Научная статья на тему 'Интерактивная система контроля и учета рабочего времени'

Интерактивная система контроля и учета рабочего времени Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
475
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / СКУД / АСКУД / HR-СИСТЕМА / XML

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коршунова К. П.

Интерактивная система контроля и учета рабочего времени сотрудников организации может быть применена на предприятии любого профиля, где необходимо учитывать и обрабатывать данные, полученные от системы контроля доступа. Цель – автоматизировать процесс взаимодействия отдела кадров с сотрудниками. В статье приведена обобщенная структурная схема системы и обозначены основные принципы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивная система контроля и учета рабочего времени»

Гейша

ресторан японской кухни

Рис. 1. Реклама японского ресторана

Информационные технологии в России (в т.ч. Дальний Восток) осваиваются весьма медленно, и существует очень мало специалистов, которые могут создать качественную продающую рекламу. В коммерческих организациях занимающихся созданием рекламы города Хабаровска в основном используются устаревшие программные продукты, подобная ситуация определяется несколькими факторами - психологическим, финансовым, временным. А именно, инертностью самих работников, неготовностью предпринимателей тратить большую сумму на приобретение новых программ и нежеланием отрывать работников на обучение работе в новых программных продуктах от производственного цикла.

Список литературы:

1. http://cityfor.ru/news/tags_31.htm (дата обращения 12.04.2013).

2. http://ecsocman.hse.ru/text/19290671 (дата обращения 12.04.2013).

3. http://inform-system.ucoz.com/index/novye_informacionnye_tekhnologii_ v_upravlencheskoj_dejatelnosti/0-35 дата обращения 12.04.2013).

4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-Ф3 (принят ГД ФС РФ 22.02.2006).

ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

© Коршунова К.П.*

Филиал Национального исследовательского университета «МЭИ»,

г. Смоленск

Интерактивная система контроля и учета рабочего времени сотрудников организации может быть применена на предприятии любого профи-

* Студент кафедры Вычислительной техники. Научный руководитель: Зайцев О.В., ведущий специалист отдела безопасности филиала ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», кан-

дидат технических наук.

ля, где необходимо учитывать и обрабатывать данные, полученные от системы контроля доступа. Цель - автоматизировать процесс взаимодействия отдела кадров с сотрудниками. В статье приведена обобщенная структурная схема системы и обозначены основные принципы работы.

Ключевые слова управление персоналом, учет рабочего времени, СКУД, АСКУД, HR-система, XML.

Для решения задач управления персоналом в крупной организации в настоящее время используются такие информационные технологии, как СКУД и HR-системы.

Автоматизированная система контроля и управления доступом (АСКУД) - совокупность программно-аппаратных средств безопасности, имеющих целью обеспечение доступа людей или транспорта на заданную территорию через двери, ворота, проходные по заданным алгоритмам. Кроме того, любая современная система АСКУД поддерживает функцию протоколирования: информация о событиях доступа (в простейшем случае вход / выход) фиксируется в централизованной базе данных.

Основными задачами, решаемыми АСКУД, являются управление доступом на заданную территорию по заданному алгоритму и идентификация лица, имеющего доступ на заданную территорию. Дополнительными задачами могут являться: учёт рабочего времени; ведение базы персонала / посетителей; интеграция с системой безопасности и др. В настоящее время СКУД все чаще используется для повышения автоматизации работы отдела кадров (ОК) и бухгалтерии при использовании средств учета рабочего времени. Для решения данных задач необходима интеграция с HR-системой.

HR-система - это комплекс технологий и ПО, предназначенных для работы по учету персонала на всех уровнях: от оперативного (повседневный учёт данных) до стратегического (принятие решений по развитию компании).

Как правило, если речь идет о крупном предприятии, то используется множество различных СКУД, HR-систем и другого ПО, работающих по разным алгоритмам и основанных на разных технологиях. Возникает необходимость скоординировать их работу друг с другом (организовать эффективный обмен данными) и обеспечить тем самым единую централизованную систему управления, предоставляющую максимальные возможности по автоматизации рутинных процессов.

