Научная статья на тему 'Интерактивные методы в преподавании анатомии'

Интерактивные методы в преподавании анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные (интерактивные) методы обучения / медицинское образование / проблемная лекция / анатомия / active (interactive) learning methods / medical education / problem lectures / anatomy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К К. Капенова, К К. Кайырбекова, Н Н. Наурызов

В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения при преподавании анатомии в Карагандинском государственном медицинском университете на примере чтения проблемной лекции с целью улучшения усвоения студентами теоретических знаний. Авторами отмечено, что данная технология обучения способствует осмысливанию объемной, сложной, трудной для понимания и запоминания информации, развитию теоретического мышления, формирует познавательный интерес к дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К К. Капенова, К К. Кайырбекова, Н Н. Наурызов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS IN ANATOMY TEACHING

The article deals with the use of interactive teaching methods in the teaching of anatomy in Karaganda State Medical University to read lectures problematic example in order to improve the assimilation of theoretical knowledge. The authors noted that this technology helps to make intelligible training volume, complex, difficult to understand and remember information, the development of theoretical thinking, creates a cognitive interest in the discipline.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы в преподавании анатомии»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 611:61 (07)

К. К. Капенова, К. К. Кайырбекова, Н.Н. Наурызов

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ

Кафедра анатомии Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

В статье рассматривается применение интерактивных методов обучения при преподавании анатомии в Карагандинском государственном медицинском университете на примере чтения проблемной лекции с целью улучшения усвоения студентами теоретических знаний. Авторами отмечено, что данная технология обучения способствует осмысливанию объемной, сложной, трудной для понимания и запоминания информации, развитию теоретического мышления, формирует познавательный интерес к дисциплине.

Ключевые слова: активные (интерактивные) методы обучения, медицинское образование, проблемная лекция, анатомия

Необходимость перехода парадигмы обучения на парадигму учения требует формирования у студентов способности самостоятельно добывать и применять знания, четко планировать действия. Особенно остро этот вопрос стоит в медицинском образовании. Это возможно благодаря широкому внедрению в учебный процесс активных (интерактивных) методов обучения [1], которые можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель, обучающиеся и учебный материал подготовлены к занятию, и у преподавателя выработан четкий план его проведения. Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого студента, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию, дают возможность создать ситуацию, в которой бы обучающиеся самостоятельно открывали и конструировали знания. Творчески мыслить надо учить на всех занятиях, так как они требуют активности, волевых эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного труда. Ведущее место в этом занимает проблемная лекция. В ходе ее чтения имеет место 2-сторонняя мыслительная деятельность -преподавателя и обучаемых. Преподаватель должен соблюдать правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца [2]. Лекция должна быть по форме и содержанию интересной, привлекательной, эмоциональной и энергичной, на которой лектор активизирует мыслительную деятельность студентов и умеет вести мысль слушателей [4].

Анатомия человека - одна из важнейших фундаментальных дисциплин в системе медицинского образования, призванная обеспечить формирование у студентов базисных знаний о строении тела человека. Оптимизация препо-

давания этого предмета имеет большое значение для образовательного процесса в медицинском вузе, требует постоянного совершенствования учебного процесса, внедрения современных методов и технологий обучения. Предмет «анатомия человека » - очень сложный, трудный для понимания и запоминания, включает в себя огромный объем конкретного материала, изучается на первых трех курсах университета как дисциплины «Анатомия-1» и «Анатомия-2». Самостоятельность в обучении, повышение уровня ответственности при занятии анатомией, учитывая большое число практических навыков, которые должен приобрести студент, является значимым качественным показателем обучения [5].

Лекционный курс слагается из вводных, информационных лекций, обеспечивающих мотивацию к пониманию определенного раздела анатомии, доказывающих востребованность анатомических знаний при последующем изучении смежных теоретических и клинических дисциплин. Наряду с традиционными методами обучения в некоторых лекциях присутствуют элементы форм активной лекции, которые посвящены исследованиям анатомических закономерностей, вариантов аномалий и пороков развития, формированию новых подходов к решению современных морфологических проблем медицины, иллюстрации значения анатомических знаний для клинической практики .

С целью оценки эффективности интерактивных методов обучения на кафедре анатомии читаются проблемные лекции по дисциплинам «Анатомия-1» и «Анатомия-2». С помощью проблемных лекций обеспечиваются достижение следующих дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний по теме; развитие теоретического мышления по теме лекции; формирование познавательного

интереса к содержанию дисциплины и профессиональной мотивации будущего специа -листа.

