Научная статья на тему 'Интернет-технологии как инструмент института паблик рилейшнз в России'

Интернет-технологии как инструмент института паблик рилейшнз в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
511
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иловайская Лилия Борисовна

В работе описывается одна из современных PR технологий. Электронный PR помогает специалисту выстраивать и поддерживать взаимоотношения с аудиторией. В работе описывается: 1. Как происходит внедрение новых технологий в деятельность PR. 2. Важность использования данных технологий, так как это помогает воздействовать на большее количество целевых аудиторий и СМИ. 3. Как интернет влияет на формирования института PR в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet-Technologies as Instrument of PR in Russia

The author describes one of the modern PR technologies. E-PR can help build and maintain relationships with the public. Introduction of new technologies in PR practice, the importance of their application, the influence of the Internet on PR institutes forming in modern Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии как инструмент института паблик рилейшнз в России»

Л.Б. Иловайская,

аспирант Волгоградского государственного университета

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНСТИТУТА ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В РОССИИ

последнее десятилетие Интернет как динамично развивающийся феномен оказывает все большее влияние на социальные институты современного общества. Его воздействие ощущает и новый для российского общества институт организации связей с общественностью. Интернет становится ключевым механизмом коммуникации, на который опираются специалисты паблик рилейшнз. Репрезентация в виртуальном сетевом пространстве является сегодня неотъемлемой частью жизни организации. Если деятельность фирмы, политической партии, образовательного учреждения оперативно не отражается в Интернете, то можно сказать, данная организация «не видима» обществом.

В России постоянно растет количество пользователей Интернета: к началу 2006 г. 17% населения относили себя к этой категории [1]. По данным исследовательского центра «РОМ1Р» интернет-аудитория - это наиболее активная часть трудоспособного населения России, ориентированная на развитие прогресса и инноваций, а также и наиболее интеллектуальная.

Мощный информационный ресурс Интернета стал активно использоваться бизнесом. Самыми крупными стали в 2005 г. инвестиции в информационные технологии. Общий объем данного сектора в 2006 г., по данным сайта «ФЦП Электронная Россия», - 36,4 млрд долларов, что на 31,4% больше, чем в 2004 г. (27,7 млрд долларов) [2]. Такие же данные приводятся в прогнозе социальноэкономического развития России, подготовленном Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ. По прогнозам Министерства, объем информационных услуг к 2009 г. не претерпит серьезных изменений в сравнении с 2006 г. наибольшую долю сохранят аппаратные средства - 60%. Количество компьютеров на 100 человек к 2009 г. прогнозируется на уровне 18,6 шт. (в 2006 г. - 13,5) [3].

Это связано с ожиданием роста частных инвестиций в долгосрочные проекты в секторе информационно-коммуникационных технологий (увеличивается спрос на информационные услуги со стороны индивидуальных пользователей). Дополнительный импульс дадут государственные меры по стимулированию развития рынка инфокоммуникационных технологий (ИКТ): внедрение механизмов венчурного финансирования; реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»; использование информационных услуг в рамках реализации приоритетных национальных проектов. В 2007 г. до 15 млн человек получат доступ в Интернет, а к 2010 г. - до 26 млн [3].

Очевидно, что в ближайшее десятилетие России не удастся сократить раз-

рыв с передовыми странами по степени развития информационных технологий и возможности доступа к мировым информационным ресурсам. В середине 1990-х годов Россия по уровню интернетизации занимала только 16-е место в мире, а по количеству ПК на душу населения - 34-е, значительно уступая промышленно развитым и новым индустриальным странам. Наибольшее число пользователей в России было сосредоточено прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени в других городах.

По оценкам специалистов (количественные оценки различных организаций, занимающихся изучением Интернета в России, рознятся, число пользователей Интернета в России увеличилось с 1,5-3 млн человек в 1999 г. до 7,5-11,4 млн человек в 2001 г. Активных пользователей примерно в два раза меньше. Из них в Москве в 1999 г. проживало порядка 25%, в Санкт-Петербурге - 12, на Урале -12, в Поволжье - 10, в Западной Сибири - 8%. По другой оценке, в 2001 г. на Москву приходилось 53-42% пользователей Интернета, на Санкт-Петербург -13-19% [4]. В настоящее время все больше появляется государственных программ, направленных на расширение круга потребителей Интернет-ресурсов на периферии, так как информационная среда Интернета становится инфраструктурой общества потребления, и оно инициирует спрос через распределение своего внимания. В этом смысле значение Интернета как среды формирования спроса выходит на первый план и может рассматриваться в качестве ключевого катализатора экономического роста, построенного на поощрении потребительской активности и увеличении скорости товарооборота.

