Евгении иванов
младший научный сотрудник нируп «национальный центр информационных ресурсов и технологий»
интернет-коммерция набирает обороты
постоянное развитие сети интернет и распространение связанных с ним приложений способствует все более активному использованию технологий информации и коммуникации (ICTs) (e-business) на различных предприятиях и фирмах. новые формы интернет-коммерции широко применяются крупными корпорациями для внутренней автоматизации офисных процессов или отношений с пользователями, управления цепочками поставок, дилерскими и логистическими сетями (планирование, закупка, производство, распространение). использование интернета варьируется от создания простой веб-страницы до полной интеграции бизнес-функций.
как результат, практика интернет-коммерции стала объектом изучения, направленного на оценку влияния ICTs на экономический рост и производительность бизнеса. к сожалению, большинство доступных данных и результатов исследований касается компаний развитых государств, тогда как о применении интернет-коммерции в развивающихся странах, в частности на малых и средних предприятиях (SMEs), мало что известно.
в то же время глобальное развитие и обостряющаяся конкуренция вынуждают все большее количество фирм строить свою работу на новых, основанных на ICTs принципах и стратегиях бизнеса. например, для осуществления взаимодействия с иностранными поставщиками и клиентами многие предприятия в развивающихся странах подключились к сети интернет и начали использовать электронную почту. и хотя это всего лишь первый шаг на пути к принятию ICTs, он тем не менее очень важен. следующий этап — создание собственного веб-сайта, поиск информации и торговля продукцией и услугами с помощью глобальной сети.
переход от простого использования интернета к интеграции ICTs в бизнес-приложения — прогрессивный сдвиг в среднем и малом бизнесе, который требует соответствующих административных умений и технических навыков, а также изменений в организации и инвестициях, что небольшие предприятия не всегда могут себе позволить. в то же время коммерческая выгода от таких перемен
не всегда очевидна для владельцев SMEs, и в некоторых случаях причиной использования информационно-коммуникационных технологий становятся внешние обстоятельства и необходимость сохранить конкурентоспособность, а вовсе не желание увеличить производительность.
многие величины физического аспекта цифровой экономики достаточно просто измерить: количество компьютеров, используемых по всему миру, доступная ширина канала для их соединения, число предприятий, использующих интернет, и так далее. например, физическим, измеримым проявлением опосредованной через глобальную сеть социальной активности является объем трафика, закодированная в двоичных знаках информация, которая курсирует по интернету. таким образом, согласно некоторым предположениям, интернет-трафик может удваиваться ежегодно.
официальная статистика, касающаяся транзакций в электронной коммерции, доступна только по незначительной группе государств. в большинстве развивающихся стран таких данных пока просто не существует. в основном частью доступная информация имеет форму прогнозирования или оценки данных, опубликованных IT-консалтинговыми фирмами или компаниями, занимающимися маркетингом рынка. они часто ограничиваются сбором сведений только о наиболее крупных электронных business-to-consumer (B2C) рынках.
признавая необходимость надежной и достоверной информации, все большее количество стран начало регулярный сбор статистики по ICTs. исходя из полученных результатов, стало известно, что количество совершаемых сделок в электронной коммерции намного меньше ожидаемого несколько лет назад, и даже в наиболее прогрессивных государствах покупки и продажи онлайн составляют только малую, хотя и растущую часть от общего количества транзакций.
тем не менее использование ICTs и сети интернет на предприятиях не ограничивается электронной коммерцией либо заказом
и продажей онлайн. внимания в первую очередь заслуживает то, для чего конкретно применяются эти технологии внутри фирмы в ежедневных операциях. Фактически ICTs все чаще внедряются в деловую деятельность — туда, где они будут серьезно влиять на структуру бизнеса — привлекать и удерживать клиентов, управлять финансами и счетами, обслуживать и поддерживать продукцию, способствовать логистическому контролю и инвентаризации. Автоматизируя некоторые из этих функций, компании интегрируют свои внутренние задачи и системы, а также отношения с поставщиками и клиентами и свои приложения (табл. 1).
