1УДК 796.01:159.9 ББК 75.14
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ДОСТИЖЕНИЙ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Г. А. Кузьменко, Т. Н. Луговских, С. В. Бальзовская
Аннотация. Совершенствование качественных параметров учебной и спортивной деятельности подростка-спортсмена взаимосвязано с результативностью интеллектуальной активности, которая, с одной стороны, характеризуется индивидуально-типологическими особенностями, а с другой - сопряжена в своем результативном формате с педагогическими закономерностями обучения процессу предметной деятельности. Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей интеллектуальной активности юных спортсменов в неспецифических условиях деятельности и разработке педагогических средств оптимизации ее качества. Эффективность интеллектуальной активности опосредована качеством проявления объема и устойчивости внимания, сформированностью способности к волевой регуляции деятельности, педагогическим мастерством тренера: обусловливающим обучение параметрам интеллектуальной активности в структурных компонентах действия и деятельности; определяющим становление критериального аппарата подростка по оценке ее успешности в условиях спортивной подготовки.
Ключевые слова: подросток-спортсмен, интеллектуальная активность, критерии достижения качества, педагогические условия.
FORMATION OF THE QUALITY ACHIEVEMENTS OF ADOLESCENT ATHLETES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE BASIS OF IMPROVEMENT INDICATORS OF INTELLECTUAL ACTIVITY
G. A. Kuzmenko, T. N. Lugovskikh, S. V. Balzovskaya
Abstract. Improvement of qualitative parameters of educational and sports activities of a teenage athlete is correlated with the effectiveness of intellectual activity that, from the one hand, is characterized by individually-typological peculiarities and, from the other hand, is entailed in its successful format with the pedagogical regularities of the learning process of the subject. The main objective of the study is to identify the peculiarities of intellectual activity of young athletes in nonspecific conditions and to develop pedagogical tools to optimize its quality. The efficiency of the intellectual activity is explained by the amount and stability of attention, the formation of ability to voluntarily regulate activity, pedagogical skills of the coach determining learning the parameters of intellectual activity in the structural components of action and activity; determining the formation and criterion of a teenager on the assessment of their success in sport training.
Keywords: a teenage athlete, intellectual activity, criteria for achieving quality, pedagogical skills.
Процесс спортивного совершенствования подростков обусловлен качеством интеллектуальной активности, в которой когнитивные, мотивационные и волевые факторы играют существенную роль. «Основным источником развития интеллектуальной активности является сам процесс интеллекту-
альной деятельности личности» [1, с. 7]. Личность познает мир, находясь в заданных условиях, и интеллектуальная активность рассматривается как «единица анализа творчества» [1, с. 7], «самодеятельность, приводящая к акту целепо-лагания и спонтанным открытиям... преломляется через мотивационную структуру личности»
[1, с. 5]. Необходимость рассмотрения качественных параметров интеллектуальной деятельности обусловлена «постоянно растущим уровнем требований, предъявляемых к личности, характеру интеллектуальной деятельности в современных условиях, и отстающим от него уровнем ее продуктивности» [2, с. 3]. Интеллектуальная активность «выражается в интересе, любознательности, достижении успешности...» [2, с. 10], представляет собой ресурс совершенствования качества деятельности, понимаемый «как фактор, способствующий успешной адаптации человека к миру и выполняющий важную буферную функцию - противостояния стрессу и минимизации рисков нарушения развития» [3, с. 4]. Приспособительный акт интеллектуальной активности обеспечивает решение актуальных задач саморазвития личности «во внутреннем плане действия», на определенном уровне эффективности реализуясь в двигательной активности юного спортсмена.
Одним из наиболее важных когнитивных факторов, влияющих на успех деятельности спортсмена (в условиях интеллектуальной активности), является внимание и его концентрация. Умение концентрировать внимание как на собственных ощущениях, так и на объектах окружающего мира в процессе субъектно трудной деятельности, позволяет оптимизировать качество тренировочного процесса и состязательной деятельности, отражающей особенности соревновательной среды.
Цель исследования: выявить особенности когнитивной активности юных спортсменов в неспецифических условиях деятельности и разработать педагогические средства оптимизации ее качества. Методы исследования: опросные (анкетирование, интервьюирование), тестирование (тест «Красно-черная таблица», тест Терстоуна «Скрытые фигуры», тест «Компасы»), педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики (методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона, определение достоверности различий по ^критерию Вилкоксона).
