УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0082
АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2019
Овчинникова Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология» Декман Илона Евгеньевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика, психология» Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки (357600, Россия, Ессентуки, улица Долина Роз, 7, e-mail: ilona.dekman@mail.ru)
Аннотация. Цель: провести анализ основных направлений психологического сопровождения детей в вожатской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря, рассмотреть комплекс психологических компетенций, необходимых вожатым для работы в летнем оздоровительном лагере, изучить компоненты обеспечения психологической безопасности воспитательного процесса во временном детском коллективе, рассмотреть этапы психологического сопровождения детей, раскрыть задачи, содержание работы, а также проанализировать позицию вожатого на всех этапах психологического сопровождения. Методы: анализ научных источников по изучению проблемы психологического сопровождения детских оздоровительных лагерей. Результаты: в рамках настоящего исследования рассмотрен комплекс знаний, умений и навыков, необходимых и позволяющих вожатому реализовать организацию и руководство временным детским коллективом в рамках летнего оздоровительного лагеря (теоретические знания возрастной, социальной, педагогической психологии, умение аналитически воспринимать педагогическую деятельность, умение обеспечить условие психологической безопасности, навыки работы с психологическими проблемами и трудностями, способность к рефлексии), а также компоненты психологической безопасности образовательной среды лагеря, обеспечивающие поддержание психического здоровья детей. Кроме того, раскрыты задачи и содержание каждого из этапов психологического сопровождения и выделены основные психологические проблемы и трудности, которые могут возникнуть во временном детском коллективе, а именно: конфликты в системах взаимоотношений «воспитанник-воспитанник», «вожатый-воспитанник», наличие детей с различными видами эмоционального неблагополучия (аддикция, расстройство характера, невротические расстройства), а также наличие детей с ограниченными возможностями здоровья. Практическая значимость: анализ направлений психологического сопровождения может быть использован в работе психологических служб летних оздоровительных лагерей, а также для корректировки программ психологического сопровождения детей с учетом анализа психологических компетенций, необходимых вожатому, и компонентов психологической безопасности образовательно-воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, летние каникулы, летний лагерь, оздоровление, вожатый, досуг, психологические компетенции, психологическая безопасность, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, реабилитация, мобильность, индивидуальные особенности детей.
ANALYSIS OF THE DIRECTIONS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN IN A SUMMER RECREATION CAMP
© 2019
Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, candidate of psychology, associate professor of the Department «Pedagogy, Psychology» Dekman Ilona Evgenievna, candidate of psychology, senior lecturer of the Department
«Pedagogy, Psychology» Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki) (357600, Russia, Essentuki, Rose Valley Street, 7, e-mail: ilona.dekman@mail.ru)
Abstract. Objective: to analyze the main areas of psychological support for children in leaders activities in a summer recreation camp, to consider a set of psychological competencies necessary for a counselor to work in a summer recreation camp, to study the components of the psychological safety of the educational process in the temporary children's team, to consider the stages of psychological support for children, reveal the tasks, the content of the work, as well as analyze the position of the counselor at all stages psychological support. Methods: analysis of scientific sources to study the problem of psychological support for children's health camps. Results: within the framework of this study, a complex of knowledge and skills necessary and allowing the leader to realize the organization and management of a temporary children's team within the summer recreation camp (theoretical knowledge of age, social, pedagogical psychology, the ability to perceive analytically pedagogical activities, the ability to provide psychological safety, skills in dealing with psychological problems and difficulties, ability to reflect), as well as psycho components environmental safety of the educational environment of the camp, ensuring the maintenance of the mental health of children. In addition, the tasks and content of each of the stages of psychological support are disclosed and the main psychological problems and difficulties that may arise in a temporary children's team are highlighted, namely: conflicts in the "pupil-pupil", "counselor-pupil" relationship systems, the presence of children with various types of emotional distress (addiction, character disorder, neurotic disorders), and the presence of children with disabilities. Practical relevance: the analysis of the directions of psychological support can be used in the work of the psychological services of summer recreation camps, as well as to adjust the programs of psychological support for children, taking into account the analysis of psychological competencies necessary for the teacher and the components of psychological safety of the educational process in the summer recreation camp.
Keywords: psychological support, summer holidays, summer camp, rehabilitation, counselor, leisure, psychological competences, psychological safety, children with disabilities, adaptation, rehabilitation, mobility, children's individual characteristics.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Летний оздоровительный лагерь - это особое образовательное пространство, имеющее своей целью организацию отдыха и досуга детей и формирование культуры организации свободного времени.