Предлагаемая нами система решает названные задачи и представляет собой единый узел, где собираются данные от различного ПО, а затем обрабатываются. Предлагается использовать XML-формат для обмена информацией: входные данные в виде XML-файла. Где и как сформирован данный файл, для системы не имеет значения. Таким образом, система является универсальной, имеется возможность интеграции с любым ПО. Структура XML документирована, и разработчик любой АСКУД или HR может создать несложную утилиту выгрузки данных. Также отказ от прямого доступа к ба-

зам данных имеющегося ПО может диктоваться требованиями информационной безопасности организации.

Основное назначение системы - контроль и учет рабочего времени сотрудников, поиск и обработка различных нарушений. Однако данный подход можно применить при разработке ПО любого назначения.

Система является интерактивной, то есть обеспечивает обратную связь руководства, подчиненных и ОК с помощью интерфейса: сотрудник имеет возможность не только просмотреть, но и прокомментировать тот или иной инцидент, зафиксированный системой автоматически, (например, «опоздание по согласованию с руководством»), а также загрузить оправдательные документы (служебную записку и пр.). Начальник может подтвердить или отклонить объяснение сотрудника. Начальник более высокого уровня в свою очередь может подтвердить или отклонить данное решение и т.д. Сотрудники ОК (т.н. «суперпользователи») «закрывают» нарушение для редактирования и принимают окончательное решение о квалификации данного инцидента и назначении наказания.

В виду того, что с системой может работать несколько тысяч человек, оптимальным решением видится использование ЖЕВ-интерфейса (на клиентской стороне не придется устанавливать дополнительное ПО). ЖЕВ-ин-терфейс должен обеспечивать удобный функционал просмотра нарушений и построения отчетов различного уровня детализации.

Система позволяет проследить «историю» конкретного нарушения (просмотреть всю цепочку объяснений и подтверждений), а также получить различного рода статистику (является ли нарушение разовым или систематическим, характерно для определенного подразделения и пр.).

На сегодняшний день подобные операции практически не автоматизированы. Имеющиеся системы учета рабочего времени имеют ограниченный функционал, который часто сводится только к построению стандартного табеля учета рабочего времени.

Проведем анализ наиболее популярных систем учета рабочего времени (как правило, они входят в состав АСКУД в виде отдельного модуля). Для сравнения их функциональных возможностей выделим несколько основных показателей:

1. Формирование графиков рабочего времени и фиксация нарушений. Общими для данных систем являются функции построения стандартного табеля, фиксации простейших нарушений.

2. Функция составления отчетов. Системы предусматривают возможность генерации и просмотра отчетов с различной степенью детализации, вывода их на печать, запись в файл на диск. Ни в одной системе нет возможности построения сложных отчетов (предполагающих сложную аналитику, статистическую обработку).

3. Интеграция с НЯ-системой / другими АСКУД. Рассматриваемые нами системы (за исключением Р№ой-Р1^е88Юпа1) интегрируются с системой 1С версии 8 и работают с конкретной АСКУД. Разрабатываемая нами система учета рабочего времени является универсальной.

4. Интерактивный WEB-интерфейс. Ни одна из рассматриваемых систем не обеспечивает интерфейса, позволяющего работать с системой всем сотрудникам, отсутствует возможность интерактивного взаимодействия сотрудников, руководства и ОК.

5. Ведение БД инцидентов (нарушений) и автоматизация процесса их расследования (в т.ч. функции документооборота). Системы позволяют регистрировать инциденты, но не автоматизируют процесс расследования, не позволяют хранить и накапливать данные (объяснительные, служебные записки, приказы и пр.), а также анализировать их. Только РЕЯСо^М07 имеет минимум подобных возможностей (загрузка документов).

6. Информирование сотрудника и его руководства о нарушениях (организация почтового информера - небольшой подпрограммы, которая при возникновении инцидента высылает на электронную почту сотрудника письмо с соответствующей информацией).

