SAMCHIK Natalya Nikolaevna INTERACTIVITY IN DISTANT CLASSES ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
УДК 372.881.161.1
DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0054
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КАК ИНОСТРАННОМУ
© Автор(ы) 2021
САМЧИК Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Дистанционное обучение РКИ требует использования новых приемов и методов в преподавании, позволяющих компенсировать следующие недостатки онлайн обучения: отсутствие «живого» контакта с обучающимися, качественного взаимодействия преподавателя и учеников, трудности объективной оценки знаний, слабая заинтересованность учащихся в изучении материала, их недостаточная мотивация. В статье рассматриваются возможности организации онлайн-обучения с помощью платформы Moodle и приложения для проведения видеоконференций Zoom, которая позволяет не только выходить на связь со студентами, но и обладает некоторыми дополнительными возможностями (совместное использование экрана, доски сообщений, демонстрация различных документов с возможностью делать пометки как преподавателю, так и студентам, показ видео, прослушивание аудиофайлов, работа студентов в мини-группах и парах с использованием сессионных залов), оптимизирующими процесс взаимодействия между участниками учебного процесса. Кроме того, автор статьи рассматривает интерактивные интернет-программы, использование которых на занятиях и в самостоятельной работе студентов способствует вовлечению студентов в учебную деятельность, формируют положительную мотивацию, заинтересованность в процессе получения знаний, активизируют взаимодействие между студентами и преподавателем, приближают процесс онлайн общения к «живому».
Ключевые слова: интерактивность, дистанционное обучение, формы интерактивного обучения, Moodle, Zoom, Quizlet, LearningApps, русский язык как иностранный, методика преподавания русского как иностранного.
INTERACTIVITY IN DISTANT CLASSES OF RUSSIAN AS FOREIGN
© The Author(s) 2021
SAMCHIK Natalya Nikolaevna, candidate of philological sciences, teacher of the department "Russian language and speech culture" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx street, 3а, e-mail: [email protected])
Abstract. Distant Russian as foreign teaching requires use of new teaching techniques and methods, allowing to compensate for the following disadvantages of online learning: the lack of "live" contact with students, high-quality interaction between the teacher and the students, difficulties in objective assessment of the students' knowledge, weak interest of students in learning the material, their lack of motivation. The article discusses the possibilities of organizing online learning using the Moodle platform and Zoom application, which allows not only to get in touch with students, but also has some additional features (sharing the screen, message boards, demonstrating various documents with the ability to make notes to both the teacher and students, showing videos, listening to audio files, students working in mini-groups and pairs using session halls), optimizing the process of interaction between participants of the educational process. In addition, the author views interactive Internet programs, the use of which in the classroom and in the independent work of students contributes to the involvement of students in educational activities, form a positive motivation, interest in the process of obtaining knowledge, activate interaction between students and teachers, make the process of online communication more "alive".
Keywords: interactivity, distant learning, forms of distant learning, Moodle, Zoom, Quizlet, LearningApps, Russian as foreign, Russian as foreign teaching techniques.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития общества с тесными межнациональными и межкультурными связями иностранный язык рассматривается как эффективное средство взаимодействия между людьми разных этнокультур, следовательно, актуально изучение его не просто как определенной системы, но и как инструмента общения, достижения тех или иных личных целей. Следовательно, изменились и подходы и методы обучения иноязычному общению. На первый план сегодня вышли активные и интерактивные приемы и методики обучения языку, позволяющие учащимся наиболее эффективно овладеть иностранным языком как средством межличностного и межкультурного взаимодействия [1, 2].
Отметим, что, понятие «интерактивность» стало активно употребляться в конце ХХ века прежде всего в сфере компьютерных технологий, однако сегодня этот термин приобрел более широкое значение, подразумевая не только использование электронных средств обучения, различных компьютерных программ, но и способ организации учебного процесса, при котором его участники (как преподаватель, так и студенты) активно взаимодействуют друг с другом, а вся работа на занятии основана на основе обратной связи [3].
На сегодняшний день не существует терминологического единства по отношению к понятиям «интерактив-
ность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы» [4]. В методической литературе можно найти две группы терминов, в основе которых лежит двойственное понимание интерактивности. С одной стороны, в основе таких понятий, как «интерактивное обучение», «интерактивные методы» лежит активное взаимодействие и общение между участниками учебного процесса. С другой стороны, термин «интерактивность» затрагивает дидактическое свойство средств обучения, характеризует способ взаимодействия человека с информационной средой («интерактивная образовательная среда», «интерактивная обучающая программа» и др.) [5, 6].
