Л.Б. Иловайская,
аспирант Волгоградского государственного университета
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНСТИТУТА ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В РОССИИ
последнее десятилетие Интернет как динамично развивающийся феномен оказывает все большее влияние на социальные институты современного общества. Его воздействие ощущает и новый для российского общества институт организации связей с общественностью. Интернет становится ключевым механизмом коммуникации, на который опираются специалисты паблик рилейшнз. Репрезентация в виртуальном сетевом пространстве является сегодня неотъемлемой частью жизни организации. Если деятельность фирмы, политической партии, образовательного учреждения оперативно не отражается в Интернете, то можно сказать, данная организация «не видима» обществом.
В России постоянно растет количество пользователей Интернета: к началу 2006 г. 17% населения относили себя к этой категории [1]. По данным исследовательского центра «РОМ1Р» интернет-аудитория - это наиболее активная часть трудоспособного населения России, ориентированная на развитие прогресса и инноваций, а также и наиболее интеллектуальная.
Мощный информационный ресурс Интернета стал активно использоваться бизнесом. Самыми крупными стали в 2005 г. инвестиции в информационные технологии. Общий объем данного сектора в 2006 г., по данным сайта «ФЦП Электронная Россия», - 36,4 млрд долларов, что на 31,4% больше, чем в 2004 г. (27,7 млрд долларов) [2]. Такие же данные приводятся в прогнозе социальноэкономического развития России, подготовленном Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ. По прогнозам Министерства, объем информационных услуг к 2009 г. не претерпит серьезных изменений в сравнении с 2006 г. наибольшую долю сохранят аппаратные средства - 60%. Количество компьютеров на 100 человек к 2009 г. прогнозируется на уровне 18,6 шт. (в 2006 г. - 13,5) [3].
Это связано с ожиданием роста частных инвестиций в долгосрочные проекты в секторе информационно-коммуникационных технологий (увеличивается спрос на информационные услуги со стороны индивидуальных пользователей). Дополнительный импульс дадут государственные меры по стимулированию развития рынка инфокоммуникационных технологий (ИКТ): внедрение механизмов венчурного финансирования; реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»; использование информационных услуг в рамках реализации приоритетных национальных проектов. В 2007 г. до 15 млн человек получат доступ в Интернет, а к 2010 г. - до 26 млн [3].
Очевидно, что в ближайшее десятилетие России не удастся сократить раз-
рыв с передовыми странами по степени развития информационных технологий и возможности доступа к мировым информационным ресурсам. В середине 1990-х годов Россия по уровню интернетизации занимала только 16-е место в мире, а по количеству ПК на душу населения - 34-е, значительно уступая промышленно развитым и новым индустриальным странам. Наибольшее число пользователей в России было сосредоточено прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени в других городах.
По оценкам специалистов (количественные оценки различных организаций, занимающихся изучением Интернета в России, рознятся, число пользователей Интернета в России увеличилось с 1,5-3 млн человек в 1999 г. до 7,5-11,4 млн человек в 2001 г. Активных пользователей примерно в два раза меньше. Из них в Москве в 1999 г. проживало порядка 25%, в Санкт-Петербурге - 12, на Урале -12, в Поволжье - 10, в Западной Сибири - 8%. По другой оценке, в 2001 г. на Москву приходилось 53-42% пользователей Интернета, на Санкт-Петербург -13-19% [4]. В настоящее время все больше появляется государственных программ, направленных на расширение круга потребителей Интернет-ресурсов на периферии, так как информационная среда Интернета становится инфраструктурой общества потребления, и оно инициирует спрос через распределение своего внимания. В этом смысле значение Интернета как среды формирования спроса выходит на первый план и может рассматриваться в качестве ключевого катализатора экономического роста, построенного на поощрении потребительской активности и увеличении скорости товарооборота.
Интернет затрагивает не только экономическую сферу. Как и в других развитых странах, активно растет его общественно-политический сектор. Именно он в последнее время оказывает сильное влияние на формирование общественного мнения, позволяя успешно развиваться социальному институту РР
РР - совсем молодое явление в России. Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) образовалась в 1991 г. в качестве общественной некоммерческой организации с правами юридического лица. Ее учредителями выступили Союз журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Торговопромышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Росвнеш-торг, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей и ряд других организаций. Первым президентом РАСО стал декан факультета международной информации Московского государственного института международных отношений доктор исторических наук, профессор А.Ю. Борисов. С 1997 г. РАСО стала членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (СЕРР) и насчитывала свыше 60 корпоративных (агентства, государственные и коммерческие структуры, вузы, СМИ, общественные организации) и более 20 индивидуальных членов. К 2005 г. РАСО преобразовано в некоммерческое партнерство, число ее учредителей сократилось до трех: Союз журналистов России, МГИМО МИД РФ и Национальная рекламная ассоциация.
