Научная статья на тему 'Неправительственные правозащитные организации в системе субъектов граждаского общества'

Неправительственные правозащитные организации в системе субъектов граждаского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3680
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правозащитная политика / права человека / формы реализации правозащитной политики / неправительственные правозащитные организации / human rights policy / human rights / the form of the human rights policy / a non-governmental human rights organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько А. В., Пономаренков В. А.

В статье рассматриваются вопросы формирования правозащитной политики, формы реализации правозащитной политики, соотношения правоохранительной и правозащитной деятельности; предлагается концепция правозащитной политики. Предлагается правозащитную деятельность перевести на уровень правозащитной политики, что только повысит качество и эффективность защиты прав личности в современной России и обеспечит развитие гражданского общества. Необходимо разработать механизмы отчетов НПО перед обществом и гражданами, чьи права ими защищаются. Необходимо публиковать отчеты о своей правозащитной деятельности и результатах своего финансового аудита, что будет служить прозрачности их деятельность и повышению общественного авторитета. Авторы предлагают определить пути развития правозащитной деятельности и совершенствования законодательства в области обеспечения прав и свобод человека; законодательно определить статус неправительственных правозащитных организаций как элемента национальной системы защиты прав и свобод человека; определить направления повышения эффективности взаимодействия государства и неправительственных правозащитных организаций в сфере защиты прав и свобод человека и много другого. Для этого должна быть разработана концепции развития правозащитной деятельности неправительственных организаций как элемента гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENTAL HUMAN RIGHTS ORGANIZATION IN THE SYSTEM SUBJECTS GRAZHDASKOGO SOCIETY

In the article discusses the formation of human rights policy, the form of the human rights policy, the relationship between law-enforcement and advocacy center, the concept of human rights policy. It is proposed to raise the human rights activities on the level of human rights policy that will only enhance the quality and effectiveness of the protection of individual rights in contemporary Russia and ensure the development of civil society. Need to develop mechanisms for NGO reports to the community and the citizens whose rights are protected by them. Must publish reports on their human rights activities and the results of its financial audit, which will serve as the transparency of their activities and raise public authority. Authors offer to determine the development of advocacy and improvement of legislation in the field of human rights and freedoms; to determine the law status of non-governmental human rights organizations as part of the national system of protection of human rights and freedoms, to determine the direction of improving the efficiency of interaction between state and non-governmental human rights organizations in the protection of the rights and freedoms rights and much more. To this must be developed concept of human rights non-governmental organizations as part of civil society.

Текст научной работы на тему «Неправительственные правозащитные организации в системе субъектов граждаского общества»

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5

УДК 061.235(045)

А. В. Малько, В. А. Пономаренков

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАСКОГО ОБЩЕСТВА1

В статье рассматриваются вопросы формирования правозащитной политики, формы реализации правозащитной политики, соотношения правоохранительной и правозащитной деятельности; предлагается концепция правозащитной политики.

Предлагается правозащитную деятельность перевести на уровень правозащитной политики, что только повысит качество и эффективность защиты прав личности в современной России и обеспечит развитие гражданского общества.

Необходимо разработать механизмы отчетов НПО перед обществом и гражданами, чьи права ими защищаются. Необходимо публиковать отчеты о своей правозащитной деятельности и результатах своего финансового аудита, что будет служить прозрачности их деятельность и повышению общественного авторитета.

Авторы предлагают определить пути развития правозащитной деятельности и совершенствования законодательства в области обеспечения прав и свобод человека; законодательно определить статус неправительственных правозащитных организаций как элемента национальной системы защиты прав и свобод человека; определить направления повышения эффективности взаимодействия государства и неправительственных правозащитных организаций в сфере защиты прав и свобод человека и много другого.

Для этого должна быть разработана концепции развития правозащитной деятельности неправительственных организаций как элемента гражданского общества.

Ключевые слова: правозащитная политика, права человека, формы реализации правозащитной политики; неправительственные правозащитные организации.

