УДК 159.9:343.83
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФСИН РОССИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Для цитирования
Ковальчук, И. А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России: психологическое сопровождение / И. А. Ковальчук, И.Б. Лебедев // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 3 (44). - С. 80-85.
Аннотация. В статье представлены практические рекомендации по психологическому сопровождению будущих специалистов ФСИН России. Они основаны на результатах проведенного нами эмпирического исследования. Целью исследования было изучение структуры интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе первичной подготовки к службе и обучению. В исследовании приняли участие 275 курсантов, проходивших курс молодого бойца (первичную подготовку к службе и обучению) в загородном учебном центре Академии ФСИН России. На основании полученных результатов сделан вывод о том, что структура интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России, находящихся на этапе подготовки к службе и обучению, является неоднородной и многофак-
© Ковальчук И. А., Лебедев И. Б., 2018
И. А. Ковальчук, И. Б. Лебедев
торной и различается в зависимости от выбранной специальности, а также на фоне качественной неоднородности интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России существуют и уровневые его различия между специальностями.
Ключевые слова: интеллектуально-личностный потенциал, специалист, ФСИН России, психологическое сопровождение.
Рассмотрим направления психологического сопровождения курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки, основанные на результатах нашего исследования.
В методологии психологической науки и математики существует два вида классификаций, которые мы использовали в своей работе. Классификация при заданных классах: испытуемые заранее разбиты на классы по какому-то внешнему критерию. В нашем случае это разделение курсантов, поступивших в Академию ФСИН России, на разные специальности и направления подготовки. Во время первичной профессиональной подготовки к службе и обучению мы обнаружили большое количество психологических различий в группах курсантов. Как учитывать эти различия в организации ра-
боты психологической службы Академии ФСИН России - содержание первого направления психологического сопровождения.
Классификация при незаданных классах - это такая классификация, когда внешний критерий не задан, и мы анализируем массив статистических данных, относительно которого осуществлено разбиение на классы. Существует несколько статистических методов получения подобных классификаций. Мы пользовались факторным и кластерным анализом. Следующие два направления работы психолога по психологическому сопровождению строятся на основе полученных нами классификаций. Отнесение испытуемого к какому-либо фактору или кластеру позволит психологу сориентироваться в структуре его интеллектуально-личностного потенциала и существенно углубить психокоррекционную работу. Таким образом, добавляется еще два направления психологического сопровождения, основанных на полученных нами результатах.
Еще одно направление основано на анализе построенных нами корреляционных матриц и корреляционных плеяд.
Фридерик Перлз, основатель геш-тальт-терапии, определил четыре основных типа сопротивлений у человека, которые и порождают у него невротические реакции, выявленные нами, как минимум, у существенной части курсантов. Автор назвал их интроек-цией, проекцией, слиянием и ретрофлексией. Сюда следует добавить еще и дефлексию - уход от проблемы, сопряженный с разного рода защитными вытеснениями.
По тем же критериям основными сопротивлениями (по Ф. Перлзу) мы определили следующие:
специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация «Оперативно-розыскная деятельность» - ретрофлексия-проекция;
специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация «Пенитенциарная психология» - слияние;
направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция, специализация «Организация режима в УИС» - проекция-интроекция;
специальность 56.05.01 Тыловое обеспечение, специализация «Тыловое обеспечение в УИС» - дефлексия-проекция.
По результатам факторного анализа было выделено 7 факторов, то есть семь базовых свойств интеллектуально-личностного потенциала будущего специалиста ФСИН России.
Первый фактор нами назван «агрессивность-импульсивность». Противоположный полюс фактора - социальная желательность (желание курсанта быть социально принятым).
Если социальная желательность высока, то психотизм, импульсивность и связанные с ними признаки низкие, и наоборот. Почему этот фактор, объединяя такие разные признаки, хотя и с разными знаками при существенной выраженности того или иного полюса, указывает нам на один и тот же тип курсантов, что объединяет эти признаки. Высокая социальная желательность (стремление к тому, чтобы все меня принимали, всем угодить) действительно избавляет курсанта от невротических проявлений, если же этого не получается, то усиливается невротиза-ция, импульсивность и агрессивность. Так или иначе, в основе поведения курсанта лежит некий страх быть не принятым в новой среде, поэтому он мо-
жет вести себя импульсивно и агрессивно.
Фактически личность курсанта развивается по шкале невротизации Ф. Перлза от простой зависимости отдругих, через фобический уровень и уровень тупика личности к имплозивному коллапсу и эксплозивному освобождению. Выяснение глубинного страха производится психологом-практиком на основе рациональной психотерапии с элементами гештальт-терапии, сама процедура имплозивно-эксплозивного перехода и освобождения происходит с применением гештальт-терапии. Создается впечатление, что при высоких оценках по этому фактору испытуемый находится на стадии личностного тупика или даже имплозива, ведет себя особенно импульсивно и агрессивно.