Именно в летних оздоровительных лагеря происходит общение детей с природой, оздоровление, формируется опыт здоровьесбережения, приобретаются навыки самостоятельного проживания, приобретается новый опыт общения и взаимодействия, осуществляется проверка своих возможностей, способностей, развитие на-
Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, Dekman Ilona Evgenievna ANALYSIS OF THE DIRECTIONS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT .,
выков ответственности за свои поступки, формирование интересов, духовной жизни и ценностей, расширение кругозора, а также индивидуальное взросление и развитие детей.
Однако, пребывание ребенка в летнем оздоровительном лагере отличается от привычной жизни ребенка по следующим особенностям: дети продолжительное время отрываются от семьи, привычного круга общения, их деятельность четко планируется взрослым (вожатыми), которые предъявляют к ним «другие» требования, существенно отличающиеся от требований семьи и школы. В этой связи конфликтные ситуации неизбежны. Вместе с тем, конфликты, возникающие в лагере несколько отличны от тех, с которыми привык сталкиваться ребенок. За двадцать один день своего летнего оздоровления ребенок должен не только быстро адаптироваться к новому режиму дня, детскому и взрослому окружению, физическим (бытовым) условиям среды, пространственной ограниченности, но и погрузится в насыщенную, интенсивную лагерную деятельность, которая требует мобилизации всех внутренних ресурсов ребенка.
И в этой ситуации роль вожатого приобретает главную роль. Характеризуя вожатых в летних оздоровительных лагерях, Е.В. Губанихина подчеркивает, что «в воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном: он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми; организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый» [1].
Говоря о вожатых летних оздоровительных лагерей, следует подчеркнуть, что в большинстве случаев вожатые - это студенты учебных заведений педагогической направленности. Будущие педагоги, осваивающие основы вожатской деятельности, должны в полной степени овладеть основными знаниями психолого-педагогических аспектов данной работы.
Работа в современном детском оздоровительном лагере как «особой педагогической системе и специфической среде развития детей» ставит перед педагогом множество задач, основной из которых является оптимальная организация жизнедеятельности коллектива, с учетом психологической безопасности и комфорта всех участников воспитательного процесса [2].
Для того, чтобы обеспечить высокий уровень решения профессиональных педагогических задач в рамках вожатской деятельности, необходимо учесть ряд аспектов ее реализации, особое место среди которых занимает психологическое сопровождение.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Проблемой психологического сопровождения деятельности детских оздоровительных лагерей занимается ряд российских ученых, рассматривающие отдельные стороны и факторы этого процесса, а также специальные психолого-педагогические условия его осуществления. К ним мы относим исследования:
- изучающие современные модели педагогической практики в рамках процессов модернизации содержания высшего педагогического образования (Любченко О.А.)
[3];
- разрабатывающие специальные программы, например, «Подготовка вожатых для работы с временным детским коллективом» (Савенков А.И, Кудряшова С.К.) [4];
- исследующие роль профессионально-ориентированной практической подготовки в становлении профессиональной идентичности (Воронова А.А.) [5];
-предлагающие конкретные разработки практиче-
ских рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения в деятельности вожатого (Е.А. Леванов и соавторы) [6];
- рассматривающие конкретный опыт организации деятельности социально-психологической службы детских лагерей (Моцовкина Е.В.) [7];
- изучающие условия реализации психологической безопасности как одного из компонентов педагогической компетенции (Кечина М.А.) [8].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Опыт участия будущих педагогов в деятельности детских оздоровительных лагерей в качестве вожатых играет важную роль в становлении их профессиональной идентичности, способствуя развитию комплекса психологических компетенций.
Одним из условий успешного осуществления психологического сопровождения является именно комплекс сформированных навыков и умений, позволяющих реа-лизовывать организацию и руководство временным детским коллективом в летнем лагере. Основные психологические компетенции представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Составляющие психологической компетентности
Рассмотренные на рисунке 1 компетенции должны использоваться вожатым на всех этапах деятельности с временным детским коллективом летнего оздоровительного лагеря. В таблице 1 представлены этапы, задачи и содержание психологического сопровождения.
