Научная статья на тему 'Колористическая подготовка будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности'

Колористическая подготовка будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова А. В.

В статье впервые представлены научно-теоретические основы обучения колористике будущих художников-педагогов, способствующие формированию понимания, видения и применения цвета в творческой и педагогической деятельности. Намечены пути совершенствования цветодидактики педвуза, направленной на интегрирование в практической деятельности художника-педагога понятия «цвета» как сложного, многопланового и разностороннего явления культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colorist training of future painter-teachers towards their pedagogical and creative activity

The given article reveals some scientific-theoretical foundation in teaching «colors» of future painters-teachers, promotion to form understanding viewing and usage of the color in their creative and pedagogical activity. Some ways of attaining perfection in teaching at the Pedagogical Institution are being shown. They are directed to integration of the notion «color» as a complicated, multi-planned and all-round event of culture.

Текст научной работы на тему «Колористическая подготовка будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности»

УДК 371.3:75+535.61

А. В. НОВИКОВА

Омский государственный педагогический университет

КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ К ТВОРЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

В статье впервые представлены научно-теоретические основы обучения колористике будущих художников-педагогов, способствующие формированию понимания, видения и применения цвета в творческой и педагогической деятельности. Намечены пути совершенствования цветодидактики педвуза, направленной на интегрирование в практической деятельности художника-педагога понятия «цвета» как сложного, многопланового и разностороннего явления культуры.

На сегодняшний день сформирована обширная научная психолого-педагогическая база изобразительной деятельности и доказана важность роли использования цвета в этом процессе. Так, об определенном значении обучения цвету говорится во многих исследованиях, касающихся вопросов повышения профессионального уровня художника-педагога и развития его творческих способностей (Г.В. Беда, Н.П. Бесчастнов, В.В. Визер, М.В. Исаева, Е.А. Кириллов, М.О. Суринаидр.).

В научных трудах и методических рекомендациях С С. Алексеева, H.H. Волкова, A.B. Ефимова, A.C. Зайцева, Т.В. Козлова, Л.Н. Мироновой, С.Х. Раппопорта, H.H. Степанова, A.A. Унковского, О.В. Чернышева, посвященных вопросам колористики и цветоведе-ния, рассматривается необходимость и важность разработки проблемы формирования и развития колористического восприятия и грамотного использования цвета в профессиональной подготовке специалистов в области художественной культуры.

В высказываниях известных художников отмечается то, что изучение цветовых закономерностей является условием успеха творческой деятельности (Б.В. Иогансон, Н.П. Крымов, С.А. Чуйков, Г.М. Ше-галь, К.Ф. Юон).

Следовательно, обучение колористике является необходимым условием качества профессиональной подготовки художника-педагога, поскольку без сформированного колористического восприятия и передачи цвета у студентов невозможно обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов. Изучение принципов понимания, видения и применения цвета в творческой и педагогической деятельности позволяет дать развитию творческих способностей студентов именно то направление, которое обусловлено спецификой обучения на художественно-графическом факультете.

Для более полного понимания сущности колористической подготовки художника-педагога, необходимо рассмотреть понятие «колористика».

Колористику (от латинского «Color» — цвет) определяют как раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

A.B. Ефимов определяет колористику следующим образом: «Колористика — наука о цвете, включа-

ющая помимо традиционного цветоведения раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях, цветовом языке. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент.его восприятия, одновременно учитывает цветокультурные представления общества и поэтому адресуется практически всем сферам его бытия» [1, с. 5].

Следовательно, колористику можно понимать как комплексную науку о цвете, включающую систематизированную совокупность данных физики, физиологии, психологии и смежных с ними областей, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, изучающих цвет как явление культуры. Колористика, как художественная категория, рассматривает цвет во всей его широте и объеме, что необходимо для целостной подготовки будущего художника-педагога, поскольку роль цвета в его деятельности очень велика: средствами цвета выполняется широкий крут творческих задач, а также учебной, внеклассной, методической работы в школе. Ежедневно сталкиваясь с цветом, учителя изобразительного искусства участвуют в оформлении различных помещений, выставок, экспозиций, стендов, пособий. При этом диапазон практического применения цвета художниками-педагогами очень широк, начиная от навыка в подборе нужного цвета до осознанного использования его эмоционально-психологического, эстетического воздействия [3].

Следует отметить, что колористическая подготовка будущих учителей изобразительного искусства будет проходить успешнее, если основные вопросы школьной цветодидактики и различные аспекты проблемы цвета будут рассматриваться в рамках выделенной прикладной дисциплины в вузе. Наиболее полное освоение теоретических понятий в области цвета и цветовой композиции, входящих в арсенал обязательных профессиональных качеств будущих специалистов, возможно лишь при тщательном рассмотрении их на занятиях по «Колористике». Конструирование содержания данного учебного курса с включением необходимых компонентов знаний, умений и навыков обеспечит совершенствование учебного процесса и создаст условия для развития у студентов способности мыслить в цвете, поможет буду-

щим учителям изобразительного искусства в реализации потенциальных творческих возможностей.

