернет-зависимостью рассматривает «компульсивное желание войти в Интернет, находясь в offline, и невозможность выйти из Интернета, находясь в online» [1].
Кимберли С. Янг в определении данного понятия выделил основные пять аспектов:
• Киберсексуальная зависимость - так как начинается половое созревание, а в семьях редко приветствуются такие интересы, то подростки начинают искать информацию в сети, так как это анонимно;
• Пристрастие к виртуальным знакомствам - многим подросткам сложно заводить знакомства и друзей в реальности из-за неуверенности в себе, низкой самооценке и страха быть отверженным сверстниками, поэтому они ищут друзей в сети, где никто тебя не знает;
• Навязчивая потребность в Сети - в связи с потребностью в острых ощущениях, свойственной данному возрасту, возрастает интерес к азартным играм, ставкам;
• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - многие современные подростки постоянно испытывают «информационный голод» в связи с избыточностью информации в сети, поэтому проводят часы в поисках статей, новостей и ответах на вопросы, возникающие спонтанно;
• Компьютерная зависимость - так как есть необходимость в острых ощущениях, подростки также находят выход в компьютерных играх, особенно стрелялках, дополнительный интерес вызывает возможность играть в команде по сети, так как добавляется ведущая деятельность данного возраста [10].
По мнению В.А. Лоскутовой интернет-зависимость проявляется в трех различных аспектах: первый аспект — это психологический, выражается как яркие позитивные ощущения, повышенная возбудимость, некая эйфория во время нахождения в сети, при этом субъективно невозможно выйти из Интернета, из-за чего страдают отношения с семьей и друзьями,; второй аспект — физические проявления, а именно такие последствия, как синдром карпального канала, сухость в глазах, боли в спине и т. д.; третий аспект — то как проявляется в поведении подростка, например, сильная тяга к бесконечным запросах в поисковых сайтах, навязчивое желание зайти в сеть, прочитать новости, написать кому-то, выложить фотографию и т. д. Однако чтобы судить о подлинной интернет-зависимости, необходимо наличие всех трех вышеизложенных признаков [3].
В.Л. Малыгин в своей статье «Интернет зависимое поведение у подростков» выявил, что у подростков, зависимых от Интернета, снижено ощущения удовлетво-
ренности и наполненности жизни, чаще всего зависимость формируется у подростков с низкой или сильно дифференцированной самооценкой [4].
Шутова Н.В. и Баранова Ю.М. в своих исследованиях также изучают феномен Интернет-зависимости. По данным их исследований, Интернет-зависимости подвержены более 40% подростков, что дает почву для Информационно-психологических воздействий на некритичные умы молодого поколения. В своих статьях они пишут о том, что подростки, зависимые от Интернета, больше нуждаются в ощущении «включения», испытывают потребность принадлежности различным группам, чтобы их принимали другие, однако демонстрируют крайнюю настороженность и сложность в создании теплых, доверительных, близких взаимоотношениях, им труднее проявлять заботу и открываться людям [5].
Таким образом возникает необходимость тщательного изучения поведения подростков в сети, а также их состояния, ощущения во время пользования Интернетом.
Целью данной статьи является изучение подходов к исследованию Интернет-зависимости у подростков, а также подбор методик для собственного исследования в рамках диссертации.
Для проведения эмпирического исследования нами были рассмотрены и предложены следующие психодиагностические методики:
- проективная методика «Я в сети Интернет» (модифицированная методика «Дом, дерево, человек») предназначена для изучения состояния защищенности/ незащищенности подростка в сети Интернет. Эта методика позволяет обойти психологические защиты и узнать, в каком состоянии находится подросток во время Интернет-серфинга. Изучается цветовая гамма рисунка, положения себя в пространстве, поза, внешние атрибуты;
- опросник Айзенка EPQ для изучения типа нервной системы (сильная, слабая) и особенностей (эмоционально стабильная, нейротизм и психотизм). Повышенный нейротизм может быть причиной повышения информационно-психологических угроз для подростка, так как в этом возрасте они импульсивны, редко обращаются к родителям за советом, но сами еще не могут принимать самостоятельно решения, а значит сильно уязвимы;
- шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина позволяет выявить реакцию на возникновение информационно-психологических угроз. Если у подростка высокая личностная тревожность, он может неадекватно отреагировать на информационно-психологическую угрозу, что скажется на его психическом состоянии;
- авторская анкета для родителей и подростков для того, чтобы изучить уровень грамотности в вопросах информационно-психологических угроз в сети Интернет, а также для выявления тех угроз, с которыми уже столкнулись респонденты и их действия по нейтрализации угрозы.
При изучении результатов анкетирования подростков, можно сказать о том, что большинство подростков не следит за временем, проведенным в сети Интернет, многие из них уже столкнулись с некоторыми видами информационно-психологических угроз, но при этом побоялись обратиться к родителям, а решили проблему самостоятельно. Меньше половины опрашиваемых обучали основам Интернет-безопасности родители.
Однако анкетирование родителей дало совершенные иные результаты. Большинство родителей уверены, что их дети не сталкивались с угрозами в сети, не имеют Интернет-зависимости, при этом большинство указало, что обучали подростков основах безопасности поведения в Интернете. При этом родители негативно относятся к социальным сетям, но не считают, что подростков надо ограничивать.
Исходя из проанализированной литературы [7, 8, 9]
Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1(3)
83
Nikolaeva Elvira Fedorovna, Rumyantseva Svetlana Sergeevna INTERNET ADDICTION OF TEENAGERS ...
psychological science
и проведенного анкетирования можно сделать вывод о подверженности подростков как Интернет-зависимости, так и остальным информационно-психологическим угрозам, встречающимся в сети «Интернет». В особенности подвержены подростки с неадекватной самооценкой, а также отсутствием увлечений в реальной жизни.
В дальнейшем планируется проведение психодиагностики выборки из 50-ти подростков 11-12 лет, а также разработки сайта для онлайн-консультирования подростков по вопросам информационно-психологической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 2. — P. 189—193.
2. Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 84-87.
3. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивныхрасстройств: Дисс.... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.- 107 с.
4. Малыгин В.Л. Интернет зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика.-М.: Изд. «Мнемозина», 2010.136 с.
5. Шутова Н. В. Экспериментальное исследование особенностей проявления киберкоммуникативной зависимости у современных подростков //Н. В. Шутова, Ю. М. Баранова. Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
7. Рубцова Н.В., Тихонова А.А. Интернет-зависимость как причина семейных конфликтов: верификация проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 340-342.
8. Григорьева О.В., Ванюхина Н.В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 32-35.
9. Черкасова Т.В. Покемономания как игровая интернет-зависимость молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 342-345.
10. Young, K. Internet addiction: symptoms, evaluation and treatment. In L. VandeCreek & T. Jackson (Eds.). Innovations in Clinical Practice.-Sarasota, FL: Professional Resource Press. -1999.- pp. 19-31.