5. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Издат. центр «Академия», 2001.
6. Чедов, К. В. «Спортивно-ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет общеобразовательных школ на основе дзюдо» [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / К. В. Чедов. - М., 2006.
7. Романов, В. В. Методика спортивного отбора борцов-самбистов на учебнотренировочном этапе. [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В. В. Романов, -М, 2006.
УДК 371
Тулохонова Марина Прокопьевна
Учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Боханская средняя общеобразовательная школа № 1». Аспирант кафедры управления образовательными процессами и педагогическими технологиями Областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ИММУНИТЕТА ШКОЛЬНИКОВ
Tulohonova Marina Procopievna
Teacher of history and social sciences Bocan secondary school № 1, post-graduate of department of management of educational processes and pedagogical technologies, Irkutsk Institute of Post-graduate Pedagogical Education
INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES AS A MEAN OF THE INFORMATION IMMUNITY OF SCHOOLCHILDREN
В современном мире школьники широко вовлечены в процесс взаимодействия со средствами массовой коммуникации. Информация, поступающая из различных источников, может негативно влиять на сознание ребенка. Решение проблемы информационной безопасности школьников становится главной задачей современной российской общеобразовательной школы. Мы видим решение проблемы в развитии у школьников информационного иммунитета, характеризуемого как способность личности блокировать негативные эффекты информационной среды.
Большие возможности для развития информационного иммунитета школьников имеют интерактивные технологии. Обеспечивая эффективное познавательное общение, занятия с использованием интерактивных технологий обучения формируют у школьников навыки самостоятельного критического мышления. Практическое использование знаний и умений в учебной ситуации, максимально приближенной к реальности, помогает 212
школьникам сделать правильный выбор в реальной жизни, формирует умение выделить информационную угрозу в мире информации.
Организация занятия с использованием интерактивных технологий обучения имеет свои особенности. Рассмотрим учебное занятие истории с использованием технологии развития критического мышления и технологии дискуссии (таблица).
Технологическая карта занятия истории по теме «Внутренняя политика Александра I»
Тема занятия Цели и задачи занятия
Этапы занятия
Время
Тема: «Внутренняя политика Алексадра I» Методическая цель: освоение методики работы с историческими документами Учебные задачи: Развитие общеучебных навыков и умений при использовании технологии развития критического мышления Развивающие:
Развитие аналитического мышления, умения анализировать информацию, оценивать её, сопоставлять информацию из различных источников; Развитие организаторской компетенции, умения работать в группе; Развитие коммуникативной компетенции, умения вести дискуссию, понять и принять точку зрения другого. Воспитательные: развитие
нравственных качеств обучающихся, воспитание толерантности, активной жизненной позиции.
1. Оргмомент. Приветствие препода- 5 минут
вателя.
2. Создание мотивации. Постановка 10 минут
проблемного вопроса: «Почему правление Александра I А. С. Пушкин называл «дней Александровых прекрасное начало»? Сообщение цели занятия.
3. Этап изучения нового материала. 10 минут
Самостоятельная работа обучающихся в группах. Работа с текстами документов.
Решение проблемных заданий.
4. Выступления групп по проблеме 35 минут
«Противоречивость политики Александра I»: 1 группа - «Реформа государственного управления», 2 группа - «Проект реформы Сперанского», 3 группа - «Попытки решения аграрного вопроса», 4 группа (эксперты) - «Реформы Александра I: замыслы и результаты»
5. Групповая работа с документами 10 минут
«Современники и историки о личности императора». Анализ документов по заданному алгоритму.
6. Дискуссия по проблеме «Алек- 15 минут
сандр I: сфинкс, не разгаданный до гроба». Коллективное обсуждение. Составление кейсов. Подведение итогов дискуссии.
7. Выводы, инструктаж по выполне- 5 минут
нию домашнего задания. Домашнее задание - творческая работа, эссе по теме дискуссии____________________________________
Особенности занятия с использованием интерактивных технологий обучения определяются проблемностью заданий, их исследовательским, поисковым характером, развитием самостоятельности и творческой активности обучающихся, развитием коммуникативных умений школьников, активностью взаимодействия субъектов обучения [4].
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам определить социально-педагогические, организационно-педагогические и пси-
холого-педагогические условия эффективности интерактивных технологий обучения, применяемых для развития информационного иммунитета школьников.
