Мастер - класс
Чистоткина Марина Владимировна
учитель музыки и МХК МБОУ СОШ № 2 город Бор Нижегородской области
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКЕ НА ТЕМУ: «ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ»
Аннотация. В данной статье автор предлагает познакомиться с технологией проведения интегрированного урока. Урок посвящен жанру баллады в литературе и музыке. На примере классического произведения «Лесной царь» В.Ф. Шуберта, И. Гёте и В. Жуковского автор показывает, как можно провести интересный интегрированный урок и повысить мотивацию учащихся.
Ключевые слова: МХК, музыка, жанр баллады, анализ классического текста, интегрированный урок.
На телеканале «Культура» есть передача «Нескучная классика». Каждый раз, когда я смотрю эту передачу, восхищаюсь, как легко и непринужденно, а главное понятно и доступно, ведущая размышляет на довольно серьезные темы. Это и классическая музыка, и классический балет, и многое другое. И у меня как у учителя, возникла мысль: « а вот бы так же завлечь классикой, смотивировать своих учеников, вызвать интерес...»
Такая возможность представилась при анализе классического текста «Лесной царь» В. Ф. Шуберта, И. Гёте, В. Жуковского [3].
Произведение искусства всегда передает отношение автора к жизни, определенную систему взглядов, идеалов, мировоззрение. Наиболее важные и глубокие процессы определенного времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях.
Очевидно, поэтому музыкальная классика, независима от времени ее сочинения, остается созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Такие произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, воспитывают личность, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Разбираться в них - увлекательная задача, особенно в сопоставлении с многочисленными современными интерпретациями, версиями, которые появляются в наши дни.
Одним из таких произведений является баллада Франца Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте [5].
В 7 классе дети проходят это произведение по литературе и музыке. С этим произведением
мы предлагаем познакомиться на интегрированном уроке. Тема урока «Жанр баллады в литературе и музыке».
Работа начинается с характеристики и особенностей жанра.
БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета.
Детям задается вопрос: «К какому жанру мы можем отнести это произведение?»
В процессе рассуждения дети приходят к выводу: «Что такое баллада и каковы ее особенности? Чем музыкальная баллада сходна с литературной?»
Для баллады характерны:
- относительно небольшой объем,
- выраженная сюжетность,
- особая напевность,
- музыкальность.
- загадочность,
- фантастичность.
Жанр возник во Франции XIII века. Популярен в Германии конец XVIII века XIX века в период романтизма. Содержание немецкой баллады имеет мрачный фантастический характер.
Баллада Иоганна Вольфганга Гёте написана в 1782 году. Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа - Лесного царя [5].
Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой. В начале кажется, что ребенок мечется в необычной болезни, борется с приближающейся смертью, но зло настигает слабых и беззащитных...
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
43
Мастер - класс
Стихотворение несколько раз переводилось на русский язык. Наиболее известен русский перевод Василия Жуковского.
На уроках литературы вы уже говорили об этом жанре. И в музыке особое место в песенном жанре занимает баллада. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы. Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт.
О чем же в ней говорится? В балладе сочетаются и жанрово-драматические особенности - ведь она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц! - и острый драматизм, присущий характеру этой потрясающей по глубине и силе истории.
Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому ее смысл и содержание нуждаются в переводе.
«Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте - из черноты своих огненных глаз - увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз - не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте -от Лесного царя». [5]
Первая часть работы над произведением «Лесной царь» проводится в группах по карточкам, где каждая группа раскрывает содержание.
Попробуем посмотреть на героев нашей баллады.
Карточка № 1
• Какую картину рисует поэт? (скачки, погони)
• Что вы представляете, читая эти строки? (сцену в лесу)
• Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь? (отец, который хочет спасти сына)
• Какая атмосфера создана в произведении? (нереальности фантастичности, наваждения)
• Изменилась ли картина в последней строфе? (да, случился свершившийся факт- ребенок умер)
• Каков финал произведения? (трагический)
Карточка № 2
• Как построена баллада? (в форме диалогов)
• Кто с кем говорит? (сын с отцом, лесной царь с сыном)
• Какие чувства испытывает ребенок? (страх, отчаяние)
• Каково отношение Лесного царя к младенцу? (ласково, зловещее)
• Почему отец не видит Лесного царя? (потому, что он здоров)
• Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь? (нет)
В результате этой работы дети выясняют следующее:
• Реальные и фантастические герои
• Два мира: реальный и идеальный
• Острый, напряженный сюжет
• Трагический финал
Следующим этапом в работе является сравнительная характеристика.
Какой из лесных царей более страшный, мрачный? Дети сравнивают содержание, отвечая на вопрос.
Гёте
• Отец, ты не слышишь, что мне царь обещает?
• Успокойся, дитя, в сухой листве ветер шуршит...
• Мои прекрасные дочери будут нянчить тебя.
• Отец, отец, неужто ты не видишь там, в этой тьме, царя дочерей?!
• Мой сын, мой сын, я в точности вижу.
• Я люблю тебя, меня уязвила твоя красота. Не хочешь охотой - силой возьму
Жуковский
• Родимый, лесной царь со мной говорит Он золото, радость и перлы сулит
• О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
• Узнаешь прекрасных моих дочерей
• Родимый, лесной царь созвал дочерей!
Мне, вижу, кивают из темных ветвей!
• О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне.
• Дитя, я пленился твоей красотой, неволей иль волей, а будешь ты мой.
Изучив и проанализировав балладу, учитель обращается к музыкальному воплощению этой баллады.