Компонентами проблемной ситуации являются объект (предмет) познания (материал лекции), субъект обучения (лектор) и субъект познания (студент). Процесс мыслительного взаимодействия субъектов (диалог лектора со слушателем) с объектом познания, с предметным содержимым составляет познавательную деятельность, т.е. усвоение неизвестного для студента знания. Основная задача лектора состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В течение лекции студент получает новые знания, закономерности, отношения, самостоятельно пробует найти решение проблемной ситуации. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса учебной дисциплины, которые являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Учебные проблемы (ситуации) должны

быть:

- доступными по своей трудности для студентов, учитывать их познавательные возможности,

- достаточной мотивации, способной вызвать интерес,

- предоставлены лектором перед началом изучения нового материала.

Для решения проблемной ситуации, управления мышлением студентов на лекции преподавателем заранее составляются проблемные и информационные вопросы, которые в ходе изложения материала необходимо решить. Разрешение проблемной ситуации возможно путем привлечения новой, отражающей новейшие достижения науки, значимой информации, сопоставления ее с имеющейся, создания новых связей, идей, которые и становятся предметом изучения на лекции. Информация излагается в виде живой речи лектора. Устное изложение материала должно носить диалогический характер, побуждать студентов к совместному общению, размышлению, дискуссии по ходу лекции, где это целесообразно, к самостоятельному поиску ответа. В конце лекции необходимо произвести анализ проблемной ситуации, которая требует ответа на поставленные вопросы, проверку правильности их решения.

Методику проведения интерактивной лекции можно продемонстрировать на приме-

ре открытой лекции по дисциплине «Анатомия -1» для студентов 1 курса по специальности «Общая медицина » по теме: «Введение в ангиологию. Основные принципы строения, ветвления и классификация кровеносных сосудов. Микроциркуляторное русло. Коллатеральное кровообращение».

До объяснения нового материала лектором предложена проблемная ситуация: «В приемный покой поступил больной 30 лет с резаной раной передней поверхности в области средней трети левого плеча. При осмотре: из раны вытекает пульсирующая струя крови алого цвета ». Для решения этой ситуации представлены вопросы:

1. Какие сосуды располагаются на передней поверхности в области средней трети левого плеча?

2. Какие вы знаете виды кровотечения?

3. К какому виду кровотечения относится пульсирующая струя крови алого цвета?

4. Какой сосуд поврежден?

Лектор формулирует цель изучения темы, сообщает план лекции, актуальность темы. Основная задача лектора: создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для решения проблемной ситуации у студентов недостаточно знаний, значит, нужны новые знания. Лектор проводит проблемное изложение материала в виде презентации, по ходу лекции он ставит вопросы, требующие ответа, побуждает студентов к слушанию, пониманию, ведению конспекта, активизирует имеющиеся знания у слушателей, самостоятельному поиску ответов на вопросы в диалоге лектора и студентов. В лекции точно, глубоко лектор освещает основные положения данной науки, целостность и системность ее содержания, представляет отделы сердечно -сосудистой системы (крове -носная, лимфатическая), круги кровообращения, отражает новейшие достижения науки, объективные противоречия на пути их практической реализации. Логически стройно излагается, демонстрируется строение, ветвление, классификация, топография кровеносных сосудов. В лекции показывается современное состояние системы микроциркуляции, ее звенья (гемомикроциркуляторное русло, интерстици-альное пространство, начальный отдел лимфатической системы), на электронно -микроскопическом уровне показано строение стенки кровеносных и лимфатических капилляров, механизм проницаемости, массоперено-са, обмена веществ. Лектор подробно дает

анализ по вопросам строения, функции, значения коллатерального кровообращения - одного из многих фундаментальных проблем ангиологии.

На лекции используются разные виды наглядной иллюстрации: компьютерные технологии, слайды, схемы, макеты, рисунки. Считается эффективным использование видеофильмов, которые улучшают внимание и память студентов, побуждают последних больше интересоваться клиническими вопросами как связью между теорией и реальностью. Фильмы позволяют увидеть проблему визуально, лучше понять ее и сделать объективные выводы, которые станут основой для формирования альтернативных подходов к решению конкретной проблемы или принятию определенного решения по рассматриваемой ситуации.

