Научная статья на тему 'Метод обучения CBL на кафедре скорой и неотложной медицинской помощи №2'

Метод обучения CBL на кафедре скорой и неотложной медицинской помощи №2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / медицинский университет / неотложная медицинская помощь / active teaching methods / medical university / emergency medical care

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г С. Жумабекова, С А. Ибраев, Б С. Оразбаева, А А. Алдабекова, Л А. Каммерер

В статье рассматривается применение инновационных методов обучения на кафедре скорой и неотложной медицинской помощи №2 студентов 5 курса специальности «Общая медицина» по дисциплине «Скорая неотложная медицинская помощь». Для освоения навыка работы в команде, профессионализма и клинических навыков семинарские занятия проводились в виде CВL. Анализ внедрения указанного метода обучения в практику показал положительный отзыв со стороны студентов, которые отметили лучшее восприятие и усвоение полученного материла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г С. Жумабекова, С А. Ибраев, Б С. Оразбаева, А А. Алдабекова, Л А. Каммерер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CBL METHOD OF STUDYING AT THE DEPARTMENT OF EMERGENCY AND URGENT CARE №2

The article deals with the application of innovative teaching methods at the department of emergency and urgent care №2 of the 5th year students of the specialty «General medicine» in the discipline «Emergency medical care». To master the skill of working in a team, professionalism and clinical skills, the seminar sessions were conducted in the form of CBL. Analysis of the introduction of this method of teaching in practice showed a positive response from students who noted the better perception and assimilation of the material received.

Текст научной работы на тему «Метод обучения CBL на кафедре скорой и неотложной медицинской помощи №2»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 619(07)

Г. С. Жумабекова, С. А. Ибраев, Б. С. Оразбаева, А. А. Алдабекова, Л. А. Каммерер

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СБЬ НА КАФЕДРЕ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ №2

Кафедра скорой и неотложной медицинской помощи №2 Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

В статье рассматривается применение инновационных методов обучения на кафедре скорой и неотложной медицинской помощи №2 студентов 5 курса специальности «Общая медицина» по дисциплине «Скорая неотложная медицинская помощь». Для освоения навыка работы в команде, профессионализма и клинических навыков семинарские занятия проводились в виде СВЬ Анализ внедрения указанного метода обучения в практику показал положительный отзыв со стороны студентов, которые отметили лучшее восприятие и усвоение полученного материла.

Ключевые слова: активные методы обучения, медицинский университет, неотложная медицинская помощь

Основой стратегии современной образовательной политики является сочетание поточно-групповой организации образовательного процесса с построением личностно-ориентированной образовательной среды с использованием средств информационно-коммуникационных технологий [1]. В связи с этим одними из основных задач, которые должен ставить перед собой современный преподаватель, являются проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни, а именно: формирование навыков коммуникации, адаптация к быстро меняющимся условиям жизни и т.д.

Целесообразность использования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% увиденного материала и 90% из того, что обучающиеся сделали сами. На сегодняшний день существует много различных методик обучения студентов. Среди них особое внимание заслуживают активные методы обучения [4], такие как CBL, TBL, PBL.

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, которые направлены на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [2, 6].

В условиях применения инновационных форм, методов и средств организации учебы студенты вовлекаются в реальную творческую

деятельность, которая не только привлекает их новизной, но и развивает потребность обнаруживать проблемы и разрешать противоречия, которые возникают в процессе их самостоятельной работы [5].

Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов [3].

В Карагандинском государственном медицинском университете широко применяются активные методы обучения, одним из которых является СВ1 - это образовательная технология, позволяющая студентам применять полученные знания для решения определенной клинической проблемы или актуальной задачи.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

На кафедре скорой и неотложной медицинской помощи №2 Карагандинского государственного медицинского университета у студентов 5 курса специальности «Общая медицина» по дисциплине «Скорая и неотложная медицинская помощь» для решения определенной клинической проблемы проводились занятия в форме СВЬ Данная форма проведения занятий придает учебному процессу соревновательный характер, содействует развитию навыков работы в команде, публичных выступлений, а также личной ответственности каждого участника.

Этот метод предоставляет возможность одномоментного обучения и контроля знаний в малых группах студентов, находящихся в одной аудитории. Студенты, достигая поставленных перед ними целей, учатся коммуникатив-

ным навыкам, разделяют ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки, приобретают способность к критическому мышлению, скорости принятия решения, ответственности за конечный результат, что будет важным аспектом в их дальнейшей работе. Для преподавателя же этот метод проведения занятия может быть хорошим инструментом для повышения качества обучения студентов.

