ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
М. Ж. Расулова
В статье рассматривается проблема обучения английскому языку в начальной школе, основанная на интенсивных методах обучения, также раскрываются условия применения современных методов и технологий, мультимедийных средств обучения английскому языку в школе, проблемы интенсификации образовательного процесса.
The article considers the problem of teaching English at primary school based on the intensive methods of training, as well as the conditions of application of modern methods and technologies, and multimedia tutorials to teaching English at school and the challenges of educational process intensification.
Ключевые слова: иностранный язык; английский; современные методы и технологии обучения, интенсификация образовательного процесса.
Key words: foreign language; English; modern methods and technologies of training, educational process intensification.
Проблема интенсификации обучения по-прежнему остается актуальной. Разнообразие предлагаемых подходов и способов решения непосредственно связаны с неоднозначными дефинициями данного понятия. Интенсификация в общем смысле в энциклопедическом словаре трактуется как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности» [1]. В педагогических исследованиях существуют различные точки зрения на проблему интенсификации обучения. Так, например, Ю. К. Бабанский определяет интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени» [1].
Одним из условий успешного обучения является определение четкой стратегии и тактики обучения, а именно: целей обучения; содержания обучения; методов, приемов, принципов обучения. Цель обучения должна быть комплексной и включать четыре аспекта: (1) практический (образовательный) - формирование и развитие коммуникативной культуры школьников (формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровней; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения); (2) познавательный - приобретение и расширение знаний о культуре страны, ее истории, литературе, живописи, музыке, обычаях, традициях; о структуре английского языка; (3) развивающий - развитие фонетического и интонационного слуха, речевой догадки, имитации, логического изложения мыслей; развитие памяти (слуховой и зрительной, оперативной и долговременной), внимания, воображения; умения общаться с другими людьми и т. д.; (4) воспитательный - воспитание культуры общения, формирование у школьников уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
300
Для успешной интенсификации обучения достаточно внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, развивать творческий потенциал учащихся. Для повышения темпов обучения необходимо: (а) совершенствовать содержание учебного процесса; (б) совершенствовать методы обучения; (в) осуществлять рациональный отбор учебного материала, четко разделяя основную базу знаний и дополнительные сведения; (г) выделять из основной и дополнительной литературы второстепенную информацию; (д) давать учащимся новую информацию в начале занятия, когда их восприятие более активно; (е) накапливать материал за счет увеличения аудиторных занятий в начале курса для последующей плодотворной работы; (ж) поскольку процесс познания развивается по спиральному принципу, то необходимо рационально разделять учебный материал для многоуровневой проработки новой информации; (з) обеспечивать логический переход от уже известной информации к новому материалу, более активно использовать новый материал для повторения и более глубокого усвоения уже изученного.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем: (а) широкого использования коллективных форм познавательной деятельности в учебном процессе (парных и групповых работах, ролевых и деловых играх и т. д.); (б) выработки навыков организации управления коллективной учебной деятельностью учащихся; (в) применения различных форм и элементов проблемного обучения; (г) совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующего творческое мышление учащихся; (д) учета личностных характеристик и индивидуализации обучения; (е) стремления к единому результату и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе обучения независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных особенностей и др.
В настоящее время мультимедиа является эффективной образовательной технологией при интенсификации обучения благодаря гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Мультимедийная технология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей компьютера традиционными для нашего восприятия звуковой и видеоинформацией для синтеза трех стихий (звука, текста и графики). При использовании мультимедийных учебных материалов развиваются способности воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную форму, оценивать качество образного ряда и реализовывать принцип изобразительности в поиске и оформлении информации. Средства мультимедиа открывают большие возможности для личностной реализации и духовного развития личности. В отличие от распространенных словесных методов подачи информации, мультимедийные средства дают возможность оказывать одновременное воздействие на несколько органов восприятия человека. При этом передача знаний в разнообразных ощущениях оказывает непосредственное воздействие на долговременную память, что обеспечивает прочное усвоение нового материала. Использование мультимедиа-технологий позитивно влия-
301
ет сразу на несколько аспектов учебного процесса: (1) стимулирование когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
(2) развитие навыков совместной работы и коллективного восприятия у обучаемых; (3) появление у изучающих язык более глубокого подхода к обучению, что обеспечивает более глубокое понимание материала. Средства мультимедиа являются эффективным источником повышения качества обучения за счет яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение аудиовизуальных средств позволяет создать атмосферу языковой среды на всех этапах занятий. Таким образом, учащиеся становятся непосредственными активными участниками учебного процесса.
Список литературы
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.
2. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
3. Телицина Т. Н., Сидоренко А. Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // ИЯШ. - № 2. - 2002.
302