Постановка проблемы. Признание прав и свобод человека высшей ценностью цивилизованного общества явилось важным этапом на пути формирования Российского государства как демократического, правового, социального, ориентирующегося на гуманистические ценности.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Тем самым, обеспечение охраны и защиты прав и свобод человека является важной функцией государства. Кроме того, международные политико-правовые институты все больше внимания уделяют защите прав человека. Для Российской Федерации соблюдение международных стандартов защиты прав человека является одним из приоритетов внутренней политики государства. При этом механизмы защиты прав и свобод граждан возникают в процессе взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества и выступают государственным гарантом от неправомерного вмешательства.

Таким образом, конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека заключается в создании условий для их реализации и механизма для их защиты.

Однако состояние защищенности основных прав и свобод человека в нашей стране вызывает серьезную озабоченность как у представителей институтов гражданского общества, так и государственной власти, что объясняется неэффективной работой органов охраны правопорядка, надзора и контроля, судов; бюрократизацией органов государственной власти и местного самоуправления и многими другими отрицательными факторами.

Изложение основного материала. Жизнь современного общества представляет собой сосредоточение различного рода противоречий (порождаемых общественной нестабильностью, многими негативными процессами в правоприменительной практике, а так же несовершенством законодательства) и возникающих на этом фоне различных социально-правовых конфликтов (между членами этого общества, человеком и государственными структурами и т.д.). При всем этом встает вопрос о правовой защищенности личности и необходимости защиты ее прав и свобод.

На уровень правовой (общесоциальной и индивидуальной) защищенности личности влияют конкретные условия общественного развития, уровень общей и правовой культуры общества, уровень законодательного регулирования общественных отношений:

- наличие правовых актов, институтов и эффективных механизмов соблюдения и защиты прав

Работа выполнена в рамках проекта «Правозащитная политика: отечественный и зарубежный опыт» в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.1., очередь 1).

18

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ

СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5

личности, гарантированных Конституцией и законодательством РФ, международными документами,

ратифицированными Российской Федерацией, следование которым является обязанностью „ 2 представителей государства во взаимодействии соответствующими негосударственными акторами ;

- результативность восстановления нарушенных прав и свобод, выявления и наказания виновных в их нарушениях — по легитимным административным и судебно-правовым процедурам, при условии их задействования без необходимости вмешательства иных субъектов помимо тех, которые уполномочены на то по закону.

- наличие не обладающих властными полномочиями, но эффективных по своему влиянию субъектов негосударственной правозащитной системы, выступающих в защиту нарушенных прав и верховенства права, что является залогом соблюдения прав и свобод граждан [1];

- уровень демократизации общества и многие другие факторы современной жизни общества: материальные, организационные, идеологические.

Конечно же, проблему защиты прав и свобод личности нельзя рассматривать только с позиции формально-юридического разграничения требований закона и интересов личности. Необходимо понимать фактические возможности права, воздействовать на конкретного субъекта отношений, а также возможности личности защищаться и тем самым влиять на правовые последствия: любые индивидуальные проявления свободы личности, которые противоречат интересам государства, не могут соответствовать букве и духу закона и пресекаются правоохранительными и судебными органами, при этом данные органы поощряют действия лиц по защите тех элементов свободы личности, которые соответствуют общим социальным и общеправовым интересам.

Государство в интересах общества в определенной степени стесняет личность, ограничивает ее свободу и даже лишает ее некоторых прав. Но обязательно должно обеспечивать личности возможность защиты своих интересов [2].

Существует определенная обусловленность защиты прав и свобод человека от действий государственно-правовых механизмов, при этом изменение общественных отношений, законодательства и практики его применения не должны отражаться на состоянии защищенности личности. И здесь важнейшей задачей государства выступает формирование полноценной правозащитной системы, т.е. структурированной, иерархически выстроенной совокупности тех правовых явлений, характеризующих направление, средства, способы и эффективность защиты прав человека в обществе [3]; единого комплекса взаимосвязанных государственных и негосударственных организаций, отдельных лиц (правозащитников) и юридических явлений (права, правосознания, правовой культуры, разнообразных видов юридической практики и т.д.), с помощью которых эффективно и качественно будет осуществляться защита (охрана и т.п.) прав и законных интересов людей и их объединений [4].

