Научная статья на тему 'Интернет-отношения как одно из приоритетных направлений правозащитной политики'

Интернет-отношения как одно из приоритетных направлений правозащитной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ-ОТНОШЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ / HUMAN RIGHTS POLICY / ONLINE RELATIONSHIPS / TECHNICAL CAPABILITIES / GLOBAL INFORMATION NETWORK / CYBER CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимова Алина Сергеевна

В статье рассматривается проект Концепции правозащитной политики в Российской Федерации. Обосновывается необходимость доработки проекта концепции, а именно выделения такого направления, как правозащитная политика в сфере интернет-отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисимова Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the project “concepts of human rights policy in the Russian Federation”. The necessity of elaboration of the draft concept, namely the allocation of such areas as human rights policy in the field of Internet relations

Текст научной работы на тему «Интернет-отношения как одно из приоритетных направлений правозащитной политики»

Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

5

ИНТЕРНЕТ-ОТНОШЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ПОЛИТИКИ

АНИСИМОВА Алина Сергеевна

Аннотация. В статье рассматривается проект Концепции правозащитной политики в Российской Федерации. Обосновывается необходимость доработки проекта концепции, а именно выделения такого направления, как правозащитная политика в сфере интернет-отношений.

Annotation. The article discusses the project “concepts of human rights policy in the Russian Federation”. The necessity of elaboration of the draft concept, namely the allocation of such areas as human rights policy in the field ofInternet relations.

Ключевые слова: правозащитная политика, интернет-отношения, технический потенциал, глобальная информационная сеть, киберпреступления.

Key words: human rights policy, online relationships, technical capabilities, global information network, cyber crimes.

На современном этапе развития общества и государства особое место занимает правозащитная политика. Выступая разновидностью правовой политики, она направлена на защиту прав человека, совершенствование средств и способов правозащиты, а также на выстраивание полноценной правозащитной системы.

Кроме того, данный вид политики призван создавать соответствующие условия и предпосылки для защиты конституционного строя, нравственности, других жизненно важных интересов и ценностей современного общества.

Как отмечает Ю.Ю. Ветютнев, основным требованием к правозащитной политике выступает эффективность, то есть способность выполнять свои социальные задачи, которые непосредственно проявляются в фактически достигнутом уровне защищенности прав человека. Им подчеркивается, что «гармонизация правозащитной системы выступает одним из неотложных направлений правозащитной по-литики...»1.

В настоящее время правозащитная политика в Российской Федерации находится на пути становления. Органы государственной власти, специально уполномоченные осуществлять правозащитную функцию, по-прежнему не имеют должной научно обоснованной концепции, а основываются, как правило, на узко-

1 См.: Ветютнев Ю.Ю. Несколько замечаний о теории правозащитной системы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2003. С. 64.

корпоративных интересах, на административно-территориальных и политических нормах своей организации, преследуя цели, порой несовместимые с задачами защиты прав граждан и обеспечением режима правовой защищенности личности и гражданского общества2.

Так, в целях повышения эффективности правозащитной системы в 2013 году был разработан проект Концепции правозащитной политики в Российской Федерации (далее - Концепция). Документ включает в себя основные понятия, цели и задачи в области защиты прав человека, а также предложения по развитию правозащитной системы российского общества.

Согласно Концепции «правозащитная политика - научно обоснованная, последовательная и комплексная деятельность соответствующих государственных структур, а также институтов гражданского общества, направленная на дальнейшее развитие правозащитной системы, совершенствование средств защиты права, установление режима “правовой защищенности” отдельной личности и общества в целом» 3.

Цель правозащитной политики заключается: в осуществлении на основе законодательства Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права защиты прав и свобод личности, а также в защите

2 См.: Нырков В.В. Концепция правозащитной политики в современной России // Российская правозащитная политика / под ред. А.В. Малько. М., 2014. С. 36.

3 См.: Концепция правозащитной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2013.

