Научная статья на тему 'Интенции, реализуемые концептуальной метафорой в текстах предвыборных кампаний'

Интенции, реализуемые концептуальной метафорой в текстах предвыборных кампаний Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пескова Е. Н.

данной статье идет речь о концептуальных метафорах, которые оказывают воздействие на политическое мышление человека. Автор, опираясь на систему А. П. Чудинова, анализирует милитарные метафоры, выделяя в них фреймы, указывающие на то или иное авторское намерение, интенцию. На основании проделанного анализа можно увидеть, что идентификация интенции, реализуемой той или иной концептуальной метафорой, неоднозначна, то есть одна интенция обязательно основная, а помимо нее есть еще и дополнительная. Однако интенция может менять свой индекс «основная» на «дополнительная» и наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intentions Realized by Conceptual Metaphors in Pre -Election Campaign Texts

The article deals with conceptual metaphors that exert influence upon the political thinking of a human. Taking into consideration the A. P. Chudinov's system the author distinguishes some frames revealing this or that author's purpose or intention. By means of the analysis made it is obvious that identification of the intention realized by this or that conceptual metaphor may admit of different interpretation which implies that one intention is sure to be primary accompanied by secondary ones. However, the intention is able to change its principal index for the additional one and, consequently, vice versa.

Текст научной работы на тему «Интенции, реализуемые концептуальной метафорой в текстах предвыборных кампаний»

ББКФЗ(2)68:Ш70 + Ш70 + С55.567

E. Н. Пескова

ИНТЕНЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРОЙ В ТЕКСТАХ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ

Многие ученые-лингвисты неоднократно выражали мысль о том, что политический мир строится, осознается, реализуется человеком. «В процессе принятия решений метафора определяет круг альтернатив решения проблемной ситуации, а также влияет на оценку этих альтернатив» [ 1 ].

Метафора лучше всего реализует интенцию в по-лигачесюм тексте предвыборных кампаний, это связано с функциональной спецификой полишчесюго дискурса. Так Е. И. Шейгал с позищй системообразующих интенций полигичесюго дискурса выделила следующие функции политического дискурса:

1) социальный контроль (манипуляция общественным сознанием);

2) легитимизация власти (объяснение и оправдание какого-либо решения);

3) воспроизводство власти (укрепление приверженности системе);

4) ориентация (формирование картины политической реальности в сознании социума);

5) социальная солидарность (интеграция в социуме или отдельных социальных группах);

6) социальная дифференциация (отчуждение социальных групп);

7) агональная (выражение несогласия и протеста против действий властей);

8) акциоиальная (мобилизация, то есть активизация сторонников, или «наркотизация», то есть усыпление бдительности населения) [6].

На политическое мышление человека оказывают большее воздействие концептуальные метафоры, которые подразумевают метафоризацию сложных понятий или явлений жизни. Причем метафоры, в которых отображаются в языковой практике составляющие элементы сложного понятия, относятся также к одной тематической сфере.

Теория концептуальной метафоры была впервые изложена в работе Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры,которыми мы живем».Также исследованию данного явления посвящены работы А.Н. Баранова, Е.С. Кубряковой, Т.Г. Скребцовой и других авторов.

В основе теории концептуальной метафоры лежит представление о метафоре как о языковом явлении, отражающем процесс познания мира. В соответствии с рассматриваемой теорией метафорические модели заложены в понятийной системе человеческого разума, это своего рода схемы, по которым человек думает и действует.

Но по мнению А. Н. Баранова, в этих случаях следует говорить не столько о прояснении (структурировании) неясной целевой области, сколько об изме-

нении уже имеющейся структуры области цели, о ее переструктурировании. Новое знание возникает в данном случае благодаря профилированию некоторых свойств источника, не представленных или скрытых в области цели.

Устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, фиксированные в языковой и культурной традиции общества, получили название «концептуальных метафор». Концептуальная метафора —это «разновидность метафорических номинаций, ведущей функцией которых является формирование концептов — вербализованных понятий, содержащих в образной форме наименование, представление субъекта номинации о свойствах и характере обозначаемого. Такая метафора одновременно дает денотату имя и предлагает определенный ракурс его видения» [2].

