г
d с
аЗ
Библиографический список 73
1. В российский «экран из тумана» вложили миллион долларов // Lenta.ru.
25 мая 2012. URL: http://lenta.ru/news/2012/05/24/displair/ (дата обращения: 04.03.2016).
2. Десять самых важных открытий российских ученых за 20 лет // РИА Новости. 08.02.2014. URL: http://ria.ru/studies/20140208/993836860.html (дата обращения: 04.03.2016).
3. Кризис кризисом, а инновации продолжаются // Сайт Фонда Сколково. 28 января 2015. URL: http://sk.ru/news/b/articles/archive/2015/01/28/krizis-krizisom-a-innovacii-prodolzhayutsya.aspx (дата обращения: 04.03.2016).
4. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации // Сайт РАН. URL: http://www.ras.ru/scientificactivity/planrf.aspx (дата обращения: 04.03.2016).
5. Технопарки России // TAdviser. 03.02.2015. URL: http://www.tadviser.ru/ index.php/Статьи:ТехнопаркиРоссии (дата обращения: 04.03.2016).
6. Ученые из команды «Радиоастрона» увидели странные новые структуры вокруг черной дыры в центре Галактики // Федеральное космическое агентство. 02.02.2015. URL: http://www.federalspace.ru/21202/ (дата обращения: 04.03.2016).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г., № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» // Российская газета. 30 сентября 2010. URL: http://www.rg.ru/2010/09/30/skolkovo-dok.html (дата обращения: 04.03.2016).
8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 сентября 2013 г., № 253-ФЗ // Российская Газета. 30 сентября 2013. URL: http://www.rg.ru/2013/ 09/27/ran-site-dok.html (дата обращения: 04.03.2016).
9. Rock Flow Dynamics вышла на рынок Японии // Сайт Фонда Сколково.
26 февраля 2013. URL: http://sk.ru/news/b/articles/archive/2013/02/26/rock-flow-dynamics-vyshla-na-rynok-yaponii.aspx (дата обращения: 04.03.2016).
Н.Ю. Лесконог
Интернет-технологии
как инструменты коммуникации в целях повышения политической активности молодежи
Автор анализирует возможности повышения политической активности молодежи посредством использования интернет- и информационных технологий. В частности, блоггерство рассматривается как один из наиболее эффективных способов коммуникации политических лидеров, общественно-политических организаций и движений с молодежью, вовлекающий
молодых людей в обсуждение политических процессов, расширяющий возможности политического участия российской молодежи.
Ключевые слова: интернет-технологии, информационные технологии, молодежь, политическая активность, политическое участие, блоггерство.
Широкое применение интернет-технологий как инструмента и средства коммуникации является необратимой тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Особое место в этом процессе занимает использование интернета как интерактивного средства массовой коммуникации в политическом процессе, бросающего новые вызовы технологиям работы с молодежью, активизации ее политического участия.
Важнейшими качественными признаками новой виртуальной реальности являются ее глобальность и интерактивность. Интернет не признает условностей государственного суверенитета, форм политического участия, иерархических структур, политических партий и других институциональных субъектов политики. Политические последствия использования сети противоречивы и неоднозначны. С одной стороны, интернет позволяет снимать географические и структурные ограничения прямого политического участия, коллективного действия, устранять дистанцию между гражданами и лицами, принимающими решения, расширять горизонты культуры гражданственности. С другой стороны, необходимо учитывать, что современные информационные технологии по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни делают общество более уязвимым перед политическим контролем, способствуют наращиванию и совершенствованию инструментария политического господства, создают потенциальную возможность авторитарной социализации и ма-нипулятивного воздействия на личность. Более того, в свете последних событий на мировой геополитической арене, развитие новых информационных технологий сегодня бросает вызов интересам общественной и государственной безопасности.
По мнению В.В. Титова, Интернет следует рассматривать как пространство формирования национально-государственной идентичности российской молодежи и как инструмент, влияющий на формирование образа России. Исследователь отметил, что идентичность в интернет-пространстве носит фрагментарный, симулятивный характер, строится по типу воображаемых сообществ, не привязанных к какой-либо территории. Идентичность в интернете развивается очень динамично. В этой связи особую значимость приобретает политика памяти, т.е. формирование позитивного образа страны у современной молодежи, конструктивной роли молодежи в участии в различных исторических и современных политических событиях, собственно активного политического участия молодых людей в решении важнейших вопросов [1, с. 391].
