УДК 376
С.С. Ярош
Учит. математ. и информат. ЦДО Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната,
г. Белгород, РФ E-mail: svetiksvetiks@yandex.ru
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация
Актуальность проблем учебной мотивации у школьников с ограниченными возможностями здоровья связана с рядом вызовов современности: каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на получение образования по месту жительства путем организации их интегрированного обучения с нормально развивающимися сверстниками; - и, как следствие, с необходимостью поиска новых путей, технологий, методов, форм и приемов, позволяющих организовать обучение школьников с ОВЗ максимально эффективно для них самих, что, конечно, в первую очередь невозможно сделать без соответствующего уровня мотивации самих этих школьников к учению.
Право на получение полноценного образования, в том числе математического, относится ко всем людям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (физика, химия, техника, информатика, экономика и др.). Для многих школьников математика становится профессионально значимым предметом.
Проблема образования детей с ограниченными возможностями является национальным приоритетом. Многие регионы включены в программы организации обучения детей с ограниченными возможностями. В обучении детей, не имеющих возможность посещать образовательные учреждения, используют современные дистанционные образовательные технологии с применением интерактивных технологий.
Ключевые слова:
Ограниченные возможности здоровья, дети-инвалиды, математика, дистанционные технологии,
интернет, интерактивные технологии.
Известно, что многие дети-инвалиды имеют высоко развитый интеллект. Не в последнюю очередь это касается детей с детским церебральным параличом различной степени сложности, детей с ослабленным зрением, детей, ставших инвалидами волей несчастного случая. Не имея возможности познавать окружающий мир так же, как все здоровые люди, эти дети углубляются в саморазвитие, в познание мира не выходя из дома. Образовательные среды, которые предлагаются сегодня общественности, позволяют рационально использовать время. Ученику не надо ждать, пока учитель запишет задание, так как материалы, используемые на уроке, сохранены в цифровом варианте. Виртуальные лаборатории позволяют проводить наглядные опыты, не используя вредные вещества или контакт с электричеством. Многие задания предполагают самостоятельный поиск материала, используя поисковые системы сети Интернет, тем самым способствуют формированию познавательной активности учащихся, созданию различных учебных проектов.
Учитель имеет возможность комментировать действия ученика до полного решения учебной задачи, объяснять материал, исправлять ошибки.
В процессе обучения необходимо уделять внимание не только получение новых знаний, но и социализации ребенка с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья ребенка. Часто возникает необходимость использовать в процессе обучения наглядные изображения. Особенно это касается таких предметов, как математика и т.д.
Особое место в процессе дистанционного обучения занимает использование программы Skype. Эта программа позволяет проводить уроки в режиме онлайн.
Всемирная сеть Интернет делает доступным широкой аудитории большое количество ЭОР.
Личные сайты учителей, педагогические сообщества, федеральные сайты предлагают свои продукты. На выбор учителя предлагается большое количество ЭОР, тем самым возникает новая проблема -ориентация в большом количестве предложений, с минимальными затратами времени. Не секрет, что качественная подготовка к уроку требует не только подбора материала, но и доступность его для восприятия учеником. Особое внимание следует уделить подготовке к занятию для детей с ограниченными возможностями. Так как у них различные заболевания, то и материал предлагается с учетом особенностей. Например, для учеников с пониженной остротой зрения, необходимо звуковое сопровождение.
В своей работе мы часто обращаемся к федеральным сайтам:
■ Единая коллекция образовательных ресурсов: http://www.school-collection.edu.ru/
■ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
В своей структуре сайты достаточно удобны и просты в использовании (легкая навигация позволяет быстро находить интересующий материал).
Для учителя математики важно чтобы материалы на сайтах были бы нескольких типов: информационный, практический и контрольный, кроме того материал был бы ориентирован на разный уровень подготовки учащихся.
В своей работе мы используем УМК «Живая математика», которая позволяет наглядно продемонстрировать стереометрические тела, что облегчает понимание изучаемого материала учащимся с плохим пространственным воображением. УМК «Живая математика» содержит не только теоретический материал, но и практические задания. УМК «Живая математика» - это виртуальная среда, предоставляющая пользователю широкие возможности для динамического предоставления разнообразной математической информации. Использование «Живой математики» при изучении геометрии школьниками с ОВЗ, позволяет выполнять динамические построения и анализ графиков функции на плоскости. В геометрии «Живая математика» позволяет обнаруживать закономерности в наблюдаемых явлениях, формулировать теоремы для последующего доказательства, позволяет экспериментально подтверждать уже доказанные факты.
В семьях для обучения имеются комплекты оборудования. В комплект входят: ноутбук, веб-камера, сканер, принтер, так же все участники обеспечены Интернет - доступом. Каждому участнику ДО предоставлен доступ к системе http://bel-shkola.ru, где располагаются учебные материалы.
Обучение проводится по выстроенной программе с учетом требований к уровню знаний, которыми должен обладать обучающийся. Для обучаемого учитель подбирает необходимую информацию и учебный материал. Ученику не нужно приобретать дополнительные учебники, поскольку все методические пособия предоставляются в электронном виде. На on-line уроках геометрии при обучении детей с ОВЗ нами применяется интернет-доска https://class.dist для занятий по Skype. При дистанционной форме обучения усиливается роль самостоятельной работы. Учебный материал, на котором строится данный вид работы обучающегося, занимает центральное место.
Оценки, полученные по результатам урока, выставляются в электронный журнал и влияют на итоговую оценку по предмету. Система дистанционного обучения детей-инвалидов находится на стадии становления.
Список использованной литературы:
1. Абумова, Г.А. [Текст] / Г.А. Абумова. - Уроки мультимедиа в курсе информатики // Информатика и образование. - 1996. № 1. - С. 13 - 48.
2. Бойко, Е.В. [Текст] / Е.В. Бойко. - Инновационные способы активизации познавательной деятельности обучающихся // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. - Кемерово, 2016. - №3. - C.18-22.
3. Бурдюк, Н.С. [Текст] / Н.С. Бурдюк. - Особенности в обучении математике у учащихся с ДЦП // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. -Кемерово, 2016. - №3. - С.26-29
4. Бурова, Т.Н. [Текст] / Т.Н. Бурова. - Развитие дистанционной педагогики посредством создания виртуальной образовательной среды // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. - Кемерово, 2016. - №3. - С.140-144
5. Гнеденко, Б.В. [Текст] / Б.В. Гнеденко. - Математика и математическое образование в современном мире М.: Просвещение, 2005.- 192 с.
6. Домрачев, В.Г. [Текст] / - Дистанционное обучение: возможности и перспективы В.Г. Домрачев // Высшее образование в России М - 2004.- №3- С. 10-12.
7. Кашицин, В.П. [Текст] / В.П. Кашицин Дистанционное обучение в высшей школе: модели и технологии // Педагогическая информатика М - 2007 - №2 - С.56-61.
8. Мурзинцева, Т. А. [Текст] / Т.А. Мурзинцева. Использование графического планшета на уроках математики в дистанционном обучении детей с ОВЗ // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. - Кемерово, 2016. - №3. - С.177-184.
9. Носаченко, О.Ю. Использование дистанционных образовательных ресурсов в подготовке и проведении занятий по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. - Кемерово, 2016. - №3. - С.184-187.
© С.С. Ярош, 2019