Научная статья на тему 'Возможности исторического образования в развитии информационного иммунитета школьников'

Возможности исторического образования в развитии информационного иммунитета школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ / INTERACTIVE FORMS OF TEACHING / INFORMATIONAL SAFETY / INFORMATIONAL IMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулохонова Марина Прокопьевна

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения информационной безопасности школьников. Автор раскрывает алгоритм действий педагога по организации учебного занятия, направленного на развитие информационного иммунитета школьников. Решить проблему обеспечения информационной безопасности школьников, по мнению автора, призваны интерактивные формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of historical education in the development of informational immunity of schoolchildren

The article is devoted to the vital problem of ensuring the informational safety of schoolchildren. The author reveals the algorithm teachers actions in the organization of lesson, directed to the development of informational immunity of schoolchildren. In the authors opinion, the interactive forms of teaching are called to solve the problem of informational safety of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Возможности исторического образования в развитии информационного иммунитета школьников»

важно, что отсутствие какого-либо звена разомкнет эту цепь, и тогда полноценного обучения литературному чтению на бурятском языке не произойдет. Описанная система литературного чтения на бурятском языке направлена на обеспечение первоначального литературного образования, которое станет начальным этапом изучения бурятской литературы в непрерывном литературном образовании школьника.

Литература:

1. Методика обучения литературе в начальной школе / М.П. Воюшина [и др.]; под ред. М.П. Воюшиной - М.: Академия, 2010. 288 с.

2. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1963. - С. 17.

1. Содномов С.Ц. Методика литературного

чтения. - Улан-Удэ.: Изд-во БГУ, 2005.- 130 с.

3. Содномов С.Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения. -Улан-Удэ.: Изд-во БГУ, 2005. - 160 с.

Содномов Сономбал Цыденович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии и методики преподавания Педагогического института Бурятского госуниверситета.

Sodnomov Sonombal Tsedenovich, candidate of pedagogical science, assistant professor, head of philology and teaching methodics faculty of the Pedagogical Institute, Buryat State University.

670000. г. Улан-Удэ. раб. т. 8-301-2-44-51-89, е-mail. [email protected]

УДК 37.016:64 МП Тулохонова

Возможности исторического образования в развитии информационного иммунитета

школьников

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения информационной безопасности школьников. Автор раскрывает алгоритм действий педагога по организации учебного занятия, направленного на развитие информационного иммунитета школьников. Решить проблему обеспечения информационной безопасности школьников, по мнению автора, призваны интерактивные формы обучения.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, информационная безопасность, информационный иммунитет.

M.P. Tu/ohonova

The possibilities of historical education in the development of informational immunity of schoolchildren

The article is devoted to the vital problem of ensuring the informational safety of schoolchildren. The author reveals the algorithm teacher’s actions in the organization of lesson, directed to the development of informational immunity of schoolchildren. In the author’s opinion, the interactive forms of teaching are called to solve the problem of informational safety of schoolchildren.

Keywords: interactive forms of teaching, informational safety, informational immunity.

В условиях современного общества особую актуальность составляет проблема обеспечения информационной безопасности школьников. Решить эту проблему, на наш взгляд, может развитие информационного иммунитета школьников. Информационный иммунитет определяется нами как способность личности к устойчивому развитию в условиях информационной среды, проявляющаяся в умении адекватно реагировать на поступающую информацию, объективно воспринимать ее, умении защитить жизненно важные интересы личности путем осознанного выбора.

Алгоритм работы педагога по развитию информационного иммунитета представлен нами в схеме 1.

В представленной схеме цель - развитие информационного иммунитета школьников - определяет содержание образования. Можно ли в содержании исторического образования найти возможности для развития информационного иммунитета? Да, но для этого необходимо рассматривать исторические события с разных позиций. Их изучение требует привлечения архивных материалов, других исторических источников. Различные точки зрения на определенные

события могут быть противоречивы и не всегда воссоздать объективную картину истории чело-

достоверны. Анализ различных оценок, мнений, вечества.

суждений по поводу одного события позволяет

Схема 1

Алгоритм действий педагога по развитию информационного иммунитета школьников

Цель

Развитие информационного иммунитета

' I

Содержание Работа с источниками информации Анализ различных точек зрения по проблеме Составление собственного мнения по проблеме Аргументация собственной точки зрения

і

Действия

воспитание личностных качеств

<

:тв

Действие 1 интерактивные технологии обучения обучение критическому мышлению Действие 2

Условия

Умение выявлять

негативную

информацию

различные педагогические средства, педагогические приёмы, развивающие информационный иммунитет ' і

^1. личность учителя

2. групповая раб от а

3. организация предметной среды

’4. работа с техническими средствами обучения 5. создание творческого продукта і

Результат

Сформированные умения

^ I X

Умение определять Умение

степень опасности делать осознанный выбор

негативной инфор?.хации в информационной среде

1 группа действий педагога в схеме - это обучение критическому мышлению.

