Из жизни вуза
43
К. МАРКОВ, доцент, декан М. ТОКМАН, профессор, декан М. ФАДДЕЕВ, доцент
Высокий уровень и международное признание физико-математического образования в нашей стране общеизвестны. Физики, математики и специалисты в области информационных технологий - выпускники университетов России - успешно работают во многих странах мира, а в России пользуются спросом не только в научных сферах, но и в административных органах и финансовых структурах.
Однако в настоящее время в стране сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, быстрыми темпами развиваются наукоемкие отрасли, основанные на самых высоких технологиях и последних достижениях науки. Соответственно к уровню подготовки выпускников вузов (и, как следствие, абитуриентов этих вузов)предъяв-ляются все более высокие требования. С другой стороны, у значительной части молодежи наблюдается падение интереса к точным наукам, являющимся базой современной цивилизации. Поддержание преподавания этих дисциплин на должном уровне для многих средних общеобразовательных учреждений представляет собой сложную задачу. К числу трудностей, с которыми сталкиваются школы, относятся стареющая экспериментально-лабораторная база, недостаточная компьютеризация, сокращение учебного времени, отведенного на изучение физики и математики, уменьшение числа молодых учителей, способных решать эти задачи на современном уровне.
В последние годы ситуация меняется к лучшему. К настоящему моменту на высшем государственном уровне определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ, осуществляются такие проекты, как Федеральная це-
Интегрированный образовательный комплекс «школа - вуз - предприятие»
левая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы», приоритетный национальный проект «Образование». Нижегородский государственный университет является одним из 17 вузов-победителей первого этапа ПНП «Образование » с проектом «Образовательно-научный центр “Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение. Повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности” ».
Для обеспечения передовых позиций отечественных вузов в области подготовки профессиональных кадров для приоритетных областей современной науки, конку-
44
Высшее образование в России • № 4, 2008
рентоспособных на региональном, российском и мировом рынках труда, выполнения научных исследований и разработок мирового уровня, внедрения перспективных разработок в промышленность необходимо качественное повышение уровня физикоматематического образования.
Одним из наиболее перспективных путей является создание и развитие интегрированного образовательного комплекса «школа - вуз - исследовательские центры и наукоемкие промышленные предприятия».
Такая образовательная структура, реализуя образовательные программы разных уровней, позволит решить следующие задачи:
1) профессионально ориентировать и целенаправленно готовить выпускников средних образовательных учреждений к дальнейшему обучению в вузах по актуальным направлениям подготовки и перспективным специализациям;
2) обеспечить выстраивание вертикали подготовки «специалиста будущего» в области естественно-научных дисциплин;
3) повысить уровень и качество подготовки выпускников вузов;
4) создать условия для развития системы переподготовки (повышения квалификации) инженерно-технического персонала инновационных наукоемких промышленных предприятий.
Первый этап подобной схемы взаимодействия «школа - вуз» уже на протяжении десятка лет реализуется в ННГУ в области теоретической физики, спинтрони-ки, физики низкоразмерных систем и нанотехнологий, кристаллофизики, рентгеноструктурного анализа, нелинейной оптики, электроники больших мощностей, физики лазеров, материалов для нелинейной оптики, биомедицинской оптики. Соответствующую работу проводят сотрудники физического,радиофизического факультетов ННГУ и факультета «Высшая школа общей и прикладной физики » (ВШ ОПФ). При этом реализуется тесное взаимодействие с подразделениями и лабораториями
Института прикладной физики РАН, Нижегородского физико-технического института (НИФТИ) и Научно-образовательного центра «Физика твердотельных наноструктур» (НОЦ ФТНС).
Начиная с 1994 г. ННГУ организовал регулярную работу со специализированными физико-математическими классами в некоторых средних школах Нижнего Новгорода. Накопленный организационно-методический опыт позволил в 1996 г. создать на базе физического факультета ННГУ, НИФТИ и гимназии № 2 Малую школьную академию (МША).
