^рипкина Алина Вячеславовна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии
Краснодарского государственного университета культуры и искусств
(тел.: 89286652879)_
Internet-pecypc в формировании имиджа вузов на современном этапе
В статье рассматривается информационно-коммуникационная составляющая имиджа вуза. Определены роль и значение маркетинговых коммуникаций, средства продвижения услуг вуза (реклама, продвижение, паблик рилейшнз). Обоснована авторская концепция одного из эффективных инструментов позиционирования учебного заведения - Internet-представительство или сайт вуза.
Ключевые слова: имидж, формирование, коммуникация, информация, механизмы, функции, сайт, маркетинг, менеджмент.
A.V. Skripkina, Master of pedagogical sciences, assistant professor, assistant professor of the chair of pedagogics and psychology of the Krasnodar State University of culture and arts; tel.: 89286652879. Internet-resource in formation of image of higher education institutions at the present stage Article is devoted a problem of formation of philosophical culture at students of medical high school. Necessity of this process and mechanisms of realization in the conditions of reforming of system of higher education, medicine and public health services is analyzed.
Key words: image, formation, communication, information, mechanisms, functions, site, marketing, management.
В формировании имиджа образовательного учреждения важнейшей функцией коммуникации является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами определенного фрагмента деятельности вуза в форме оценок определенного вида явлений и фактов. В контексте данной проблемы сравнительный анализ понятий «массовая информация» и «массовая коммуникация», свидетельствует, что они не являются синонимами: информация существует практически везде и независимо от нашего знания о ней; коммуникация является сугубо социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации [1]. Следовательно, информация есть средство коммуникации как процесса. Коммуникация любого вида предполагает, в отличие от информации, наличие сознания. При формировании имиджа следует иметь в виду, что функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации, реализующей воздействие на аудиторию при помощи информации, ориентированной на достижение результата.
Для определения векторов функционирования системы средств массовой коммуникации в контексте формирования имиджа учреждения необходимо представить характери-
стики данного процесса, которые были сформулированы во второй половине ХХ столетия: средства массовой коммуникации включают в себя дистанционные способы передачи информации, максимально доступные аудитории (потребление информации финансово доступно населению);
информация адресуется большим массивам разрозненной и анонимной для источника аудитории;
система функционирует как производство, подчиняющееся основным законам бизнеса (как корпоративное производство со своими социальными целями);
источником информации для системы средств массовой коммуникации является не личность, а организация со своими стандартами качества продукции и профессиональными требованиями к работникам;
производство информации сложно технологически;
для аудитории средств массовой коммуникации характерна черта, которую можно определить как устойчивость, регулярность отношений;
взаимоотношения информационного продукта и потребителя подчиняются законам рынка, где происходит обмен продукта на деньги и внимание потребителя (Г. Гербнер).
316
Как свидетельствует практика, при формировании имиджа вузов существуют общие условия:
массовая аудитория должна обладать общей ценностной ориентацией;
информация должна способствовать возникновению, распространению и поддержанию коммуникации;
необходимы соответствующие средства, поддерживающие процесс функционирования коммуникации;
необходима многоканальность коммуникативных средств (визуальные, аудиовизуальные каналы, вариативность языка).
Необходимо учитывать характер информации, распространяемой в процессе коммуникации: на ранней стадии большое внимание следует уделять традиционным типам общения (семья, знакомые, друзья и др.), которые составляет основу убеждений, установок, ценностных ориентаций. На более позднем этапе устойчивую ориентацию человека создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству, т.е. в процессе обучения в вузе. Такая информация формирует его знания и интересы более актуального характера. Вместе с тем, проблемы формирования имиджа образовательного учреждения с использованием Internet еще не стали предметом исследования.
Функции Internet в формировании имиджа вуза заключается в следующем: информирования, формирования мнения, конативная (поведенческая), рекреационная, общения. Следовательно, основной функцией Internet в вузе является привлечение людей к участию в решении проблем собственного выбора и удовлетворения информационных потребностей.
Именно количественный состав потенциальной аудитории, позволяет отнесения Internet к числу действенных и эффективных средств формирования имиджа вуза. Вместе с тем, роль Internet в современных коммуникационных процессах проявляется не только и не столько количественными характеристиками его аудитории, сколько - качественными.
Анализ эмпирических данных, полученных автором в ходе проведения анкетных опросов абитуриентов (Краснодар, Новороссийск, Динской и Крымский районы и др.) представляет характеристику относительно количественного и качественного состава Internet-аудитории. Так, потенциальная аудитория сети в городе составила 13,2 %, в районе -0,8 %. Данный показатель позволил сделать предположение о более массовом распространении Internet в крупных городах. Пред-
почтения Internet-аудитории в отношении традиционных средств массовой коммуникации свидетельствует, что пользователи Internet являются наиболее активной частью потребителей информации.