Таблица 1 - Содержание и задачи психологического сопровождения
№ П.П. Этапы деятельности вожатого Задачи Содержание Позиция вожатого, знания
1. Организационный психолого-педагогическое сопровождение адаптации обеспечение ролевого распределения обязанностей в коллективе; пробуждение интереса детей к вожатому и друг к другу. оказание поддержки по вопросам межличностного взаимодействия; участие в создании атмосферы взаимопонимания, доверия; знакомство, преодоление барьеров. строгий, в меру требовательный друг, обладающий знаниями социальной и возрастной общения.
2. Основной проведение анализа психологической обстановки внутри детского коллектива, (с учетом психологических особенностей участников групп и их базовых потребностей, организовать выполнение отрядных дел). организация интенсивного общения в группах для достижения успеха в коллективных творческих делах, играх, квестах; про филактика трудностей. консультант-инструктор, сотрудник, обладающий психологии группы влияния, возрастной и психологии игры.
3. Заключительный проведение работы по рефлексии; содействие гармонизации сбор и анализ информации о психологической атмосфере организация обшения в небольших группах; проведение упражнений на рефлексию полученного в лагере опыта; проведение анкетирования старший друг, добрый и
Вместе с тем, рассматривая вопрос психологического сопровождения детей в летнем оздоровительном лагере, на разных этапах его существования, следует остановиться и на условиях, необходимых для эффективной реализации вышеназванных задач. Нами выделено три основных условия, а именно:
1. По организации: деятельность в лагере должна быть спланирована с учетом динамики развития временного детского коллектива: предлагаемые мероприятия и их содержание должны способствовать сплочению, формированию жизнестойкости, а не провоциро-
вать конфликтные ситуации.
2. По содержанию: деятельность должны быть разнообразной, эмоционально привлекательной, формирующей ценностно-смысловую систему личности подростков: песни у костра под гитару, «огоньки» и «свечки», разговор «по душам» о жизненных ценностях и человеческих слабостях, организация дискуссий о смысле жизни и решение нравственных дилемм.
3. По технологии: организация разнообразной деятельности, в которой дети и подростки выступают в качестве организаторов и участников, а не зрителей, социальное проектирование, ролевая и деловая игра, работа во временных разновозрастных группах). При планировании летнего отдыха детей необходим баланс видов деятельности: развлекательной, познавательной, спортивной, трудовой, творческой, духовно-нравственной [9].
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка во время его пребывания в летнем оздоровительном лагере - это еще и грамотная организация деятельности, которая обеспечивает развитие ребенка с учетом его индивидуальных физических возможностей, интересов и способностей.
Отдельным направлением психологического сопровождения вожатской деятельности, пронизывающим ее на всех перечисленных выше этапах, является обеспечение психологической безопасности воспитательного процесса. Под психологической безопасности, мы, вслед за И.А. Баевой понимаем «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [10]. Основные компоненты в обеспечении психологической безопасности, связанные с характеристиками субъекта педагогической деятельности, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2- Компоненты обеспечения психологической безопасности
особенности каждого при распределении ролей в группе?
- Насколько эффективно используются психологические механизмы развития группы. Групповая динамика?
- Какие психологические проблемы, трудности препятствуют эффективности работы? Какие из них зависят от работы вожатого, а какие - от особенностей детей или коллектива?
- Способен ли педагог-вожатый самостоятельно осуществить психолого-педагогическое воздействие, либо следует привлечь психологическую службу лагеря? [12]
Таким образом, осуществляя психологический анализ деятельности, вожатый может сформулировать конкретные проблемы, требующие своевременного решения для поддержания равновесия условий психологической безопасности образовательной среды.
Остановимся на направлениях психологического сопровождения, касающихся профилактики возможных психологических проблем и трудностей в ситуации временного детского коллектива. Данные направления можно представить в таблице 2.
Таблица 2 - Направления психологического сопровождения
Психологические проблемы и трудности Возможные направления психологического сопровождения
Конфликты в системе взаимоотношений «воспитанник-воспитанник» Психодиагностика. Коррекция мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, фильмотерапии, а также проведение бесед.
Конфликты в системе взаимоотношений «вожатый-воспитанник» Психодиагностика. Определение причин и участников конфликтов, учет возрастных особенностей детей, привлечение медиатора. Психопрофилактическая и психопросветительская деятельность.
Наличие детей с различными видами эмоционального неблагополучия (ад-дикция, расстройство характера, невротические расстройства) Психодиагностика. Комплексная работа всего педагогического коллектива лагеря с привлечением психологов: наблюдение, психологические игры, упражнения, тренинги, творческая деятельность.
Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья Психодиагностика. Психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей и воспитанников, включение родителей в оздоровительно-развивающие отношения внутри лагеря. Индивидуальная и групповая коррекци-онно-развивающая работа, а также различные виды реабилитационной работы.
Таким образом, одним из условий обеспечения психологической безопасности является сформированное профессиональное самосознание педагога, включающее эмоционально-волевые, мотивационно-целевые, поведенческие и социально-типологические характеристики [11].
Профессиональное самосознание педагога-вожатого, проявляется в комплексе обоснованных воздействий на воспитанников. Работая с участниками временного детского коллектива практически круглосуточно, педагог-вожатый должен уметь анализировать эффективность работы с психологической точки зрения. Это значит, должен проводить своеобразный мониторинг-рефлексию, используя следующие вопросы:
- Насколько методы и содержание педагогической деятельности способствуют развитию личности ребенка?
- Какие способы и технологии психологического влияния наиболее эффективны с детьми данного возраста?
- Учитываются ли индивидуально-психологические
Как видно из таблицы, психологическая диагностика является основным начальным этапом общего процесса психологического сопровождения детей в вожатской деятельности и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения.
В связи с кратковременностью летнего отдыха, задача психологической службы лагеря (педагога-вожатого, психолога-вожатого) получить качественную информацию о воспитанниках в короткие сроки. Такая информация необходима с целью выявления контингента детей в целях предупреждения возможных конфликтных ситуаций и для коррекции поведения детей (при необходимости). Учитывая ограниченность времени вожатому необходимо выбрать такие экспресс-методы, которые бы позволили быстро получить необходимую информацию, обработать и провести ее анализ. Кроме того, эти методики должны отвечать некоторым требованиям, а именно:
- простота проведения и обработки результатов исследования;
367
Ovchinnikova Lyudmila Aleksandrovna, Dekman Ilona Evgenievna ANALYSIS OF THE DIRECTIONS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT ..
- исключение переутомления детей (кратки срок процедуры по времени);
- включение в процедуру диагностики игровых форм, элементов занимательности.
Основным методом в практике работы вожатых в летних оздоровительных лагерях должно стать наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину [13].
Итак, остановимся на каждом из направлений психологического сопровождения детей в летнем оздоровительном лагере более подробно.
1. Конфликты в системе взаимоотношений «воспитанник-воспитанник».
Приезд ребенка в лагерь, сопровождающийся сменой привычной обстановки, тоска по дому, трудности адаптации, обилие новых знакомств и эмоциональная загруженность, размытое представление о поддержке, товариществе, работе в команде, проблемы в общении с противоположенным полом, а также возможные проблемы межэтнического характера - все это способствует нарастанию конфликтных ситуаций в детской среде. Задача вожатого найти подход к каждому ребенку, помочь детям мягко, без особых эмоциональных потерь, войти в жизнь временного детского коллектива [1].
Для разрешения конфликтных ситуаций между детьми вожатому необходимо проводить профилактические беседы, организовывать просмотр обучающих фильмов, проводить мероприятия, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения с посредством игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
2. Конфликты в системе взаимоотношений «вожатый-воспитанник».
Конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти во временном детском коллективе в рамках летнего оздоровительного лагеря. Чаще всего они возникают по инициативе детей. Почему так происходит? Это происходит потому, что лагерь - это такая своеобразная реальность, которая способствует интенсификации всех психических и социальных реакций ребенка. В этой среде дети, как правило, ведут себя одновременно, как дома, в школе, на улице в своей компании, в кружках. И все это происходит в одном и том же месте на виду у одних и тех же людей (вожатых), за ограниченный период времени. Кроме того, ребенок, приезжающий в лагерь, рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые акцентируется внимание детей в первый же день, воспринимаются ими в штыки. Помимо представленных проблем существует и множество других, решение которые требует определенного психолого-педагогического опыта и вожатской заинтересованности. Вожатый должен любить детей, быть стрессоустойчив, уверен в своих силах и способен направлять свой отряд в верном направлении [1]. Главная задача при разрешении таких конфликтов - выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения тех или иных требований. Кроме того, вожатый должен учитывать возрастные особенности детей и давать поручения соответственно возрасту и физическим возможностям детей.
3. Наличие детей с различными видами эмоционального неблагополучия (аддикция, расстройство характера, невротические расстройства).