Анализ последних исследований и публикаций; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Будучи эффективным способом организации взаимодействия на занятиях по иностранному языку, интерактивность привлекала внимание исследователей в различных аспектах. Рассматривались особенности использования различных интерактивных методов и приемов на различных этапах обучения языку [7-11], отмечался положительный эффект интерактивных методов обучения на результаты студентов, эффективность работы на занятиях, мотивацию студентов к изучению языка [12-22]. Тем не менее, в основном рассматривается использование интерактивных методов обучения в рамках занятий, тогда как при дистанционном обучении, когда личное взаимодействие между участниками учебного процес-
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
САМЧИК Наталья Николаевна ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В ДИСТАНЦИОННОМ ...
са невозможно, традиционные интерактивные формы обучения неприменимы. Следовательно, необходимо искать новые возможности для реализации интерактивности в условиях дистанционного обучения.
Цель данной статьи - рассмотреть понятие интерактивности с точки зрения образовательного процесса, выявить основные формы интерактивного обучения, рассмотреть инструменты, позволяющие реализовать принципы интерактивного обучения в рамках дистанционного образования.
Изложение основного материала исследования. Основываясь на двояком понимании интерактивности, можно выделить следующие основные формы интерактивного обучения, которые можно использовать в процессе изучения русского языка как иностранного: коммуникативные ситуативные задания, деловые игры, метод кейсов, метод проектов, различного рода дискуссии (дебаты, круглые столы, метод «мозговой штурм»), творческие задания (спектакли, конкурсы, инсценировки), демонстрация учебных или аутентичных видеофильмов с последующим их обсуждением, прослушивание аудиоматериалов [23]. Данные приемы позволяют организовать взаимодействие участников занятия друг с другом (а не только преподавателя со студентами), что позволяет актуализировать получаемые знания, использовать их на практике, усилить мотивацию к изучению русского языка, развивает мыслительные и творческие способности учащихся. Кроме того, актуально использование обучающих интерактивных презентаций и специальных компьютерных программ и игр, позволяющих индивидуализировать обучение, активизировать мыслительную деятельность студентов, представить материал в доступной и интересной для современного поколения форме [24].
Дистанционное обучение имеет ряд особенностей, не позволяющих в полной мере организовать эффективное взаимодействие между участниками учебного процесса, поскольку «живое» общение между ними невозможно. В связи с этим возникает необходимость по-новому строить взаимодействие между студентами и преподавателем, а также и студентов между собой. Очевидно, что при дистанционном обучении русскому как иностранному требуются особые приемы и методы обучения, на первый план при этом выходят электронные интерактивные технологии, позволяющие компенсировать такие проблемы онлайн обучения, как отсутствие «живого» контакта с учащимися, качественного взаимодействия преподавателя и учеников, некоторые трудности объективной оценки прогресса студентов, а также возможную недостаточную мотивацию изучения предмета дистанционно, обусловленную как слабой волевой сферой обучаемых, внутренней самоорганизацией, так и проблемами технического характера.
Одним из удачных вариантов организации дистанционного обучения, по нашему мнению, является использование в качестве основы онлайн-платформу Moodle. Она обладает рядом достоинств, позволяющих участникам учебного процесса эффективно взаимодействовать в рамках электронной обучающей среды. Отметим некоторые из них.
Прежде всего, платформа обладает широкими возможностями, позволяющими представлять обучающие материалы в различном виде (текстовые файлы, презентации powerpoint, видео- и аудиоматериалы, активные ссылки на различные ресурсы и т.д.). Кроме того, сюда можно загружать и более сложные элементы, разделы Wiki, глоссарии, доступные для заполнения в том числе и обучаемыми, задания, а также различные формы тестирования. Элемент «задание» позволяет преподавателю оперативно оценивать ответы студентов по гибкой шкале, а также давать на них письменный комментарий с автоматическим информированием обучаемых. Элемент курса «тест» предлагает большой выбор типов вопросов (множественный выбор, на соответствие,
верно/неверно, эссе, перетаскивание, с возможностью вставить картинку или аудио) с возможностью выбора количества баллов для каждого вопроса, автоматическим перемешиванием как вариантов ответа в каждом тестовом задании, так и вопросов в рамках одного теста. Программа автоматически предоставляет широкий выбор статистических данных как по отдельному тесту, так и по каждому тестовому вопросу, а также предоставляет информацию по выполнению студентом теста в целом и отдельных вопросов. Результаты обучаемых фиксируются в виртуальном журнале, что позволяет отслеживать прогресс каждого учащегося и группы в целом.