Конечно же, особая роль в обеспечении прав и свобод человека должно отводиться непосредственно самому гражданскому обществу, элементом которого выступают различные неправительственные правозащитные организации, представляющие собой добровольно создаваемые общественные объединения (союзы), деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав и свобод человека, достижения господство права, справедливости и становление действительной демократии.

Мировым сообществом выработаны определенные стандарты правозащитной деятельности и модели эффективной неправительственной правозащитной организации, но тем не менее, в каждой стране деятельность НПО имеет свою специфику, поскольку сущность и формы деятельности неправительственных правозащитных организаций, во многом определяются особыми социально -факторными условиями (политическими, экономическими, национальными, религиозными, культурными и др.), которые и формируют их особую содержательную модель.

При этом в ряде международно-правовых актах были сформулированы нормы, отражающие требования, которым должны соответствовать все демократические государства, в том числе и требования касающиеся создания и деятельности различных элементов гражданского общества. Так, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, а также и другие международно-правовые акты определяют, что каждый человек имеет «право создавать союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» [5].

Именно данное положение определяет правовую основу всех неправительственных организаций, позволяет рассматривать эти организации как полноправные элементы (институты) гражданского общества.

Однако, следует отметить, что неправительственных правозащитных организации, наряду с общими для всех неправительственных организаций свойствами, имеют и существенные отличия.

Эти отличия во много носят концептуальный характер и выражаются в направленности, задачах, принципах, формах деятельности неправительственные правозащитные организации.

Актор (лат. actor - деятель) - индивид, общественная группа, институт или другой субъект, осуществляющий конкретные действия; сторона, участвующая в конфликте.

19

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5

Так, неправительственные правозащитные организации в целях обеспечения своей независимости от органов государственной власти, а также от лиц и групп, стремящихся к политическому господству, не должны обращаться за финансовой поддержкой к иностранным государственным источникам, национальным правительствам или политическим партиям и не принимать вознаграждение за свою деятельность по «расследованию» и пресечению нарушений прав человека.

Финансирование же неправительственных правозащитных организаций должно осуществляться за счет пожертвований от членов организации и общественности.

Неправительственные правозащитные организации проводят исследования, фиксируют случаи нарушения прав человека и представляют эти сведения общественности. Кроме того, члены неправительственных правозащитных организаций предпринимают практические шаги, направленные на прекращение выявленных нарушений прав человека.

Неправительственные правозащитные организации действуют по всему миру и защищают права самых разных людей, независимо от политического устройства их стран. Именно поэтому деятельность данных организаций не должна носить политический характер, т.е. не зависеть ни от какого правительства, политической идеологии или религиозных убеждений.

Современные неправительственные правозащитные организации имеют различные легальные механизмы влияния на происходящие в обществе процессы. При этом международные, региональные и национальные правовые стандарты устанавливают требования по включению неправительственных правозащитных организаций в соответствующие механизмы защиты прав человека. Для достижения своих целей данные правозащитные организации могут предпринимать разнообразные действия, например:

- напрямую обращаться к правительствам и другим инстанциям, на которых лежит ответственность за нарушения прав человека, призывая принять меры по конкретным случаям либо внести изменения в законодательство;

- вести работу с межправительственными, международными организациями, такими как ООН, Совет Европы и др., чтобы направить их ресурсы на укрепление прав человека и восстановление нарушенных прав в конкретных ситуациях либо принятия иных мер;

- для защиты прав человека оказывать давление на прочие организации, в том числе на коммерческие компании;

- сотрудничают с другими неправительственными организациями (например, профсоюзами и др.), а также оказывают им образовательную, правовую и иную поддержку;

- поддерживают и проводят образовательные программы по правам человека; иным предметам, которые, так или иначе, «выходят» на правозащитную проблематику, а так же обучение различных слоев населения пользоваться юридическими защитными инструментами - с помощью которых люди узнают о своих правах и учатся защищать их;

- мобилизуют общественность путем проведения акций на местном, национальном и международном уровнях, а также посредством работы со СМИ, и еще многое другое [6].

При этом, некоторые неправительственные правозащитные организации по сути наделяются определенными элементами международной правосубъектности, выражающейся в возможности влиять на выработку международных норм и осуществлять последующий контроль за их воплощением в жизнь

[7].