К социально - педагогическим условиям успешного применения интерактивных технологий обучения следует отнести: соблюдение принципов и правил интерактивных технологий обучения, педагогический выбор преподавателем оптимальных форм организации занятия, индивидуально-дифференцированный подход к школьникам.
Целями занятия с использованием интерактивных технологий обучения будет формирование у школьников критического мышления; развитие таких качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, ответственность; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности школьников.
Задачи каждого этапа занятия соответствуют целям учебного занятия. Педагогический выбор оптимальных форм организации учебной деятельности на каждом этапе определяется задачами учебного занятия, взаимосвязью с другими методами и средствами обучения и воспитания.
Для повышения эффективности применения интерактивных технологий обучения преподавателю необходимо не только обозначить цели и задачи занятия, выбрать способы организации обучающихся, но и четко представлять желаемые результаты.
Интерактивное обучение, направленное на развитие информационного иммунитета у школьников, основывается на следующих принципах: про-блемности, связи теории с практикой, сознательности и активности, индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип проблемностіі выражается в интеллектуальной деятельности школьника по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем. Такая деятельность формирует логическое мышление.
Проблемное обучение является эффективным средством формирования мировоззрения школьников, так как в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем обучающихся является основным условием превращения знаний в убеждения [7].
Используя кейс для доказательства своей точки зрения, школьник развивает самостоятельность суждений - качество, необходимое для обеспечения его информационной безопасности.
Во время обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем школьник получает возможность построения собственной деятельности, что обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности.
«Круглый стол», как метод активного обучения, помогает сформировать культуру ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у школьников вырабатывается умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свои убеждения. При этом выявляются но-
вые проблемные вопросы для обсуждения. Принцип «круглого стола», то есть расположение участников лицом друг к другу приводит к возрастанию активности, возможности личного включения каждого школьника в обсуждение, повышает мотивацию к учебной деятельности.
В процессе поиска решения проблемы преподаватель становится равноправным членом группы, что способствует формированию благоприятной обстановки для активного взаимодействия и развитию взаимопонимания между участниками общения.
Учебный процесс неразрывно связан с реальным миром. В этом и состоит принцип связи обучения с жизнью. Практическая направленность обучения имеет личностную значимость для школьников. Связь с практикой и использование жизненного опыта обучающихся выступает как условие социализации школьника в обществе.
Для развития информационного иммунитета у школьников на занятиях с использованием интерактивных технологий обучения необходимо осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. Важно учитывать индивидуальные свойства личности, особенности характера обучающихся при организации учебного процесса. Методы и средства обучения следует ориентировать на конкретного школьника.
Учет индивидуального уровня обученности по предмету, индивидуальных особенностей личности позволяет обеспечить индивидуально-личностную поддержку. Диагностика индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка помогает определить степень сложности заданий, объем учебной нагрузки. Учет достижений и трудностей межличностных взаимоотношений необходим при правильном комплектовании групп, создании условий для эффективной групповой работы.
Опытно-экспериментальная работа позволила выделить психологопедагогические условия успешного влияния интерактивных технологий обучения на развитие информационного иммунитета школьников. К ним относятся: личностная ориентация педагогического процесса, развитие творческой активности обучающихся, стремление школьников к рефлексии своей учебной деятельности.
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы повышают эффективность обучения. Интерактивные технологии обучения, способствующие раскрытию субъектного опыта школьника, формируют способы учебной работы, необходимые для самообразования школьника. Таким образом, интерактивные технологии обучения обеспечивают деятельностный подход к обучению, переводят обучающихся в режим саморазвития.
При организованном учебном процессе самообучения ребенок сам выбирает образовательную траекторию в учебной среде. Работая в группе, приобретает опыт социального взаимодействия, сотрудничества и научной
организации труда, использует полученные знания в своей деятельности, развивая тем самым все стороны личностного «я». Так происходит процесс саморазвития обучающихся [1].
Процесс самообучения, ориентированный на развитие личности, повышает эффективность обучения, обеспечивает систему действенных обратных связей. При этом развивается личность не только обучающихся, но и педагогов. Такое обучение способно сформировать у школьника механизм самозащиты от негативной информации.
Высокая эмоциональная активность обучаемых на занятиях с использованием интерактивных технологий обучения обусловлена тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственноэмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность [10].
Высокая эмоциональная активность характерна для творческой деятельности обучаемых. Развитие творческой активности является важным условием успешного влияния интерактивных технологий обучения на формирование информационного иммунитета школьников.