Опираясь на труды таких авторов, как 3. Д. Попова, И. А. Стернин, мы рассматриваем концепт как глобальную мыслительную единицу, представляющую собой квант структурированного знания. Концепты —это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека:

1) из его непосредственного опыта — восприятия действительности органами чувств;

2) из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности;

3) из мыслительных операций человека с другими, уже существующими в его сознании концептами —такие операции могут привести к возникновению новых концептов;

4) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме, например, в процессе обучения, в образовательном процессе);

5) из самостоятельного познания значений языковых единиц, усваиваемых человеком (ребенок спрашивает у взрослых, взрослый смотрит значение слова в словаре и т. д.) [3].

Язык, таким образом, является одним из способов формирования концептов в сознании человека. Д ля эффективного формирования концепта, для полноты его формирования одного языка мало—необходимо привлечение чувственного опыта, необходима наглядность, необходима предметная деятельность с тем или иным предметом или явлением. Только в этом сочетании разных видов восприятия в сознании человека формируется полноценный концепт.

Концепт возникает как образ, но, появившись в сознании человека, этот образ способен продвигаться по ступеням абстракции. С увеличением уровня абстрактности концепт постепенно превращается из

Речевые процессы в массовой коммуникации

чувственного образа в собственно мыслительный.

Концепты разной степени абстрактности могут представлять собой ряд все более конкретных образов, входящих один в другой.

По содержанию концепты подразделяются на следующие типы: представление, схема, понятие, фрейм, сценарий, гештальт. Остановимся подробнее на фрейме. Это многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении. Например, ресторан (компоненты — внешний вид, обслуживание, менюит. д.)[3].

Получить доступ к концепту лучше всего через средства языка. Среди лексических средств, репрезентирующих концепты того или иного языка, представляется наиболее интересным выделить метафоры.

Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения. Американские ученые-лингвисты Дж. Ла-кофф и М. Джонсон в книге «Метафоры, которыми мы живем» подчеркивают, что в противоположность этой расхожей точке зрения, метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Своим утверждением, что наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути, они подчеркивают когнитивную роль метафоры [1]. Благодаря языку мы получаем доступ к метафорам, структурирующим наше восприятие, наше мышление, наши действия. Сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода. Тем самым понятие упорядочивается метафорически, и, следовательно, язык тоже упорядочивается метафорически.

Так, по мнению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, метафоры облегчают процесс мышления, предоставляя нам эмпирические рамки, внутри которых мы можем осваивать новоприобретенные абстрактные концепты [1].

Концептуальные метафоры тесно связаны с областью культуры общества, то есть с символами, стереотипами, архетипами, идеологемами и другими знаками культуры, в результате этого взаимодействия формируется в сознании адресата (неосознанно для него) языковая картина мира, то есть система представлений, отображенная в политических текстах с помощью образных единиц языка.

А. П. Чудинов в исследовании «Россия в метафорическом зеркале» выделяет четыре основных разряда моделей политической концептуальной метафоры:

Антропоморфная метафора: при исследовании

этого разряда анализируются концепты, относящиеся к исходным понятийным сферам «Анатомия и физиология», «Болезнь», «Секс», «Семья». В данном случае человек моделирует политическую реальность исключительно по своему подобию.

Метафора природы: источниками экспансии в данном случае служат понятийные сферы «Животный мир», «Мир растений», то есть политические реалии осознаются в концептах мира окружающей человека живой природы.

Социальная метафора: исследуются концепты, относящиеся к понятийным сферам «Преступность», «Война», «Театр (зрелище в искусстве)», «Игра и спорт».

Артефактная метафора: исследуются понятийные сферы «Дом (здание)» и «Механизм». В данном случае политические реалии представляются как предметы, созданные трудом человека [5].

В политической речи часто доминирует не логика и аргументация, а экспрессия (в основном негативная). Эмотивность речи может переходить в прямые оскорбления, в которых участвуют весьма экспрессивные образные средства, характеризующие кого- или что-либо. Эмотивно-оценочные метафоры нацелены на воздействие через эмоции и на внушение, так как реальное сходство отсутствует. Но внушать определенные точки зрения, оценки ситуаций и явлений, влиять на поведение людей могут и метафоры, не имеющие эмотивно-оценочных коннотаций. Так концептуальная метафора содержит скрытые намерения автора, то есть интенции. Таким образом, метафора помогает завуалировать авторские намерения в определенных ситуациях предвыборных кампаний.

