Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение русскому языку / русский язык как иностранный / интерактивные методы обучения / обучение в ВУЗе.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташева Умида Темуровна

в статье рассматриваются преимущества, которые дает использование интерактивных методов в процессе преподавания русского языка в неязыковых ВУЗах. Приводится несколько примеров реализации интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ Ташева У. Т.

Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и литературы, Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации

сельского хозяйства» г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются преимущества, которые дает использование интерактивных методов в процессе преподавания русского языка в неязыковых ВУЗах. Приводится несколько примеров реализации интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: обучение русскому языку, русский язык как иностранный, интерактивные методы обучения, обучение в ВУЗе.

Известно, что интерактивные методы обучения способствуют повышению эффективности формирования речевых навыков, стимулируют активность студентов на занятиях и во внеурочной деятельности. Реализуются интерактивные методы обучения с помощью проблемных занятий, групповой работы и игровых подходов, основанных на интерактивных техниках. Анализ исследований, посвященных изучению эффективности интерактивных методов обучения русскому языку как иностранному в неязыковых ВУЗах, позволил нам выделить ряд дополнительных преимуществ данной группы методов.

Интерактивные методы обучения русскому языку могут значительно повысить вовлеченность. Студенты с интересом участвуют в мероприятиях, дискуссиях, задают больше вопросов. Интерактивные методы обучения помогают более эффективно усваивать теоретическую информацию, поскольку она не получена в готовом виде, а обнаружена благодаря личным усилиям и личному опыту студента.

Также интерактивные методы обучения развивают навыки критического мышления, позволяя студентам генерировать собственные идеи и участвовать в коллективной деятельности по решению проблем. Студентам приходится самостоятельно добывать, оценивать достоверность, анализировать и систематизировать полученную информацию, что позволяет развивать уникальный взгляд на логику и структуру изучаемого языка. В конечном итоге это приводит к более глубокому пониманию русского языка и культуры его носителей.

Интерактивные методы обучения побуждают к сотрудничеству и командной работе, позволяют студентам учиться друг у друга, поддерживать сокурсников в непростом процессе преодоления языковых барьеров. Групповая работа, дискуссии и совместные проекты развивают навыки общения, командной работы, формируют способность решать проблемы, которые возникают в процессе познания.

Интерактивные методы обучения русскому языку стимулируют студентов постоянно практиковать навыки говорения, аудирования, чтения и письма в различных контекстах. Ролевые игры, симуляторы реальной жизни и языковые компьютерные игры развивают беглость чтения, устной речи, формируют уверенность в использовании русского языка.

Примеры интерактивных методов обучения:

1. Ролевые игры. Могут быть эффективным способом отработки речевых навыков и вовлечения студентов в процесс обучения [1]. Студентам могут быть назначены роли для моделирования диалога в типовой ситуации, касающейся бытовой, профессиональной, социокультурной сфер жизни. Например, разыграть диалог при заказе еды в ресторане или покупке билета на поездку на поезде

2. Групповая работа. Это эффективный способ поощрения сотрудничества и командной работы [2]. Например, студентам можно поручить совместную работу над проектом, таким как создание видео или презентации по определенному аспекту русской культуры.

3. Языковые игры. Веселый и увлекательный способ попрактиковаться в языковых навыках [3]. Например, языковая викторина может быть использована для проверки знаний студентов русской лексики или грамматики. Развивают словарный запас, помогают запомнить грамматические правила интерактивным и увлекательным способом.

Выводы. Интерактивные методы предназначены для повышения вовлеченности, развития критического мышления, содействия совместному обучению и улучшения владения языком. Примерами эффективных интерактивных методов обучения являются ролевые игры, групповая работа, языковые игры. Внедрение этих интерактивных методов может помочь создать более увлекательный и эффективный учебный процесс для студентов и улучшить их общее владение русским языком.

Список литературы

1. Дзюба Е.В., Массалова А.Э. Игровые интерактивные технологии на уроках РКИ в системе профессионально ориентированного обучения //Педагогическое образование в России. - 2019. - №. 2. - С. 46-55.

2. Файман И. Групповые формы работы на занятиях по русскому языку как иностранному //Language Environment In University: Accessibility, Quality, Sustainability. - 2014. - С. 50.

3. Ташева У.Т. Геймификация изучения языков посредством проведения квестов //Вестник науки и образования. - 2020. - №. 19-2 (97). - С. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.