УДК 355/359
Овчинников Н.В.
Сотрудник, Академия ФСО России,
РФ, г. Орел Хавров М.С. Сотрудник, Академия ФСО России,
РФ, г. Орел Матиевский В.С. Сотрудник, Академия ФСО России,
РФ, г. Орел
Научный руководитель: Беляев Н.Н.
Сотрудник, доцент, Академия ФСО России,
РФ, г. Орел
ИНТЕРНЕТ-ПРОПАГАНДА КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Аннотация
В статье рассматривается история возникновения, современные проявления и основные методы интернет-пропаганды. Явления, которое охватило все сферы человеческой жизни и встречается каждому пользователю сети Интернет. Произведена оценка влияния интернет-пропаганды на возникновение и развитие военных конфликтов.
Ключевые слова
Военные конфликты, интернет-пропаганда, фальсификация, Интернет.
Ovchinnikov N.V.
Employee, Academy of FSO of Russia, Russian Federation, Orel Khavrov M.S. Employee, Academy of FSO of Russia, Russian Federation, Orel Matyevskiy V.S. Employee, Academy of FSO of Russia, Russian Federation, Orel Scientific supervisor: Belyaev N.N.
Employee, docent Academy of FSO of Russia, Russian Federation, Orel
THE INTERNET PROPAGANDA AS A TOOL OF INFLUENCE IN MILITARY CONFLICTS
Annotation
The article deals with the history of emergence, modern manifestations and main methods of Internet propaganda. It is a phenomenon that has covered all spheres of human life and is encountered by every Internet
user. The influence of Internet propaganda on the emergence and development of military conflicts is assessed.
Keywords
Military conflicts, Internet propaganda, falsification, Internet.
Повседневную жизнь современного человека сложно представить без глобальной сети «Интернет» (далее Интернет). Данная система позволяет использовать ресурсы всемирных знаний, иметь доступ к вычислительным, культурным, технологическим и другим достижениям различных стран, размещенные в открытом доступе. Полезных функций данной сети очень много, однако есть и обратная сторона. С использованием сети Интернет любой человек может найти информацию по созданию самодельных взрывных устройств, перейти на сайты, так называемого «Даркнета», на которых может производиться торговля крадеными вещами, наркотическими веществами и т.п. Противодействовать данным составляющим Интернета очень непросто. Так как информация может быть быстро уничтожена, а сервера на которых она хранилась могут находиться в другой стране и множество других трудностей. Интернет-пропаганда - также одно из негативных проявлений сети Интернет. По определению, интернет-пропаганда (цифровая пропаганда) - это распространение идей, взглядов посредством цифровых медиа и технологий с целью оказания влияния на общественное сознание.[1] Данное явление может использоваться как в мирное, так и в военное время. О роли интернет-пропаганды в военных конфликтах будет идти речь в данной статье.
Пропаганда еще с древних времен применялась для воздействия на сознание людей, например в устной форме, в виде текстов или песен. [2] Влияние военной пропаганды на развитие войны в наивысшей степени показали две мировые войны, так как в этот период значительного прогресса достигли телефония и радио. В Первую мировую войну члены Антанты применяли пропаганду против Германии. Наиболее яркий пример — распятый канадский солдат, информация о котором была напечатана в британской газете Times от 10 мая 1915 года. Возведение жестокости немецких солдат в высшую степень (убийство маленьких детей, изнасилование монахинь, расстрел полевых медсестёр, выстрелы в спину пленным и пр.) оказали значительное влияние на мирное население и отношение к конфликту.
Рисунок 1 - Слева - рисунок британского солдата, привязанного по схеме «полевого наказания №1», справа - распятый британец помогает продавать облигации военного займа.
В бельгийской газете L'Independance belge, которая издавалась в Лондоне, 17 апреля 1917 года сфабриковали репортаж о том, как немецкие солдаты подвергали переработка тела своих же товарищей, чтобы кормить свиней на ферме в Кобленце. В тот же день английские Times и Daily Mirror продублировали данный материал в своих изданиях.[3] Данное воздействие сыграло значимую роль в победе над Германией. Вторая мировая война только увеличила значимость военной пропаганды склонение войск врага на свою строну, предложения о сдаче в плен, распространение ложной информации о ситуации на фронтах - все это применялось и использовалось фашистской Германией, которая переняла опыт из Первой мировой войны. (Рис.2) Германия развернула полномасштабную систему воздействия на сознание как противника, так и своего населения. Главным гением немецкого агитпропа является Геббельс. Еще в 1933 году, когда Геббельса назначили рейхсминистром народного просвещения, он подчинил национал-социалистическим взглядам все средства массовой информации Германии: радио, прессу, кино и так далее. И вплоть до окончания войны немецкая пропаганда «затуманивала» разум своему народу и причиняло значительные проблемы силам союзников. [4]
Рисунок 2 - Антисоветская пропаганда нацистской Германии времен Великой Отечественной войн.