Впервые об интенции «заговорили» в теории речевых актов (ТРА), которая возникла в рамках Оксфордской школы лингвистической философии. Ее основоположниками были Дж. Остин, Дж. Серль, П. Стросон, Г. Грайс и др., обычно квалифицирующиеся как логики и философы. ТРА впервые получила развернутое изложение в курсе лекций, прочитанных Дж. Остиным в Гар-вардском университете, опубликованных в 1962 году и переведенных на русский язык под названием «Слово как действие».

Способность выражать свои интенциональные состояния, а также заботиться о том, чтобы другие узнавали эти ментальные состояния, образует форму речевого акта. И исследователь приходит к выводу, что язык оказывается вторичным по отношению к интенциональности. Через речевой акт осуществляется выражение соответствующего интенциональ-ного содержания. Интенционалъное состояние является условием искренности речевого акта.

Опираясь на систему А. П. Чудинова, мы выделяем и определяем фреймы концептуальных метафор без дробления их на слоты, так как преследуем иную цель —выявить виды интенций, наиболее часто встре-

Е. Н. Пескова

Интенции, реализуемые концептуальной метафорой...

чающихся в текстах предвыборных кампаний.

В данном роде текстов преобладают интенции, носящие отрицательный характер. Это связано с функциями политического дискурса, обозначенными нами выше, а также со спецификой предвыборных кампаний вообще. Ассоциации, возникающие при упоминании о данных мероприятиях—это «гонка», «борьба», «подавление противника», «агрессия» и т. д. Поэтому наиболее распространенными являются интенциональные модели с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской. Рассмотрим все отмеченные нами особенности на примере одной из моделей, а именно: Предвыборная кампания — это война, то есть в основе данной модели лежит милитарная метафора. В ее рамках реализуются следующие интенции:

1) противостояние + анализ (отрицательный). Они представлены такими фреймами, как:

а) военные действия и вооружение. Например:

Возможно, одна из причин пониженного в Москве внимания к челябинским выборам — неучастие в борьбе за кресло губернатора таких «столичных южнауральцев», как Христенко, Починок, Крашенинников (Манифест ОРП «Русь», 2003).

Ну и, конечно же, еще одним адресатом битвы газетных строк является центральная политическая власть, у которой все претенденты стремятся сформировать положительное мнение о себе и отрицательное о своих соперниках (Листовка А. Берестова, 2003).

б) война и ее разновидности. Например:

В качестве фона междоусобицы можно отметить широкое освещение конфликта федеральной и региональной прессы (М. Юревич — портрет кандидата, 2003).

Собственно говоря, как только этот момент станет очевидным, он станет поворотным в прекращении или, как минимум, снижении накала или изменении содержания информационной войны (Листовка-антиреклама о партии КПРФ, 2003).

2) противостояние+размежевание. Данные интенции реализуются такими фреймами, как:

а) начало войны и ее итоги. Например:

Сейчас российский народ стоит перед одним,

из самых важных вызовов в своей истории (Библиотека НПРФ, Вместе с народом! С верой в Россию!, 2003, с. 6).

б) организация военной службы. Например:

Мы слишком много потеряли, когда пытались

«экспортировать социализм» и когда бездумно следовали в фарватере политики других стран (Библиотека НПРФ, Вместе с народом! С верой в Россию!, 2003, с. 29).

3) противостояние + разоблачение. Данную интенцию помогает реализовать фрейм «военные действия и вооружение». Например:

Все-таки надо признать, что победа 1996 года была скорее итогом предыдущих схваток,

нежели прочной основой для новых (Манифест ОРП «Русь», 2003).

4) кооперация + противостояние, которые вводятся фреймом «организация военной службы». Например:

То есть, уже практически сформирована, платформа для создания широкой патриотической коалиции. Это дает возможность выйти на выборы единым фронтом. Предстать перед избирателями не разрозненными партиями, а единой силой (Народная библиотека С. Глазьева, 2003, с. 31).