Большинство ныне действующих международных конвенций в области прав человека создавались и принимались при участии неправительственных организаций. Примером тому могут служить: Декларация (1959 г.) и Конвенция (1989 г.) о правах ребенка; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и еще многие другие международно-правовые акты инициаторами и разработчиками которых явились именно неправительственные правозащитные организации.

При этом предметом контроля неправительственных правозащитных организаций выступают:

- текущая государственная политика в области прав человека;

- решения, действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, в результате которых нарушаются права и свободы человека, либо создаются препятствия для осуществления человеком своих прав и свобод, либо человек незаконно принуждается к выполнению каких-либо обязанностей или незаконно привлекается к ответственности и др.

Основными же формами деятельности неправительственных правозащитных организации является: защита прав человека (бесплатная для заявителя) в конкретных случаях, общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами; анализ положения с правами человека; пропаганда правозащитных идей, правовое воспитание; участие в нормотворческом процессе; соблюдение обеспечения прав и свобод человека и гражданина; правовое просвещение.

В основе деятельности неправительственных правозащитных организаций лежат принципы солидарности, практической поддержке конкретных жертв; всеобщности и неделимости прав человека;

20

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ

СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5

беспристрастности и независимости, а так же демократии и взаимоуважения.

Задачами деятельности неправительственных правозащитных организаций являются: «неофициальная» защита прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах, Конституции и национальном законодательстве (включая международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией); мониторинг положения с правами человека в стране или его регионах; информирование населения и органов власти о правах человека; повышение уровня образованности в области прав человека; поощрение становления ценностей и развитие установок, способствующих уважению и осознанию прав человека.

Примером эффективной правозащитной деятельности неправительственных организаций, действующих в области неофициальной защиты прав человека, является Amnesty International (международная амнистия) созданная в Лондоне в 1961 г. Ее уставная цель состоит в том, чтобы «обеспечить во всем мире соблюдение положений Всеобщей декларации прав человека» (ст. 1). В уставе же предусмотрено, что эта цель будет достигаться путем:

а) оказания поддержки лицам, ставшим жертвами незаконных арестов и задержаний;

б) противодействия незаконному задержанию лиц в нарушение их свободы совести и политических убеждений;

в) противодействия вынесению смертных приговоров и смертной казни, пыткам, жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению с людьми.

В настоящее время у Amnesty International наиболее широкая сеть представительств, среди всех неправительственных правозащитных организаций мира.

Активная и целенаправленная деятельность данной организации в области защиты прав и свобод человека явилось признанием его роли и основанием для присуждения Нобелевской премии мира 1977 года.

Сегодня участие неправительственных организаций в выработке международных инструментов в сфере защиты прав человека стало неотъемлемым компонентом выработки международных инструментов защиты прав человека [8].

Конечно же, деятельности неправительственных правозащитных организаций должна способствовать выработка национальных механизмов влияния на происходящие в системе защиты прав человека процессы. Таким механизмом может стать привлечение неправительственных организаций к разработке и экспертизе принимаемых нормативно-правовых актов в рамках процедуры «консультативного статуса» по аналогии с порядком принятия международно-правовых актов ООН и Советом Европы, целью которых является повышение эффективности правовых механизмов защиты прав и свобод человека.

Неправительственные правозащитные организации должны обеспечивать баланс прав человека и интересов государства; занять одно из ведущих мест в системе контроля соблюдения прав и свобод человека; иметь легитимные правовые механизмы защиты нарушенных прав.

Появление правозащитных организаций в России свидетельствует о возросшей общественной активности различных групп населения, стремившихся к непосредственному участию в общественной и политической жизни, добивавшихся от властей институционализации такого участия.

К сожалению, сегодня Российское государство еще не до конца выработало систему принципов и методов взаимодействия с неправительственными правозащитными организациями, поэтому подчас приходится сталкиваться с настороженным, либо откровенно негативным отношением представителей органов власти к неправительственным правозащитным организациям, желание видеть в них разрушающих основы государственности элементов. Власть не всегда осознает, что поддерживая НПО, устанавливая с ними диалог и сотрудничество, оно демонстрирует, насколько она сама демократична и приемлет идею гражданского общества.