6

Юридическая наука. 2015. № 3

системы объективного права в целом, приведение ее в соответствие мировым стандартам; в формировании системы действенных средств защиты права, в создании и обеспечении функционирования эффективной правозащитной системы; в установлении режима «правовой защищенности» частных и публичных интересов.

Кроме того, в документе определены основные направления правозащитной политики, в частности:

1) правозащитная политика в сфере осуществления правосудия;

2) правозащитная политика в сфере противодействия коррупции;

3) правозащитная политика в сфере контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны гражданского общества;

4) правозащитная политика в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей и юридических лиц;

5) правозащитная политика в сфере защиты и обеспечения прав детей;

6) правозащитная политика в деятельности прокуратуры.

Естественно, данный проект Концепции не является окончательным и требует усовершенствования.

Мы сейчас живем в информационном обществе, и поэтому наиболее актуальное значение имеет правозащитная политика в сфере интернет-отношений.

Деятельность современного общества все больше ориентируется на использование сети Интернет как средства межкультурной коммуникации и социального общения. Огромный технический потенциал и безграничные возможности сети Интернет ведут к увеличению числа пользователей ею. Если в 1996 году пользователей сети Интернет насчитывалось около 60 тыс. (общее количество населения России на 1996 год - 148 млн), то на начало 2012 года их количество в России составило 70 млн человек (общее количество населения России -143 млн человек)4. Согласно прогнозу число российских интернет-пользователей к концу 2014 года составит более 80 млн5.

4 См.: Количество интернет-пользователей в России достигло 70 млн // Компьюлента. URL : http://№et.compule

№ta.ru/653090/ (дата обращения: 04.03.2013).

5 См.: Число российских интернет-пользователей к концу

2014 г. составит около 80 млн // Церих. URL :

http://www.zerich.com/Koews/prime-tass/hl/111133/ (дата обращения:

04.03.2013).

Однако параллельно со своими многочисленным возможностями Интернет превратился в средство совершения противоправных деяний.

Данные говорят о том, что 431 млн человек в мире за минувший год стал жертвами киберпреступлений6.

В 2012 году МВД опубликовало статистику по преступлениям в сфере высоких технологий за первое полугодие 2012 года. По их данным, в России было зафиксировано 5 696 киберпреступлений, что почти на 11 % больше, чем в аналогичном периоде 2011 года. Среди них преобладают преступления, связанные с созданием, распространением и использованием вредоносных программ, а также с мошенничеством в сети Интернет. Кроме того, на первый план стали выходить преступления экстремистского характера, связанные с использованием сети Интернет. В 2013 году по таким фактам возбуждено 375 (в 2012 году - 231) уголовных дел. В своем докладе о состоянии законности и правопорядка в РФ за 2013 год Юрий Чайка подчеркнул, что «по-прежнему злободневной остается проблема распространения радикальных идей, и прежде всего среди молодежи. Кроме того, в социальных сетях продолжают создаваться экстремистские группы и организации, ведется пропаганда и вербовка новых членов» 7 *.

Так, в 2013 году выявлено более 70 тыс. нарушений, в то время как в 2012 году - 52 тыс. Прокурорами направлено свыше 8,4 тыс. заявлений в суды общей юрисдикции по вопросам межнациональных отношений и противодействия экстремизму, в том числе о ликвидации, запрете деятельности экстремистских объединений и признании информационных материалов экстремистскими.

Таким образом, проблема защиты прав граждан от преступных посягательств с использованием Интернета стоит как никогда остро, что требует разработки и применения эффективных мер по противодействию нарушений.

Правозащитная политика выражается прежде всего в правовых актах.

6 См.: Irib World Service. Русская служба. URL :

http://russian.irib.ir/analitika/stati/item/137221 (дата обращения

10.08.2014) .