Борьба за правду становится сегодня главным фронтом за возрождение национального духа и нравственного здоровья нации (Манифест ОРП «Русь», 2003).

5) угроза + предупреждение. Они представлены фреймами:

а) военные действия и вооружение. Например:

Любая борьба без четко спланированного

наступления обречена на провал. Наше наступление — конкретные дела (Манифест ОРП «Русь», 2003).

Наше оружие — правда (Манифест ОРП «Русь», 2003).

6) организация военной службы. Например:

Молодежь ежегодно «атакует» финансовые

и юридические вузы, выпускники которых уже не могут найти работу по причте перенасыщенности рынка специалистами этих профессий (Народная библиотека С. Глазьева, 2003, с. 20).

б) угроза + противостояние. Данные интенции реализуется через фрейм «начало войны и ее итоги». Например:

Империя М. Юревича наносит удар (Листовка Михаила Юревича, 2003).

7) разоблачение+анализ (отрицательный). Фрейм «военные действия и вооружение». Например:

Захватив доходные объекты собственности, олигархи выжимают прибыли, которые переводят за рубеж (Обращение А. Берестова к челябинцам, 2003).

8) неявная самопрезентация + кооперация. Они представлены одним фреймом «военные действия и вооружение». Например:

На основе принципа «За равные права и равные возможности женщин и мужчин» мы построили стратегию действий партии в этом направлении (Лист вопросов-ответов партии «Единая Россия», 2003, с. 49).

9) оценивание положительное + побуждение, реализуемые фреймом «военные действия и вооружение». Например:

...Россия должна вернуться в группу конкурентоспособных высокоразвитых держав, осуществить прорыв в будущее (Лист вопросов-ответов политической партии «Единая Россия», 2003, с. 2).

Сборник «Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса» содержит наиболее пол-

Речевые процессы в массовой коммуникации

ный на данный момент список интенций, состоящий из 27 видов. Остановимся лишь на тех, которые встретились нам в приведенных выше примерах милитарных метафор:

1. Анализ отрицательный (основанное на фактах рассмотрение, разбор темы, ситуации, предполагающие выражение отрицательного отношения к действующим лицам).

2. Кооперация (выражение отношения, направленного на привлечение к участию в совместных действиях или разделение позиций).

3. Неявная самопрезенташга (самопрезентация, выраженная косвенно, без прямого указания на объект позитивного оценивания).

4. Оценивание положительное (положительное суждение о людях и их действиях и поступках),

5. Побуждение (призыв к какому-либо действию, принятию точки зрения).

6. Предупреждение (предостережение, предваряющее извещение о возможных событиях, действиях, ситуациях).

7. Противостояние (обнаружение противоположной позиции, непримиримого несогласия).

8. Размежевание (выявление различий и несходства в позициях и мнениях).

9. Разоблачение (раскрытие чьих-либо неблаговидных действий, намерений, отрицательных качеств).

10. Угроза (запугивание, обещание причинить какую-нибудь неприятность, зло) [4].

Таким образом, на основании уже данных примеров можно увидеть, что идентификация интенции, реализуемой той или иной концептуальной метафорой, неоднозначна, то есть одна интенция обязательно основная, но помимо нее есть еще и дополнительная. К тому же одна и та же интенция может со-

четаться с разными видами, например, противостояние + анализ (отрицательный), противостояние + размежевание, противостояние+разоблачение и др. Интенция может менять свой индекс «основная» на «дополнительная» и наоборот, например, противостояние + разоблачение, разоблачение + анализ (отрицательный) и др. Определенный фрейм не закреплен за каким-либо одним видом интенции: так, фрейм «военные действия и вооружение» может реализовать разного рода намерения.

Так концептуальные метафоры несут в себе культурную информацию, которая не выражена явно в их содержании, что и позволяет в связи с определенным социально-культурным контекстом употребления данных метафор повысить воздействующую силу политического текста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой; Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. — М., 2004.—С. 3 —45.

2. Опарина Е.О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте.—М., 1988. — С. 65—77.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. —Воронеж, 2001.—С. 68—73.

4. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. —СПб, 2000. — С. 96—97.

5. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000 гг.): Монография.—Екатеринбург, 2003.—С. 52.

6. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: Монография.—Волгоград, 2000.—С. 33—36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.