Конечной целью взаимодействия неправительственных правозащитных организаций с органами государства должно стать усовершенствование системы защиты прав человека. При этом осуществление взаимодействия должно происходить в рамках равного партнерства, при котором каждых партнер должен отдавать себе отчет о достижимости поставленных целей. При этом стороны взаимодействия основное внимание должны обращать на внедрение правозащитных норм в повседневную работу государственных органов. Конечно же, эта работа должна проходить при поддержке со стороны неправительственных правозащитных организаций и иметь различные формы, например, в виде помощи при внедрении правозащитных принципов в работе государственных органов, при разработке контроля за их деятельностью, при подготовке и проведении обучающих курсов и т.п.

Взаимодействие НПО и государственных органов должно основываться на принципах взаимного уважения, что позволяет обоим партнерам достигать позитивных результатов, а также равноправия, прозрачности деятельности, честности и ответственности.

Партнерам следует быть реалистами при поиске точек соприкосновения. Они должны осознавать, что в некоторых областях деятельности конфликтов между НПО и государственными органами не

21

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5

избежать, но, тем не менее, они должны стремиться к сотрудничеству в сфере общих интересов.

Выводы. Таким образом, партнерам необходимо создавать такую атмосферу взаимного доверия и уважения, чтобы все предложения и жалобы воспринимались противоположной стороной с должным вниманием и анализировались. Выводы, полученные в ходе проведенного анализа, должны быть направлены на совершенствование деятельности партнеров.

При всем этом НПО должна быть больше заинтересована в долгосрочном сотрудничестве с государственными органами, нежели просто стремиться извлечь кратковременную выгоду ради узких, ограниченных интересов [9].

НПО должна действовать в соответствии с целями и общепризнанными принципами международного права, Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конечно же, в том, что сегодня недостигнуто часто виновны и сами неправительственные правозащитные организации, которые еще не всегда должным образом содействуют тому, чтобы их усилия успешно сочетались с деятельностью других демократических институтов и государственных органов. Целый ряд форм деятельности и методов работы российских неправительственных организации не эффективен и не всегда основан на правовых средствах [10].

Тем не менее, в деятельности неправительственных правозащитных организаций заложен громадный потенциал развития гражданского общества, разрешения социальных и правовых конфликтов, осознания россиянами своей причастности в системе гарантий прав и свобод человека.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что правозащитная деятельность неправительственных организаций представляет собой целостный и упорядоченный процесс взаимодействия звеньев правового механизма, направленный на утверждение и защиту прав и свобод человека, достижение состояния их реальной защищенности в обществе и государстве, а также осуществление эффективного контроля за их соблюдением государством, его органами и должностными лицами.

Высокий уровень правовой защищенности человека - есть назначение и цель развития и укрепления гражданского общества. При этом определяющим критерием эффективности развития гражданского общества должно стать соблюдение баланса национальных (государственных) и личных интересов при реализации прав и свобод человека.

Правозащитную деятельность необходимо переводить на новый уровень — более системного использования ее ресурсов — на уровень правозащитной политики, что только повысит качество и эффективность защиты прав личности в современной России и обеспечит развитие гражданского общества.

Необходимо разработать механизмы отчетов НПО перед обществом и гражданами, чьи права ими защищаются. Необходимо публиковать отчеты о своей правозащитной деятельности и результатах своего финансового аудита, что будет служить прозрачности их деятельность и повышению общественного авторитета.

Безусловно, еще предстоит сделать очень много:

- определить пути развития правозащитной деятельности и совершенствования законодательства в области обеспечения прав и свобод человека;

- законодательно определить статус неправительственных правозащитных организаций как элемента национальной системы защиты прав и свобод человека;

- определить направления повышения эффективности взаимодействия государства и неправительственных правозащитных организаций в сфере защиты прав и свобод человека и много другого.

Для этого должна быть разработана концепции развития правозащитной деятельности неправительственных организаций как элемента гражданского общества.

Список использованной литературы

1. Гефтер В. М. Защищенность прав граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. inop.ru>files/Chapter7.pdf (дата обращения: 18.05.2013).

2. Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле / Любшев Ю.Ф. - М., 1999. - С.23.