В 2005 г. наряду с РАСО возникают и другие профессиональные объединения: Российская ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС), СЕРР-8^еп18-Ри8з1а - российская ветвь студенческого отделения Европейской конфедерации по связям с общественностью - и ряд дру-
гих молодежных объединений. В 2005 г. в России возрастает число профессиональных РР-агентств. Так, по данным журнала «Советник», в 2005 г. существовали 250 таких агентств, 150 из них были представлены в Интернете. Не менее трети всех агентств базировались в Москве, около 40 являлись членами РАСО, в том числе все члены АКОС. Подразделения по работе с информацией и связям с общественностью имели практически все крупные государственные организации.
Динамично развивался РР в коммерческих структурах. К 2005 г. в РАСО вступили РР-департаменты или ведущие РР-специалисты таких компаний, как ОАО «ЛУКОЙЛ», «Филип Моррис», РАО «ЕЭС России», «Мегафон», банков «Газбанк», «Газпромбанк», «Санкт-Петербург» и других. Российские РР-специ-алисты и структуры к 2005 г. неплохо вписались в соответствующий сегмент международного рынка. Это выразилось, с одной стороны, в том, что число иностранных специалистов, работающих в российских отделениях международных корпораций, сократилось за счет прихода на их места россиян; с другой - отечественные РР-агентства вошли в крупные международные сетевые агентства. Среди них «Имиджленд Edelman РР», «Р.И.М. Портер Новелли», SPN ОдПуу, «Маслов и партнеры» (эксклюзивный представитель компании «Ке^Иит» в России и странах СНГ) и некоторые другие.
К 2005 г. российский РР перестал быть только московским. Активное возникновение РР-агентств в регионах началось уже с середины 1990-х годов, в начале 2000-х этот процесс приобрел новые структурные формы: созданы Северо-Западное, Уральское отделения РАСО и отделение РАСО в Центральном федеральном округе (формирования на уровне федеральных округов), а также Нижегородское, Саратовское, Волгоградское, Ивановское, Иркутское представительства РАСО (формирования на уровне субъектов РФ).
Кроме того, вне РАСО возникли самостоятельные региональные профессиональные объединения, например Поволжская ассоциация специалистов по связям с общественностью и т.д.
В Интернете успешно функционирует такая РР-технология, как электоральный РР. Он включает в себя, во-первых, веб-РК инструментами которого являются интерактивные сайты, предоставляющие пользователю услуги FAQ «быстрых вопросов и ответов»; веб-конференции, проходящие в форме текста, аудио-и видеоформате; веб-презентации - интерактивные каталоги, доступные в сети. Во-вторых, сетевой РР - это электоральные рассылки пресс-релизов. Такой пресс-релиз может быть не только текстовым документом, но и аудио- и видеофайлом, рисунком, посланным по электронной почте как вложение. Также допускаются различные чаты, форумы и особенно эффективны виртуальные организации в Интернете. Наконец, в-третьих, опПпе-РК включающий возможность онлайнового доступа к оффлайновой информации (например, статьи из газет на сайте), особенно онлайновое информирование с помощью сетевых информационных ресурсов и электронная интерактивная база данных, доступная через сеть. ОпНпе-РР позволяет специалистам гарантированно доставлять свою информацию целевой аудитории. Это может быть сайт, посвященный определенному продукту, с исчерпывающей информацией о его характеристике, ассортименте и способе покупки (например, blendamed.ru); промо-сайт со
специальным предложением; сайт под специальный проект или событие (например, сайт «Перепись населения 2002» - perepis2002.ru). Также во время кризисной ситуации может быть создан сайт, на котором посетители могут не только получить подробную информацию с детальным освещением проблемы и мер по ее решению, но и высказаться по этому поводу, узнать мнения экспертов.
В связи с этим возрастающее число российских компаний стремится использовать Интернет как эффективное средство РР и рекламы, работающее 24 часа в сутки, которое позволяет дешево и быстро выходить на международный рынок без открытия представительства в каждой стране.