Исследование процесса интеллектуальной активности подростков-единоборцев осуществлялось на базе Центра Спорта и образования «Самбо-70», на контингенте обучающихся 7-8-х
классов. В ходе исследования мы изучили характер интеллектуальной активности и некоторые статистические взаимосвязи показателей.
Показатели исследования результативности интеллектуальной активности в тесте «Красно-черная таблица» выявили взаимосвязь количества ошибок и длительности выполнения задания, где коэффициент корреляции составляет 0,59. Низкая положительная взаимосвязь между временем исполнения задания и количеством ошибок, скорее всего, указывает не на факт «чем меньше время выполнения интеллектуального задания, тем больше количество ошибок», а вскрывает следующую ситуацию - среди юных спортсменов есть более способные и помехоустойчивые, выполняющие задания за меньшее время и с меньшим количеством ошибок, а есть подростки, более качественно выполняющие задание при увеличении времени его исполнения, что подтверждается работами Н. В. Дружинина, критически оценивающего скоростную парадигму исследования интеллекта [4], но, поскольку соревновательная деятельность предъявляет требования именно к скоростным характеристикам, в тренировочном процессе важно совершенствовать и скоростные аспекты деятельности.
Опрос группы юных спортсменов (п = 46) позволяет выделить наличие трудностей в осуществлении деятельности, связанных с недостаточным проявлением волевых способностей в регуляции ее качества. Данные подростки обращают внимание на наличие сбивающих факторов, отвлекаются от процесса выполнения задачи, что свидетельствует о необходимости совершенствования произвольного самоконтроля при концентрации внимания в ходе исполнения субъектно трудных заданий.
На первом этапе освоения тестового задания происходит понимание процесса осуществления упражнения, а с каждой новой попыткой «нарабатывается» тренировочный эффект, накапливается ментальный и двигательный опыт его исполнения. Индивидуальные характеристики позволяют судить о том, что у испытуемых с низкими показателями интеллектуальной активности очень важно формировать адаптивные качества, в том числе - помехоустойчивость.
В течение двух месяцев были выполнены 7 серий тестовых заданий с педагогической коррекцией качества исполнения. Одновременно применялись методы использования слова, формирующие информационную компетентность и побуждающие к мотивированной произвольной интеллектуальной активности посредством: убеждения с использованием рассказа, информационного сообщения, внушения, обсуждения с анализом проблемных ситуаций, поощрения, позволивших в сумме влияний улучшить ее показатели (табл. 1). В ходе эксперимента мы обратили внимание на процесс научения интеллектуальному тесту «Красно-черная таблица», который может иметь тренирующую направленность, совершенствует проявление качеств волевой сферы личности, позволяет работать над оптимизацией психоэмоционального состояния, совершенствует способность концентрации внимания на деятельности. Данные итогового тестирования показывают прирост результатов: увеличение устойчивости внимания, скорости переключения внимания.
Своевременная педагогическая коррекция качества интеллектуальной активности через мотивацию и волевую регуляцию деятельности позволила улучшить ее показатели, что подтверждает наше предположение о значимости
своевременного педагогического контроля над процессом исполнения двигательных заданий, характеризующихся средней и высокой степенью интеллектуальной трудности.
Исследование результативности интеллектуальной активности в тесте «Компасы» позволяет нам выделить ряд особенностей (табл. 2). Несмотря на то, что средний показатель интеллектуальной активности юных спортсменов отражает среднее значение в 10 сериях исполнения тестовых заданий, складывается тенденция более плотной взаимосвязи среднего показателя интеллектуальной активности с показателями лучших серий, где средняя оценка находится в диапазоне 3,96-4,04 (за исключением первой серии, когда интеллектуальная активность осуществляется без накопившегося утомления).
Мы можем предположить, что низкая взаимосвязь результативности со средним показателем в сериях №№ 2, 3, 6 и 8 вызвана влиянием различных факторов, соответственно гипотезы дальнейших исследований целесообразно разрабатывать в аспекте мобилизации юных спортсменов на индивидуально-максимальный результат с типологически актуальным: привлечением мотивации, активизацией волевой сферы, вовлечением регулятивных способностей.
