рентоспособного кадрового ядра, способного гибко реагировать на требования внешней среды, приобретать дополнительные знания, осваивать новые профессиональные, универсальные навыки, быть преданным своей работе.
Канд. экон. наук Л. С. Бабынина
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Освещается опыт использования в МШБ РЭА новейших интерактивных технологий обучения.
Подготовка специалистов на современном этапе развития образования в РФ и стратегия интеграции систем обучения в международный рынок образовательных услуг требуют использования наиболее эффективных методов, моделей и форм обучения. Как известно, есть два носителя осознанной активности, два субъекта обучения - преподаватель и студент. Деятельность преподавателя - это содержание, методы, средства и организационные формы передачи знаний. Деятельность студента - это учение, т. е. овладение знаниями и навыками.
В зависимости от осознанной активности этих двух субъектов можно говорить о различных дидактических1 методах и моделях обучения. Авторитарные методы позволяют передать информацию от одного субъекта (преподавателя) к другому субъекту (студенту), а коммуникативные процессы сообщения и получения информации при этом выступают только средством, оставляя одну из сторон обучения (студента) пассивной. Коммуникативные методы обеспечивают активное взаимодействие субъектов на основе усвоения знаний через осознанный опыт и понимание. Использование тех и или иных моделей обучения, в основе которых лежат авторитарные и коммуникативные методы, обусловлено особенностями психофизиологического общения людей.
Научиться чему-либо, усвоить накопленные человечеством знания, освоить ту или иную практическую деятельность студент способен только через собственную, самостоятельную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность - учение. Процесс восприятия един
1 Дидактика (от греч. МакйкоБ - поучающий) - наука, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует методы и организационные формы обучения.
для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее -обработка этой информации и приведение ее в определенный порядок, на выходе - систематизированная информация, которая заключает в себе представление человека о предмете. Именно эта информация ложится в основу его действий.
Из практического опыта мы знаем, что, находясь в одной и той же ситуации, люди воспринимают информацию по-разному. Это связано с тем, что наше восприятие основано на органах чувств, при этом для одного из нас важно увидеть информацию и запомнить, для другого - услышать, для третьего - получить ощущения через осязание, обоняние, вкус и т. д. Нейролингвистическое программирование (НЛП), широко используемое в настоящее время в рекламе, технике продаж, связях с общественностью, проведении бизнес-презентаций, переговоров и тренингов, основано на использовании трех основных сфер сенсорного, чувственного опыта:
- визуальной - внешняя и внутренняя информация представляет собой комплекс зрительных образов;
- аудиальной - информация представляет собой комплекс звуков;
- кинестической - информация представляет собой комплекс ощущений.
Такой характер человеческого восприятия подтвержден специальными исследованиями, которыми установлено, что при использовании авторитарных методов обучения информация воспринимается преимущественно пассивно. При этом обучаемые сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 50% того, что услышали и увидели. В то же время при использовании коммуникативных методов происходит активное восприятие информации, что позволяет удержать в памяти 80% того, что говорили сами, 90% того, что делали сами. Через 72 часа после получения сведений в памяти студента остается при аудиовосприятии примерно 10% информации; при визуальном - 20%; при аудиовизуальном - 50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении - 70%; при аудиовизуальном восприятии, обсуждении и при возможности практического приложения - 90%. Аналогичные выводы делают и другие авторы, утверждая, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, при дискуссионном обучении - 75%, а в деловых играх - около 90%.
Современные образовательные технологии дают возможность создавать наиболее эффективные коммуникации со студентами с включением всех каналов восприятия: визуального, аудиального и ки-нестического. Разумное сочетание авторитарных и коммуникативных методов, а также соответствующих им средств и форм обучения позво-
ляет выделить четыре модели обучения: авторитарное, самообучение, интерактивное и диалогическое самообучение. Исходя из практического опыта и участия в международных образовательных программах, остановимся на характеристике интерактивной формы обучения.
Интерактивное обучение - это постоянное активное взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения с помощью таких форм, которые позволяют реализовать внутренний механизм саморазвития обучающихся. В результате повышаются качество учения и текущий контроль самостоятельной работы студентов. Использование технических средств, таких, как мультимедиа, электронная почта, компьютерные обучающие программы, видеокурсы, интернет-технологии, обеспечивает взаимодействие (интерактивность) всех участников образовательного процесса.
Интерактивное обучение предполагает внутригрупповую и межгрупповую активность студентов и направленность действий (инициативу). Активность студентов может быть представлена тремя основными группами.
Физическая активность заключается в пространственном перемещении, изменении образа действий партнеров по взаимодействию, например, в деловой или ролевой игре. Студенты могут менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию у доски или перед аудиторией, работать в малых группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки и т. д.
Социальная активность проявляется в том, что студенты сами инициируют взаимодействие друг с другом, выбирают приемы и технику усвоения информации: задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т. д.
