DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-194-197
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Романова Е.В.
ORCID: 0000-0002-0225-6435, НИУ МГСУ, г. Москва, Российская Федерация
Мнение о решающей роли технического компонента интеллекта для успешного обучения в технических вузах является ошибочным. У большинства студентов-строителей преобладает вербальный компонент интеллекта. Технический компонент развивается в процессе профессионального обучения.
Ключевые слова: интеллектуальные способности; профессионализация интеллекта технический интеллект; вербальный интеллект; студент; обучение.
MENTAL ABILITIES OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY
Romanova E. V.
ORCID: 0000-0002-0225-6435, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation
The opinion on a crucial role of a technical component of intelligence for successful training in technical colleges is wrong. At most ofstudents of building specialties the verbal component of intelligence prevails. The technical component develops in the course of vocational education.
Keywords: mental abilities; professionalizing of intelligence; technical intelligence; verbal intelligence; student, training.
Специалисты с высшим техническим образованием в России на протяжении многих лет остаются более востребованными, чем гуманитарии. При этом конкурс на бюджетные места гуманитарных направлений выше, чем технических.
Абитуриенты называют две причины. Первая — гуманитариям легче учиться. Вторая - студенту технического вуза необходим развитый счетно-математический и пространственный компоненты интеллекта. А они есть не у всех. Действительно, ряд исследований [1, 2, 7, 8] подтверждает связь успешности обучения с уровнем развития конкретных интеллектуальных способностей. Но, опровергая опасения абитуриентов, М.Г. Дубынина выявила, что сложности в учебной деятельности у студентов связанны с недостаточно развитым вербальным компонентом интеллекта [3].
В НИУ МГСУ на протяжении 20 лет ведется мониторинг структуры интеллекта студентов-строителей [4, 6]. В качестве диагностического инструментария используется «Краткий ориентировочный тест» В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика (КОТ) [5]. Среди прочих показателей, данный тест измеряет уровень развития технического и вербального интеллекта. В исследовании принимают участие студенты направления подготовки/специальности «Строительство» первого и четвертого курсов.
В результате анализа данных установлено, что с годами постепенно увеличивается число студентов первого курса со средним интегральным уровнем интеллекта и соответственно уменьшается удельный вес студентов с соответствующим высоким показателем. В 2000-х гг. заметно снизился уровень информированности: высокий уровень - с 38% на 25%; средний - с 55% на 64%, низкий-с 7% до 11%.
Соотношение вербального и технического интеллекта изменилось при переходе с классической на уровневую систему образо-
вания. До 2011 г. студенты показывали примерно равный уровень развития обоих названных компонентов. В последние годы вербальный интеллект незначительно преобладает. И это при том, что в строительные вузы поступает большое число ребят, для которых русский язык не является родным, и их показатели вербального интеллекта всегда ниже по сравнению с русскоязычными.
В техническом компоненте наибольшее снижение наблюдаем в «числовых операциях»: показатели с высоких (22%) и средних (74%) переместились на средние (36%) и низкие (51%). «Пространственные ориентации» и «числовые закономерности» в среднем снизились на 5%.
Исследование интеллекта студентов четвертого курса показывает изменение «пространственных операций» до 28% - высокий уровень, до 70% — средний и незначительный рост «числовых закономерностей» (на 3—4%). «Числовые операции» и вербальный интеллект остаются на прежнем уровне.
Обобщая данные, обозначим некоторые выявленные тенденции. Для овладения строительными профессиями исходный высокий показатель технического интеллекта не является необходимым. Возможность обучения в техническом вузе ограничивается снизу минимально необходимым уровнем технического интеллекта, который позволяет справиться с заданиями ЕГЭ (профильный уровень).
Соотношение компонентов интеллекта изменяется в процессе учебной деятельности и смещается в сторону усиления технической составляющей. При этом уровень вербального компонента не снижается.
Список литературы
1. Бахтина О.В. Педагогические условия развития интеллекта студентов в образовательном процессе педагогического вуза. Авто-реф. дисс.... канд. пед. наук. Воронеж, 2007. 24 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер, 2002. 368 с.
3. Дубинина М.Г. Развитие психометрического интеллекта у студентов технического вуза Автореф. дисс. ... канд. псих, наук, Ярославль. 2006. 24 с.
4. Милорадова Н.Г. Психологические исследования в строительном вузе // Вестник МГСУ. 1996. № 11. С. 63-68.
5. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлин-ская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1989. С. 112-126.
6. Сенин Н.И., Милорадова Н.Г., Ишков А.Д., Гагин В.И. Кто они? Портрет первокурсника в интерьере МГСУ Архитектура и строительство России. 2000. № 5-6. С. 10-25.
7. Тихомирова Т.Н. Интеллект, успешность в обучении и параметры межличностного взаимодействия в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. 2001. № 5. С. 74-81.
8. Черненко В.В., Богатырев В.Г. Влияние учебной мотивации и интеллекта на успешность обучения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-7. С. 120-123.