При формировании имиджа вуза следует учитывать, что Internet не вытесняет другие виды средств массовой коммуникации, а лишь содействует видоизменению информационного медийного пространства. С возрастанием числа персональных компьютеров, Internet становится все более перспективным каналом продвижения и наиболее дешевым способом распространения информации через массовые коммуникации. Вузы широко используют адресную рассылку рекламных сообщений через каналы электронной почты (e-mail) или через помещение информации на сайтах. Более того, как правило, пользователи Internet одновременно являются наиболее активными и избирательными потребителями информации. С точки зрения формирования имиджа Internet позволяет создать сетевое средство, в котором сочетается оперативная информация общенационального, регионального и локального уровней.
Одной из составляющих имиджа вуза является визуальная часть. Важнейшим и эффективным инструментом позиционирования учебного заведения стало Internet-представительство или сайт вуза.
Сайты как часть Internet стали важнейшим коммуникационным инструментом для продвижения вуза в обществе. Они используются для того, чтобы держать общественность в курсе последних событий, предоставлять информацию, собирать информацию и статистические данные, подчеркивать индивидуальность организации и обеспечивать обратную связь с целевой аудиторией. Сайт -представляет собой средство, благодаря которому, происходит генерирование информации об учреждении. Internet-представительство в формировании имиджа вуза выполняет ряд функций, к которым относятся:
коммуникативно-информационная, выражающаяся в установлении коммуникативно-информационных отношений, в том числе и интерактивных, между вузом и потенциальными потребителями образовательных услуг;
маркетинговая, выражающаяся в коммуникативно-информационном обеспечении продвижения многоаспектной деятельности по продвижению образовательных, научных и художественно-творческих услуг на рынок;
производственная, находящая свое выражение в создании особого вида продукта (информации), содержание которого носит
317
идеальный характер, а форма - материальный;
отраслевая, выражающаяся в превращении информации на сайте в экономический результат деятельности вуза;
культурно-воспитательная, выражающаяся в воздействии информации, размещенной на сайте, на мировоззрение личности, ее образ жизни и культуру, оказывая непосредственное воздействие на формирование и развитие личности и общества, образ жизни людей, их мировоззрение и культуру;
профессиональная, которая находит выражение в обзоре профессиональной деятельности ППС и сотрудников вуза;
имиджево-ценностная. Она заключается в создании желательного для вуза образа своего вуза и его услуг, позиционирования личности ученого, деятеля искусств и культуры в индивидуальном и общественном сознании.
Из определения сущности и функций сайта вуза вытекает вывод о том, что в основе формирования, функционирования и развития сайта лежит диалектика идеального и материального. Эта диалектика выражается в идеальном (мысленном, информационном) воздействии одних людей на других при помощи информации, имеющей материальную форму и структурированная исходя из задач воздействия информационного содержания, преследующем в каждом конкретном случае как идеальные, так и материальные цели, связанные с формированием потребностей человека и образа его жизни.
Сайт является контролируемым средством коммуникации, поскольку отправитель контролирует содержание сообщения, идущего к получателю.
Разрабатывая концепцию формирования !п1егпе1-сайта вуза, мы учитывали что: с помощью сайта представлены визуальные составляющие имиджа вуза, а это позволяет транслировать благоприятный имидж; сайт является каналом коммуникации с общественностью и есть возможность предоставить широкий спектр информации, сняв дополнительные вопросы; сайт создает условие интерактивности, а значит, вероятность обратной реакции целевых групп высока, благодаря чему можно проанализировать отношение посетителей сайта к вузу, провести организационно-педагогические исследование.
Сайт вуза становится визитной карточкой для абитуриентов, студентов, партнеров, СМИ и других групп общественности. !п1егпе1-присутствие в вопросе информирования студентов и позиционирования вуза является одним из перспективных путей реализации имиджа вуза. Большинство абитуриентов обладают навыками работы с новыми техно-
логиями и порой сайт самый первый источник, который помогает получить информацию о вузе.
Эффективность представительства вуза в глобальной информационной системе заключается в том, что используемые в работе сайта, элементы: трехмерная графика, хорошая навигация, гиперссылки позволяют создать чувство близкой реальности, оставляя в сознании объемные, реальные образы.
Сайт служит информационным ресурсом и способом сформировать положительное отношение к вузу, убедить целевую аудиторию в надежности, стабильности, инновационно-сти и других характеристиках вуза. Стремительное развитие технологий открывает широкие возможности для активизации организационной работы, управления коммуникациями. Сайт является мощным инструментом для создания эффективной коммуникационной структуры . Используя интернет возможности, вуз получает уникальное средство для создания устойчивых взаимоотношений со своей общественностью как внутри вуза, так и во внешней среде.
Большинство учебных заведений обладают своими Internet-представительствами. Сайты выполняют множество функций: информационная, аналитическая, развлекательная, гносеологическая, культурологическая, социальная и другие.