Испытуемые с низкими оценками по первому фактору обладают высокой социальной желательностью,подчеркнуто вежливы, предупредительны со всеми и т. п. По Ф. Перлзу, это начало потери себя, но многие современные исследователи рассматривают социальную желательность как комплекс позитивных способностей, позволяющих человеку адаптироваться в новой среде. Насколько в каждом конкретном случае социальная желательность носит конструктивный или фобически деструктивный характер, психологу-практику предстоит выяснить методами рациональной и эмоционально-поведенческой терапии. Поможет также сориентироваться вес факторной оценки при отрицательном знаке.
Второй фактор объединяет в себе оценки вербального интеллекта, все на одном полюсе с отрицательным знаком. Следовательно, психокоррекции и особому вниманию преподавателей по совету психолога должны в первую
очередь быть подвергнуты курсанты с положительными оценками по этому фактору.
Развивать вербальный интеллект, конечно, в первую очередь задача профессорско-преподавательского состава. Этих курсантов следует чаще побуждать к пространственным ответам, без опоры на бумажный текст, составлению докладов и др.
Третий фактор был нами назван фактором общительности-тревожности. Это двухполюсный фактор. С положительным весом в него входят общительность, активность и ассертив-ность, экстраверсия, с отрицательным весом - тревожность, самоуничижение, подавленность.
Как объяснить такую двухполюс-ность фактора, каковы могут быть средства психологической помощи. Первое, что следует предположить, что активность и напористость носят компенсаторный характер по отношению к тревожности, подавленности и самоуничижению. Вся эта активная и напористая общительность носит несколько надрывный характер, позволяя избегать и подавлять самоуничижение и тревожность. Лица, имеющие высокие оценки по этому фактору, - это явные ретрофлекторы, говоря словами Ф. Перлза. Те же, кто имеет высокие оценки по этому фактору, очевидно, являются носителями сопротивления по типу проекции. Через общительность и напористость они создают каналы, чтобы проецировать свою подавленность, тревожность и самоуничижение на других. Взаимодействие этих двух типов сопротивлений порождает специфическое поведение личности, то готовой активно общаться и эффективно решать общие задачи, то впадающей в подавленность и тревожность.
В основе такого сложного поведения может лежать некоторый комплекс вины, обретенный еще в детстве, который можно обнаружить методами не гештальт-терапии, а поведенческой терапии на предмет выявления навязчивых мыслей и состояний. В любом случае следует искать глубинный источник в ранних переживаниях, связанный с глубоко вытесненным чувством вины.
Четвертый фактор мы назвали фактором автономии. Кроме собственно автономии, в этот фактор с положительным весом входят такие сопряженные с ней качества, как предпринимательство, интеграция жизненных стилей,что предполагает стремление к гармоничным отношениям в семейной, личной и служебной сферах. Такой человек скорее пожертвует карьерой, чем нарушит создавшуюся гармонию ценностей. Вполне сложившийся автономно, он не хочет развиваться далее, в круг его гармоничных отношений к собственной системе ценностей не входит мотивационная зрелость. Такой сотрудник может неплохо выполнять свою работу или учиться, но только до определенного предела. Развитие и формирование новой мотивации в связи с новыми задачами пугает его чрезвычайно. Развитие же мотиваци-онной зрелости подавляет автономию гармонии стилей, тогда человек может потерять себя, смысл своего существования и работы. В любом случае в основе фактора лежит страх развития, питаемый ранее вытесненными переживаниями. Этот страх должен быть выведен психологом-практиком на сознательный уровень методом геш-тальт-терапии.
Пятый фактор мы назвали фактором невербального интеллекта. Этот фактор с положительным весом соби-
раетхарактеристики теста невербального интеллекта Равена. Характерно, что оценок, показывающих выраженность вербального интеллекта выше среднего в группе курсантов, поступивших на обучение по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация «Оперативно-розыскная деятельность», три, в группе поступивших на обучение по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, специализация «Организация режима в УИС» - два, в группе поступивших на обучение по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация «Пенитенциарная психология» - 10. Наконец, в группе курсантов, поступивших на обучение по специальности 56.05.01 Тыловое обеспечение, специализация «Тыловое обеспечение в УИС», повышенный невербальный интеллект наблюдается у пяти человек. Таким образом, юридические специальности явно отстают по количеству поступивших курсантов с развитым невербальным интеллектом. Развитие этого фактора опять в большей степени касается профессорско-преподавательского состава. Следует больше иллюстрировать занятия схемами и рисунками, давая при необходимости подробные объяснения.
Шестой фактор мы назвали скоростным интеллектуальным фактором. Он собирает в основном скоростные и продуктивные оценки выполнения интеллектуальных заданий, как по вербальному, так и по невербальному интеллекту. Все со знаком плюс. Работа с этим интеллектуальным фактором так же должна проводиться психологом совместно с профессорско-преподавательским составом. Акцент здесь следует делать на том, что скорость
ответа или решения каких-либо задач не всегда способствует правильному и развернутому ответу в процессе обучения. Это, в частности, подтверждается и кластерным анализом. Так, второй кластер отличается высоким вербальным и невербальным интеллектом и при этом низкими показателями скорости решения интеллектуальных задач и скоростной продуктивности.
