научный журнал
Зайцев Д. В., Лифанова Н. М.
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов, Российская Федерация
ИНТЕРНЕТ-РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ МОЛОДЕЖИ1
Аннотация: В статье представлен комплексный анализ проблем и перспектив интернет-занятости в России в контексте профессионального самоопределения молодежи. В ходе межрегионального эмпирического исследования установлено, что интернет-занятость выступает эффективным инструментом трудоустройства молодежи, обеспечивает привилегированное положение специалиста в трудовом коллективе, позитивно влияет на профессиональную карьеру в целом.
Ключевые слова: интернет-занятость, молодежь, телеработа, профессия, карьера
Annotation: The article presents a comprehensive analysis of the problems and prospects of Internet employment in Russia in the context of the professional self-determination of young people. In the course of interregional empirical research it was found that Internet employment is an effective tool for youth employment, provides a privileged position of a specialist in the work collective, positively affects the professional career in general.
Keywords: Internet employment, youth, telework, profession, career
Интернет-работа в настоящее время становится одним из перспективных форматов занятости. Появившись на Западе, прежде всего, в Англии и Северной Америке (США, Канада), онлайн труд распространяется и в России. По статистическим данным, сегодня в мире в виртуальном дистанционном режиме работает каждый четвертый, в России - каждый пятнадцатый [1, 2].
Самозанятость в контексте виртуального пространства представляет собой уникальное явление, когда человек оказывается как бы в капсуле, фактически полностью отрезанным от реального мира. Профессионально-трудовое взаимодействие осуществляется посредством полуавтоматических (роботизированных) систем. Такие трудовые отношения могут полностью предполагать исключение непосредственного общения людей. В итоге осуществляется тотальная символизация интеракционирования. При желании, работник может не выходить из дома и ни с кем не разговаривать длительное время. Полвека назад невозможно было представить и рассматривалось как фантастика. В реальность всё это стало превращаться, начиная с 1970-х годов, с появлением и распространением ЭВМ четвертого поколения / компьютеров, и построения с 1980-х годов WWW / всемирной электронной сети (Интернет / http://osvoenie-pk.ru/ustr_istoria.htm). Высокая
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00560.
научный журнал
динамика данных процессов обусловила взрывное / революционное развитие интернет- занятости.
Интернет-занятость - современный способ получения заработка, позволяющий нивелировать ряд аспектов социально-экономического неравенства. Благодаря цифровым телекоммуникационным технологиям, в сети могут работать женщины, находящиеся в декретном отпуске, люди с инвалидностью, студенты, ищущие подработку в свободное от учебной деятельности время. Спектр вакансий относительно широк и, например, включает следующие: разработчик сайта, дизайнер, рерайтер, копирайтер, расшифровщик интервью и иные.
В основном к виртуальной дистанционной работе (интернет-занятости) прибегают следующие социальные категории: с высшим образованием (40%); с незаконченным высшим (24%) и представители молодежи, получившие среднее специальное образование [3]. Нередко телеработой занимаются люди, не умеющие эффективно взаимодействовать с коллегами и руководством напрямую, а также люди с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, не имеющие возможности добираться на работу и вести активный образ жизни. У многих людей виртуальная дистанционная работа является основным источником дохода. Значимыми минусами интернет-занятости выступают: нестабильность заказов, несвоевременность оплаты труда, отсутствие социального пакета, штрафные санкции за невыполнение плана работ. Для интернет-работника важно ответственно подходить к поручениям (заказам), придерживаться оптимального баланса отдыха и рабочего времени, дисциплины. Самоконтроль является необходимым фактором, оказывающим эффективное влияние на рабочий процесс, поскольку непосредственное руководство, заказчик дистанционно удалены.
Для работодателя весомыми минусами найма интернет-работников являются: невозможность оперативного контроля за рабочим процессом, в том числе его качеством; сложность адекватной оценки профпригодности, профессиональной компетентности соискателя. Относительно часто попадаются неопытные сотрудники, которые безответственно относятся к своему труду, при этом предъявляющие дистанционно достойные резюме, документы об образовании, портфолио.
В целом, популярность онлайн работы для молодёжи обусловлена широтой предложения (глобальностью рынка), возможностью найти достойно оплачиваемую работу за границей (территориально, находясь в России). К примеру, каждый третий представитель молодежи задумывался о получении дохода, посредством телеработы, а каждый десятый пробовал, либо трудоустроен таким образом [3, 4].
У молодежи априори отсутствует опыт трудовой деятельности и именно интернет-работа помогает утвердиться на рынке труда, получить
научный журнал
первоначальные профессиональные навыки и знания, сформировать умение эффективного взаимодействия с потенциальным работодателем. В основном виртуальному дистанционному работнику без опыта виртуальной деятельности предстоит трудная задача в освоении материала, предоставленного работодателем. Нередко работодатель и работник общаются посредством Интернета, Skype, WhatsApp из-за чего бывает трудно подобрать подходящего кандидата.