Кроме того, данная платформа онлайн-обучения предлагает возможность настройки последовательности действий. В частности, при определенных настройках участник курса получит доступ к новому заданию или тесту только в том случае, если выполнил тот или иной блок или же по достижении им установленного учителем результата определенного элемента курса. Это позволяет индивидуализировать обучение, предлагать более сложные задания успешным студентам или же добиться освоения материала всеми обучаемыми, в противном случае они не смогут продолжить курс.
Отметим также интерактивность данного ресурса, которая заключается в возможности общения между преподавателем и студентами, студентами друг с другом с помощью обмена сообщениями, участия в общих чатах, форумах, опросах, информация о которых появляется в личном кабинете каждого участника курса.
Еще одним эффективным интерактивным средством организации дистанционного обучения является приложение Zoom, с помощью которого удается максимально приблизить учебный процесс к привычному нам аудиторному формату, предоставляя возможности для «живого» общения между участниками учебного процесса. Отметим также некоторые дополнительные опции программы, которые оптимизируют взаимодействие студентов и преподавателя на занятии:
- использование совместного экрана для демонстрации материалов в виде файлов различного формата, интерактивных материалов;
- доска сообщений с возможностью ввода текста, инструментами выделения, рисования и др.;
- индивидуализация работы с отдельными студентами, использование работы в парах и группах с помощью сессионных залов.
Данные инструменты позволяют реализовать несколько задач: повысить мотивацию студентов, вовлечь их в активную работу на занятии, заинтересовывают их и активизируют взаимодействие между участниками учебного процесса.
Одним из эффективных способов организации учебной деятельности при дистанционном обучении русскому языку как иностранному как на занятии, так и в рамках самостоятельной работы студентов является использование различных интерактивных интернет-приложений. Одной из них является сервис для создания интерактивных карточек Quizlet. С ее помощью можно быстро и легко создавать флеш-карточки, с помощью которых отрабатывается новая лексика. С одной стороны такой карточки вводится термин (новое слово для заучивания), а с другой его определение (перевод). Имеется возможность вставить картинку из базы сервиса, кроме того, все слова автоматически озвучиваются, что очень удобно для выработки правильного чтения и произношения. Кроме того, в программе можно использовать такие комбинации карточек, как «термин-синоним/антоним», «термин - предложение с пропусками», что позволяет расширить возможности сервиса и использовать его не только для расширения словарного запаса студентов, но и отработки тех или иных грамматических явлений.
Программа Quizlet предлагает несколько режимов работы с карточками. Режим заучивания позволяет эффективно запоминать материал, отслеживая успех
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002
241
SAMCHIK Natalya Nikolaevna INTERACTIVITY IN DISTANT CLASSES ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
студента и предлагая ему карточки, с которыми он не справился ранее. В режиме правописания и письма отрабатываются письменные навыки учащихся, режим теста предлагает несколько типов тестовых заданий (выберите правильный ответ, верно/неверно, укажите соответствия, впишите слово), позволяющих проверить знания, имеется также две игры.
Отметим также интернет-приложение LearningApps, предоставляющее возможность создавать двадцать видов красочных интерактивных заданий, с помощью которых можно в игровой форме отработать языковой материал и проверить навыки студентов. Программа имеет обширную базу готовых заданий по русскому как иностранному, кроме того, с ее помощью легко создать собственные модули с использованием как текста, так и различных картинок, фото, видео- и аудиоматериалов на основе уже готовых заданий, использовав их как шаблоны, так и с чистого листа.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Дистанционное обучение имеет ряд особенностей, не позволяющих осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса в привычном на занятиях виде, поскольку многие формы работы, используемые в очном формате обучения, неприменимы. Основной принцип интерактивности - эффективное взаимодействие, активность как преподавателя, так и учеников - при дистанционном обучении требует использования новых приемов и методов работы. Мы полагаем, что использование интерактивных возможностей программы Zoom, интернет-приложений для создания интерактивных и тестовых заданий различного типа (Quizlet, Learningapps и др.), видео- и аудиоматериалов позволяют наладить взаимодействие между участниками учебного процесса даже при отсутствии личного контакта, привлечь студентов к изучению материала, повысить учебную мотивацию, заставляют обучаемых проявлять необходимую для эффективного освоения материала активность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГавронскаяЮ. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» //Высшее образование в России. 2008. №7. С. 101-104.