Последний, седьмой фактор структуры интеллектуально-личностного потенциала курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки, мы назвали служебно-мотиваци-онным. Этот фактор, кроме непосредственно мотивации к службе, включает в себя такие мотивационные качества, как служение, вызов, стабильность организации службы, а также личностное качество специализации, то есть интереса к специальности. Все с положительными весами.
Так, не все курсанты обладают высоким интересом к специальности, что согласно структуре данного фактора снижает и их «вызов» и «стремление к служению», отсюда и низкая стабильность организации обучения и службы. Что предварительно следует выяснить психологу методами бесед по типу рациональной психотерапии.
Последнее направление психологического сопровождения основано на результатах кластерного анализа, то есть на той типологии интеллектуально-личностного потенциала курсантов, поступивших в Академию ФСИН России на разные специальности и направления подготовки, которая была получена в результате применения этого статистического метода. Если двухкластер-ная типология имеет больше теоретическое значение, то трехкластерная
непосредственно ставит перед психологом-практиком психотерапевтические и психокоррекционные задачи.
В результате математико-статисти-ческого анализа нами было определено и проинтерпретировано три кластера испытуемых курсантов. Первый кластер мы назвали конструктивным. Представители этого кластера отличаются низким психотизмом, высокой социальной желательностью, относительно высоким невербальным интеллектом, в целом средней тревожностью и самоуничижением, у них высокий невербальный интеллект, высокие показатели по скорости решения интеллектуальных задач(6-й фактор) и самые высокие показатели служения и служебной мотивации. Очевидно, что представители этого типа нуждаются в поддерживающей рациональной терапии, необходимо делать акцент на анализ жизненных планов и перспективы личностного роста, активно вовлекать таких курсантов в социально-психоло-гическиетренинги делового и личностного общения, развития профессиональных качеств.
Второй тип мы назвали невротизи-рованным. Курсанты этого типа отличаются повышенными психотизмом и импульсивностью, сниженным вербальным интеллектом, повышенной тревожностью, сниженной общительностью и напористостью, высоким вербальным интеллектом, при этом существенно низкими показателями скорости выполнения интеллектуальных заданий и еще более низкими показателями служебной мотивации. Полагаем, что именно исходная невротизация оказывает столь существенное влияние на снижение интеллектуально-личностного потенциала курсанта в период подготовки к службе и обучению. На
наш взгляд, они требуют психологического сопровождения, которое должно начинаться с выяснения глубинных причин указанной невротизации. Психолог-практик, начав с рациональной психотерапии с элементами поведенческой на предмет выяснения навязчивых мыслей и действий, переходит ко все более жесткой гештальт-терапии с целью установления глубинных причин невротизации. Это может быть страх, например, такой простой, как страх неправильного выбора профессии из-за давления родственников или самостоятельного или чувство вины с глубокими корнями, глубокая зависимость от родителей и их интроекций, в то время, когда их нет рядом. Такое проведение гештальт-терапии позволит курсанту пережить освобождение от своих фобий, что существенно снизит невро-тизацию и поможет восстановить интеллектуально-личностный потенциал.
Третий тип мы назвали посредственным. Эти курсанты отличаются повышенным невротизмом, психотиз-мом, импульсивностью, низким вербальным интеллектом и чрезвычайно низким невербальным интеллектом. При этом скорость выполнения ими интеллектуальных заданий довольно значительна, высока и служебная мотивация (на фоне, как свидетельствуют остальные результаты, существенно сниженного интеллектуально-личностного потенциала). Развитие такого курсанта в основной период обучения требует особого внимания преподавателей, воспитателей и психологов, чтобы помочь ему повысить свой интеллектуально-личностный потенциал, чтобы снизить вероятность того, что такие курсанты выйдут из академии исполнительными, но плохо образованными специалистами. Для этого
психологу-практику следует применять рациональную и поведенческую терапию с акцентом на структурирование жизненных планов, работать с Я курсанта методами гештальт-терапии, простраивая, а возможно, и расширяя его границы. Необходимо также тесное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом на предмет большей вовлеченности этих курсантов в учебный процесс.
Таким образом, мы представили все возможные направления психологического сопровождения, которые могут базироваться на эмпирико-тео-ретических результатах, полученных в нашем исследовании.
Библиографический список
1. Ковальчук И. А., Беспалова Т. М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основ профессиональной компетентности // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 89-95.
2. Ковальчук И. А., Османов Г Б. Взаимосвязь социального интеллекта и толерантности в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3. С. 107-116.
3. Ковальчук И. А. Особенности применения типологии личности К. Юнга к анализу интеллектуально-личностного потенциала будущих специалистов ФСИН России // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2017. С. 167-174.
4. Ковальчук И. А., Гаврина Е. Е., Симакова Т. А. Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциа-лизации // Прикладная юридическая психология. 2018. № 2. С. 59-65.