7 См.: Информационно-аналитический центр Сова: Юрий

Чайка озвучил статистику преступлений экстремистской направленности. URL : http://www.sova-center.ru/racism-

xenophobia/news/counteraction/2014/04/d29440/ (дата обращения:

10.06.2014) .

Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

7

Начавшийся в 2012 году (в 2011 году таких предложений было всего 5) взрывной рост интереса к регулированию сети Интернет продолжился в 2013. За прошедший год Межрегиональная ассоциация правозащитных организаций «АГОРА» отметила 75 различных предложений по правовому регулированию интернет-отношений. Все они, так или иначе, связаны либо с расширением перечня оснований для ограничения доступа к информации, либо с введением или ужесточением ответственности за действия, совершенные в Сети, либо с усовершенствованием механизмов контроля за распространением информации и деятельностью пользователей8.

Так, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека выступил с заявлением, в котором отмечается: «Мы считаем крайне важным остановить введение цензуры в русскоязычном сегменте сети Интернет и в частности, на территории России - это приведет в появлению нового “электронного занавеса”, что губительно скажется на правах и возможностях граждан России, на развитии общества в целом и становлении всей экономики»9.

Однако на сегодняшний день отсутствует эффективно действующая правовая база в сфере интернет-отношений, несмотря на наличие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа других законодательных актов. На наш взгляд, причинами этого являются недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных положений, а также стихийность в формировании норм, регулирующих сеть Интернет.

Хотелось бы отметить, что многие страны заинтересованы в правовом регулировании интернет-отношений, в частности в создании условий для соблюдения прав и свобод граждан в информационном пространстве (Великобритания, Германия, Франция, США, Китай). Большое значение придается защите малолетних детей и подростков от вредной для них информации в целях обеспечения их нормального физического и психологического разви-

8 См.: Новая газета: 1 832 факта ограничения свободы Интернета в 2013 году. URL : http://www.novayagazeta.ru/politics/ 62156.html (дата обращения: 14.09.2014).

9 См.: Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития». 2013.

тия, которое может быть нарушено или даже существенно повреждено распространяющейся информацией.

Согласно законодательству Великобритании (The Protection of the Children Act, Sexual Offences Act 2003) запрещается скачивание (копирование) на ПК, производство, владение, распространение, публикация и реклама непристойных фотографией или псевдофотографий с изображением ребенка до 18 лет. Эти действия караются заключением на срок до 10 лет. С 2006 года ограничение оборота детской порнографии и иных непристойных материалов осуществляется посредством блокирования доступа к списку незаконных сайтов, в формировании которого принимают участие ведущие интернет-провайдеры, операторы мобильной связи, правоохранительные органы и гражданское общество10 11.

С 2001 года в США действует Акт о защите детей в Интернете, согласно которому ограничен доступ к некоторым интеренет-ресурсам, содержащим информацию непристойного характера в общественных местах11.

В 2010 году была разработана Стратегия национальной безопасности США. Согласно документу правоохранительные органы США обязаны принимать необходимые меры для защищенности киберпространства в целях защиты прав граждан, экономики, торговли, инфраструктуры жизнеобеспечения12. В рамках проводимой работы особое внимание уделяется противодействию нарушениям прав в сфере интеллектуальной собственности. В этом активно задействованы органы прокуратуры: создана сеть специализированных прокуроров, занимающихся вопросами защиты объектов авторских и смежных прав, в том числе борьбы с интернет-пиратством13.

10 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

11 См.: Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA) of 1998, via Federal Trade Commission.

12 См.: National security strategy of the United States. Washington, DC. 2010. May. URL : http://www.whitehouse.gov/sites/

default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 25.10.2013).

13 См: Материалы ежегодной региональной конференции по борьбе с интернет-пиратством и защитой интеллектуальной собственности, проводимой в Вильнюсе 16-17 мая 2011 г. Вильнюс, 2011.

