УДК [631.151.2:635] :65.012.34(477)
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОВОЩЕЙ ОТКРЫТОГО ГРУНТА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ С УЧЕТОМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА Ю. Ю. ЧЕРНЕНКО
Харьковский национальный аграрный университет им. В.В. Докучаева , Харьковская обл., Харьковский р-н, Украина, 62483, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 27.06.2016)
Современное состояние и тенденции развития овощеводства открытого грунта в Украине обуславливают его дальнейшее развитие лишь на основе интенсификации. Исходя из опыта развитых стран, наиболее эффективно использование инструментария агрологистики при производстве продукции овощеводства, ее переработки, хранения и транспортировки. Применение знаний логистики, кроме того, позволяет значительно повысить уровень обслуживания потребителей и улучшить и взаимоотношения между всеми участниками аграрного рынка. Успех логистики в овощеводстве открытого грунта всегда зависит от способов уборки урожая и послеуборочной подготовки. Без тщательной сортировки, мытья, охлаждения, упаковки и других приемов доработки, собранные с поля овощи всего лишь дешевое сырье, а не товар. Такие овощи не возьмется доставлять в мировую овощную маркетинговую сеть ни одна серьезная логистическая компания. При желании быть конкурентоспособными и успешными на мировых овощных рынках, у производителей Украины нет другого выхода, как научиться современным технологиям послеуборочной доработки.
Ключевые слова: интенсификация, овощи открытого грунта, агрологистика, аграрный рынок.
Current status and trend of development of open ground vegetable production in Ukraine cause its further development only through intensification. The experience of developed countries shows that it is the most effective to use the tools of agricultural logistics in the production of vegetable-growing produce, its processing, storage and transportation. Application of knowledge of logistics, in addition, allows to significantly increase the level of customer service and improve the relationship between all the participants of the agrarian market. Success of logistics in open ground vegetable growing is always dependent on the methods of harvesting and postharvest preparation. Without careful sorting, washing, cooling, packaging and other methods of improvement, vegetables gathered from field are only cheap raw materials, rather than the product. No major logistics company will undertake to deliver to the world vegetable marketing network such vegetables. Ukraine producers, if they wish to be competitive and successful in the global vegetable markets, have no choice but to learn modern technologies of postharvestpreparation.
Keywords: intensification, open ground vegetables, agro-logistics, agricultural market.
Введение
Для Украины овощи остаются не только традиционным, но и стратегическим продуктом. Одновременное существование высокорентабельных и убыточных овощеводческих хозяйств Украины в одинаковых природных и экономических условиях свидетельствует о наличии резервов снижения себестоимости, увеличения урожайности и на этой основе повышения эффективности отрасли в целом. Цель статьи - определить влияние логистики на интенсификацию производства овощей открытого грунта крупнотоварного производства.
Суть процесса интенсификации агропромышленного комплекса подробно раскрыта в работах В. Г. Андрейчука и Ф. В. Горбоноса [1, 2]. Интенсификация производства овощей открытого грунта освещена в исследованиях Р. Н. Скупского [8], В. В. Писаренко[3], И. А. Севидовой [6]. Агрологи-стике посвящены труды А. Н. Сумца, А. И. Гуторова [7, 4], в частности вопросы логистики овощеводства рассматривались З. Д. Сычом [5]. Однако процесс интенсификации производства овощей открытого грунта на основе логистического подхода в сельскохозяйственных предприятиях на сегодняшний момент остается недостаточно раскрытым и поднятая тема требует дальнейшего подробного изучения, чему посвящена данная статья.
Основная часть
В процессе подготовки данной статьи использовались экономико-статистические и общелогические методы: анализа, синтеза, аналогии, обобщения, графический метод и метод сравнения.
Повышение эффективности производства отрасли овощеводства открытого грунта обеспечивается: 1) ростом урожайности овощных культур; 2) созданием экономических условий, стимулирующих рост производства овощной продукции и повышение ее качества; 3) сокращением затрат труда при выращивании овощных культур; 4) снижением себестоимости производства овощей; 5) совершенствованием форм организации и управления производством на базе комплексной механизации, научно обоснованной химизации и широкой мелиорации земель; 6) значительным увеличением инвестиций в производство овощей; 7) внедрением в производство достижений науки и опыта наилучших хозяйств; 8) улучшением способов заготовки и реализации овощной продукции.