М.О. Сурина, А.А. Сурин в книге «История образования и цветодидактики» приводят следующие умения в деятельности специалистов по цвету:

- умение создавать цветовую гармонию на плоскости в соответствии с выработанными социокультурными представлениями о принципе образования гармоний;

— умение отбирать и организовывать цветовой код на основе заданных условий;

- умение трансформировать цветовую гармонию и создавать новый набор цветовых модуляций в зависимости от требуемого содержания;

— умение осуществлять цветодиагностику и психологический подбор цветов в соответствии с типом задачи и т. п. [4, с. 301 ].

Анализ работ ученых в области цвета и художественной педагогики позволил нам выделить основные элементы знаний, умений по колористике для изучения на уровне базового предмета в вузе.

Таким образом, будущий художник-педагог должен понимать особенности применения цвета, используя его выразительные возможности, иметь научные знания о цветовых закономерностях, построении цветовой гармонии на плоскости, по теории колорита, знания о принципах физиологического и психологического воздействия цвета. С тудент должен иметь представление о своеобразии и природе возникновения цветового языка в контексте колористической кулыуры, смысловых значениях отдельных цветов и их сочетаний, исследуя процесс возникновения эстетических переживаний. Будущие художники-педагоги также должны знать особенности и характер объективных закономерностей зрительного восприятия, оказывающих влияние на композиционно пластическое и цветовое решение картины, особенности взаимодействия в композиции фор-мально-структурных и эмоционально-содержательных аспектов, что позволит им компетентно подойти к решению проблемы развития колористического мышления, творческих способностей и познавательных возможностей учащихся.

К основным колористическим умениям специалиста в области художественной педагогики необходимо отнести: умение подбирать цветовые гармонии, выстраивать цветовую композицию [2]. Овладение будущими учителями изобразительного искусства наиболее значимыми колористическими умениями, позволяющими уверенно судить об эстетической и художественной полноценности живописных произведений, проникать в сущность их гармонического цветового построения, ясно осознавать механизмы воздействия цветотональных отношений в произведениях на эмоционально-чувственную сферу восприятия человека, является важным условием их дальнейшего использования при развитии цветовос-приятия и цветопередачи у школьников.

В качестве обязательных навыков следует выделить: навыки владения изобразительными средствами, навыки работы различными живописными материалами и техниками, навыки решения простых и сложных творческих колористических задач.

На основе представленных выше компонентов, входящих в систему колористической подготовки будущих художников-педагогов к творческой и педагогической деятельности, нами была разработана модель содержания учебного предмета «Колористика», включающая:

I- Систему теоретических знаний о закономерностях цветовой композиции: а) терминологичес-

кий учебный материал; б) основные теории возникновения цвета, цветоных систем, принципов гармонизации цвета; и) структура живописного изображения (композицкогпые закономерности: отношения ( тождество, нюанс, контраст и т. д.), пропорции, ритм; цветовые средства композиции (основные свойства цве-1 jb, психологические особенности восприятия цвета, символикацвета), цветоные закономерности композиции (цвет и ЦЕ-етосочетания, цвет и свет, цвет и форма, цнет и функция), объективные закономерности зрит,-л? лого восприятие цвета.

2. Опыт осуществления цветовой организации изображения: а) владение способами передачи точных цветовых отношений натуры, выполнения ключевых цветовых схем, применяя выразительные возможности цвета, приемы создания разнообразных цветовых сочетаний при работе над живописной и декоративной композицией; умение грамотно разрабатывать колористический замысел композиции, использовать цветовые закономерности в соответствии с содержанием и спецификой конкретного произведения; б) владение навыками и техническими приемами составления цветовых сочетаний 1уашью и из цветной бумаги.

3. Опыт творческой деятельности (способы творческой интерпретации цветового строя натуры, мысленной переработки полученной зрительной информации о цвете и перевода ее на язык декоративно-прикладного искусства).

4. Профессионально-оценочные знания (умение производить колористический анализ произведения, анализ характера цветосочетаний по производимому впечатлению и выявлять их качества).

Данное содержание учебного предмета направлено на преодоление тенденции «необдуманного» изображения в цвете, на воспитание у студентов отношения к цвету как одному из важнейших композиционных средств формирования художественного образа, на подготовку к реализации задач колористического воспитания учащихся. Онотакже обеспечит студентам полноценную возможность изучить обширные знания по цвету в сжатой, обобщенной и доступной форме, осуществить эффективное освоение цветовой грамоты, ввести их в мир основных понятий и категорий колористики и цветоведения, сформировать практические умения, композиционно-колористическое мышление и первоначальный опыттворчес-кой деятельности и, тем самым, подготовить студентов к решению творческих задач на уровне их будущей профессиональной деятельности.