Интернет затрагивает не только экономическую сферу. Как и в других развитых странах, активно растет его общественно-политический сектор. Именно он в последнее время оказывает сильное влияние на формирование общественного мнения, позволяя успешно развиваться социальному институту РР

РР - совсем молодое явление в России. Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) образовалась в 1991 г. в качестве общественной некоммерческой организации с правами юридического лица. Ее учредителями выступили Союз журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Торговопромышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Росвнеш-торг, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей и ряд других организаций. Первым президентом РАСО стал декан факультета международной информации Московского государственного института международных отношений доктор исторических наук, профессор А.Ю. Борисов. С 1997 г. РАСО стала членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (СЕРР) и насчитывала свыше 60 корпоративных (агентства, государственные и коммерческие структуры, вузы, СМИ, общественные организации) и более 20 индивидуальных членов. К 2005 г. РАСО преобразовано в некоммерческое партнерство, число ее учредителей сократилось до трех: Союз журналистов России, МГИМО МИД РФ и Национальная рекламная ассоциация.

В 2005 г. наряду с РАСО возникают и другие профессиональные объединения: Российская ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС), СЕРР-8^еп18-Ри8з1а - российская ветвь студенческого отделения Европейской конфедерации по связям с общественностью - и ряд дру-

гих молодежных объединений. В 2005 г. в России возрастает число профессиональных РР-агентств. Так, по данным журнала «Советник», в 2005 г. существовали 250 таких агентств, 150 из них были представлены в Интернете. Не менее трети всех агентств базировались в Москве, около 40 являлись членами РАСО, в том числе все члены АКОС. Подразделения по работе с информацией и связям с общественностью имели практически все крупные государственные организации.

Динамично развивался РР в коммерческих структурах. К 2005 г. в РАСО вступили РР-департаменты или ведущие РР-специалисты таких компаний, как ОАО «ЛУКОЙЛ», «Филип Моррис», РАО «ЕЭС России», «Мегафон», банков «Газбанк», «Газпромбанк», «Санкт-Петербург» и других. Российские РР-специ-алисты и структуры к 2005 г. неплохо вписались в соответствующий сегмент международного рынка. Это выразилось, с одной стороны, в том, что число иностранных специалистов, работающих в российских отделениях международных корпораций, сократилось за счет прихода на их места россиян; с другой - отечественные РР-агентства вошли в крупные международные сетевые агентства. Среди них «Имиджленд Edelman РР», «Р.И.М. Портер Новелли», SPN ОдПуу, «Маслов и партнеры» (эксклюзивный представитель компании «Ке^Иит» в России и странах СНГ) и некоторые другие.

К 2005 г. российский РР перестал быть только московским. Активное возникновение РР-агентств в регионах началось уже с середины 1990-х годов, в начале 2000-х этот процесс приобрел новые структурные формы: созданы Северо-Западное, Уральское отделения РАСО и отделение РАСО в Центральном федеральном округе (формирования на уровне федеральных округов), а также Нижегородское, Саратовское, Волгоградское, Ивановское, Иркутское представительства РАСО (формирования на уровне субъектов РФ).

Кроме того, вне РАСО возникли самостоятельные региональные профессиональные объединения, например Поволжская ассоциация специалистов по связям с общественностью и т.д.

В Интернете успешно функционирует такая РР-технология, как электоральный РР. Он включает в себя, во-первых, веб-РК инструментами которого являются интерактивные сайты, предоставляющие пользователю услуги FAQ «быстрых вопросов и ответов»; веб-конференции, проходящие в форме текста, аудио-и видеоформате; веб-презентации - интерактивные каталоги, доступные в сети. Во-вторых, сетевой РР - это электоральные рассылки пресс-релизов. Такой пресс-релиз может быть не только текстовым документом, но и аудио- и видеофайлом, рисунком, посланным по электронной почте как вложение. Также допускаются различные чаты, форумы и особенно эффективны виртуальные организации в Интернете. Наконец, в-третьих, опПпе-РК включающий возможность онлайнового доступа к оффлайновой информации (например, статьи из газет на сайте), особенно онлайновое информирование с помощью сетевых информационных ресурсов и электронная интерактивная база данных, доступная через сеть. ОпНпе-РР позволяет специалистам гарантированно доставлять свою информацию целевой аудитории. Это может быть сайт, посвященный определенному продукту, с исчерпывающей информацией о его характеристике, ассортименте и способе покупки (например, blendamed.ru); промо-сайт со

специальным предложением; сайт под специальный проект или событие (например, сайт «Перепись населения 2002» - perepis2002.ru). Также во время кризисной ситуации может быть создан сайт, на котором посетители могут не только получить подробную информацию с детальным освещением проблемы и мер по ее решению, но и высказаться по этому поводу, узнать мнения экспертов.