8

Юридическая наука. 2015. № 3

Наиболее суровые правила правового регулирования интернет-отношений действуют в Китае. Контроль заключается в фильтрации результатов поиска, запрете на доступ к некоторым ресурсам, модерации записей на форумах, блогах и других общественных площадках. Кроме того, установлены специальные фильтры на все поисковые серверы.

В Китае на протяжении уже многих лет отлаженно сотрудничают государство, частные интернет-компании и общественные организации. Так, на государственном уровне разработана система фильтрации трафика «Золотой щит» («Великий китайский фаервол»), основной задачей которой выступает создание условий для государственного контроля над ключевыми участниками китайского интернетрынка. Во многих интернет-компаниях работают десятки тысяч граждан, чья деятельность заключается в просматривании и фильтрации контента, публикуемого китайскими интернет-пользователями на форумах и в социальных сетях. С 2011 года Министерство обороны Китая официально объявило о создании специальной структуры по контролю над сетью Интернет - «Онлайн армии голубых мундиров», приоритетным направлением их работы выступает защита от киберпреступников.

Таким образом, большинство стран мира, включая Россию, обеспокоены масштабностью интернет-отношений и возможностями, предоставляемыми ею. Однако, пытаясь «отчистить» сеть Интернет от неблагоприятной информации и создать условия для безопасной

деятельности в виртуальном пространстве, государства сталкиваются с большими проблемами, начиная от технической сложности Сети и заканчивая общественной реакцией на принимаемые меры.

На наш взгляд, происходящие изменения в сфере интернет-отношений важны для борьбы с преступлениями против личности. Государство свои интересы может защитить, в том числе используя ресурсы спецслужб. А человек в условиях информационного общества оказывается лицом к лицу с преступниками, которые могут превратить его жизнь, жизнь его близких в кошмар, в том числе и используя современные информационные технологии.

По мнению Сергея Железняка, оскорбления, угрозы, клевета не способствуют ни развитию общества, ни развитию цивилизованных отношений, не помогают развитию самих информационных сетей. Любая технология может использоваться и для конструктивных, и для деструктивных действий. И когда действия преступны, деструктивны, законодательство должно давать эффективный инструментарий для борьбы с таким злом14.

Следовательно, без применения надежных средств защиты невозможно нормальное функционирование и дальнейшее развитие отношений в глобальной информационной Сети. Именно поэтому необходима разработка правозащитной политики в сфере интернетотношений и закрепление основных теоретических положений именно в рамках указанной Концепции.

Библиографический список

1. Ветютнев, Ю.Ю. Несколько замечаний о теории правозащитной системы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации / под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2003.

2. Информационно-аналитический центр Сова: Юрий Чайка озвучил статистику преступлений экстремистской направленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2014/04/d29440/

3. Количество интернет-пользователей в России достигло 70 млн [Электронный ресурс] // Компьюлента. - Режим доступа : http://№et.compule№ta.ru/653090/

4. Концепция правозащитной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2013.

5. Материалы ежегодной региональной конференции по борьбе с интернет-пиратством и защитой интеллектуальной собственности, проводимой в Вильнюсе 16-17 мая 2011 г. - Вильнюс, 2011.

14 См.: Российская газета. 2012. 11 сент.

Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

9

6. Новая газета: 1 832 факта ограничения свободы Интернета в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.novayagazeta.ru/politics/62156.html

7. Нырков, В.В. Концепция правозащитной политики в современной России // Российская правозащитная политика / под ред. А.В. Малько. - М., 2014.

8. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития». - 2013.

9. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Российская газета. - 2012. - 11 сент.

11. Число российских интернет-пользователей к концу 2014 г. составит около 80 млн [Электронный ресурс] // Церих. - Режим доступа : http://www.zerich.com/.№ews/prime-tass/hl/111133/

12. Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA) of 1998, via Federal Trade Commission.

13. Irib World Service. Русская служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.irib.ir/analitika/stati/item/137221

14. National security strategy of the United States. Washington, DC. 2010. May [Electronic resource]. - Access mode : http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.