Тогда же начали применяться меры противодействия иностранной пропаганде. Во время Великой Отечественной войны радиоприемник производили только малой мощности, для исключения прослушивания радиопередач противника.[5] Однако данные меры не могли в полной мере закрыть доступ к информации. Нарушителей привлекали к различным наказаниям, начинавшимся от тюремного заключения и заканчивающийся смертной казнью. Лучше всего вклад военной пропаганды описал Рудольф Зульцман: «Мы знаем, что идеологическое поражение является самым тяжелым и что восстановить прежнее положение в сознании людей неизмеримо труднее, чем восстановить разрушенные бомбардировкой города...»
Новый виток развития военная пропаганда получила с появлением сети Интернет. Ложной информацией обрастает, практически, каждое событие в социальной, политической, медийной, военной и других сферах.[6] Явление интернет-пропаганды или "Fake News" - это проблема, которая начала вызывать серьезные опасения в 2016 г., во время президентских выборов в США. Это положило начало к изучению возможностей интернет-пропаганды и ее влияния на сознание общества и человека. Соцопросы, проведенные после выборов, показали, что до 64% американцев заявляли, что выдуманные новости вызывают у них путаницу в отношении происходящих в стране и мире событий.[7]
Основными методами интернет-пропаганды являются:
• Фальсификация — это подделка или искажение информации с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. (подделка цитат известных личностей, подмена или редактирование фотографий (видео), и т.д.) Так отставной генерал армии США опубликовал видео, на котором ПВО сил Украины сбивают российский самолет, однако пользователи заметили, что кадры были взяты из видеоигры Arma 3[8];
• Мисинформация — это распространение правдивой информации в неправильном контексте или с неправильной интерпретацией. (вырывание из контекста цитаты известных личностей, использование устаревших данных или документов, переиначивание смысла или цели информации и т.д.); Неоднократно данный способ применялся в отношении министра иностранных дел России - Сергея Лаврова, чьи слова и высказывания подвергались мисификации со стороны СМИ США, в большинстве своем это коснулось вопросов взаимодействия США и России, а также вопрос о урегулировании конфликта на Украине.
• Селективность — это выборочное представление или упоминание только тех видов информации, которые подтверждают или подкрепляют желаемое сообщение или точку зрения. (использование только положительных отзывов о продукте или услуге); Помощь Европейского Союза (далее ЕС) Украине является одним из наиболее ярких проявлений данного метода пропаганды. За время Специальной военной операции ЕС реагировал только на данные о потерях, которые предоставляет Украина и полностью игнорировались данные со стороны России, так же не подлежал обсуждению в ЕС вопрос об обстреле мирных жителей Белгорода.
• Фрейминг — это представление информации в определенном ракурсе с целью воздействия на восприятие или оценку получателей. (использование эмоционально окрашенных или нейтральных слов для описания одного и того же события, использование метафор или аналогий для объяснения сложных понятий и т.д.); «Белые каски» - организация, осуществляющая волонтерскую помощь во время конфликта в Сирии. Данная организация получала огромное спонсирование со стороны Министерства иностранных дел Великобритании. Деятельность данной организации была направлена на медицинскую помощь и спасение как мирных жителей Сирии. Однако освещалась только ода сторона, а на обратной стороне за их действиями скрывалась помощь и террористической группировке «Фронт Ан-Нусра» и не один факт фальсификации событий, происходящих на фронтах.[9]
• Агитация — это активное распространение информации с целью возбуждения эмоций, страстей, интересов или действий получателей. (использование призывов к действию, лозунгов, плакатов, баннеров, видеороликов и т.д.). Выступление Колина Пауэлла в 2003 году на заседании СБ ООН преследовало именно реализацию данного метода пропаганды. Когда политик продемонстрировал пробирку с белым порошком, тем самым обвинив главу Ирака Саддама Хусейна в производстве биологического оружия. Данное выступление повлекло за собой вооруженный конфликт. Позднее выяснилось, что данная информация была специально искажена и передана Пауэллу, а содержание пробирки оказалось фальшивкой. [10]
Представленные методы могут быть реализованы как по-отдельности, так и в совокупности. [11]
Более современный пример применения интернет-пропаганды - это специальная военная операция на территории Украины. Каждый пользователь сети Интернет сталкивался с тем, что информация о ситуации на фронтах от разных источников описывается совершенно по-разному. Популярной технологией становится DeepFake — это технология обработки изображения или видео, на основе технологии искусственного интеллекта, в результате чего один фрагмент накладывается поверх другого и отличить оригинал от подделки становится задачей крайне тяжелой. [12] Применяется данная технология с целью изобразить на картинке лицо, которого там в оригинальном видео не было, для записи видео от известно лица и т.д. Большое количество источников новостей используют методы, перечисленные ранее в статье, что приводит к введению в заблуждение обыденного пользователя. Ну и
на ровне с современными и высокотехнологичными инструментами пропаганды, также используются агитационные видеоролики, статьи и изображения, направленные на разжигание ненависти к российскому народу.