Уже сегодня Россия может осуществлять РР-кампании посредством сети Интернет в 150 странах мира [5]. Новые технологии меняют характер РР-деятельности, делая ее более открытой для общественности. Интернет позволяет, например, той или иной компании оперативно и на глобальном уровне обратиться к потенциальному потребителю с самой разнообразной информацией. Особенно важно, что сокращается расстояние между РР-специалистами и аудиторией, так как средства сети позволяют проводить РР-акции в режиме реального времени, где есть возможность поделиться не только полезной информацией, но и понаблюдать за непосредственной реакцией заинтересованных людей [6].
Особое место занимают в РР-технологиях различные факторы воздействия: анимация, звуковое сопровождение, - которые концентрируют внимание пользователя на необходимых аспектах. Звуковое сопровождение воздействует на подсознание, ненавязчиво формируя настроение и удерживая пользователей на страничках, поэтому главными требованиями для РР-кампаний в сети выступают формирование положительного мнения, запоминаемость, информативность, удобство восприятия информации.
В России электронный РР не всегда отвечает этим требованиям. Широчайшие возможности Интернета используются весьма однонаправленно и скудно. В основной массе компании используют Интернет для размещения электронного бюро новостей.
Специалисты РР могут использовать те же инструменты, те же носители массовой информации и даже те же самые технологии, что и рекламисты, особенно это относится к такому средству массовой коммуникации, как Интернет.
По данным опроса, осуществленного журналом «Советник», из 22 РР-агентств всего 10 ответили утвердительно на вопрос «Пользуетесь ли вы услугами Интернета?».
В современном российском обществе нельзя игнорировать тот факт, что Интернет - мощный инструмент РК который позволяет выстроить доверительные отношения и положительный образ и, главное, установить двусторонний контакт с большой аудиторией в режиме реального времени. Сегодня очень популярны пресс-конференции в этом же режиме, которые предоставляют возможность прямого контакта с аудиторией. Интерактивность позволяет получать обратную связь, что является важным моментом в РР-деятельности.
В современной России РР стал прежде всего средством борьбы в политических кампаниях. Политический консалтинг превратился в весьма доходную сферу бизнеса. По подсчетам экспертов, 60-70% заказов в агентствах прихо-
дится на политический РР. В этом одно из существенных отличий российского рынка от западного, где лидирует финансовый и кризисный РР. Политические консультанты активно приступили к освоению Интернета с 1998 г.
Использование Интернета для электорального РР имеет смысл в том случае, если его применение рационально с точки зрения достижения целевой аудитории и успешной коммуникации с ней, тогда, несомненно, задействование интернет-технологий наряду с традиционными средствами РР скажется самым лучшим образом на достижении поставленных перед комплексом маркетинга целей.
Таким образом, сегодня в России использование сетевых коммуникаций в РР-деятельности является, во-первых, одной из превалирующих технологий среди РР-операторов, которые осознали важность использования в своем бизнесе или политике новейшего технического средства обработки и передачи информации; во-вторых, интернет-технологии изменяют способы циркуляции социального знания. В связи с этим управление знаниями и интеллектуальный капитал компании имеют в настоящее время значение не меньшее, чем производство материальных ценностей.
Библиографический список
1. Мониторинг Интернета: 1 квартал 2006 года // http://www.romir.ru/news/res_results/268 .Ыш1.
2. http://www.e-rus.ru/site.shtm1?id=7&n_id=2189.
3. http://www.economy.gov.rU/wps/porta1/lut/p/
4. Мамыкин, А. А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет [Текст] / А. А. Мамыкин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2.
5. Андрианов, В. Россия в мировом процессе развития средств связи, компьютеризации и информатизации [Текст] / В. Андрианов // Экономист. - 2001. - № 8. - С. 15-19.
6. Бушуева, Л. И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности [Текст] / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 19-29.
Д.Б. Борисов,
соискатель Саратовского юридического института МВД России
НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ
I I еобходимость рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью участковых уполномоченных милиции (УУМ), обусловливается тем, что функционирование российской милиции оценивается простыми гражданами в основном по результатам работы службы участковых уполномоченных. Участковые уполномоченные находятся в наиболее тесном контакте с населением, и решение значительного круга накопившихся в их работе проблем правового,