В конце лекции лектор вновь возвращается к проблемной ситуации, к поставленным проблемным и информационным вопросам, на которые студенты дают ответы. Для проверки решения, выяснения правильности данных ответов лектором предлагаются вопросы с тестами, с вариантами решения проблемы. Полученные ответы должны совпадать с ответами, предложенными в тестовых заданиях. В конце лекции лектор делает обобщающие выводы, предлагает обсудить эти вопросы на практических занятиях, при изучении смежных, клинических дисциплин.

Таким образом, интерактивные методы обучения подготавливают благоприятную почву для усвоения знаний, обеспечивают сознательное и прочное овладение студентами новыми знаниями и новыми способами действий, способствуют усвоению закономерностей, принципов, содержанию изучаемой науки, осмысливанию информации, умственному развитию студентов, формируют их разумную самостоятельность и творческие способности. Проблемные лекции активизируют учебно -познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их в межпредметной связи и на практике. В проблемной лекции участвует мышление студента, его личностное отношение к усваиваемому материалу. Интерактивные методы - это методы, позволяющие студентам самоутвердиться.

А самоутверждение - путь к правильному выбору своей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1 Артюхина А. И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: Учеб. пособие / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград,

2011. - 32 с.

2 Базилевич С. В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий /С. В. Базилевич, Т. Б. Брылова, В. Р. Глухих, Г. Г. Левкин //Наука Красноярья. -

2012. - №4. - С. 103-113.

3 Досмагамбетова Р. С. Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов Карагандинского государственного медицинского университета /Р. С. Досмагамбетова, В. Б. Молотов -Лучанский, А. З. Муратова. - Караганда, 2011. - 127 с.

4 Кларин Н. В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2010. - 182 с.

5 Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. - 2011. - №11, Т. 2. -С. 166-168.

REFERENCES

1 Artjuhina A. I. Interaktivnye metody obuchenija v medicinskom vuze: Ucheb. posobie /

A. I. Artjuhina, V. I. Chumakov. - Volgograd, 2011. - 32 s.

2 Bazilevich S. V. Ispol'zovanie innovacionnyh i interaktivnyh metodov obuchenija pri provedenii lekcionnyh i seminarskih zanjatij /S. V. Bazilevich, T.

B. Brylova, V. R. Gluhih, G. G. Levkin //Nauka Kras-nojar'ja. - 2012. - №4. - S. 103-113.

3 Dosmagambetova R. S. Innovacionnye tehnologii v obuchenii i ocenke uchebnyh dosti-zhenij studentov Karagandinskogo gosudarstven-nogo medicinskogo universiteta /R. S. Dosmagambetova, V. B. Molotov-Luchanskij, A. Z. Muratova. - Karaganda, 2011. - 127 s.

4 Klarin N. V. Pedagogicheskaja tehnologija v uchebnom processe. - M., 2010. - 182 s.

5 Malinina I. A. Primenenie aktivnyh metodov obuchenija kak odno iz sredstv povyshenija jef-fektivnosti uchebnogo processa //Molodoj uchenyj. - 2011. - №11, T. 2. - S. 166-168.

Поступила 23.05.2016

K. K. Kapenova, K. K. Kaiyrbekova, N. N. Nauryzov INTERACTIVE METHODS IN ANATOMY TEACHING

Department of anatomy of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The article deals with the use of interactive teaching methods in the teaching of anatomy in Karaganda State Medical University to read lectures problematic example in order to improve the assimilation of theoretical knowledge. The authors noted that this technology helps to make intelligible training volume, complex, difficult to understand and remember information, the development of theoretical thinking, creates a cognitive interest in the discipline. Key words: active (interactive) learning methods, medical education, problem lectures, anatomy

К. К Капенова, К. К Кайырбекова, Н. Н. Наурызов АНАТОМИЯНЫ БЕРУДЕГ1ИНТЕРАКТИВТП ЭД1СТЕР

KараFанды мемлекеттк медициналык университетнщ анатомия кафедрасы (KараFанды, Казахстан)

Макалада Караранды мемлекетпк медициналык университе™де анатомияны беру кез^де студенттердН теориялы; б1л1м1н игерудi терендету максатында проблемалы; лекцияны о;у мысалында окытудын интерактивт тэстдер^ колдану карастырылран. Авторлар окытудын осы технологиясы тYCiну мен есте сактаура ^дел^ ;иын жэне квлемдi акпаратты тYCiнуге, теориялык ойлауды дамытура, пэнге деген танымдык кызырушылыкты арттырура ыкпал ететiнiн атап кврсеткен.

Клт свздер:окытудын белсендi (интерактивтi) эдiстерi, медициналык б1л1м, проблемалык лекция, анатоми я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.