Перед проведением занятия преподавателем объявляет студентам, что очередное семинарское занятие будет проводиться в форме СВЬ по теме «Кома». В начале занятия студенты знакомятся с целью и задачами. Занятие по методу СВЬ включает в себя «мозговой штурм», тестирование, работу в малых группах над решением клинических задач (актуальной проблемы) и обратную связь. Предварительно студенты должны изучить материалы лекций по данному разделу, ознакомиться с основной и дополнительной литературой. При подготовке к занятию можно использовать интернет-ресурсы и другие источники.

Перед занятием преподавателем обязательно проводится проверка подготовки студентов к занятию, форма контроля в виде тестирования и «мозгового штурма». На решение 20-25 тестовых вопросов отводится 30 минут. По качеству они должны быть достаточно сложными, чтобы создавать интеллектуальное напряжение, и разнообразными, чтобы выявить разные способности студентов: умение дискутировать, анализировать жизненные ситуации и делать выводы.

После контроля группа делилась на малые группы, численностью 6-8 человек, методом случайного выбора. Состав команд должен быть примерно равным и не меняется до конца занятия. Командам даются разные клинические задачи одинаковой сложности, согласно теме занятия. Во всех группах обсуждения начинаются и заканчиваются одновременно, на это отводится 30 мин.

Затем преподаватель, мотивируя работу студентов в команде, объявляет о том, что докладчика выбирает он, и в зависимости от его доклада будет оценена вся команда. Преподаватель наблюдает за тем, чтобы все члены команд были вовлечены в процесс обсуждения проблемы. Внутрикомандное и межкомандное обсуждение проблемы обеспечивает возможность получения информации для обратной связи. Преподаватель в данном случае исполняет роль фасилятатора, направляя работу команд на последовательность выполнения

действий, обусловленных заданием. После завершения задания предоставляется небольшой перерыв.

После перерыва преподаватель выбирает докладчика, учитывая работу каждого при обсуждении проблемы в малой группе, желательно самого неактивного студента с каждой команды. После доклада клинической задачи проводится обсуждение правильности ответов. Полученный ответ оценивается как полный или неполный, за него присуждается от 0 до 4 баллов. Занятие завершается подведением итогов и обратной связью.

С целью выяснения мнения студентов по данному методу проведения занятия была разработана анкета обратной связи, ранжированная от «Нравится» до «Не нравится».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении занятия по методу СВЬ студенты активно обсуждали тактику ведения пациента в коме в заданной ситуации на догоспитальном этапе, отвечая на вопросы: какие методы обследования и лечения применимы, как оказать неотложную медицинскую помощь, как дифференцировать это бессознательное состояние? У каждой команды была своя задача, от правильности выполнения которой зависел общий успех.

Анализ результатов оценки навыка применения полученных знаний для решения определенной клинической проблемы показал хороший уровень владения знаниями по оказанию неотложной медицинской помощи. Несмотря на неплохие результаты, студенты допускали ошибки и неточности в решении клинических задач.

Оценку результатов проводили по 4-бальной системе: 80% студентов набрали 3,33 балла (В+); 15% - 3,67 балла (А-) и лишь 5% студентов показали очень хорошие результаты - 4,0 балла (А). Средняя оценка за занятие составила В+ (рис. 1).

5%

■ В+ "А- "А

Рисунок 1 - Результат оценки практических навыков студентов

По завершению занятия состоялся де-брифинг по выявлению ошибок, допущенных при решении клинических задач. Студенты заполнили анкету обратной связи с предложениями и пожеланиями. 94% студентов отметили, что проведение занятий по методу СВ1 положительно влияет на формирование таких компетентностей выпускника медицинского вуза, как клинические навыки, навык работы в команде, профессионализм и коммуникативные навыки. 96% анкетируемых отметили, что приобрели навык работы в команде, 92% -приобрели уверенность в своих силах при публичных выступлениях.

Таким образом, использование активных методов обучения вызывает у студентов интерес к учебе, стимулирует процесс запоминания, создается особая психологическая атмосфера для развития творческих способностей и клинического мышления студента.

Использование такого вида обучения создает наибольшую мотивацию к активизации самостоятельной работы студента. Несмотря на необходимость большой самодисциплины студентов при таком варианте работы, большая часть из них изъявляет желание работать по данной методике как наиболее эффективной модели самообучения, что позволяет подготовить самостоятельно думающего врача.

Таким образом, занятия по методу СВ1 способствуют оптимизации освоения навыков работы в команде, клинических и коммуникативных навыков и закреплению теоретических знаний. Созданная образовательная среда снижает возможность рисков при взаимодействии уже с реальными ситуациями и помогает достичь необходимого профессионализма.