Достигая высокого уровня творческой активности, школьники выполняют самостоятельные работы, требующие воображения и логического анализа.
Самостоятельность ума проявляется в активном поиске новых знаний, новых путей решения задач, в учете ошибок. При этом школьник ищет не только правильное, но и оптимальное решение, самостоятельно выходя за рамки поставленной задачи. Характерной чертой такого высокого уровня мышления является креативность [7].
На занятиях с использованием интерактивных технологий обучения бывают широко задействованы интеллектуальные и нравственные эмоции школьника. Во время учебного процесса происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры. Школьники переходят на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия между собой и с преподавателем. Совместная работа не позволяет быть пассивным, безразличным к другим членам группы, приводит к сотрудничеству участников учебного процесса. Школьники стремятся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), они открыты для восприятия нового опыта, способны на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Как условие успешного влияния интерактивных технологий обучения на развитие информационного иммунитета школьников мы рассматриваем стремление школьников оценить действия своих товарищей и дать адекватную самооценку собственного участия в учебной деятельности.
Оценка товарищей позволяет более объективно оценить свои достижения. Объективная самооценка, в свою очередь, обусловливает стремление
школьника к самосовершенствованию. Для определения наиболее эффективной системы взаимоотношений школьников важно знать степень адекватности самооценки школьников.
Рефлексивный анализ своей деятельности и деятельности своих товарищей при подведении итогов занятия необходим для получения обратной связи.
Адекватная оценка и самооценка школьников способствует значительному улучшению учебной групповой работы, формирует отношения доверия и сотрудничества.
Результаты наблюдений свидетельствуют, что школьники, оценивая своих товарищей, стремятся дать объективный анализ их деятельности. Зафиксирован так же большой интерес обучающихся к личному вкладу в результат совместной деятельности.
Устные и письменные самоотчеты участников учебного процесса показали уважение и понимание точки зрения других участников, отношение школьников к педагогу как к старшему опытному коллеге по совместной работе.
Среди организационно-педагогических условий успешного применения интерактивных технологий обучения мы выделим следующие: определение содержания и целей проведения занятий, организацию учебной деятельности и включение в неё школьников, наличие общей системы оценок и самооценок процесса и результатов применения интерактивных технологий обучения.
Весь учебный процесс мы рассматриваем как единую систему, включающую педагогический замысел, содержание и оценку результатов сотворчества. Такой подход к учебному процессу позволяет верно определить содержание и цели проведения занятий.
Прежде чем планировать занятие, необходимо установить дидактическую целесообразность этого занятия. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации.
Для развития умения школьников работать с информацией педагогу необходимо подобрать тексты из различных источников. Предложенные тексты могут содержать недостоверную информацию. Критическое осмысление информации, сопоставление текстов из разных источников формируют аналитическое мышление школьников, необходимое для развития информационного иммунитета.
Система проблемных заданий разрабатывается в зависимости от уровня развития школьников, их интеллектуальных возможностей.
Проблемные задания должны соответствовать следующим требованиям:
1. задания носят уровневый характер, учитывают уровень развития школьников;
2. четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
3. задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
4. в них содержится значимая для развития исследовательских умений школьников проблема;
5. решение проблемы имеет практическую, теоретическую, познавательную значимость;
6. задание развивает самостоятельность обучающихся;
7. в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля деятельности школьников [5].
При использовании интерактивных технологий обучения для развития информационного иммунитета школьников большое значение имеют межличностные отношения между преподавателем и обучающимися и обучающихся между собой. Правильно выбранный способ общения повышает эффективность учебной деятельности. Активное взаимодействие обучающихся с преподавателем и друг с другом создает условия для лучшего усвоения учебного материала.
Новый уровень отношений с обучающимися, для которого характерно осмысление мотивов деятельности обучающихся, учет их чувств и переживаний, доброжелательное, уважительное отношение к детям закономерно приводит к созданию положительного эмоционально-психологического климата в классе.
Педагог может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
- демонстрировать полное доверие к детям;
- развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его;
- быть активным участником группового взаимодействия;
- открыто выражать в классе свои чувства;
- стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
- хорошо знать себя и свои возможности [7].