Вожатым в летнем оздоровительном лагере приходится работать не только с детьми, развитие которых протекает в рамках нормы, но и с теми детьми, эмоциональное благополучие которых не всегда соответствует их темпераменту и нормам развития. Вожатые сталкиваются порой с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, среди которых:
- расстройства поведения, вызванные ошибками се-
мейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);
- расстройства поведения, вызванные особенностями взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
- состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);
- эмоциональные расстройства, вызванные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;
расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
- невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);
- стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении [14].
Вожатый должен адекватно реагировать на все эти проявления эмоциональных и поведенческих отклонений. И от того насколько правильной будет эта реакция, зависит качество летнего отдыха детей, их эмоциональное благополучие и отношения со сверстниками .
Психологическое сопровождение таких детей в условиях лагеря - это комплексная работа всего педагогического коллектива: наблюдение, психологические игры, упражнения, тренинги, творческая деятельность. Вся эта деятельность должна способствовать преодолению стрессогенного воздействия в новой для ребенка ситуации, адаптации ребенка к новым условиям существования, самоутверждению в новых статусных ролях и системе взаимоотношений и самореализации ребенка [15].
4. Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья.
В виду социальной ограниченности, вызванной различными видами заболеваний, для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) пребывание в летнем лагере совместно со здоровыми детьми является очень значимым событием. Им важна оценка, реакция здоровых детей на их поведение, действия, возможности. Важна также эмоциональная поддержка и готовность прийти на помощь. Именно это играет главную роль в интеграционном процессе [16].
Однако, имеют место ситуации, когда здоровые дети не готовы принять детей с ОВЗ, возможно, в силу своей неосведомленности об особенностях детей с ОВЗ, либо в силу своих личностных качеств (отсутствие эмпатии, жестокосердие, брезгливость). В этой ситуации и возникают конфликты, разрешение которых ложится на психологическую службу лагеря, либо на вожатого, который вынужден приглашать психологов для работы с детьми [17].
Вместе с тем, здесь следует оговориться и сказать, что избежать различного рода конфликтных ситуаций между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ возможно еще при комплектовании лагерных смен. Руководство летних лагерей располагает информацией о контингенте детей (по профилю заболеваемости) задолго до начала их работы.
Поэтому начальным этапом психологического сопровождения детей в летнем оздоровительном лагере является просветительская работа психологической службы.
Психологи должны проводить обязательные собеседования с родителями детей и самими детьми. Это касается как здоровых, так и детей с ОВЗ. В рамках таких собеседований родителям и детям объясняются особенности лагерной смены и выясняются моральные качества, уровень воспитанности детей, желающих отдохнуть и оздоровиться.
Проведение просветительской работы важно потому, что дети с ОВЗ в условиях лагеря находятся рядом со здоровыми сверстниками, участвуют в жизни лагеря, общаются, дружат. Они должны максимально почувствовать себя нужными, полезными и равными всем осталь-
АНАЛИЗ
ным. Тогда как здоровые дети должны быть готовы к тому, что в их отряде будут «особые» дети [18].
Кроме того, на данном этапе психолог должен дать свои рекомендации по количественному балансу здоровых детей и детей с ОВЗ.
Для наиболее эффективного летнего оздоровления, раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, а также эффективной работы вожатых с детьми, наиболее удачным и продуктивным будет такое соотношение детей: 70% здоровых детей и 30% детей с ОВЗ, либо необходимо придерживаться правила «золотой середины» при общем количестве детей в отряде от 15 до 20 человек.
Индивидуальная и групповая коррекционно-разви-вающая работа предполагает проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на сплочение детских коллективов и развитие психоэмоционального компонента.
Занятия в рамках данной деятельности будут способствовать осознанию детьми собственной ценности, уникальности, индивидуальных способностей и возможностей наряду с осознанием ценности и уникальности своего ближнего (сверстника).
Проведение коррекционно-развивающей работы обеспечит психоэмоциональную устойчивость детей, позитивное отношение к себе и окружающим, а также активизирует личностные ресурсы детей, обогатит опыт детей различными конструктивными способами преодоления трудностей [19].
Среди основных направлений психологического сопровождения детей в части реабилитационной работы можно выделить следующие:
- социально-коммуникативная реабилитация (изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли);
- социально-бытовая реабилитация (деятельность, направленная на уход за собой и организация быта, оказание помощи друг другу);
- социально-средовая реабилитация (овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания: походы, сплавы, экскурсии);
- социально-психологическая реабилитация (наблюдение за успехами других детей с ОВЗ, изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений, повышение собственной самооценки);
- социально-культурная реабилитация (экскурсии, концерты, конкурсы, театральные постановки) [18].