Работодатели в контексте онлайн деятельности значительно экономят на работниках: нет необходимости обустраивать рабочее место (особенно, специализированное для человека с инвалидностью), оформлять трудовые отношения (например, заполнять трудовую книжку), финансировать систему охраны труда. Также перевод работы организации (фирмы) на виртуальный формат деятельности позволяет избежать работодателю претензий работника насчет продвижения по карьерной лестнице, по комфорту, эргономике рабочего пространства, относительно негативного психоэмоционального климата в трудовом коллективе.
Большая часть Интернет-работников трудится в свободное время по 3-6 часов в день. Многие виртуальные работники умеют совмещать трудовую деятельность с досугово-релаксационной. Например, можно работать в халате и домашних тапочках, без косметики, слушать музыку, аудиокнигу. В тоже время, важным становится развитие умения контролировать собственный рабочий процесс. Родственники нередко забывают о том, что такая работа требует сосредоточения, определённого времени на выполнение поручений работодателя и отвлекают домашними заботами. Соответственно, интернет-работа больше подходит одиноким людям.
С учетом темпорального принципа рассматриваемой трудовой деятельности, онлайн труд подходит студентам начальных курсов, когда ещё не сформировались потребности, профессиональных навыков недостаточно для официального трудоустройства. Согласно исследованиям Д.Зайцева и Я.Правкиной дистанционных способов заработка интернет-работа часто совмещается с учебной и рекреационной деятельностью (82%) [5], ведь студентам не нужно тратить дополнительное время на дорогу. Будучи студентами, практически каждый пятый студент прибегал к такому виду заработка, как интернет-работа и оставался обманутым работодателем. Студенты относительно часто (в 30% случаев) негативно отзываются о дистанционной работе. Задания выполняются, но, к сожалению, ничем не мотивируются и не компенсируются. Второй раз становится виртуальным дистанционным работником никто из обманутых студентов, конечно, не желает.
Однако, чтобы быть успешным в интернет-занятости, нужно быть подготовленным в правовом плане. Например, нужно знать права работника и работодателя согласно Трудовому Кодексу РФ. Виртуальный
научный журнал
дистанционный работник имеет право на составление с работодателем трудового договора, в котором каждая из сторон наделена конкретными обязанностями. В основном, работодатель и работник общаются по деловым вопросам посредством скайпа, электронной почты и социальной сети. Поэтому важно постоянно проверять данные виды связи, готовность оргтехники, источника бесперебойного питания (на случай отключения электроэнергии), иметь дублирующие друг друга базы данных (и носители) для сохранения информации, чтобы вовремя выполнить заказ, внести коррективы в проделанную работу и предоставить продукт труда заказчику.
Несмотря на положительные стороны интернет-занятости, на сегодняшний момент преобладает отрицательный опыт виртуальной дистанционной работы. Фиксируется значительное число случаев несоблюдения правил и прав интернет-работников, не выплаты заявленного в объявлении о вакансии уровня вознаграждения работодателями, что снижает повторное обращение к виртуальным трудовым практикам со стороны рабочей силы. Соответственно, при трудоустройстве фрилансером (свободный интернет-работник) человек должен внимательно и тщательно подойти к выбору работодателя, чтобы не быть обманутым. Такая дисфункция, согласно риторике Р.Мертона [6], в системе взаимодействия работника и работодателя отрицательно сказывается на трудовом процессе, делает его непредсказуемым, непостоянным, подчёркивает временный характер. По результатам наших исследований (2017-2018 годы), среди предложений об интернет-работе больше половины объявлений выкладываются мошенниками, которые вовсе не желают оплачивать труд работников.
Таким образом, для современного общества интернет способ заработка - эффективный вариант смягчения социального неравенства, безработицы для молодежи, как без опыта работы, так и подработка, дополнительный доход для профессионалов зрелого возраста. Успешность интернет-занятости определяется только квалификацией. Дистанционный вид труда исключает возможность возникновения конфликтных ситуаций на производстве между сотрудниками; предоставляет возможность параллельного выполнения нескольких заказов от нескольких работодателей; содействует профессиональной ориентации молодежи, её самоопределению на рынке труда, часто выступает стартом профессиональной карьеры.
Библиографический список
1. Демченко Е. Кто такие фрилансеры // Школа жизни. - 2017 / http://shkolazhizni.rU/archive/0/n-5928/.
2018, №1
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
2. Hamilton M. Meshworking Integral Intelligences for Resilient Environments / Enabling Order and Creativity in the Human Hive / ^e Enacting an Integral Future Conference. - 2018 // http://www.integralcity.com/resources-research.
3. Правкина Я. Социальный портрет молодого дистанционного работника: анализ эмпирических данных региональных исследований // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - №1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2183 (дата обращения: 21.04.2018).
4. Strebkov D.O., Shevchuk A. V., Spirina M.O. Self-employment in the remote work market: diffusion of innovative labor practice. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. - 2016. - № 6. - P. 89-106.
5. Правкина Я., Зайцев Д., Щебланова В. Телезанятость: новый тренд в жизни современного человека // Инновационная деятельность. - 2013. - №4(27). - С.100-107.
6. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. Добренькова. - М.: МИБиУ, 1996. - 452 с.