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были сформулированы основные качества и умения, которыми должен обладать преподаватель:
1. высокий профессионализм, умение придать содержанию обучения личностно-смысловую направленность;
2. прогностические способности, позволяющие определить ход и результаты педагогического воздействия, предусмотреть возникающие трудности и последствия своих действий;
3. коммуникативные умения, проявляющиеся в гуманной педагогической позиции;
4. речевая культура, основанная на умении вести диалог;
5. умение анализировать ход и эффективность занятия, оценивать достижения школьников, дать самооценку своей деятельности и своего педагогического мастерства.
Одним из условий повышения эффективности интерактивных технологий обучения является система оценок и самооценок процесса и результатов применения интерактивных технологий обучения. Результаты обучения с применением интерактивных технологий обучения оцениваются обычно отметками по пятибалльной системе или оценкой, суждениями преподавателя и участников учебного процесса.
Оценка деятельности обучающихся преподавателем озвучивается поэтапно, обучающиеся же высказывают свое мнение в ходе заключительного обсуждения, когда школьники совместно анализируют не только ход и результаты занятия, но и характер учебного взаимодействия. После обсуждения школьники сами проставляют отметки свои товарищам. В случае необъективности отметки корректируются преподавателем в соответствии с критериями эффективности учебной деятельности школьников.
На заключительном этапе занятия преподаватель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительные моменты в работе школьников, проявление самостоятельности, инициативы и творчества в ходе совместной деятельности.
Соблюдение социально-педагогических, организационно-педагогичес-ких и психолого-педагогических условий позволяет повысить эффективность применения интерактивных технологий обучения и обеспечить информационную безопасность школьников.
Библиографический список
1. Абасов, 3. К. Форма обучения - групповая работа. [Текст] / 3. К. Абасов // Директор школы. - 1998. - № 6. - С. 62-67.
2. Доманский, Е. К. Информационное общество и образование: мифология и реальность.[Текст] /Е. К. Доманский // Народное образование. - 2008. - № 2. -С. 261-267.
3. Журин, А. А. Информационная безопасность как педагогическая проблема. [Текст] / А. А. Журин // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 48-55
4. Кларин, М. В. Технологические модели обучения [Текст] / М. В. Кларин// Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 3-23.
5. Кульневич, С. В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина.
- Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001. - 176 с.
6. Малых, Т. А. Педагогические аспекты информационной безопасности. [Текст] /Т. А. Малых // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 231-235.
7. Педагогические технологии. [Текст] / Под общ.ред. В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.
8. Переломова, Н. А. Информационная безопасность глазами педагога. [Текст] / Н. А. Переломова - Иркутск, 2006. - 28 с.
9. Сидорова, Е. В. Технология развития критического мышления. [Текст] / Е. В. Сидорова// Педагогические технологии. - 2005. - № 2. - С. 50-59.
10. Шевченко, Н. И. Технологии обучения истории в старшей школе. Методические рекомендации. [Текст] / Н. И. Шевченко - М.: АПК и ПРО, 2001. - 30 с.
219
УДК 372.3
Шадрина Людмила Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Ульяновского Государственного педагогического университета, [email protected]
Судакова Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Ульяновского Государственного педагогического университета
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ1
Shadrina Ljudmila Gennadjevna
Assistant professor of pre-school department of Ulyanovsk State Pedagogical University, [email protected], Ulyanovsk
Sudakova Elena Nikolaevna
Associate professor of the department of Germanic studies, Ulyanovsk State Pedagogical University, [email protected], Ulyanovsk
CHARACTERISTICS OF DEVELOPMENT OF COHERENT FIGURATIVE SPEECH OF SENIOR PRESCHOOLERS AND THE WAYS OF ITS FORMING1
Формирование культуры речи предполагает решение комплекса задач освоения литературного языка: от первоначального этапа - следования требованиям правильности речи до качественного, более совершенного, речевого мастерства, что характеризуется умением использовать выразительные языковые средства в различных условиях общения и в соответствии с целями и содержанием речи. Основы культуры речи закладываются в дошкольном возрасте.
Понятие «культура речи» (синоним «речевая культура), по Б. Н. Головину, это «учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи». К коммуникативным признакам речи относится точность, богатство, образность и другие. Наиболее важным для нашего исследования является понятие образности.
В дошкольном образовании развитие образности речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Р. М. Чумичева, Н. М. Зубарева), с природой (Е. И. Тихе-ева, Е. Н. Водовозова, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова), с художественной литературой и фольклором (Н. С. Карпинская, Р. И. Жуковс-
1 Статья печатается при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-16 73004 а/В.
220