Важной частью деятельности МША является организация научной работы учащихся (НОУ). Она развернута в основном на базе лабораторий физического факультета ННГУ, НИФТИ и НОЦ ФТНС. Контингент участников формируется из учащихся физико-математических классов МША, однако членом НОУ физического факультета ННГУ может стать ученик любой школы Нижнего Новгорода. Большинство участников являются учениками 10-х и 11 -х классов, хотя некоторые школьни-
Из жизни вуза
45
ки начинают заниматься наукой уже в 7-м классе.
В ННГУ издается ежегодный сборник научных трудов школьников, студентов и молодых ученых физического факультета и НИФТИ «Структура и свойства твердых тел », в ко-торомпубликуются лучшие работы.
Результативная подготовка школьников к поступлению в вузы невозможна без научнометодической работы с учителями-пред-метниками средних школ. Для решения этой научно-методической задачи физический факультет ННГУ начиная с 2000 г. активно сотрудничает с Нижегородским центром непрерывного образования (НЦНО), который объединяет 45 средних общеобразовательных учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Опытные преподаватели физического факультета регулярно проводят семинары по
повышению квалификации для учителей физики и математики.
С 2004 г. на базе НЦНО стали формироваться объединенные физико-математические классы, которые вошли в систему МША. Это нововведение является чрезвычайно полезным для тех школ, в которых по различным причинам не может быть организован полный физико-математический класс. Для поступления в сборный физико-математический класс НЦНО каждый желающий должен успешно пройти входное тестирование.
Эффективная деятельность организаторов МША - ряда учителей средних школ и преподавателей физического факультета ННГУ - в 2002 г. была отмечена городской премией в области образования.
Практически все выпускники физикоматематических классов поступают в вузы на госбюджетные места. Квалифицированная довузовская подготовка позволяет студентам- первокурсникам при обучении в университете демонстрировать успеваемость выше среднего уровня. Большинство бывших участников НОУ продолжают с интересом заниматься научной работой.
Российское образование всегда базировалось на научных достижениях и на-
46
Высшее образование в России • № 4, 2008
учных методах, и этим определяется его высокий уровень и широкое международное признание. Несмотря на усилия ряда средств массовой информации, части чиновников и некоторых общественных деятелей внедрить в сознание наших детей элементы суеверия, религиозности, псевдонаучных представлений, многие школьники проявляют искренний интерес к науке и пытаются с ее помощью разобраться в устройстве окружающего мира и человеческого общества. Мы полагаем, что важнейшей задачей вузов является сохранение и поддержка этого интереса.
Литература
■ Катышева Н.М., Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Малая школьная академия - первые пять лет // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. - 2002. - Вып. 1(3).
■ Гребенев И.В., Масленникова Ю.В., Фаддеев М.А., Чупрунов Е.В. Дифференциация обучения физике в системе непрерывного образования «школа -вуз». - Н. Новгород, 2005.
■ Масленникова Ю.В., Чупрунов Е.В. О преподавании физики в инновационных учебных заведениях // Физика в школе. - 2005. - №2.
Б. БЕДНЫЙ, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры
Совершенствование подготовки специалистов высшей научной квалификации является одним из важнейших направлений деятельности университетов исследовательского типа. Эта деятельность нацелена на воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, подготовку высококвалифицированных специалистов для наукоёмких секторов экономики, управления и социально-культурной сферы.
Модернизацию системы послевузовского профессионального образования Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского начал около десяти лет назад одним из первых в стране. Ставка делалась на высокий интеллектуальный потенциал преподавателей и научных сотрудников, организационное развитие университета, стимулирование инноваций. Прогнозируя последствия старения научно-педагогических работников и осознавая реальную угрозу утраты преемственности поколений и распада научных школ, руководство университета в конце 90-х гг. поставило задачу существенного увеличения численности ас-
Воспроизводство кадров для науки и высшей школы
пирантов, докторантов и соискателей. Необходимо было привлечь к работе с аспирантами активно работающих в науке про-