например, при получении заказа онлайн автоматически проверяется доступность товара, уведомляются логисты и бухгалтеры, оформляются новые поставки. путем слияния таких функций, как обработка заказов, платежи и послепродажное обслуживание, предприятия достигают снижения эксплуатационных расходов и повышают качество предоставляемых услуг. некоторые функции внутренне взаимоувязаны через компьютерные системы фирмы, а другие связаны или интегрированы с системами других компаний.
использование сети интернет повышает качество систем управления связями с клиентами (CRM) и позволяет фирме произвести
настройку сервисов. индивидуальный подход предоставляет возможность общаться с заказчиками в режиме реального времени, завоевывая таким образом больше доверия. кроме того, предпочтения клиентов можно отслеживать и на основе этого проводить более целевой маркетинг.
посредством сети компьютеров такие бизнес-процессы, как оформление, выполнение и доставка заказа, проведение транзакции, подсчет и управление запасами, могут быть упрощены и связаны независимо от расположения. Большое значение имеет и то, что они предоставляют возможность проверки статуса заказа и сбора информации по невыполненным заказам. интра- и интерфирменные компьютерные сети позволяют компаниям разгружать бизнес-процессы, проводить интеграцию на протяжении всей стоимостной цепочки, а также путем применения подхода «точно в срок» улучшать управление поставками.
следовательно, ICTs и интернет могут играть важную роль в росте компании — увеличивать стратегические маркетинговые усилия, способствовать продвижению товаров и услуг, улучшению отношений с клиентами.
Таблица 1. Процессы электронной коммерции
процессы электронной коммерции
привлечение и удержание клиентов управление взаимодействием с клиентами (CRM); управление кампанией по организации и стимулированию сбыта, планирование и исполнение; прямой маркетинг при наличии базы данных потенциальных клиентов (database marketing), прямой маркетинг, телемаркетинг; электронные каталоги; анализ web-активности; web-реклама; Call-центры; организация поддержки и ремонта; обработка жалоб клиентов
Электронная коммерция продажа или покупка товаров и услуг (включая получение смет, переговоры, заказ, подготовка контрактов); EDI; мобильная коммерция (покупка или продажа товаров и услуг с помощью мобильных средств); интеграция системы заказа с системой заказчика/поставщика; интеграция ин-войсирования и платежей клиентов; полная интеграция с внутренней системой; использование экстрасети; безопасные транзакции; автоматизированные платежи поставщикам
выполнение и отслеживание заказов контроль над заказами, продукцией, отслеживание заказов; обработка данных, касающихся выполнения или отслеживания заказов; автоматизация работы продавцов
логистика (товаров прибывающих и отправляемых) и контроль над складами управление цепочкой поставок (SCM); контроль над продукцией и складами (включая сырье и законченные товары), над распределением; управление складами, управление складами клиентов, транспортировка и отгрузка, автоматизированные склады; организация и управление транспортом, отправка товаров, отслеживание, предоставление услуг
Финансы, управление бюджетом и ведение счетов планирование ресурсов предприятия (ERP); управление финансами, планирование и оценка финансов; системы инвойса и платежей; системы программного обеспечения (например SAP)
управление персоналом внешний и внутренний набор кадров, онлайновые формуляры заявки о соискании должности; автоматизация административных задач, таких как выплата зарплат и пенсий, командировочных, отслеживание рабочих часов и производственного времени; курсы; удаленная работа
обслуживание и поддержка продукции поддержка web-сайтов, часто задаваемые вопросы (FAQ), загружаемые руководства, онлайн-консультации; послепродажное обслуживание
исследования и разработка исследование, разработка и проектирование продуктов, услуг или процессов; компьютерный дизайн (CAD), автоматизированное производство (CAM) и совместное проектирование
управление знаниями систематичный сбор, распространение знаний и информации среди сотрудников компании; система управления контентом; дистанционное электронное обучение
Интернет-коммерция и предприятия
В развитых странах значительная часть предприятий подсоединена к Интернету, например в Евросоюзе это 89% фирм. Тем не менее существует значительное различие между разными европейскими государствами. Если в Дании и Финляндии 97% компаний подключены к глобальной сети, то в Румынии всего 52%. Что касается не европейских стран, то, например, Австралия приводит цифру 88,6%, Новая Зеландия - 84% и Канада - 82% (2004 г.). Также существует некоторая разница между SMEs и крупными предприятиями (см. диаграмму).
