Абдуллаева Ш.Д., кандидат филологических наук
доцент
кафедра «Узбекский язык и социальные науки»
Ургенчский филиал
Ташкентский университет информационных технологий
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ КАК ОСОБАЯ ФОРМА
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
АННОТАЦИЯ: В данной статье рассматриваются различные интерактивные приемы, формы и методы обучения русского языка как иностранного. Описанные подходы помогут преподавателям разнообразить учебный процесс и повысить его эффективность, а также подготовить студентов к успешной карьере.
Ключевые слова: интерактивное образование, приёмы, методы и формы обучения, игровые методы, метод кейсов, деловые игры, мозговой штурм, метод проектов, аудио и видеозаписи.
Abdullayeva Sh.D. Philological Sciences
Associate Professor of the Department of Uzbek language and Social Sciences Urgench branch of Tashkent University of Information Technologies
named after Muhammad al-Khwarizmi
INTERACTIVE METHODS AND TECHNIQUES AS A SPECIAL FORM OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE
ABSTRACT: This article discusses various interactive techniques, forms and methods of teaching Russian as a foreign language. The approaches described will help teachers diversify the educational process and increase its effectiveness, as well as prepare students for a successful career.
Key words: interactive education, techniques, methods andforms of teaching, game methods, case method, business games, brainstorming, project method, audio and video recordings.
В современном мире знание иностранных языков становится неотделимой частью профессиональной и личной жизни. Среди них русский язык занимает особое место благодаря своей богатой культуре и международному значению в мировых языковых отношениях. Для эффективного преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в вузах важна роль интерактивных методов и приемов, способствующие активному включению студентов в процесс обучения и повышению уровня их языковой компетенции.
В основе интерактивного образования лежит коммуникативный подход, который представляет собой ситуации общения, направленные на развитие у учащихся умения использовать язык в реальной жизни. Преподаватели стремятся создать среду обучения для учащихся, активно взаимодействуя друг с другом, решают практические задачи и обсуждают актуальные темы. Сюда входят ролевые игры, диалоги, дискуссии и дебаты.
На одном из уроков преподаватель предлагает ученикам разыграть диалоги для повседневных ситуаций, таких как покупка на рынках или магазинах, заказ еды и т.д.. Это помогает студентам практиковать языковые структуры и расширять свой словарный запас в реальных контекстах общения.
Современные технологии предоставляют широкий спектр мультимедийных ресурсов, могут быть использованы в образовательном процессе. Видео, аудио, интерактивные презентации и онлайн-платформы позволяют разнообразить уроки и сделать их более интересными и увлекательными. Например, просмотр видео, прослушивание аудио и т.д.. Это помогает студентам улучшить свои навыки аудирование и понимание текстов.
Интерактивное образование - это особая форма образовательного процесса, суть которого заключается в совместной деятельности учащихся по приобретению знаний, идей, способов ведения дел, учебного материала для решения общих, но важных для всех задач.
Интерактивное образование - образовательный подход, основанный на активном участии учащихся в процессе получения знаний. В отличие от традиционных методов, когда студенты в основном слушают лекции и запоминают информацию, интерактивное обучение предполагает активное участие студентов посредством дискуссий, практических занятий, материалов и взаимодействия друг с другом.
Этот метод направлен на создание динамичной среды обучения, которая является более стимулирующей для глубокого усвоения материала и развития критического мышления.
Основными особенностями интерактивного обучения являются:
1. Активное участие учащихся: Студенты не просто слушают, а активно участвуют. Взаимодействие с материалом, учителем и друг с другом. Они могут работать в группах, обсуждать в парах или участвовать в ролевых играх.
2. Интерактивные методы позволяют учащимся давать немедленную обратную связь, а также общение с преподавателем или сверстниками, которые могут помочь исправить ошибки и улучшить понимание материала.
3. Студенты учатся применять теоретические знания посредством разнообразных заданий, проектов и ситуаций, которые помогают им лучше запомнить и понять материал.
4.Интерактивные методы помогают развивать аналитические и критические навыки, студенты могут анализировать данные, делать выводы и обсудить свою точку зрения.
Примеры интерактивных методов обучения:
- Метод проектов: студенты работают над проектами, требующими исследования и представления результатов, что развивает навыки самостоятельной работы и критического мышление.
- Игровые режимы: включает в себя множество игр и симуляций.
Процесс обучения интересен и помогает закрепить материал.
Интерактивные формы обучения, такие как мастер-классы, кейсы,
мозговые штурмы и деловые игры играют ключевую роль в образовательном процессе, особенно в преподавании студентам русского языка как иностранного. Эти методы помогают более глубоко понять материал, а также развивают критическое мышление и практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности.
1. Мастер классы.
Мастер-классы -специализированные занятия, проводимые экспертами в конкретной области, которые показывают и объясняют специальные навыки, приёмы или методы.
2. Кейсы. Метод кейсов включает в себя реальный или смоделированный анализ ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью. Студенты решают кейсы, обсуждают возможные решения и представляют свои выводы.
3. Мозговой штурм
Мозговой штурм — это групповой метод или задача для генерации идей по конкретной теме. Студенты свободно выражают свои мысли и предложения, которые затем анализируются и обсуждаются.
4. Деловые игры
Деловые игры - это симуляционные упражнения, имитирующие реальные бизнес-кейсы. Учащиеся играют роли, общаются друг с другом и принимают решения на основе сценариев.
Таким образом, при использовании интерактивных форм роль преподавателя кардинально меняется, перестает быть центральным лицом, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, заранее подготавливает необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает советы, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Использование интерактивных форм обучения, например, мастер-классов, кейсов, мозговых штурмов и деловых игр делают процесс изучения русского языка более увлекательным, эффективным и интересным для студентов- экономистов. Эти методы способствуют активному вовлечению студентов в данный процесс, повышению их профессиональных навыков и подготовке к реальным ситуациям в экономической сфере. Интерактивные подходы помогает не только овладеть языком, но и использовать его в контексте будущей профессиональной деятельности, что является основным фактором успеха.
Использованные источники:
1. Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. - Ташкент: Фан ва технология, 2016.
2. Бим, И.Л. (2005). Теория и практика обучения иностранным языкам. Москва: Высшая школа.
3. Бутенко, Н.Г. (2011). Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Флинта.
4. Кокорева, Л.Е. (2012). Игровые технологии в обучении иностранным языкам. Москва: Просвещение.
5. Макарова, О.Н. (2015). Интерактивные методы обучения в преподавании РКИ. Вестник Московского университета, серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 4, 56-65.
6. Никитина, С.И. (2016). Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Санкт-Петербург: Питер.
7. Петрова, Е.В. (2013). Электронные образовательные ресурсы в преподавании РКИ. Журнал современной педагогики, 6(3), 45-54.
8. Сапаева Ф., Худжаниезова Г., Хаджиева И., Абдуллаева Ш., Матьязова Н. Изучение различных контекстов в обучении второму языку. Журнал критических обзоров ISSN2394-5125 Том 7, выпуск 3, 2020 г. (страницы 266267)