Критическое мышление - оценочное,

рефлексивное, открытое мышление, не

принимающее догм, развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Технология развития критического мышления формирует навыки сбора информации, запоминания, организации, анализа, генерирования, интегрирования и оценивания. Формирование этих навыков

является, на наш взгляд, одним из главных условий развития информационного 155

иммунитета.

Технология развития критического мышления - это совокупность приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать школьника (пробудить в нем исследовательскую,

творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала, помочь обобщить приобретенные знания. Критическое осмысление материала позволяет выявить негативную информацию.

Модель структуры технологии развития критического мышления состоит из трех фаз (по Е.В. Сидоровой):

1 фаза. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация обучающихся, мотивация для дальнейшей работы.

2 фаза. Осмысление (реализация). Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому». Школьник осмысливает новую информаащРЕфлексия. Обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используют знания, полученные на стадии осмысления. Устанавливают причинно-следственные связи, дискутируют, выполняют творческие работы

[8].

Именно на третьей фазе у школьников формируется умение выявлять негативную информацию. Так, технология развития критического мышления развивает умение, необходимое для развития информационного иммунитета школьников.

2 группа действий педагога в нашей схеме

— это использование педагогических технологий, различных педагогических средств, приемов.

Интерактивные технологии обучения создают условия для творчества в обучении, формируют навыки самостоятельного

мышления. Активное взаимодействие

школьников способствует духовному развитию обучающихся, расширяет возможности самореализации школьников. При этом развиваются умения, необходимые для развития информационного иммунитета школьников: умение работать с информацией, адекватно реагировать на нее, выявлять негативную информацию, делать осознанный выбор в инфЗффшщшвшвйюредаятия, направленного на развитие информационного иммунитета

школьников, повышается, если соблюдаются следующие условия.: занятие организовано учителем, обладающим высоким

профессионализмом и нравственными качествами; школьники активно

взаимодействуют при выполнении групповой работы; организована предметная среда на занятии; привлечены технические средства обучения для решения учебных задач; результат работы школьников с информацией представлен в твосчмкгрямрадущте унебгихйдл®вий>нЭртини-зация урока, способствующего развитию информационного иммунитета, зависит от личности учителя, его деловых и нравственных качеств. К ведущим деловым качествам учителя относятся целеустремленность в работе, органи-

зованность, требовательность, конкретность и деловитость, последовательность и настойчивость в ней. Важны также свойства личности учителя - гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к делу

[9].

Особая роль на уроке отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на

интересы ученика и перспективы его развития.

Какими педагогическими

коммуникативными умениями должен обладать учиЗшпёрвых, уметь выстраивать

коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической

безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией,

взаВмопгазыхреумеаимодешзшаться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

- уметь проявить интерес к личности школьника;

- уметь понять его точку зрения;

- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человмть поддерживать равное отношение ко всем детям [7].

Личность учителя, его умение организовать урок приводит к достижению поставленной цели.

Другим условием развития

информационного иммунитета школьников является групповая работа, организованная на занятии. Групповая работа обучающихся позволяет развивать самостоятельность и творческую активность школьников, а также формировать навыки работы в группе.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования.

Первое. По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Второе. Задание должно быть достаточно трудным, проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем

интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы [1].

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы, как считает Х.И. Лийметс, - правильное,

продуманное комплектование групп. При этом важно учитывать уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из среБнагоирияшкшабылоучшниняввзаи модействия и сотрудничества создаются в гетерогенных группах. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных.

В группу должны подбираться школьники, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи.

Оптимальная численность группы - 5

человек. Группа с нечетным составом при обсуждении сложной и спорной проблемы не распадается на равные подгруппы, что позволит найти нужное решение.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Учитель становится соучастником коллективной деятельности. Он участвует в работе всех групп, но не навязывает свою точку зрения.

Групповое обучение развивает ряд умений, необходимых для развития информационного иммунитета: умение слушать, умение понять точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, воспитывает самофвяже’ииность работы групп связана с организацией предметной среды. Для решения проблемных заданий группа должна иметь возможность работать с различными источниками: дополнительной литературой,

архивными документами, информацией, представленной в глобальной сети Интернет.

Эффективность работы повышается, если чередуются напряжение умственных сил и минуты отдыха. Отдых может быть активным, наполненным физическими упражнениями или пассивным (кофе-паузы, минуты релаксации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технические средства обучения позволяют обработать большой объем информации. Информационно-коммуникационные технологии помогают найти необходимые архивные доку-

менты, систематизировать историческую информацию. Презентация выполненной работы может быть представлена при условии обеспечения каждой группы компьютером. Возможен также вариант подготовки материалов во внеурочное время (в качестве домашнего задания). В этом случае можно воспользоваться домашним (библиотечным) компьютером.

