ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ИНОСТРАННОМУ Ташева У. Т.
Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и литературы, Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации
сельского хозяйства» г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются преимущества, которые дает использование интерактивных методов в процессе преподавания русского языка в неязыковых ВУЗах. Приводится несколько примеров реализации интерактивных методов обучения.
Ключевые слова: обучение русскому языку, русский язык как иностранный, интерактивные методы обучения, обучение в ВУЗе.
Известно, что интерактивные методы обучения способствуют повышению эффективности формирования речевых навыков, стимулируют активность студентов на занятиях и во внеурочной деятельности. Реализуются интерактивные методы обучения с помощью проблемных занятий, групповой работы и игровых подходов, основанных на интерактивных техниках. Анализ исследований, посвященных изучению эффективности интерактивных методов обучения русскому языку как иностранному в неязыковых ВУЗах, позволил нам выделить ряд дополнительных преимуществ данной группы методов.
Интерактивные методы обучения русскому языку могут значительно повысить вовлеченность. Студенты с интересом участвуют в мероприятиях, дискуссиях, задают больше вопросов. Интерактивные методы обучения помогают более эффективно усваивать теоретическую информацию, поскольку она не получена в готовом виде, а обнаружена благодаря личным усилиям и личному опыту студента.
Также интерактивные методы обучения развивают навыки критического мышления, позволяя студентам генерировать собственные идеи и участвовать в коллективной деятельности по решению проблем. Студентам приходится самостоятельно добывать, оценивать достоверность, анализировать и систематизировать полученную информацию, что позволяет развивать уникальный взгляд на логику и структуру изучаемого языка. В конечном итоге это приводит к более глубокому пониманию русского языка и культуры его носителей.
Интерактивные методы обучения побуждают к сотрудничеству и командной работе, позволяют студентам учиться друг у друга, поддерживать сокурсников в непростом процессе преодоления языковых барьеров. Групповая работа, дискуссии и совместные проекты развивают навыки общения, командной работы, формируют способность решать проблемы, которые возникают в процессе познания.
Интерактивные методы обучения русскому языку стимулируют студентов постоянно практиковать навыки говорения, аудирования, чтения и письма в различных контекстах. Ролевые игры, симуляторы реальной жизни и языковые компьютерные игры развивают беглость чтения, устной речи, формируют уверенность в использовании русского языка.
Примеры интерактивных методов обучения:
1. Ролевые игры. Могут быть эффективным способом отработки речевых навыков и вовлечения студентов в процесс обучения [1]. Студентам могут быть назначены роли для моделирования диалога в типовой ситуации, касающейся бытовой, профессиональной, социокультурной сфер жизни. Например, разыграть диалог при заказе еды в ресторане или покупке билета на поездку на поезде
2. Групповая работа. Это эффективный способ поощрения сотрудничества и командной работы [2]. Например, студентам можно поручить совместную работу над проектом, таким как создание видео или презентации по определенному аспекту русской культуры.
3. Языковые игры. Веселый и увлекательный способ попрактиковаться в языковых навыках [3]. Например, языковая викторина может быть использована для проверки знаний студентов русской лексики или грамматики. Развивают словарный запас, помогают запомнить грамматические правила интерактивным и увлекательным способом.
Выводы. Интерактивные методы предназначены для повышения вовлеченности, развития критического мышления, содействия совместному обучению и улучшения владения языком. Примерами эффективных интерактивных методов обучения являются ролевые игры, групповая работа, языковые игры. Внедрение этих интерактивных методов может помочь создать более увлекательный и эффективный учебный процесс для студентов и улучшить их общее владение русским языком.
Список литературы
1. Дзюба Е.В., Массалова А.Э. Игровые интерактивные технологии на уроках РКИ в системе профессионально ориентированного обучения //Педагогическое образование в России. - 2019. - №. 2. - С. 46-55.
2. Файман И. Групповые формы работы на занятиях по русскому языку как иностранному //Language Environment In University: Accessibility, Quality, Sustainability. - 2014. - С. 50.
3. Ташева У.Т. Геймификация изучения языков посредством проведения квестов //Вестник науки и образования. - 2020. - №. 19-2 (97). - С. 75-77.