Сравнительный анализ динамики интеллектуальной активности юных единоборцев по-
Таблица 1
Динамика интеллектуальной работоспособности подростков-спортсменов в тесте на диагностику помехоустойчивости
Статистические показатели (n = 46) «Красно-черная таблица» W. Wilcoxon Matched Pairs Test (Spreadsheet1.sta) Marked tests are significant at P < 0,05000
данные первичного тестирования данные итогового тестирования
T p-level T p-level
время ошибки время ошибки время ошибки
M 257,2 1,7 233,7 1,3 11,0 0,0001 5,00 0,02
m 12,7 0,2 13,4 0,13
а 60,8 0,97 64,2 0,64
Статистические характеристики эффективности выполнения задания Серии теста «Компасы», динамика показателей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Коэф. корреляции со средним значением — г (хср = 3,7) 0,36 0,25 0,44 0,60 0,8 0,51 0,72 0,45 0,72 0,65
Средний показатель, количество правильных ответов 4,5 3,63 2,63 3,96 4,04 3,33 3,96 3,13 3,75 4,04
Таблица 2
Результативность интеллектуальной активности в тесте «Компасы»
зволяет отметить процессуальные трудности в реализации деятельности, не связанной с соревновательной деятельностью и, как мы полагаем, немотивированной. Тем не менее, мы наблюдаем снижение интеллектуальной работоспособности в 3-й и в 6-й серии заданий. При этом ухудшение результативности в тесте Тер-стоуна связано с постоянным приростом степени сложности программы действий и сохраняет тенденцию от 3 до 7-й серии, тогда как в тесте «Компасы» происходит некая тренировка и приспособление к формату деятельности, когда алгоритм действий становится все более понятным (табл. 3).
Исследование взаимосвязи показателей внимания позволяет констатировать, что у юных единоборцев наблюдается тесная взаимосвязь между объемом и устойчивостью внимания во 2-5-й сериях, что позволяет заключить следующую позицию: формирование устойчивости внимания на основе развития произвольного контроля, волевой саморегуляции деятельности выступает в качестве ресурса оптимизации процессуальных характеристик интеллектуальной работоспо-
собности. Концентрация внимания имеет определенную тенденцию к взаимосвязи с количеством ошибок. Устойчивость внимания в первой и последней серии заданий имеет тенденцию к взаимосвязи, что подтверждается пояснениями юных спортсменов: «Трудно включаться в деятельность и трудно ее завершать» (табл. 4).
Исследование проявлений волевых качеств по М. В. Чумакову в тесте самооценки не показало существенных значимых взаимосвязей внутри качеств волевой сферы и их взаимосвязей с параметрами внимания. У подростков в большей мере развита ответственность, выдержка, достаточно ярко проявляется энергичность (рис.), тогда как для нахождения новых смыслов деятельности, поддержания интеллектуальной активности, на наш взгляд, важно совершенствовать такие качества, как инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, внимательность, целеустремленность.
Проведенное исследование позволяет отметить важность направленного применения педагогических средств, позволяющих совер-
Таблица 3
Динамика интеллектуальной активности юных единоборцев в тесте Терстоуна
«Скрытые фигуры» и тесте «Компасы»
Тесты Серии теста, х г 7 ср.
1 2 3 4 5 6 7
«Скрытые фигуры», тест Терстоуна, количество правильных ответов 23,83 22,66 19,25 9,08 5,41 4,58 0
«Компасы», количество правильных ответов 4,5 3,625 2,63 3,96 4,04 3,33 3,96
Параметры внимания Корректурная проба Бурдона
объем внимания концентрация внимания К = С/n количество ошибок устойчивость, индекс безошибочности устойчивость внимания: динамика темпа, (подсчитывается каждые 60 с) А = S/t
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 0,14 0,3 0,02 0,3 0,76 0,8 0,65 0,66
2 -0,46 0,03 0,04 0,05 0,07 0,14 0,19
3 0,01 0,09 0,11 0,05 0,31 0,4
4 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
5 0,1 0,19 0,07 0,48
6 0,19 0,39 0,27
7 0,18 0,27
8 0,51
Таблица 4
Взаимосвязь показателей внимания у юных спортсменов в процессе интеллектуально опосредованной деятельности
Целеустремленность Энергичность Выдержка Решительность
Ответственность ^^ш^^ш^^ш^^ш^^ш^^шя_
012345678 балл
Рис. Средний балл самооценочных суждений юных единоборцев по проявлению волевых качеств, п = 46 (тест М. В. Чумакова)
шенствовать интеллектуальную активность в неспецифических видах деятельности подростка-единоборца. При этом важными факторами выступают мотивация и волевая регуляция качества деятельности при целенаправленном воспитании «отстающих» волевых качеств. Неспецифическая деятельность юного спортсмена характеризуется меньшим побудительным потенциалом, поскольку она далека от учебно-тренировочной и соревновательной и вместе с тем, при деловом отношении к данному ресурсу активности, позволяет формировать положительные тренировочные эффекты, повышающие ее качество.