«... В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит ...» [4]
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нем всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного. Как в развитии жизненных событий, явлений природы или движений человеческой души редко бывает только одна линия, одно настроение, так и в музыке развитие основано на образном богатстве, вплетении различных мотивов, состояний и переживаний.
Учитель предлагает послушать музыкальное произведение - балладу на немецком языке.
Дети работают в парах, заполняя таблицу.
Сравнивают образы и характеризуют их. Какие они? Какие чувства вы испытываете, когда вы читаете произведение и когда вы слушаете его?
44
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
Мастер - класс
Темы, интонации героев
Герои баллады Образы Характеристика героев баллады И. В. Гёте «Лесной царь» Характеристика героев баллады Ф. Шуберта «Лесной царь»
Дитя Жизнь Трепетный. Примкнувший к отцу, издрогнув-ший от страха и ужаса оказаться во власти лесного царя Плачущие, резкие, порывистые интонации, постоянное crescendo во фразах
Отец Добро Обеспокоен внезапным безумием родного дитя, оробелый. Мягкие, неуверенные интонации на фоне пунктирного ритма в нижнем регистре, изображающем стук копыт.
Лесной царь Смерть, зло Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный Музыкальные фразы то ласковые, то нежные
Учитель:
Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными?
Дети:
Рассказчик - взволнованный; отец - встревоженный; сын -безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь - мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.
Учитель:
Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе?
Дети:
Мы услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.
Учитель:
Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано фрагмент вступления). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.
Дети:
В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.
Учитель:
Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это - неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц.
В каком исполнении прозвучало произведение?
Дети:
Мужской голос в сопровождении фортепиано. Характер -взволнованный, тревожный Темп -быстрый Лад - минорный Регистр - низкий Динамика - f, mp
Учитель:
Какой инструмент для аккомпанирования предложили бы вы? Какому голосу поручили бы исполнение? Где Добро и Справедливость, которые должны торжествовать? Кто победит в этом единоборстве Дух или Человек?
Дети предлагают свои варианты.
С какими образами можно сравнить героев баллады? (Отец- добро, Лесной царь- зло).
Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы ее участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Жизнь, ее порывы, ее стремления к освобождению - и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая. Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребенка, и отстраненно-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя. Далее на уроке музыки, где вводится методический приём «Ассоциативный рисунок» и используется следующая схема, чтобы дети могли выразить образы жизни. Смерти, добра, зла в цвете:
1. Мотивация на слушание.
2. Слушание и восприятие художественного произведения.
3. Составление учащимися собственных вопросов по содержанию произведения.
4. Совместный поиск ответов на вопросы.
5. Создание учащимся в процессе дальнейшего осмысления произведения ассоциативного рисунка.
6. Составление миниатюры, раскрывающей смысл произведения (баллады).
7. Презентация созданного рисунка, в ходе которого происходит столкновение различных взглядов, позиций, истолкований, интерпретаций.
8. Дискуссия.
9. Рефлексия.
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
45
Мастер - класс
«Ассоциативный рисунок»
Реальный мир Ирреальный (фантастический мир)
Образы Отец, малютка, конь, лес, вётлы. Лесной царь, дочери лесного царя.
Краски Темнота, ночь, мгла, тёмные ветви, туман не позволяет рассмотреть Цветы бюрюзовы, жемчужные струи, золотые чертоги.
Звуки Шелест деревьев, тревожные голоса. Сладкозвучные голоса, убаюкивающие интонации.
Чувства Теплота человеческой любви, тревога, страх, волнение Холод, видения, обещающие радость, покой, умиротворение, безмятежность.
Итак, на уроке сталкиваются три позиции, три истолкования (музыка, литература, изо), и невольно уже в ходе презентации рисунков завязывается дискуссия, после которой каждый делает свой выбор.
Таким образом, содержание произведения пропускается через себя, и учащийся в ходе мыследеятельности строит свой собственный образ мира и своё место в нем.
Через методический приём «Ассоциативный рисунок» мы можем наблюдать, как развивается мышление, коммуникативные качества, личность, креативность учащегося [1]. Другими словами данный приём является не только средством формирования творческого мышления, но своеобразным инструментарием мониторинга компетентностей учащихся.
В результате творческой работы учитель спрашивает:
- Что ценного и полезного вы переняли из этих произведений?
- Какой моральный стержень был заложен в них?
- Близки ли они были вам?
- Нужны ли нам вообще эти произведения в нашей реальности, в нашем двадцать первом веке?
По итогам урока учитель может задать следующие вопросы:
Могут ли взаимодействовать между собой слово, музыка и изобразительное искусство?
Какие образы баллады «Лесной царь» отложились в вашей памяти?
Знать содержание не главное, главное - что это произведение изменило в тебе, что оставило в твоём сознании...
Литература
1. Алиева Т. В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.31-41.
2. Боранбаева З. И. Чтение взрослых-актуальная и социально-значимая проблема для общества (О монографии Т. Г. Браже «Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности»). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 69-78.
3. Банников Н. В. Три века русской поэзии.- М.: Просвещение, 1986.-372с.
4. Белинский В. Г. Жизнь и творчество 1842-1848.-М.: Наука, 1998.- 526с.
5. Гёте И. В. Баллада//Перевод на русский В. Бугаевский.-М.: Просвещение, 1978.-275с.
6. Цветаева М. И. Лирика / Илл. В. Мишина.- СПб.: Вита Нова, 2006.- 480 с.
46
Эксперимент и инновации в школе 2014/3