Диаграмма 1.
Зависимость доступа в Интернет от размера предприятия в ЕС-15 (2002 - 2004 гг.)
Но даже в случае разделения данных в зависимости от размера предприятия оказывается, что и в развивающихся странах наличие подключения к сети Интернет более характерно для больших компаний. Поскольку малые и средние фирмы составляют зна-
1DO «
К «
»
3
т» га ш
- 1
□аов ижи
Диаграмма 2.
Зависимость широкополосного доступа в Интернет от размера предприятия в ЕС-15 (2002 - 2004 гг.)
чительную долю в развивающейся экономике, важно учитывать, какой вес они имеют в общей картине использования ICTs в этих государствах.
Способы доступа к сети Интернет не всегда одинаково определены и значительно разнятся в зависимости от конкретных технологий. Например, в Европе широкополосный доступ к глобальной сети набирает темпы и является преобладающим. Согласно данным Евростата, количество предприятий в странах ЕС-15 выросло с 46% в 2003 г. до 61% в 2004 г., для ЕС-25 - до 58%. рост использования широкополосного доступа напрямую связан с размерами предприятия, хотя отмечается более значительное его применение на малых и средних фирмах (см. диаграмму 2).
Электронная коммерция, под которой понимается в большинстве стран размещение и получение заказов через Интернет и другие сети, по-прежнему развивается . Наиболее ярким тому подтверждением служит ситуация в США, которые являются самым большим всемирным электронным рынком (табл. 2).
Таблица 2.
2003 г. % изменения 2002 % изменения 2001 г. % изменения 2000 г.
Производство e-commerce
E-commerce 842 666 12,1 751 985 3,7 725 149 -4,1 755 807
Общее производство 3979917 1,5 3 920 632 -1,3 3 970 500 -5,7 4 208 582
Доля E-commerce 21,2 10,4 19,2 4,9 18,3 1,7 18,0
Оптовые продажи e-commerce
E-commerce 386 922 12,7 343 327 26,1 272 183 12,9 241 109
Общие продажи 2 946 473 4,3 2 824 417 4,3 2 708 666 -1,2 2 742 593
Доля E-commerce 13,1 7,4 12,2 22,0 10,0 13,6 8,8
Розничные продажи e-commerce
E-commerce 55 731 24,7 44 706 30,5 34 263 21,7 28 152
Общие продажи 3 275 407 4,3 3 141 468 -0,5 3 156 754 3,2 3059 173
Доля E-commerce 1,7 21,4 1,4 27,3 1,1 22,2 0,9
Предоставляемые сервисы e-commerce
E-commerce 49 945 21,3 41 185 10,5 37 261 -0,1 37 312
Общие сервисы 5 076 846 4,3 4 868 907 2,3 4 759 796 2,4 4 647 156
Доля E-commerce 1,0 25,0 0,8 0,0 0,8 0,0 0,8
Таблица 3.
2000 % изменение 2001 г. % изменение 2002 % изменение 2003 г. % изменение 2004 г.
Частный сектор 4 496 14,2 5 134 70,7 8 762 68,0 14 716 45,5 21 419
Государственный сектор 90 62,2 146 46,6 214 186,4 613 4 6 1 524
Всего 4 586 15,1 5 280 70,0 8 976 70,8 15 329 49,7 22 943
В 2004 г. в Канаде продажи через Интернет существенно выросли и достигли 22,9 млн долл. США, в основном за счет частного сектора (табл. 3). 75% пришлось на долю B2B, более 68% сделок в 2003 г. заключены между крупными фирмами, в то время как мелкие предпочли вести торговлю с домашними хозяйствами. Что же касается отраслей, то одна четвертая от всех продаж через интернет была проведена в оптовой торговле, затем идут транспортировка и складирование (17%).