Обсуждение проблематики интеллектуальной активности подростков в процессе тренировочной деятельности с тренерами Центра спорта и образования «Самбо-70» (п = 25) выявило следующие трудности: тренеры в полной мере понимают значимость интеллектуальной подготовки подростков в структуре спортивной подготовки, но не знают, как соорганизо-вать ее средства, чтобы не утратить саму сущность физического упражнения и сохранить интеллектуальный контекст задания.
Решая данную проблему, мы разработали модель сопряжения средств интеллектуальной подготовки с другими видами спортивной подготовки, где средства по своей сути отражают метапредметную направленность и межпредметные взаимосвязи. Метапредметность позволила нам решать комплексные проблемы спортивной подготовки (общей физической, специальной физической, общей технической, специальной технической, общей тактической, специальной тактической, технико-тактиче-
ской, психологической) в их взаимосвязях. Межпредметная направленность способствовала формированию представления подростков о влиянии на интеллектуальную активность и результативность интеллектуально опосредованной деятельности таких предпосылок качества, как: психоэмоциональное и функциональное состояние, обусловленное физиологическими, биохимическими, психологическими процессами; мотивация качества деятельности, отражающая социализацию личности, сформированность социальной ответственности, внутреннего локуса контроля, обеспечивающего требовательное отношение к процессу и результатам личной деятельности. Содержание образовательных задач, реализуемых на основе средств спортивной подготовки, раскрыто через контексты: информационной компетентности, мотивационной готовности, адекватной когнитивной, эмоционально-волевой, регулятивной активности, операционально-де-ятельностной эффективности (табл. 5).
Модель сопряжения интеллектуальной подготовки с видами спортивной подготовки юного спортсмена, представленная фрагментом в табл. 5, позволила сформировать у подростков-спортсменов критерии эффективности интеллектуально опосредованной физической, технической, технико-тактической и психологической подготовки в спорте, обеспечивающие формирование качества достижений в образовательной деятельности на основе привлечения актуальных когнитивных функций, когнитивных стилей деятельности, реализации интеллектуальных способностей на фоне поме-ховлияющих факторов.
Таблица 5
Модель сопряжения интеллектуальной подготовки с видами спортивной подготовки юного спортсмена: проектирование образовательных задач инвариантной части (этап
начальной подготовки), фрагмент
В структуре вида подготовки Интеллектуальная теоретическая и практикоориентированная подготовка
Общая техническая подготовка Общая интеллектуальная подготовка
1. Демонстрация информационной компетентности о сущности и особенностях осваиваемого образовательного материала; приобретение информационной полноты об образе двигательного действия; описание упражнения в гностическом формате на основе познания закономерностей его исполнения; представление упражнения в эмоциональном ключе на основе чувственного образа сущности упражнения; представление упражнения в практическом ключе с позиции его практической значимости для спортивной техники в целом, для освоения более сложных технических элементов и их связок, для преобразования комбинационной сложности данного элемента техни- 2. Реализация средств, актуализирующих мотивацию вовлечения в процесс общей технической подготовки, проектирования способов осуществления действий, их реализации, анализа результатов и сопоставления их с целями исполнительской структуры движения. 3. Демонстрация стремления и умения интерпретировать причинно-следственные связи явлений и распознавать неожиданные изменения логики развития ситуации (сличение модели процесса и результата с реализованным процессом и результатом; анализ; предвосхищение развития ситуации (экстраполяция); идентификация проявлений движения с сущностными характеристиками модели движения; конвергентное, дивергентное мышление в ходе освоения и совершенствования элементов техники). 4. Демонстрация способности выделять, анализировать, соотносить с запросом предметной ситуации личные интеллектуальные действия. 5. Демонстрация социальной смелости в условиях публичного описания — рассказа, освещения техники исполнения заданных двигательных действий. демонстрация внимательного слушания, мотивированного визуального восприятия и последующего анализа обучающей информации; 6. Демонстрация способности к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметных отношений в процессе обучения технике в ключах «личность обучающегося — учебная информация» через анализ самоотношений и проявление волевых, духовно-нравственных качеств; «личность обучающегося — личность обучающего (обучающая среда)» — конструктивных социальных отношений с окружающим миром как условия смыслообразования. 