В связи с этим возрастающее число российских компаний стремится использовать Интернет как эффективное средство РР и рекламы, работающее 24 часа в сутки, которое позволяет дешево и быстро выходить на международный рынок без открытия представительства в каждой стране.

Уже сегодня Россия может осуществлять РР-кампании посредством сети Интернет в 150 странах мира [5]. Новые технологии меняют характер РР-деятельности, делая ее более открытой для общественности. Интернет позволяет, например, той или иной компании оперативно и на глобальном уровне обратиться к потенциальному потребителю с самой разнообразной информацией. Особенно важно, что сокращается расстояние между РР-специалистами и аудиторией, так как средства сети позволяют проводить РР-акции в режиме реального времени, где есть возможность поделиться не только полезной информацией, но и понаблюдать за непосредственной реакцией заинтересованных людей [6].

Особое место занимают в РР-технологиях различные факторы воздействия: анимация, звуковое сопровождение, - которые концентрируют внимание пользователя на необходимых аспектах. Звуковое сопровождение воздействует на подсознание, ненавязчиво формируя настроение и удерживая пользователей на страничках, поэтому главными требованиями для РР-кампаний в сети выступают формирование положительного мнения, запоминаемость, информативность, удобство восприятия информации.

В России электронный РР не всегда отвечает этим требованиям. Широчайшие возможности Интернета используются весьма однонаправленно и скудно. В основной массе компании используют Интернет для размещения электронного бюро новостей.

Специалисты РР могут использовать те же инструменты, те же носители массовой информации и даже те же самые технологии, что и рекламисты, особенно это относится к такому средству массовой коммуникации, как Интернет.

По данным опроса, осуществленного журналом «Советник», из 22 РР-агентств всего 10 ответили утвердительно на вопрос «Пользуетесь ли вы услугами Интернета?».

В современном российском обществе нельзя игнорировать тот факт, что Интернет - мощный инструмент РК который позволяет выстроить доверительные отношения и положительный образ и, главное, установить двусторонний контакт с большой аудиторией в режиме реального времени. Сегодня очень популярны пресс-конференции в этом же режиме, которые предоставляют возможность прямого контакта с аудиторией. Интерактивность позволяет получать обратную связь, что является важным моментом в РР-деятельности.

В современной России РР стал прежде всего средством борьбы в политических кампаниях. Политический консалтинг превратился в весьма доходную сферу бизнеса. По подсчетам экспертов, 60-70% заказов в агентствах прихо-

дится на политический РР. В этом одно из существенных отличий российского рынка от западного, где лидирует финансовый и кризисный РР. Политические консультанты активно приступили к освоению Интернета с 1998 г.

Использование Интернета для электорального РР имеет смысл в том случае, если его применение рационально с точки зрения достижения целевой аудитории и успешной коммуникации с ней, тогда, несомненно, задействование интернет-технологий наряду с традиционными средствами РР скажется самым лучшим образом на достижении поставленных перед комплексом маркетинга целей.

Таким образом, сегодня в России использование сетевых коммуникаций в РР-деятельности является, во-первых, одной из превалирующих технологий среди РР-операторов, которые осознали важность использования в своем бизнесе или политике новейшего технического средства обработки и передачи информации; во-вторых, интернет-технологии изменяют способы циркуляции социального знания. В связи с этим управление знаниями и интеллектуальный капитал компании имеют в настоящее время значение не меньшее, чем производство материальных ценностей.

Библиографический список

1. Мониторинг Интернета: 1 квартал 2006 года // http://www.romir.ru/news/res_results/268 .Ыш1.

2. http://www.e-rus.ru/site.shtm1?id=7&n_id=2189.

3. http://www.economy.gov.rU/wps/porta1/lut/p/

4. Мамыкин, А. А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет [Текст] / А. А. Мамыкин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2.

5. Андрианов, В. Россия в мировом процессе развития средств связи, компьютеризации и информатизации [Текст] / В. Андрианов // Экономист. - 2001. - № 8. - С. 15-19.

6. Бушуева, Л. И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности [Текст] / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 19-29.

Д.Б. Борисов,

соискатель Саратовского юридического института МВД России

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ

I I еобходимость рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью участковых уполномоченных милиции (УУМ), обусловливается тем, что функционирование российской милиции оценивается простыми гражданами в основном по результатам работы службы участковых уполномоченных. Участковые уполномоченные находятся в наиболее тесном контакте с населением, и решение значительного круга накопившихся в их работе проблем правового,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.