Познавательная активность студентов проявляется в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему (ситуационный анализ), определять способы ее решения, предлагать рекомендации, вырабатывать советы.
Отличительная черта интерактивного обучения - использование конкретного опыта, отправного пункта в естественном научении. Теория научения (бихевиоризм) представлена работами И. Павлова, Д. Уотсона (условные рефлексы) и Б. Скиннера (теория закрепления). Естественный цикл научения происходит на основе рефлекторного поведения человека, закрепления этого поведения и на основе наблюдений. Собственный опыт и опыт других людей служат фундаментом для наблюдений и рефлексии. На основе наблюдений человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям, которые выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях - воображаемых, моделируемых и реальных. Делая выводы из последствий предыдущего
опыта, человек старается закрепить желательное поведение и устранить нежелательное. Весь учебный цикл, основанный на конкретном опыте, представляет четыре фазы:
1. Фаза конкретного опыта - восприимчивость нового опыта.
2. Фаза рефлексии - осмысление конкретного опыта и его интерпретация с различных точек зрения и подходов.
3. Фаза концептуализации опыта - целостное понимание, выработка понятий и представлений, выстраивающих данные наблюдения в последовательную, логичную теорию.
4. Фаза активного экспериментирования - способность использовать теоретические представления для принятия решений, решения проблем, что способствует приобретению нового опыта.
Интерактивное обучение основано также на взаимной обратной связи между студентом и преподавателем. Такое обучение позволяет незамедлительно и своевременно дать студентам оценку их действий, результатов и их последствий, а также получить информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Реализацией обратной связи со студентами может быть фиксация положительного опыта или рекомендация позитивных конструктивных изменений, необходимость которых выявила кумулятивная промежуточная оценка результатов обучения.
В процессе интерактивного обучения, например, в активных конкретных ситуациях, деловых или ролевых играх, студенты учатся решать проблемы, с которыми им придется постоянно сталкиваться в будущей практической деятельности. Это обучение непрерывному процессу пересмотра установок, ценностей, убеждений через взаимодействие с новой информацией в течение всей жизни.
Для решения организационных и управленческих проблем в настоящее время необходимы эффективные и устойчивые командные коммуникации в организации. Они способствуют обмену идеями1, опытом работников, выполняющих взаимосвязанные задачи, и формированию чувства группового единства, значимость которого была доказана в конце 1920-х гг. Э. Мэйо (школа человеческих отношений) при проведении Хотторнских экспериментов. Исследования показали, что результативность (производительность) труда зависит не только от условий труда, но и от группового психологического воздействия на нерадивых работников, обусловленного желанием бригады ответить высокими результатами труда на человеческое отношение. Возникшие в 1960-70-е гг. автономные команды (teams), соединяющие самостоя-
1 Например, у работников НИОКР новые идеи инициировались творческим общением на 55%, в то время как чтение литературы - лишь на 11% [1. С. 80].
тельность со сплоченностью, взаимозаменяемостью и взаимообучаемостью их членов, обретают новое дыхание.
В условиях гибкой автоматики, децентрализованной информации и компьютерной интеграции производства команды оптимально комбинируют усилия и способности людей, их профессионализм и ответственность. Японские «кружки качества», бригадное рационализаторство и инжиниринг производства (перестройка под переосмысление цели и стратегии) показали эффективность коллективного взаимодействия, «сотворчества снизу доверху». Поэтому навыки готовности к коллективному труду и работе на общий результат необходимо прививать студентам уже на стадии обучения, при использовании интерактивных технологий. При проведении имитационных, деловых или ролевых игр студенты получают коммуникативные умения, экспериментируют, выбирая стратегии взаимодействия и модели общения, снимают стереотипы, учатся сотрудничеству, рассматривают стили руководства при оптимальном сочетании двух ситуационных переменных: «ориентации на отношения» и «ориентации на задачи».
Возможности физической и социальной активности студентов, реализуемые при интерактивном обучении, впоследствии окажутся весьма полезными, поскольку офисы многих фирм проектируются в соответствии с принципами активной среды и включают как уединенные рабочие места (кьюбиклы), так и помещения для групповых взаимодействий, позволяющие работникам на короткие периоды «отключаться» от рабочих мест.
В Международной школе бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова интерактивные технологии применяются при преподавании различных дисциплин. Например, каждая тема дисциплины «Организационное поведение» позволяет активно использовать ролевые игры - метод проигрывания или инсценировки, когда обучение осуществляется через действие. При проигрывании ситуации стимулирования конструктивного конфликта игровые роли «оппонента», «пессимиста», «реалиста», «адвоката дьявола», «компетентного судьи» и другие распределяются преподавателем с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Собственные переживания студентов в этом случае ярко запоминаются и сохраняются в течение долгого времени.