В значительной степени этому также будет способствовать система учебных заданий, построенная в соответствии с дидактическими принципами усложнения учебного материала и методика, опирающаяся на основные положения психологии восприятия и теории поэтапного формирования умственных действий [5]. Это позволит успешно решать не только педагогические задачи формирования у студентов способности сознательно осуществлять синтез образного и логического в процессе работы с цветом, но и создавать необходимые стимулы и условия для превращения приобретенного ими опыта в форму профессиональной интуиции, как важнейшей составляющей цветовой культуры будущего художника-педагога [6].

Практическая подготовка будущих художников-педагогов по колористике должна опираться на совокупность таких принципов организации, которые смогут обеспечить органическую связь процессов живописного видения (восприятия), понимания и

применения цвета в структуре творческой и педагогической деятельности будущих специалистов. Это может быть достигнуто, главным образом, за счет того, что конечный результат работы студентов над любым практическим заданием в цвете будет находиться в строгой и однозначной методической зависимости от последовательной программы действий, выполняющей функцию целевой установки, представленной в виде формулы: восприятие — понимание — художественно-образное воплощение. На наш взгляд, организованность такой подготовки будет содействовать достижению необходимого уровня колористической грамоты будущих художников-педагогов, способствовать раскрытию индивидуальных возможностей студентов, развитию их творческих способностей, в частности, способностей владения цветом.

Таким образом, мы считаем, что подготовка будущих художников-педагогов в области цвета должна строиться на научной основе, предполагающей комплексное изучение основ колористики и рассмотрение различных цветовых явлений в творческой и педагогической деятельности, поскольку современному обществу нужны учителя и художники, обладающие высоким уровнем цветовой культуры.

Библиографический список

1. Ефимов A.B. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990. -272 е., ил.

2. МироноваЛ. Н, Цвеговедение. — Минск: Высшая школл. -1984. - 285 с.

3. Практическое цветоведение. Методические указания по курсам: основы художественного проектирования, декоративно-прикладное искусство, практикум в учебных мастерских. Для студентов художественно-графических факультетов. — М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 96 с.

4. Сурина М.О., С урин A.A. История образования ицветоди-дактики (история систем и методов обучения цвету]. Серия «Школа дизайна». - М,:ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д:Изд. Центр «МарТ», 2003. - 352с.

5. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М.: 1968. - 134 с.

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. — Мн,:Харвест, 1999. — 312 с.

НОВИКОВА Анна Владимировна, ассистент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания.

Поступила в редакцию 09.06.06. © Новикова А. В.

Книжная полка

Развитие науки и техники в СССР, 1917-1941 годы / Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. - М.: Наука, 2006. — 25 л.

В статьях сборника сопоставлены рассмотренные процессы развития конкретных отраслей науки и техники с социальной жизнью общества, его экономическими, политическими, научно-культурными характеристиками. Включены разделы: «Социальные аспекты развития науки», «Естественные науки», «Технические науки», «Приложения». Среди наиболее интересных и актуальных публикаций: «Партия и наука в первые годы советской власти (написана на основе архивных материалов Ю. И. Кривоносовым), «Трагическая судьба отечественной евгеники» (подготовлена Р. А. Фондо), «План ГОЭЛРО — пример созидательной деятельности новой власти» (подготовлена В. Л. Гвоздецским, О. Д. Симоненко).

Для научных работников, преподавателей естественных и технических дисциплин, историков, социологов науки и техники, гражданских историков, широких кругов научной общественности.

Грассман Г. Логика и философия математики / Герман Грассман, Роберт Грассман; отв. ред. Л. Г. Бирюкова; Ин-т философии. — М.: Наука, 2006. — 35 л. — (Памятники философской мысли).

В сборник избранных работ выдающихся немецких мыслителей — братьев Г. Грассмана (1808 — 1877) и Р. Грассмана (1815— 1901), занимавшихся математикой, философией, логикой, филологией, включены тексты, раскрывающие разные стороны философских воззрений и методологии авторов. Тексты Грассманов подробно прокомментированы и снабжены обширным послесловием.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей философии, логикой, философией математики, методологией науки.

Физико-технический институт им. А, Ф. Иоффе РАН в годы Великой Отечественной войны /

сост. Б. Б. Дьяков; Физ.-техн. ин-т им. А.Ф. Иоффе. - СПб.: Наука, 2006. — 15 л.

Сборник содержит воспоминания сотрудников института о научных исследованиях 1941 - 1945 гг., имевших большое значение для Победы над фашистской Германией. Это подготовка работ по атомному проекту (И. В. Курчатов), создание системы защиты кораблей ВМФ от магнитных мин (А.П. Александров, И.В. Курчатов, В В. Регель), радиолокация (Ю.В. Кобзарев), бронезащита (В.Л. Куприенко, Ф.Ф. Витман), создание термоэлектрогенераторов для радиоаппаратуры партизанских отрядов (Ю.П. Маслаковец, А.ф. Иоффе), участие в обеспечении ледовой Дороги жизни, создание новых антибиотиков против гангрены и др.

Для интересующихся историей науки и техники в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.