Инновационные технологии производства овощей открытого грунта базируются на комплексном применении высокопроизводительных сортов, рекомендованных удобрений, новых гербицидов, высокотехнологичной техники, обеспечивающих выполнение всех операций в точном соответствии с научно обоснованными нормами и требованиями. Изучение специфики и современного состояния отрасли позволило выделить основные пути интенсификации производства овощей открытого грунта в сельскохозяйственных предприятиях Украины, которые в виде схемы представлены на рис. 1. Сертификация всех звеньев логистики овощей, технологий выращивания и послеуборочной доработки по стандартам GlobalGAP и НАССР, ISO позволит экспортировать отечественные овощи и продукцию их переработки в разные страны мира и будет способствовать успешному развитию овощеводства и задачам продовольственной безопасности Украины [6].
Научно обоснованные системы евооборотов, удобрения, орошение и защита растений
Повышение квалификации сотрудников, организации труда и материального стимулирования
Специализация и концентрации производства
Экологизация производства
Современные формы маркетинга, логистики
Модернизация производства, хранения, транспортировки и сбыта овощной продукции
Рис. 1. Основные пути интенсификации овощеводства открытого грунта П р и м е ч а н и е: Разработано автором.
По оценкам специалистов, к потребителю поступает чуть больше половины выращенной продукции (остальное теряется на разных этапах логистической цепочки) - главным риском овощеводства сейчас выступают не природные, а административные факторы. Например, в Нидерландах эта цифра не превышает 10 %, что указывает на необходимость тщательного изучения возможностей логистики и более полного использования ее инструментов в овощеводческих предприятиях [7].
Для успешного функционирования и продвижения выращенной продукции нужно создать согласованную систему реализации выращенного по каналам сбыта. Особенность формирования рыночных отношений в этой сфере экономики проявляется в том, что овощеводство больше всего, по сравнению с другими отраслями, зависит от конъюнктуры рынка. В то же время продовольственный рынок наиболее зависим от социальной составляющей, поскольку его развитие непосредственно зависит от уровня жизни населения и его платежеспособности.
В процессе транспортировки продукции овощеводства предприятия могут нести потери до 50 %. В то же время опыт развитых стран на практике доказывает, что использование в транспортном процессе современных средств транспорта, которые оборудованы GPS-навигаторами, холодильным оборудованием, предпродажной обработкой и упаковкой, в сочетании с логистическим планированием схем и маршрутов доставки овощей от производителя к потребителю, позволило сократить до минимума потери транспортировки [7].
Отсюда можно констатировать, что использование инструментария аграрной логистики во время производства продукции овощеводства, ее переработки, хранения и транспортировки являются достаточно высокоэффективным. Применение логистики, кроме того, дает возможность значительно повысить уровень обслуживания потребителей и улучшить взаимоотношения между всеми участниками аграрного рынка.
Рост урожайности и валового сбора овощей открытого грунта благодаря интенсификации отрасли овощеводства должны быть основаны на гибкой адаптации к требованиям рынка, его инфраструктуры и оптимальных логистических схем. Система централизованных закупок овощной продукции у производителей, существовавшая в советское время, не выдержала рыночных условий, лишив их гарантированного сбыта.
Предоставленная свобода выбора и условий реализации, а также существующие каналы сбыта произведенной продукции требуют для производителей овощей необходимых знаний и навыков эффективного маркетинга. Также проблемой является и нехватка информации о рынках сбыта, связанная с организационными особенностями сбыта продукции овощеводства.
Государственные закупки;
Рис.2. Существующие каналы сбыта продукции овощеводства открытого грунта в Харьковской области П р и м е ч а н и е: Систематизировано на основе данных хозяйств Чугуевского района Харьковской области Украины.
Общими рекомендациями относительно организации сбыта можно назвать: 1) попытку иметь прямую связь с потребителем, кто бы он ни был (чем меньше звеньев в этой цепочке, тем лучше); 2) диверсификацию сбыта. Нельзя сосредотачиваться на одном потребителе. Рыночная среда очень непредсказуемая, а производитель в любой момент может остаться без своего клиента с тоннами продукции, которая быстро портится (примером может выступать недавняя экспортная ориентация на рынок Российской Федерации); 3) сертификацию выращенной продукции (GlobalGAP, НАССР и ISO самое важное условие успешного и равноправного выхода на мировой рынок); 4) «движение вперед, нацеленное на долгосрочную перспективу» - постоянная работа в качестве менеджера («холодные звонки», с чего начать разговор, как построить презентацию и как работать с возражениями).
По всем перечисленным каналам сбыта продукции овощеводства производитель будет иметь преимущества, применяя предпродажное хранение в овощехранилищах, что наиболее подходит для овощей открытого грунта. Разница в цене на продажу овощей имеет постоянную динамику увеличения с осени до весны и позволяет получить прибыль в 2-3 раза больше «осенней» [8].