При грамотном психологическом сопровождении детей в летнем лагере включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников будет способствовать уменьшению воздействия инвалидизирующих факторов, создаст возможности для детей с ОВЗ достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе здоровых детей - а значит, быть счастливыми и находить цель и смысл жизни. Вместе с тем здоровые дети получат неоценимый опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ, который в значительной степени обогатит их внутренний мир, будет способствовать «умягчению» сердец и переоценки собственных взглядов, ценностей и идеалов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, в рамках настоящего исследования рассмотрен комплекс знаний, умений и навыков, необходимых и позволяющих вожатому реализовать организацию и руководство временным детским коллективом в рамках летнего оздоровительного лагеря (теоретические знания возрастной, социальной, педагогической психологии, умение аналитически воспринимать педагогическую деятельность, умение обеспечить условие психологической безопасности, навыки работы с психологическими проблемами и трудностями, способность к рефлексии), а также компоненты психологической безопасности образовательной среды лагеря, обеспечивающие поддержание психического здоровья детей. Кроме
того, раскрыты задачи и содержание каждого из этапов психологического сопровождения и выделены основные психологические проблемы и трудности, которые могут возникнуть во временном детском коллективе, а именно: конфликты в системах взаимоотношений «воспитанник-воспитанник», «вожатый-воспитанник», наличие детей с различными видами эмоционального неблагополучия (аддикция, расстройство характера, невротические расстройства), а также наличие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ направлений психологического сопровождения может быть использован в работе психологических служб летних оздоровительных лагерей, а также для корректировки программ психологического сопровождения детей с учетом анализа психологических компетенций, необходимых вожатому, и компонентов психологической безопасности образовательно-воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Губанихина Е. В. Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря // Молодой ученый. 2015. - №17. - 529-532 с.
2. Гребенщикова Л.Г., Косарева Ю.Г., Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха.- СПб.: Речь, 2007. — 150 с.
3. Педагогическая практика в высшем образовании: традиции и новации: монография / О.А. Любченко, А.С. Львова, Ю.А. Попов, Б.А. Кирмасов, А.В. Бахарев и др.; под научной ред. проф. А.И. Савенкова. —М: Издательство «Перо», 2015. — 110 с.
4. Подготовка студентов педагогического ВУЗа к летней практике в детском оздоровительном лагере /Кудряшова С.К., Кижаева Д.В., Сорокина Т.Н. // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т.7. № 2(27). - 141 с.
5. Слагаемые профессионального успеха деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря / Воронова А.А. // Современное образование Витебщины. 2015. № 4 (10). — 53-57 с.
6. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого [Электронный ресурс] : методические рекомендации / С. А. Володина, Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко [и др.] ; под ред. Е. А. Леванова, Т. Н. Сахарова. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 102 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75820.html.
7. Направления деятельности социально-психологической службы детского оздоровительного лагеря /Моцовкина Е.В. //Европейские научные исследования. Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. 2017. —179-182 с.
8. Формирование готовности студент к реализации психологической безопасности в детском оздоровительном лагере как ключевой компонент его профессионально-педагогической стратегии / Кечина М.А. // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 44-1. — 96101 с.
9. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря и лагеря с дневным пребыванием [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов-психологов, вожатых и воспитателей. 2015. — 42 с. Режим доступа: http://www. educaltai. ru
10. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении /под ред. И.А. Баевой. — СПб.: Речь, 2006. — 288 с.
11. Шмойлова И.С. Методическое пособие для вожатых по работе в лагере. — Самара, 2013. — 51 с.
12. Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства/ М. Е. Сысоева, С. С. Хансова. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 128 с.
13. Педагогическая диагностика в лагере//[Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/081/67590.php.
14. Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/ preview/3730260/.
15. Процессы адаптации детей в лагере // [Электронный ресурс].
— Режим доступа: https://summercamp.ru/.
16. Новодворцева М. Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/105/5952.
17. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.- М.: Генезис, 2003.- 336 с.
18. Скулкова О. Выездной лагерь для детей-инвалидов // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zdd.1sep.ru/article. php?ID=200701310
19. Дети-инвалиды в детских оздоровительных лагерях // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://mirznanii. com/a/174215/deti-invalidy-v-detskikh-ozdorovitelnykh-lageryakh.
Статья поступила в редакцию 26.03.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019