г
Необходимость изучения воздействия интернета на политическую 75 активность молодежи действительно вызвана потребностью формирования позитивного имиджа как государства в целом, так и различных государственных структур в условиях демократии, повышения политической грамотности молодого поколения, расширения возможностей политического участия молодежи в решении важных для страны ¡| £ и мира вопросов.
Молодежь ориентируется на информацию, размещенную в Интернете, быстро реагирует на нее, дает свои оценки, комментарии, выражает свою позицию. В этой связи, у политических лидеров, политических партий, общественно-политических организаций появляется необходимость заниматься информационным обеспечением проводимой ими политики, управлять контентом, размещаемым в сети, давать молодежи оперативную, качественную и информативную обратную связь. Эти процессы становятся значимым условием эффективности деятельности современных политических институтов, т.к. политически активная молодежь ориентируется на их мнения.
Поддерживая одни политические идеи, критикуя другие, не обращая внимания на третьи, молодежь тем самым способствует обновлению и воспроизводству определенных идей и ценностей, реализации различных социально-политических интересов. При этом молодые люди участвуют в политике с различной степенью активности, которая зависит от вида политической деятельности. Под политической активностью понимается состояние субъекта, которое характеризуется наличием определенной политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным на ее реализацию.
Ю.И. Мастерова в своем исследовании рассматривает политическую активность молодежи как основанное на осознании своих возможностей воздействие на принятие политических решений, стремление молодых людей реализовать эти возможности имеющимися в данной политической системе средствами и методами, осуществляемое с разной степенью интенсивности [3, с. 4].
Следует отметить, что формы политического участия достаточно многообразны: участие в выборах, выдвижение в качестве кандидата, участие в деятельности политических партий и движений, участие в общественно-политических акциях, митингах, демонстрациях и др. Но, по мнению автора, Интернет, с одной стороны, способствует омоложению состава участников общественных и политических процессов, с другой - расширению пассивных форм политического участия молодежи, среди которых отдельно стоит выделить позитивные или негативные реакции на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей.
Политическая активность тесно связана с социальной активностью молодых людей. По мнению Л.Ф. Шаламовой, именно социально активная позиция помогает молодым людям не только внести свой вклад в решение общественно-политических, социально-экономических задач, стоящих перед нашим обществом, но выстроить собственную жизненную траекторию, в т.ч. в общественно-политической сфере [6, с. 451-452].
Наибольшим потенциалом для развития как политической, так и социальной активности молодежи, расширения форм ее политического участия, на наш взгляд, обладают молодежные общественные объединения, организации и партии.
Зарождение молодежного движения в России относится к началу ХХ в. На разных этапах его развития для осуществления коммуникации с молодежью использовались разные средства массовой информации, начиная с листовок и газет до собственно интернета, в т.ч. мобильного. Благодаря интернету, информационные технологии, как принципиально новый коммуникационный инструментарий, быстро завоевали доверие российской молодежи. Под информационными технологиями нами понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации посредством сети Интернет.
По мнению автора, развитие блогосферы может стать эффективным инструментом повышения политической активности молодежи в деятельности различных организаций, вовлечения ее как в их непосредственную деятельность, так и оперативное реагирование на значимые общественно-политические события [2, с. 398].
С помощью правильно выстроенной тактики предоставления информации, как показывает практика, популяризировать удается практически любую сферу деятельности, в т.ч. и политическую, стоит лишь грамотно применять интернет-технологии в процессе коммуникации молодежных общественных объединений, организаций, партий и, собственно, молодежи.
Использование блоггерства в деятельности молодежных организаций, за счет неформальных рассказов читателям о своей деятельности, может заинтересовать молодых людей, а, значит, расширить круг активистов организации. Молодежь зачастую не знает о чем-то просто потому, что этого нет в Интернете, а, значит, одной из задач взаимодействия с нею является развитие блоггерства.
Действующие активисты молодежных движений Москвы могут распространять информацию о деятельности организации и привлекать новых единомышленников в рамках проекта Центра молодежного парламентаризма «Движок» [5], который является своего рода коммуникационной площадкой для московской молодежи [4].