2. Арустамян Д.В., Дроздова Е.А. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе //Евразийский союз ученых. 2018. № 7-4 (52). С. 7-8.
3. Ситдикова Р.Р., Хайруллина А.С. Методы обучения на основе мультимедийной и интерактивной техники как основы информационно-коммуникационного и интерактивного обучения //Воспитание, обучение, образование: передовые технологии, исследования и разработки. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 123-128.
4. Истракова М.А. Интерактивные методы обучения иностранному языку как современная трактовка активных методов обучения // Профессионально ориентированный перевод: реальность и перспективы. Сборник научных трудов. Москва, 2019. С. 130-144.
5. Новиков С.И. Новый подход в технологии обучения: интерактивное обучение // Научные исследования. 2015. № 1. С. 105109.
6. Agapova T.V., Aisner L.Yu. Basic forms of interaction and teaching methods in higher school (passive, active and interactive teaching methods) //Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 269-275.
7. Джумаев З.С. Интерактивные методы и приемы обучения иностранному языку на начальной ступени обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1. С. 63-65.
8. Абзамова Д.Ш. Интерактивные методы и приемы обучения иностранному языку на начальной ступени обучения //Вопросы педагогики. 2018. № 6-1. С. 22-24.
9. Алексеева Е.С. Применение интерактивных стратегий обучения на занятиях по иностранному языку при обучении общению на среднем этапе // Теория и практика современной науки. 2020. № 1 (55). С. 32-37.
10. Bagramova N.V., Vasileva A.V. Interactive lesson as a macro-unit of teaching Russian as a foreign language in short-term courses // Philological Class. 2020. Т. 25. № 1. С. 173-183.
11. Стуколова Е.А. Интерактивные инструменты обучения методике преподавания иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 272-276.
12. Дорофеева А.В. Интерактивное обучение как технология, ориентированная на повышение интереса к обучению // Организация практико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. 2017. С. 75-78.
13. Сытько К.О., Рябова А.А. Интерактивные методы обучения
как средство повышения качества обучения // Современные тренды развития науки. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 61-64.
14. Чамина О.Г. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам в вузе (как средство продуктивного обучения) // Современные технологии обучения иностранным языкам. Сборник научных трудов. Ульяновский государственный технический университет. 2016. С. 424-429.
15. Серикова Ю.В. Использование технологии интерактивного обучения для повышения мотивации студентов к обучению иностранным языкам //Научные преобразования в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 246-248.
16. Сафронова, И. В. Интерактивное обучение как метод индивидуализации образовательного процесса / И.В. Сафронова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. — № 1. — С. 79-83.
17. Васильева А.В. Технология интерактивного обучения как вариант осуществления коммуникативного подхода при обучении РКИ на краткосрочных курсах // Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве военного вуза. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Давыдовой, Н.Ю. Васильевой. 2017. С. 25-31.
18. Усатова И.Ю. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов нязыковых направлений подготовки с помощью интерактивных технологий // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 38-42.
19. Челнокова Е.А., Жидков А.А. Особенности применения интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 30-34.
20. Андриянова М.В. Внутрифирменное обучение персонала в России: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 27-30.
21. Ваганова О.И., Жидков А.А. Использование интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 18-21.
22. Кирдан А.П. Инновационные технологии профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 27-30.
23. Облицова З.Г., Коряковская Н.В. Использование элементов дистанционного обучения в вузовском образовании как форма интерактивного обучения // Инновации в образовании, науке и экономике: от частного (российская практика) к общему (мировой опыт). Сборник материалов Международной научно-практической конференции.
2018. С. 116-119.
24. Белякова Е.В. Методы обучения. Интерактивные методы обучения // INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции.
2019. С. 169-173.
Статья поступила в редакцию 31.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021