Использование технических средств обучения, особенно работа в Интернете, формирует у обучающихся способность отличить достоверную информацию от исйшхничшжие средства обучения незаменимы при проведении лабораторно-практических занятий. С помощью технических средств школьники оформляют таблицы, схемы, диаграммы. Проведение таких занятий очень важно с точки зрения развития аналитического мышления обучающихся, умения анализировать информацию, выделять главное, сопоставлять события, доказывать свою точку зрения, оценивать исторические события и деятельность выдающихся личностей с позиции совДемеопрвделения степени сформированности навыков самостоятельного критического мышления важен творческий продукт учебной деятельности как результат работы школьников с информацией. Это может быть проект (групповой или индивидуальный), эссе, реферат. В творческой работе могут быть представлены различные точки зрения, различные позиции по какой-либо проблеме, приведены аргументы в пользу каждой точки зрения. Создавая творческий продукт учебной деятельности, обучающиеся составляют собственное объективное представление о собОдиишли ршуншта тов такого урока является сформированное умение выявлять и анализировать позицию автора, отвечать на вопрос, чьи интересы представляет автор, умение выявлять негативную информацию и определять степень ее опасности.

Таким образом развивается

информационный иммунитет, то есть способность личности к устойчивому развитию в условиях информационной среды, проявляющаяся в умении адекватно реагировать на поступающую информацию, объективно воспринимать ее, умении защитить жизненно важные интересы личности путем осознанного выбора.

Литература

1. Абасов З. Форма обучения - групповая работа // Директор школы. - 1998. - № 6. - С. 62-67.

2. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 304 с.

3. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо // Директор школы.

- 2005. - № 4. - С. 66 -73.

4. Малых Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности // Народное образование. - 2007. - № 5. - с. 231-235.

5. Переломова Н.А. Информационная безопасность глазами педагога. - Иркутск, 2006. - 28 с.

6. Полат Е.С. Интернет и проблема информационной безопасности для подростков // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С. 32 -37.

7. Разина Н.А. Технологические

характеристики личностноориентированного урока // Завуч. - 2004. - № 3. - С. 125-137.

8. Сидорова Е.В. Технология развития

критического мышления // Педагогические

технологии. - 2005. - № 2. - С. 50-59.

9. Стефановская Т.Я. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

Тулохонова Марина Прокопьевна, учитель истории и обществознания муниципального

общеобразовательного учреждения «Боханская средняя общеобразовательная школа № 1», аспирант кафедры управления образовательными процессами и педагогическими технологиями областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

Tulohonova Marina Procopievna, teacher of history and social sciences Bocan secondary school № 1, post-graduate of department of management of educational processes and pedagogical technologies, Irkutsk Institute of Improvement Professional Developpment of Workers in Education.

669311, Иркутская область, п. Бохан, тел. 25307 (839538), e-mail: [email protected] Факс: (238) 25 - 307.

УДК 37.035.6 И.К. Хантаева

Концептуальные основы формирования этнической толерантности школьников

В статье рассматриваются стратегии аккультурации в этнокультурных группах и большом обществе, среди которых для недоминирующих групп предпочтение отдается стратегии интеграции, а для большого общества -стратегия мультикультурализма. Обсуждаются условия реализации мультикультурализма в образовании для формирования этнической толерантности школьников.

Ключевые слова: аккультурация, интеграция, мультикультурализм, этническая идентичность,

толерантность, региональная идентичность.

IK. Khantaeva

The conceptual bases for the formation of students ethnic tolerance

The article deals with the strategies of acculturation in ethnic cultural groups and in a large society, in which for non-dominant groups the preference is given to integration strategy and in a large society - to the strategy of multiculturalism. The conditions of implementation of multiculturalism in education, aimed at the formation of students ethnic tolerance are discussed.

Keywords: acculturation, integration, multiculturalism, ethnic identity, tolerance, regional identity.

Поведение людей опосредовано культурой. В плюралистическом обществе, в котором взаимодействуют разные культурные группы, взаимосвязь культуры и поведения людей обусловлена природой этого взаимодействия и стратегией аккультурации, означающей одну из форм культурного применения в результате контакта с другими культурами. Культурное изменение -это результат соединения нескольких автономных культурных систем, следствие непосредственной культурной трансмиссии. В результате длительного контакта происходят изменения на уровне групп, выражающиеся в появлении новых этнокультурных групп. Например, за 350

лет совместного проживания в регионе озера Байкал бурят и русских можно констатировать появление байкальской этнорегиональной общности [1]. Однако исследователи отмечают, что значимость этнической идентичности для общественности выше, чем значимость региональной и российской [2].

Наблюдения показывают, что индивиды принимают различные стратегии аккультурации. Не каждый готов изменять свою культуру и поведение. В 1936 году Редфилд отметил, что ассимиляция не является единственной формой аккультурации. Введение стратегий аккультурации осуществляется на основе двух парамет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.