г
Ч С
аЗ
Несмотря на то, что многие молодежные организации понимают 77 значение использования интернет-ресурсов, в основном, они все же ограничиваются созданием сайтов, которые содержат официальную информацию, документы, несут ознакомительную нагрузку. А ведь для того, чтобы молодых людей действительно заинтересовать, активизировать, необходимо предоставить им возможность быстрой обратной связи, наладить диалог, в котором можно будет лично рассказать о всех преимуществах организации, ответить на вопросы и дать понять, что именно таких активистов организации не хватает. Очевидно, что блог-герство - эффективный способ повышения социально-политической активности молодежи.
Если в молодежной организации есть достаточное количество активистов с навыками написания статей, их можно объединить в один корпоративный блог и распределить между ними содание статей по разным направлениям.
Одно из главных правил блоггерства - периодичность, а, значит, необходимо, чтобы новости о молодежной организации от активных блоггеров поступали постоянно. Задачей активных блоггеров организации является повышение узнаваемости и лояльности молодежи к организации. Им необходимо писать положительные отзывы, рассказывать о своем опыте и всячески заинтересовывать свою целевую аудиторию.
Также для достижения положительного результата можно устраивать конкурсы, проводить опросы и голосования. Любая активность будет иметь результат, а, если это будут действительно интересные и информационные посты, то результат такой деятельности не заставит себя ждать: повышение репутации молодежной организации и ее продвижение в поисковых системах.
Блоггерство - новое направление информационной деятельности, поэтому руководителям необходимо привлекать для обучения своих активистов более опытных и успешных блоггеров, которые обычно с радостью делятся опытом и секретами продвижения в этой области. Также блоги известных авторов могут стать отличной площадкой для ненавязчивой рекламы, потому что информация будет преподнесена в виде советов. Такое обращение вызывает заведомо доверительное отношение и подталкивает потенциального активиста к вступлению в ряды молодежной организации.
В блогах можно размещать информацию о конкурсах, новости, отзывы, рекомендации. Если молодежная аудитория посчитает данную публикацию интересной, то с удовольствием расскажет об этом своим подписчикам при помощи репоста, что еще больше увеличит количество просмотров блога молодежной организации.
Многие зарубежные организации активно используют блоггерство для взаимодействия со своими постоянными и потенциальными клиентами в разных сферах. В России молодежные организации только начинают вести диалог со своими читателями и активистами через интернет. Организации, которые не используют в своей деятельности возможность общения со своей аудиторией, сильно проигрывают конкурентам и становятся менее популярными. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, необходимо начать использовать интернет-технологии, в т.ч. и блоггерство, в деятельности организаций для повышения политической активности молодежи [2, с. 408].
Библиографический список
1. Лесконог Н.Ю. Интернет-технологии в молодежной политике: обзор практики применения в современной России // Материалы Четвертой международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC-15): Сб. ст. и тезисов / Отв. ред. Е.В. Бродовская. М., 2015. С. 390-397. URL: http:// rusinnovations.com/wp-content/uploads/2016/04/Sbornik-11.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
2. Лесконог Н.Ю., Прохоров Е.В. Блоггерство как инструмент активизации деятельности молодежных организаций // Материалы Четвертой международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC-15): Сб. ст. и тезисов / Отв. ред. Е.В. Бродовская. М., 2015. С. 397-408. URL: http:// rusinnovations.com/wp-content/uploads/2016/04/Sbornik-11.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
3. Мастерова Ю.И. Политическая активность российской молодежи в условиях распространения информационных технологий: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009.
4. Онлайн-сообщество активной молодежи «Движок». URL: http://dk.mos.ru/ (дата обращения: 10.02.2016).
5. Официальный портал Центра молодежного парламентаризма. URL: http:// www.molparlam.ru/cmp/ (дата обращения: 10.01.2016).
6. Шаламова Л.Ф. Социальные группы и иные интернет-ресурсы как инструменты развития социальной активности обучающихся // Материалы Четвертой международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC-15): Сб. ст. и тезисов / Отв. ред. Е.В. Бродовская. М., 2015. С. 451455. URL: http://rusinnovations.com/wp-content/uploads/2016/04/Sbornik-11.pdf (дата обращения: 12.02.2016).