ЛИТЕРАТУРА

1 Дороничев Д. Д. Активные методы и средства обучения, применяемые при изучении дисциплины «военно-техническая подготовка» //Матер. конф.: «Инновационные методы обучения в высшей школе: проектно-ориентированный, проблемный, поисковый и другие методы». - Н-Новгород, 2014. - С. 9-12.

2 Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения //Вестн. Тихоокеанского гос. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 201-206.

3 Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов //Тр. XIV междунар. науч.-практ. конф. «Инновации в науке». - Новосибирск, 2012. - С. 124.

4 Persky A. M. A modified team-based learning physiology course /A. M. Persky, G. M. Pollack /Amer. J. Pharm. Educ. - 2011. - №75 (10). - Article 204.

5 Team-based learning in US colleges and schools of pharmacy /R. E. Allen, J. Copeland, A. S. Franks et al. //Amer. J. Pharm. Educ. - 2013. -V. 77(6). - Article 115.

6 The emerging primary care workforce: Preliminary observations from The Primary Care Team: Learning From Effective Ambulatory Practices project /M. D. Ladden, T. Bodenheimer, N. W. Fishman et al. //Acad. Med. - 2013. - V. 88 (12). - P. 1830-1834.

REFERENCES

1 Doronichev D. D. Aktivnye metody i sredstva obuchenija, primenjaemye pri izuchenii discipliny «voenno-tehnicheskaja podgotovka» // Mater. konf.: «Innovacionnye metody obuchenija v vysshej shkole: proektno-orientirovannyj, prob-lemnyj, poiskovyj i drugie metody». - N-Novgorod, 2014. - P. 9-12.

2 Simonenko N. N. Upravlenie obra-zovatel'nymi uslugami s primeneniem inno-vacionnyh metodov obuchenija //Vestn. Ti-hookeanskogo gos. un-ta. - 2012. - № 2. - P. 201-206.

3 Cherkasov M. N. Innovacionnye metody obuchenija studentov //Tr. XIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Innovacii v nauke». - Novosibirsk, 2012. - P. 124.

4 Persky A. M. A modified team-based learning physiology course /A. M. Persky, G. M. Pollack /Amer. J. Pharm. Educ. - 2011. - №75 (10). - Article 204.

5 Team-based learning in US colleges and schools of pharmacy /R. E. Allen, J. Copeland, A. S. Franks et al. //Amer. J. Pharm. Educ. - 2013. -V. 77(6). - Article 115.

6 The emerging primary care workforce: Preliminary observations from The Primary Care Team: Learning From Effective Ambulatory Practices project /M. D. Ladden, T. Bodenheimer, N. W. Fishman et al. //Acad. Med. - 2013. - V. 88 (12). - P. 1830-1834.

Поступила 24.02.2017

G. S. Zhumabekova, S. A. Ibrayev, B. S. Orazbayeva, A. A. Aldabekova, L A. Kammerer

CBL METHOD OF STUDYING AT THE DEPARTMENT OF EMERGENCY AND URGENT CARE №2

Department of emergency and urgent care №2 of Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The article deals with the application of innovative teaching methods at the department of emergency and urgent care №2 of the 5th year students of the specialty «General medicine» in the discipline «Emergency medical care».

To master the skill of working in a team, professionalism and clinical skills, the seminar sessions were conducted in the form of CBL. Analysis of the introduction of this method of teaching in practice showed a positive response from students who noted the better perception and assimilation of the material received.

Key words: active teaching methods, medical university, emergency medical care

Г. С. Жумабекова, С. А. Ыбыраев, Б. С. Оразбаева, А. А. Алдабекова, Л. А. Каммерер №2 ЖЕДЕЛ ЖЭНЕ Ш¥FЫЛ МЕДИЦИНАЛЫК КвМЕК КАФЕДРАСЫНДА CBL ОКЫТУ ЭД1С1

КараFанды мемлекеттк медицина университеты^ №2 жедел жэне шуыл медициналык кемек кафедрасы (КараFанды, Казакстан)

Макалада №2 жедел жэне шурыл медициналык кемек кафедрасында «Жалпы медицина» мамандырынын 5 курс студенттер1н окытудын инновациялы; эдстерш колдану карастырылран. Командада жумыс оеудщ машыктарын менгеру, кэабилк пен клиникалы; дардылар Yшiн семинарлы; сабактар CBL тур^де етштдк Окытудын осы эд1с1н тэжiрибеген енг1зуд1 талдау студенттер тарапынан он п1к1рлерд1 керсетл, олар алынран матери-алды кабылдау мен менгерудН жаксарранын атап керсеткен.

К'шт сездер: окытудын белсендi эдiстерi, медициналык университет, шурыл медициналык кемек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.