7. Демонстрация умений к самоорганизации личности в деятельности, быстроты «вхождения» в деятельность (учебное задание). 8. Демонстрация умения формировать личностный контекст образовательной задачи (цели процесса обучения) как условие целеобразования. 9. Демонстрация умения прогнозировать способы достижения цели — освоения техники двигательного действия на основе эффективного применения специально-подготовительных и специально-подводящих упражнений. 10. Демонстрация критического мышления при сопоставлении модели техники и образца собственного исполнения, конструктивной оценки его качества на основе проектирования рекомендаций к совершенствованию техники как условие проявления рефлексивной культуры. 11. Формирование опыта интеллектуальной активности в заданиях-упражнениях, направленных на: а) сбор и обработку информации, становление образа исходной позиции, отправной точки в развитии ситуации; б) принятие решения на основе имеющейся информации; составление плана и программы действия; в) реализацию программы действия при демонстрации целенаправленного поведения; г) оценку результата действия и параметров результата; завершение действия или д) определение ресурсов оптимизации качества действия, своевременную коррекцию, перестройку программы движения на основе поискового поведения и совершенствования знаний о технике исполнения упражнения. 12. Демонстрация умения сознательно управлять личным поведением на основе мотивационной регуляции «воспроизведение содержания учебного мотива в спорте — преобразование его в личный мотив — содержательное развитие в ожидаемых результатах». 13. Демонстрация умения сознательно управлять личным поведением в процессе обучения средствами эмоциональной регуляции — лично определять наиболее эффективные средства и контексты эмоциональной самоподдержки. 14. Демонстрация умения сознательно управлять личным поведением в процессе учебной деятельности в спорте на основе волевой саморегуляции интеллектуальной активности, при сложном, но самостоятельно выполнимом техническом элементе — демонстрация настойчивого освоения элементов техники, освоения технических элементов на фоне проявления упорства, самообладания в условиях объективных и субъективных (эндогенных и экзогенных) факторов; при сложном и трудновыполнимом упражнении — демонстрация смелости, решительности, самообладания.
Окончание таблицы 5
В структуре вида подготовки Интеллектуальная теоретическая и практикоориентированная подготовка
15. Адаптация личности обучающегося к решению интеллектуальной задачи «во внутреннем плане действия» как образная «самопроводка по движению» — приспособительный акт к требованиям деятельности. 16. Саморегуляция интеллектуальной активности на основе поддержания пространственно-временной и динамической структуры движения как постоянной модели поведения, создающей опыт научения и формирующих двигательный стереотип на основе многократных повторений техники упражнения с соблюдением ее базовых требований. 17. Демонстрация внутреннего локус-контроля подростка на основе конструктивного проявления развивающих личность отношений к достижениям, неудачам, семейным, межличностным, спортивным отношениям и отношению к здоровью. 18. Демонстрация готовности к принятию и эффективной реализации рекомендаций, сформированных в результате социального контроля и социальной (в том числе негативной) оценки качества личной образовательной (учебно-воспитательной) деятельности, выступающей как условие совершенствования техники двигательных действий подростком. 19. Демонстрация умения осуществлять переработку информации на основе: а) единых (универсальных) требований; б) имеющихся в индивидуальном опыте стилей переработки информации; в) индивидуально «неудобных» стилей с целью расширения способов принятия информации. 20. Демонстрация анализа модели техники на основе эстетического восприятия оптимального образа действия. 21. Самоанализ структуры физического упражнения и подбор подводящих упражнений на основе интуиции, определения сходства в технике исполнения двигательного действия, умения выстраивать ассоциативные связи. 22. Демонстрация антиципации как предположение о возможностях изменения техники посредством применения метода анализа ситуаций текущих, прогнозируемых, из опыта тренировочной, соревновательной деятельности; демонстрация способности к моделированию: имитационному, целевому; демонстрация умения решать практические задачи при неопределенности условий на основе проблемного подхода [5]. 