Несмотря на все вышеперечисленное, у интернет-пропаганды есть и положительная сторона. Мотивационные ролики и статьи побуждают людей к саморазвитию, занятию спортом, здоровому образу жизни, правильному питанию и т.п. Особое место в интернет-пропаганде играет пропаганда учебы. Различные интернет-курсы, вебинары и онлайн-консультации облегчают работу сферы образования и способствуют увеличению числа образованных и обучающихся людей. Пропаганда безопасности дорожного движения - является приоритетной для подразделений Министерства внутренних дел России, современные технологии позволяют реализовать данную деятельность с использованием сайтов сети Интернет и это уже внедряется и используется в отдельных реализациях. [13] Внедрение сети Интернет в области пропаганды соблюдения правил дорожного движения еще не закреплено законодательно, а противодействие распространению информации о способах и методах разработки, изготовления и использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также о местах их приобретения с использованием сети Интернет регулируется Указом Президента РФ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года».[14] Контроль сети Интернет и использование его для благих целей является одной из приоритетных задач каждого государства, которое должно обеспечивать, как организационные и нормативно-правовые (создание соответствующего законодательства) мероприятия, так информационно-технические (блокирование вредоносных сайтов, контроль трафика, контроль переписок и другие). Список использованной литературы:
1. Федореченко С.Н. Цифровая пропаганда // Условия проявления цифровой пропаганды. 2022. URL: https://bigenc.ru/c/tsifrovaia-propaganda-cfce38 (дата обращения 21.01.2024 г.).
2. Галямшин А.Р., Скороход Г.Ю., Панкратов А.А. Военная пропаганда: анализ механизмов использования пропаганды в войне, её цель и эффективность // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический писк. - 2023.- с.61 - 70.
3. Чёрная пропаганда по-британски. Первая мировая война. 2018. URL: https://picturehistory. livejournal.com/3844442.html (дата обращения 27.01.2024 г.)
4. Какие приемы использовала немецкая пропаганда во время войны с Советским Союзом? 2021. URL: https://dzen.ru/a/YW_1Z4wFFFvLQosB (дата обращения 21.01.2024 г.)
5. Рудольф Зульцманн: Пропаганда как оружие в войне. // Обзор Второй мировой войны, выводы и обязательства на будущее, Ольденбург/Гамбург 1953, с. 381-402.
6. Колобова Ю.А. Информационные войны как угроза экономической безопасности государства и бизнеса // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века. - 2017.- С.69 - 73.
7. Феномен «Fake News» и кибер-пропаганда. 2019. URL: https://dzen.ru/a/XWeoeTXI2ACt6zbX (дата обращения 21.01.2024 г.).
8. Фейк с «обстрелом российского самолета на Украине» оказался геймплеем из Arma. 2022. URL: https://kanobu.ru/news/fejk-s-obstrelom-rossijskogo-samoleta-na-ukraine-okazalsya-gejmpleem-iz-arma-3-448744/ (дата обращения 21.01.2024 г.).
9. Елена Громова. Военное обозрение // Черная ложь, «Белые каски». 2017. URL: https://topwar.ru/112678-chernaya-lozh-belye-kaski.html (дата обращения 21.01.2024 г.).
10.Антон Дадыкин. 20 лет прошло с момента, как Колин Пауэлл тряс пробиркой в ООН. 2023. URL: https://smotrim.ru/article/3184933 (дата обращения 21.01.2024 г.).
11.Пропаганда в интернете: какие методы и технологии используются для влияния на общественное мнение. 2023. URL: https://www.securitylab.ru/analytics/538491.php (дата обращения 21.01.2023 г.).
12.DeepFake в условиях современности: что, почему и возможно ли защититься. 2022. URL: https://habr.com/ru/companies/first/articles/707 (дата обращения 21.01.2024 г.).
13.Новгородов Д.А. Использование сотрудниками ГИБДД сети Интернет в пропаганде безопасности дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. - 2020. - с. 325 - 329.
14.Указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года" (с изменениями и дополнениями).
© Овчинников Н.В., Хавров М.С., Матиевский В.С., 2024