Удачной формой интерактивного обучения представляется междисциплинарная (маркетинг, финансы, экономика, менеджмент) деловая игра на английском языке для студентов, обучающихся по программе 1Б8-Р1еккапоу, по созданию бизнес-плана компании, выходящей на рынок. В ходе игры студенты используют учебно-методическое пособие, состоящее из рабочей тетради студента, руководства по написа-
нию бизнес-плана с приложением графика выполнения задания, перечня дополнительной литературы и полезных ссылок на интернет-ресурсы.
Особенность деловой игры состоит в поэтапности ее реализации. Первый этап - это распределение студентов на группы (численность каждой группы оговаривается заранее), проведение установочных лекций по бизнес-планированию в течение месяца. Второй этап - самостоятельная работа студентов над проектами, консультирование. Третий этап - рецензирование бизнес-планов членами комисии по защите и их защита.
В конце первого этапа каждый студент должен заполнить рабочую тетрадь, составленную в формате «вопрос - ответ». Вопросы сформулированы таким образом, чтобы сфокусировать внимание студента на поставленной задаче, сконцентрировать его усилия на анализе окружа-ющей бизнес-среды для выявления конкурентных преимуществ продви-гаемого на рынок продукта.
Защита подготовленных бизнес-планов осуществляется перед комиссией из четырех человек, сформированной из преподавателей МШБ, сторонних преподавателей и внешних консультантов, свободно владеющих английским языком. Для оценки качества бизнес-плана и вклада каждого конкретного студента члены комиссии используют специально разработанную систему критериев.
Таким образом, отличительными признаками интерактивного обучения считаются активность (физическая, социальная, познавательная), инициатива (направленность действий), взаимодействие с опытом (прямой контакт с областью осваиваемого опыта), обратная связь, решение проблем, приобретение навыков командообразования.
К основным методологическим принципам интерактивного обучения относятся:
- тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий, дефиниций;
- всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции (например, взаимодействие менеджеров по управлению персоналом и линейных менеджеров);
- поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;
- выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции лидера (руководителя), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (хороший преподаватель тот, который только помогает);
- активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
- постоянное поддержание преподавателем активного внутри-группового взаимодействия, снятие напряженности в отношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;
- оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей или в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;
- интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях;
- организация пространственной среды - «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению обучаемого (например, дискуссия внутри команд или межгрупповая дискуссия; некоторые многочасовые интерактивные игры требуют отдельных помещений);
- взаимодействие в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, «поощрений - наказаний» за достигнутые результаты;
- обучение умению принимать решения в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации.
Интерактивное обучение позволяет более объективно оценивать знания студентов даже с помощью стандартных критериев и процедур.
В основу оценки уровня знаний студентов Международной школы бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова положен рейтинговый подход с использованием 100-балльной системы и ее соответствующей конвертацией в 5-балльную: 0-50 баллов = 2 (неудовлетворительно); 51- 64 балла = 3 (удовлетворительно); 65-79 баллов = 4 (хорошо); 80-100 баллов = 5 (отлично).
Промежуточная аттестация знаний студентов по учебным дисциплинам включает две составляющие: текущий и промежуточный контроль знаний. Весомость текущего контроля должна составлять не менее 40%, остальные 60% определяются результатами письменного или устного экзамена или зачета. Формула окончательной оценки промежуточной аттестации принимает следующий вид:
Оценка промежуточной аттестации (100 баллов) = {0,6 х (Промежуточный контроль) + 0,4 х (Текущий контроль)}.
Промежуточный контроль равен сумме промежуточной и итоговой оценки. Количество баллов за каждый вид самостоятельной (текущей) работы устанавливается с учетом ее значимости. Например, теку-
щий контроль (40) = подготовка эссе (20) + реферирование литературы (10) + презентация по заданной теме (10); промежуточный контроль (60) = промежуточная оценка (30) + итоговая оценка (30). Значимость каждого вида самостоятельной работы студентов определяется по дисциплинам и утверждается советом МШБ
Опыт интерактивного обучения и оценки знаний студентов в Международной школе бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова позволяет сделать вывод о его высокой эффективности.
Список литературы
1. Капица В. Культура труда как производительное творчество человека. Киев, 1989.
2. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004.
3. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭПО «Знание», 2003.
4. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-пресс, 2003.
Л. Б. Филиппова М. С. Циликова
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЕ БИЗНЕСА
Исследуются важнейшие элементы концепции разработки
курса английского языка в МШБ РЭА.
Существует клише, что если архитектура - это застывшая музыка, то образование - застывшая политика. В современных российских условиях очень трудно согласиться с тем, что образование - это нечто застывшее. Напротив, текущий момент характеризуется чрезвычайно быстрыми изменениями во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
Обучение иностранному языку в высшей школе - динамичный, постоянно изменяющийся процесс. Как и сам иностранный язык, он