23. Демонстрация способности выполнять упражнения на основе активизации одного свойства когнитивной функции (восприятие пространства, времени, движений, зрительное, слуховое, кинестетическое, восприятие целостного образа движения; внимание: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация (внимательно следить за «параметрами ... фазы движения» при многократном выполнении упражнения — устойчивость внимания в процессе слежения); мышление: анализ, сравнение, обобщение, классификация — на предмете упражнений, представленных тренером, тогда как — синтез — как творческое преобразование исходного упражнения — «с синтетичностью, целостностью мышления»; память двигательная (запоминание, воспроизведение), эмоциональная, образная, вербальная, зрительная — в условиях непроизвольного и произвольного запоминания; память: «выделить опорные пункты — основные опорные точки упражнения»; «описать структуру упражнения — основу техники, определить ключевое звено, выявить детали техники») и др. 24. Демонстрация способности выполнять упражнения на основе активизации двух свойств одной когнитивной функции: «постоянно следить за замедленным воспроизведением техники тренером и параллельно осуществлять «зеркальное отражение» - собственное действие(я) и его (их) корректировку» - устойчивость и переключаемость внимания; 25. Демонстрация способности выполнять упражнения на активизацию свойства функции и целостной функции — «выделить опорные точки упражнения, а завтра на тренировке воспроизвести данное упражнение» - «выделение опорных пунктов, схематизация — долговременная память». 26. Демонстрация способности выполнять упражнения на основе активизации различных функций и способностей: «быстро и точно, но точность важнее» - быстрота принятия решения, комплек-сирования действий — дифференцировочная способность; проанализировать технику двигательного действия партнера по команде и в конце тренировки указать погрешности техники — аналитичность мышления и кратковременная память; «упражнение показываю один раз, задача: «запомнить и воспроизвести» - синтетичность мышления и кратковременная память; «просмотреть упражнение и описать основу его техники» - «визуальное восприятие — анализ — вербализация». 27. Демонстрация способности выполнять упражнение на активизацию когнитивной функции и др. способностей в когнитивном стиле: выполнить 20 вращений в разные стороны, но «чувствовать» местоположение партнера (ворот, кегли) «внимание — полезависимость»; выполнять упражнение в вариативных условиях: публичности, различных спортивных площадок, различных размерах площадки; психомоторной способности в когнитивном стиле; и др.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленская, Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности [Текст]: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук / Д. Б. Богоявленская. - М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1987. - 49 с.
2. Мишина, М. М. Феномен интеллектуальной деятельности личности: теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / М. М. Мишина. - М.: РУДН, 2014. - 57 с.
3. Хазова, С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды [Текст]: авто-реф. д-ра психол. наук / С. А. Хазова. - Кострома: Ин-т психологии РАН, 2014. - 55 с.
4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
5. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спортивной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Б. П. Яковлев. - Великие Луки, 2000. - 351 с.
REFERENCES
1. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologicheskie osnovy intellektualnoy aktivnosti. Extended abstract of ScD Dissertation (Psychology). Moscow: NII obshch. i ped. psikhologii, 1987.49 p.
2. Mishina M. M. Fenomen intellektualnoy dey-atelnosti lichnosti: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya i osobennosti proyavleniya v razno-vozrastnoy studencheskoy srede. Extended abstract of ScD Dissertation (Psychology). Moscow: RUDN, 2014. 57 p.
3. Khazova S. A. Mentalnye resursy subyekta v raznye vozrastnye periody. Extended abstract of ScD Dissertation (Psychology). Kostroma: In-t psikhologii RAN, 2014. 55 p.
4. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh spo-sobnostey. St. Petersburg: Piter, 2006. 368 p.
5. Yakovlev B. P. Psikhicheskaya nagruzka v sportivnoy deyatelnosti. ScD Dissertation (Psychology). Velikie Luki, 2000. 351 p.
Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Kuzmenko Galina A., PhD in education, Associate Professor, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Луговских Тамара Николаевна, директор ГБОУ «Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта e-mail: [email protected]
Lugovskikh Таmara N., director, State budgetary educational Institution "Center of Sport's and Education 'Sam-bo-70'" Department of Sports and Physical Culture, Moscow e-mail: [email protected]
Бальзовская Светлана Валерьевна, студентка Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Balzovskaya Svetlana V., student, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]