Бесспорно, что благодаря выходу в Internet, общественность имеет возможность своевременно и легко получить интересующую информацию. Но достигается ли цель, которая ставилась при разработке сайта -создание целостного визуального образа, позволяющего сформировать положительное отношение к вузу? Не всегда и не во всех случаях. Почему это происходит? Если рассматривать сайт лишь как дань моде или современности, то эффективность подобного сайта очень мала. Сайт вуза является каналом коммуникации, который должен оправдывать свое существование.
Сайт с точки зрения деятельности паблик рилейшнз, рассматривается как набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевыми сегментами аудитории: абитуриентами, студентами, аспирантами, преподавателями. Отсюда можно сделать вывод, что сайт представляет структуру, состоящую из содержания, т.е. информации и формы ее представления, т.е. дизайна.
В ходе разработки концепции и дизайн-проекта сайта Краснодарского государственного университета культуры и искусств, автором данной статьи проанализированы сайты вузов Краснодарского края, профильных ву-
318
зов сферы культуры и искусств России. В ходе работы было рассмотрено порядка 30 сайтов коммерческих и государственных вузов. Результатом данного анализа стали выводы: коммерческие вузы используют более интересные приемы и эффекты в построении информации на сайте и в дизайне по сравнению с государственными вузами, что продиктовано желанием доказать, что их образовательные услуги не уступают государственным. Коммерческие вузы пришли на рынок образовательных услуг недавно. За счет рекламы, !п1егпе1-представительства, Реакций они стремятся привлечь абитуриентов. Для большинства государственных вузов !п1егпе1-представительство не имеет особого значения, ибо вуз государственный, существует давно и уже сформировал определенную репутацию. Однако создание эффективного имиджа на основе !п1егпе1-сайта стало особенно актуальным в связи с реформированием российского образования и созданием в вузах инновационных структур с использованием !п1егпе1-технологий.
Отметим, что большое внимание следует уделять дизайну веб-сайта, с тем, чтобы он мог конкурировать с другими не только в привлекательности, но и в оперативности передвижения в поисках информацию.
Сайт вуза предназначен для формирования целостного имиджа и построения доверительной репутации, с помощью графических элементов. Для восприятия вуза на первой странице веб-сайта должен располагаться логотип и название вуза. Это позволяет пользователю идентифицировать вуз среди учебных заведений. Как свидетельствует анализ вузовских сайтов, российские вузы используют только название и редко разрабатывают какой-либо логотип, символ университета. На наш взгляд, интересный логотип не только привлекает внимание, но позволяет создать отличие для идентификации. Использование фотографий позволяет создать иллюстрацию, наглядность деятельности вуза, событий, происходящих в вузе. Выбор цветовой гаммы один из самых трудоемких процессов. В российских вузах, часто используются оттенки синего цвета и белый фон. Специалисты в области дизайна рекомендуют применять один сильный базовый цвет в сочетании с оттенками второго цвета, а также избегать использования ярких цветов для создания фона - они утомляют глаза и затрудняют чтение текста.
С помощью сайта может осуществляться поддержка и развитие РР (привлечение потенциальных сотрудников, партнеров, пользователей). Web-страница может эффективно использоваться для освещения какого-либо
события: посредством шеЬ-технологий могут быть представлены пресс-релизы, статьи, разъяснительные материалы о политике и стратегии вуза, получены отклики и оценки общественной реакции на них.
Обобщая вышеизложенное по вопросам коммуникационно-информационных технологий в деятельности вузов, мы пришли к выводу о том, что в зависимости от характера экономических условий в нашей стране, менялось отношение к формам коммуникации. Термины «реклама», «продвижение» не вмещают в себя сегодня всех аспектов эффективной коммуникационной деятельности в практике вузов. Следовательно, необходимо внести ясность в коммуникационную терминологию. Если работа ориентирована на использование маркетинговой концепции, то следует придерживаться рамок маркетинговых определений, понятий, т.к. за каждым понятием - «продвижение», «реклама», «РР», и т.д. закреплена особая технология реализации.
Таким образом, рассмотрев составляющие элементы данного направления формирования имиджа вуза, коммуникационная деятельность высших учебных заведений определена нами как процесс распространения социально-значимой информации по всем имеющимся формам об образовательных, научных, творческих идеях и услугах для оказания воздействия на целевую аудиторию.
1. Барнетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. М.: 1998. 462 с.; Елисеева, Т.А. Сравнительный анализ коммуникационных преимуществ и недостатков Интернета в реализации коммуникационных задач медиа-планирования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 3; Лазаренко И. Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Электронный ресурс] // Педагог. 2000. № 9. URL: http://www. informika.ru /text/magaz/pedagog/ pedagog_9 /stat8.html и др.
1. Barnett Dzh. Moriarty S. Marketing communications. Integrated approach. M.: 1998. 462 p.; Yeliseyeva T.A. Relative analysis of communication advantages and shortcomings of the Internet of realization of communication problems of media planning // Marketing and market researches in Russia. 2000. No 3; Lazarenko I.R. Formation of image of educational institution as administrative innovation [An electronic resource] // Teacher. 2000. No 9. URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/ped agog_9 /stat8.html, etc.
319