Сортировка, калибровка и упаковка способствует значительному повышению рентабельности овощеводства и более полному обеспечению рынка овощами различных сегментов. Упакованные и отсортированные овощи становятся более привлекательными и легче транспортируются как на рынок, так и покупателем с рынка. Это можно наблюдать в европейских и отечественных супермаркетах.
На конкурентоспособность овощей, как ни странно, большое влияние имеет тара, поэтому важным этапом повышения эффективности овощеводства является упаковка овощей в различные виды тары и их маркировка. В мире действует принцип «тара защищает то, что продает и продает то, что защищает». В большей мере покупатель покупает красивый «упаковочный материал». Недостатком современного отечественного овощеводства является то, что производитель пытается продать овощи прямо с поля и не обращает внимания на их подготовку, тем самым теряя покупателя. Современная тара защищает овощи от солнца, несет информацию о качестве и производителе, соответствует экологическим принципам, является инструментом маркетинга, облегчает транспортировку.
Как видим, в Европе, Украине и Беларуси, разница между мытой фасованной и нефасованой морковью столовой составляет более 20 %.
Вопросы повышения конкурентоспособности свежей овощной продукции обращают на себя внимание ученых и производителей. Также немаловажной является государственная информационная, материальная и кадровая (профориентация и обучение) поддержка создания всеукраинской сети специализированных логистических компаний, которые обслуживали бы предприятия отрасли овощеводства по всей логистической цепочке от перевозок сырья и материалов до доставки овощей в торговые сети. Необходима организация послеуборочной доработки продукции овощеводства непосредственно рядом с полями, где происходит выращивание. Это жизненно важно как для производителей, так и для государства, так как продажа по низким ценам на многокилометровое расстояние посредникам и переработчикам это пример безграмотного и нерационального логистического решения. Подобные решения не оставляют шансов отечественным производителям свежих овощей в конкурентной борьбе с иностранными производителями [11].
Заключение
Успех отрасли овощеводства в развитых странах обусловлен интенсивным ведением хозяйственной деятельности на основе высоких технологий и развитой логистики, которая включает систему послеуборочной доработки, современные хранилища, транспортные средства, пути и автомагистрали, инфраструктуру рынка. Возможности логистики заключаются в рациональном использовании ресурсов, сокращении затрат времени и денег на пути доведения свежей продукции до потребителя через повышение эффективности процессов закупки, производства, транспортировки, хранения и распределения материальных потоков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андршчук, В. Г. Економжа тдприемств агропромислового комплексу : тдручник / В. Г. Андршчук. - К., 2013. - 779 с.
2. Економка тдприемств: тдручник / Ф. В. Горбонос [и др.]. - К.: Знання, 2010. - 463 с.
3. Писаренко, В. В. Перспективи розвитку галузi овоч1вництва / В. В. Писаренко // Економжа АПК, 2010. - №7. - С. 39-42.
4. Гуторов, О. I. Формування лопстичних систем у сшьському господарстш: монографiя / О. I. Гуторов, Н. В. Прозорова, Р. Г. Прозоров // Харк. нац. аграр. ун-т iм. В. В. Докучаева. - Х.: Цифрова друкарня, 2013. - 238 с.
5. Сич, З. Д. Шслязбиральт технологи доробки овочiв для лопстики i маркетингу: навч. поаб. для студ. внз / З. Д. Сич, I. О. Федосш // Нац. ун-т бюресурс1в i природокористування Украши. - К., 2010. - 440 c.
6. Севigова, I. О. Вплив якосл овочево! продукцй на конкурентоспроможтстъ овоч1вництва / I. О. Севiдова // Вюник ЛНАУ. Сер. «Економжа АПК». - 2013. - №20(1). - С. 302-306.
7. Сумець, О. М. Теоретико-методолопчт засади лопстично! д1яльносп тдприемств агропродовольчого комплексу: монограф1я / О. М. Сумець. - Х.: «Друкарня Мадрид» - 2015. - 544 с.
8. Скупський, Р. М. Органiзацiйно-економiчнi засади шновацшного розвитку промислового овоч1вництва в аграрних тдприемствах: Монографiя / Р. М. Скупський. - Херсон: Гршь Д.С. - 2013. - 442 с.
9. Примеры цен на продукты в супермаркетах разных стран Европы [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.globalprice.info. - Дата доступу: 10.03.2016.
10. Профессионал № 1 (562) 16 января 2015 г. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.fruit-inform.com. - Дата доступу: 10.03.2016.
11. Носов, А. Л. Возможности логистики в агропромышленном комплексе государства / А. Л. Носов // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №2. - С. 357-361.