5.Levin K. Dynamic psychology. Selected works. M .: 2001.
6.Obuhova L.F. Age-related psychology. Textbook for high schools.
//L.F.Obuhova Textbook for high schools. -M.Yurayt, 2011. -464s.
7.Sitnikova A.S. Children's fears [electronic resource]. -
Http://www.psytren.ru/list/110 Access.
8.Freyd C. Psychology of the Unconscious. M .: 1989. 296s.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ В ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССАХ
Феталиева Л.П., к.фил.н., ст. преподаватель
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
Аннотация. В статье представлены наиболее эффективные формы работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с особенностями развития; варианты проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры.
Ключевые слова: инклюзивное образование, ребёнок-инвалид, школьное пространство, младший школьник с особенностями развития, толерантность, педагогическая толерантность, толерантное отношение.
INTERACTIVE LESSONS IN INCLUSIVE CLASSROOMS
Fetalieva LP, PhD on Philology Sciences, Art. teacher FGBOU IN "Dagestan State Pedagogical University", Makhachkala
Annotation. The article presents the most effective forms of work on formation of tolerant attitudes of students, teachers and parents to the younger students with special needs; options for interactive lessons in inclusive and regular classes with the use of methods of art therapy, skazkoterapii, plot-role-playing games.
Key words: inclusive education, a child with a disability, school space, junior high school student with special needs, tolerance, teaching tolerance, tolerant attitude.
Инклюзивное образование сегодня в научно-педагогической литературе рассматривается как процесс обучения детей с особенностями развития в общеобразовательных школах. [2]
Инклюзивное образование - это целая философия взглядов и уместить её в одну фразу невозможно.[4] Но современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.
В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий для включения детей с особенностями развития в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в законе «Об образовании РФ», федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.) [8]
Минздравсоцразвития России в рамках программы «Доступная среда» (2011—2015 г.) осуществил коммуникационную кампанию «Люди так не делятся» (2011 г.).
Главная цель государственной программы «Доступная среда» — это формирование толерантного отношения к инвалидам в коммуникационном аспекте. В 2011 г. Минздравсоцразвитием России был проведен первый этап кампании. В рамках программы прошли мероприятия, связанные с обустройством городов и рабочих мест.
В данной программе прописаны текстом: «Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся».
Право ребенка с особенностями развития на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации инклюзивного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для младших школьников с особыми образовательными потребностями;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
- неготовность широкой общественности признавать право младшеклассника с ограниченными возможностями здоровья на получение образования его в среде своих здоровых сверстников;
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с особенностями развития;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с особенностями развития;
- трудности социально-психологической адаптации младших школьников с особенностями развития;
- проблема неприятия младших школьников с особенностями развития участниками образовательного процесса.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов,
родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с особенностями развития.
[5];
Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых интолерантных отношений.
Толерантность - это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. [3];
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
- педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор, координатор), работающие с детьми;
- родители (законные представители);
- воспитанники, обучающиеся.
Работу по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями необходимо проводить повсеместно и на самых разных уровнях с привлечением внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных рангов,
работников социальных служб, средств массовой информации. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера (научные конференции и семинары, круглые столы, публикации материалов в периодической печати), организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями. И безусловно, такая работа должна проводиться в каждой общеобразовательной школе.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям. [6].
Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
С этой целью социальным педагогам необходимо проводить в образовательных учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с особенностями развития. С учетом возраста детей специалисты могут организовать ролевые игры,
проигрывать ситуации, обсуждать, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе.
Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых будет разной. Так, поскольку у дошкольников и младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого фактора.
Для младших школьников важно использовать эмоционально -ориентированную технологию, направленную, в первую очередь, на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.
Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с особенностями развития может осуществляться путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.
Например, можно провести игровое занятие по сюжету сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Учащимся на данном занятии можно
предложить изобразить обитателей птичьего двора. Им предоставляется возможность представить себя в роли «гадкого утенка» и понять чувства героя сказки, которого отвергают только потому, что он выглядит не так, как все, и описать свои переживания. Кроме того, учащиеся должны побывать и в роли обидчиков «гадкого утенка», и объяснить, почему они не приняли «утенка». В конце занятия ребятам можно предложить придумать другое развитие событий сказки в условиях принятия утенка обитателями птичьего двора. [7]
Другой вариант проведения занятия -младшеклассникам необходимо просмотреть или прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Чтение (просмотр) сказки можно дать как домашнее задание за 1 -2 дня до урока. На занятие учащиеся приносят рисунок к сказке «Гадкий утенок», где они изобразили ситуацию, в которой они больше всего переживали за утенка. Наиболее выразительные рисунки дети комментируют. После необходимо обсудить с детьми сказку. В конце занятия можно предложить ребятам всем вместе создать «дерево толерантности», где учащиеся отобразят свое отношение к детям с особенностями развития.