Данные по электронной коммерции в ЕС фрагментарны, но свидетельствуют о явном росте продаж через Интернет — с 0,9% в 2002 г. до 2,2% в 2004-м. Наибольшее количество сделок было проведено предприятиями Ирландии (12,9%), у которой имеется мощный сектор по производству программного обеспечения, и Дании (4,4%). Если учитывать продажи через другие сети (в особенности EDI), число продаж увеличивается с 6,2 до 7,7% за тот же период (Великобритания — 12,5%, Дания — 8,5% и Ирландия — 8,3%). Общий оборот предприятий благодаря электронной коммерции вырос с 5,9% в 2003 г. до 9,4% в 2004 г. В 2004 г. из 15 предприятий Евросоюза 15% получили заказы через Интернет по
сравнению с 10% в предыдущем году. Однако в 2004 г. пропорция для выборки из 25 предприятий ЕС составила тоже 15%. Количество предприятий, продающих онлайн, увеличивается с ростом компании, 29% крупных фирм разместили заказы в Интернете по сравнению с 19% средних и 12% малых предприятий. Что касается не европейских стран, то в 2002 г. в Японии был зафиксирован небывалый рост электронной коммерции — размещено 18% заказов, хотя эти данные относятся только к фирмам, на которых занято не менее 100 работников. Для сравнения: в Австралии в том же году эта цифра составила только 13%.
Что касается покупок онлайн, то 27% из 25 предприятий ЕС размещали заказы в сети Интернет в 2004 г. Это число выше для крупных предприятий и составляет 45%.
как видно из выше приведенного анализа, за последнее время операции межфирменных электронных взаимодействий играют доминирующую роль в совокупной электронной торговле. Рост доли электронных торгов наблюдается во многих развитых и развивающихся странах с увеличением количества компаний, предоставляющих услуги ведения бизнеса в Интернете.
Обороты электронной коммерции
Объем российского рынка электронной торговли, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), составил в 2005 г. 4,47 млрд долл. США (годовой рост — 38%). Быстрее всего в Рунете увеличивался сегмент В2В: утроение торговли до 1,3 млрд долл. При этом 62% рынка В2В (806 млн долл.) пришлось на компании ТЭКа.
Госзакупки в Интернете почти не изменились и составили 2,1 млрд долл., круг ведомств остался таким же, как в 2004 г. При этом 80% объема онлайновых госзакупок породил Росатом. Недавнее принятие закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должно стимулировать активность госсектора в электронном товарообороте.
В секторе В2С в прошлом году в Рунете было продано товаров и услуг на 1 млрд долл. США (рост — 51%). Больше всего заработали магазины бытовой техники и электроники (39% рынка), а быстрее всего росла торговля косметикой (подъем с 0,8 млн в 2004 г. до 8 млн долл. в 2005-м) и товарами для дома (повышение на 150%).
По результатам опроса 3850 посетителей интернет-кафе Cafemax, который провела НАУЭТ, российские интернет-магазины заработали в 2005 г. 2,6 млрд долл.
Из опросных данных был определен процент интернет-пользователей, совершивших хотя бы одну покупку за 2005 г. (18,6%), а также средняя сумма, потраченная покупателем в интернет-магазинах — 634 долл. Отсюда и получилась цифра 2,6 млрд долл., которую, впрочем, эксперты сочли несколько завышенной.
Электронная почта становится
глобальной проблемой
По оценкам экспертов META Group, расходы компаний и организаций на электронную почту в 2006 г. возрастут в 2—4 раза, а если ничего не изменится, то затраты могут, в конечном счете, перекрыть выгоды. Дело в том, что им приходится вкладывать все больше денег в безопасность — защиту от вирусов, спама и конфиденциальность. привлечение специалистов для решения этих проблем подчас обходится не дешевле, чем нанять вооруженную охрану. В то же время значительная часть переписки сотрудников напрямую к делу не относится. Таким образом, многим организациям почта нужна только для неофициальных коммуникаций.
По материалам Globe and Mail