3. Баранов В.М. Предисловие / В.М. Баранов // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н.Новгород, 2003. С. 7-8.

4. Карташов В.Н. Правозащитная система: понятие, основные типы и принципы / В.Н. Карташов // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. -Н.Новгород. - 2003. - С. 12.

5. Международный Билль о правах человека / Права человека. Сборник международных договоров. ООН. - Нью-Йорк, 1989. - C. 1-21.

6. Справочник «Международной амнистии». - М., 2004. - С. 13-14.

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ

СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5

7. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в становлении и развитии гражданского общества / Т.Д. Матвеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. nepravitelstvennye-organizatsii-v-stanovlenii-i-razvitii-gr... (дата обращения: 18.05.2013).

8. Матвеева Т. М. Международная защита прав человека неправительственными организациями в России и Европе / Т.Д. Матвеева // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. - Нижний Новгород. - 2003. - С. 585.

9. Полиция и неправительственные организации. СПб., 2006. С. 23-24.

10. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в становлении и развитии гражданского общества / Т.Д. Матвеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. nepravitelstvennye-organizatsii-v-stanovlenii-i-razvitii-gr... (дата обращения: 18.05.2013).

A. Malko, W. Ponomarenkov

GOVERNMENTAL HUMAN RIGHTS ORGANIZATION IN THE SYSTEM SUBJECTS

GRAZHDASKOGO SOCIETY

In the article discusses the formation of human rights policy, the form of the human rights policy, the relationship between law-enforcement and advocacy center, the concept of human rights policy.

It is proposed to raise the human rights activities on the level of human rights policy that will only enhance the quality and effectiveness of the protection of individual rights in contemporary Russia and ensure the development of civil society.

Need to develop mechanisms for NGO reports to the community and the citizens whose rights are protected by them. Must publish reports on their human rights activities and the results of its financial audit, which will serve as the transparency of their activities and raise public authority.

Authors offer to determine the development of advocacy and improvement of legislation in the field of human rights and freedoms; to determine the law status of non-governmental human rights organizations as part of the national system of protection of human rights and freedoms, to determine the direction of improving the efficiency of interaction between state and non-governmental human rights organizations in the protection of the rights and freedoms rights and much more.

To this must be developed concept of human rights non-governmental organizations as part of civil society.

Keywords: human rights policy, human rights, the form of the human rights policy, a non-governmental human rights organization.

УДК 340.11(045)

О. М. Ноздрин

ПРАВОВА КУЛЬТУРА ЯК ПОЗИТИВНА СКЛАДОВА ПРАВОВОГО ЖИТТЯ

Актуальність освітленого в статті дослідження забезпечується проблемними питаннями розуміння сутності понять «правова культура» і «правове життя», співвідношенням між собою а також визначенням їх місця в категоріальному апараті юридичної науки.

Оскільки самостійним предметом дослідження є правова культура в цілому, а не право чи культура то переважно говорити про синтез даних компонентів і виникненні нової специфічної дефініції в рамках загальної культури

Завдяки безпосередньому зв'язку з державою, законодавством, політикою, правовій культурі притаманні специфічні властивості, що роблять її одним з головних чинників суспільного життя і які відрізняють її від інших видів культури

При дослідження правової культури, доцільно використання антропологічного й аксіологічного підходів. При першому правова культура постає системою прогресивних досягнень, накопичених людством у сфері правосвідомості , законності , джерел права, юридичної практики, що сприяють розвитку суспільства і особистості. Правова культура гуманістична, тому що вона створюється людиною для його блага. Тому і не включаються до її зміст такі реалії правового життя, як правопорушення, правовий нігілізм, формалізм, маргінальність, юридичні помилки та ін. Аксіологічний підхід дозволяє відносити до культури не всю людську діяльність та її результати, а тільки ту, що є благо, визначеної цінністю для індивідів і суспільства. У цьому аспекті правова культура являє сукупність правових цінностей, створених людством , що відображають прогресивно - правовий розвиток суспільства. Правова культура передбачає наявність правових цінностей, без яких вона неможлива. Ірраціональним буде включення до складу правової культури того, що буде перешкоджати і суперечити її функціям, завданням, цілям і напрямкам розвитку.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.