На занятиях детей можно познакомить с разными сторонами жизни слепых и слабовидящих людей. Рассказать историю возникновения азбуки Брайля, ее значение, познакомить с особенностями обучения слабовидящих детей в современном мире. После нужно обязательно провести комплекс игр, в ходе которых детям предлагается выполнять различные задания с завязанными глазами, используя только тактильные ощущения. В ходе этих игр школьники могут прочувствовать, насколько трудно людям с особенностями развития адаптироваться в обществе без посторонней помощи.
В своей деятельности социальный педагог должен использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми, способствующие созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы,
помогающие росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.
Усилия руководства и педагогического коллектива общеобразовательной школы, осуществляющего инклюзивное образование, в первоначальный период должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
При формировании толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании можно выделить следующие направления:
1. Мониторинг общественного мнения по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, отношения к людям с инвалидностью.[1] На основе данных, полученных по результатам опросов, анкетирования родителей, педагогов, необходимо оценить условия реализации инклюзивного (интегрированного) обучения, негативные моменты, риски, степень удовлетворенности участников образовательного процесса. Полученная информация может быть положена в основу планирования деятельности конкретной общеобразовательной организации. В годовой план работы школы нужно включить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения учащихся, педагогов, родителей к инклюзивному образованию; в анализах работы организаций образования за учебный год должна быть отражена результативность проведенных мероприятий.
2. Организационная деятельность, в рамках которой в качестве подобных мероприятий могут быть - проведение праздников, конкурсов, социальных акций, позволяющих привлечь внимание к проблеме доступности образования детям с особенностями развития, реализации социальных проектов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с особыми нуждами. Кроме того, необходимо
организовать работу с педагогами по повышению их квалификации, планировать соответствующие мероприятия в рамках работы методического объединения школы. Важное место отводится организации культурно -просветительских и познавательных мероприятий для детей и их родителей (школьные праздники, утренники, выставки детского творчества, фотоэкспозиции, культпоходы, экскурсии).
3. Информационная деятельность предполагает пополнение материалов по данной проблеме на стендах, в информационных уголках, на электронном сайте школы, подготовку публикаций в газете школы, выступления на родительских собраниях, позволяющие влиять на отношение к детям с ограниченными возможностями.
4. Работа с родительским комитетом. Родительский комитет с помощью администрации и педагогов школы содействует объединению родителей класса или группы в единый, дружный коллектив единомышленников, формированию адекватных отношений как между самими родителями, так и между детьми. Необходимо организовать работу по созданию клубов, детских объединений с участием родителей. Одной из важнейших этапов в этом направлении является создание библиотеки для родителей и привлечение их к чтению рекомендуемой специалистами литературы.
Итак, наиболее эффективными формами работы по формированию толерантного отношения учащихся, педагогов и родителей к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании являются:
- организация специальных семинаров, собраний с обязательной демонстрацией различной наглядности (видеоматериалы, презентация и др.);
- проведение деловых игр и тренингов по проблеме формирования у участников позитивного образа человека с инвалидностью, снятия
негативных установок, обучения формам позитивного взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность и др.;
- планирование и проведение курсов повышения квалификации, на которых педагоги изучают методы работы в условиях инклюзии, обмениваются опытом работы и т.д.
Литература:
1. Айдарбекова А.А. Организационные основы формирования позитивной культуры инклюзивной школы. Алматы, 2013.
2. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
3. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Защити меня! -2004.
4. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся. Минская школа сегодня. 2008. №6.
5. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность. //Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.
6. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
7. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 128с.
8. Феталиева Л.П. Инклюзивное обучение младших школьников в общеобразовательной школе. //Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования», Махачкала, 2015.
Literature:
1. Aydarbekova A.A. Organizational basis for the formation of an inclusive school culture positive. Almaty, 2013.
2. Alekhine S.V. Semago N.Y., Fadina A.K. Inclusive education. Issue 1. - M .: Center "School Book", 2010.
3. The Declaration of Principles on Tolerance: approved. Resolution 5.61 of the General Conference of UNESCO on November 16, 1995 // Protect me! - 2004.
4. Zagumennov Y.L. Inclusive education: the creation of equal opportunities for all students. Minsk school today. 2008. №6.
5. Klenow N.V. How to cultivate tolerance. // Additional education. - 2006. - № 3. - S. 17-22.
6. Stepanov P. How to bring tolerance? // Education 2001, number 9; 2002, number 9.
7. Stolganova L.V. Cool clock conversation for young students and teenagers (tolerance education). - M .: Russian Pedagogical Society, 2006. - 128c.
8. Fetalieva L.P. Inclusive education of younger pupils in secondary school. // Proceedings of the International scientific-practical conference "Actual problems of pedagogy and psychology of elementary education", Makhachkala, 2015.
УДК 786.8
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В СИСТЕМЕ УШУ
Шихшабеков Ш.Ю., к.п.н., профессор; Магомедов Ш.М., ст. преподаватель; Ибрагимова Ш.З., ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический
университет»
Аннотация. Статья посвящена использованию китайской системы