Данные по результатам сравнения сведены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ аналогов и прототипов

^^^^^ ПО Показатели''''''''------......^ «ОРИОН ПРО» РШой-Рго£е$$юпа1 «Кронверк Про» РЕЯСо-8М07 Наша разработка

Графики рабочего времени и нарушений Стандартный табель, фиксация опозданий и ранних уходов Стандартный табель, фиксация опозданий и ранних уходов Стандартный табель, фиксация опозданий и ранних уходов Стандартный табель, фиксация опозданий и ранних уходов Стандартный табель, фиксация разнообразных нарушений

Интеграция с НЯ-системой / другими АСКУД 1С /Нет Нет /Нет 1С /Нет 1С /Нет Возможность поддержки любой системы

БД нарушений и автоматизация расследования (в т.ч. функции документооборота) Нет Нет Нет Возможность загрузки оправдательных документов Есть,все стадии: от регистрации инцидента до вынесения решения

ШЕБ-интерфейс Нет Нет Нет Нет Есть

Взаимодействие с пользователями-сотрудниками Нет Нет Нет Нет Есть (интерактивный режим)

Информирование сотрудников об инцидентах Нет Нет Нет Нет Организация почтового информера

На основании анализа можно сделать вывод: данные системы удовлетворяют потребностям небольших организаций. Но обрабатывать большое количество информации вручную представляется затруднительным. Отли-

чительной особенностью нашей разработки является полноценная поддержка и автоматизация всего процесса работы над инцидентом, решение всего комплекса проблем, связанных с нарушениями трудовой дисциплины. Покажем обобщенную структуру ПО (см. рис. 1).

Рис. 1. структурная схема системы

На вход разрабатываемой системы поступают данные от СКУД и от HR-системы. Связь между разрабатываемой системой и существующей СКУД осуществляется с помощью XML-файла. Для решения задачи экспорта / импорта необходимо разработать:

- утилиту экспорта, которая необходимые данные из БД СКУД экспортирует в XML-файл. Утилита запускается на сервере АСКУД, формируемый ей файл содержит информацию о событиях системы (табельный номер сотрудника, дата / время события, тип события и др.).

- утилиту экспорта данных HR-системы, которая выгружает в XML данные о сотрудниках (табельный номер, ФИО, должность, отдел, подразделение, график работы и пр.).

- утилиту импорта, которая осуществляет парсинг и верификацию полученных XML-файлов и записывает извлеченные из них данные в БД разрабатываемой системы (операция суммирования реляцион-

ной алгебры по табельному номеру сотрудника). Она же «фиксирует» нарушения, то есть квалифицирует то или иное событие системы СКУД (или отсутствие данного события) как инцидент.

Основным программным компонентом разрабатываемой системы является WEB-интерфейс, представляющий данные пользователям и обеспечивающий обратную связь. Для авторизации используется учетная запись в Active Directory (можно использовать любой другой вид авторизации). Авторизовав пользователя, мы автоматически назначаем ему определенные привилегии (объем доступной информации и функций).

Для реализации дополнительных функций системы служат утилита экспорта табеля, генератор отчетов, почтовый информер.

Таким образом, предлагаемая нами система является надстройкой для любой АСКУД и HR-системы для анализа протоколов доступа с целью выявления различного рода нарушений режима работы, предоставляющей WEB-интерфейс для сотрудников, руководства и ОК и предусматривающей возможность интерактивного взаимодействия сотрудников с ОК. Предложенные механизмы работы обеспечивает автоматизацию многих процессов управления персоналом в крупной организации, а принцип обмена информацией - универсальность и автономность системы.

Список литературы:

1. Журнал ТЗ [Электронный ресурс]. - 2008. - № 5. - Режим доступа: www.tzmagazine.ru.

2. ГОСТ Р 51241-2008 («Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний»).

3. Документация АРМ «ОРИОН ПРО» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bolid.ru.

ПРОЦЕДУРА ОПТИМИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ

© Мистров Л.Е.*, Первухин Д.А.4

Центральный филиал Российской академи правосудия, г. Воронеж Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается вопрос процедуры технических решений. Рассмотрены основные принцип обеспечения работы функциональных

* Доцент Центрального филиала Российской академии правосудия, доктор технических наук, доцент.

* Заведующий кафедрой Системного анализа и управления Национального минерально-сырьевого университета «Горный», доктор технических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.