Научная статья на тему 'Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи'

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3753
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / КРИТЕРИЙ УРОВЕНЬ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / PATRIOTISM EDUCATIONUNDER SCHOOLS PRE-SCHOOL EDUCATION DISTURB SPEECHCRITERION LEVEL / LOGOPEDIC TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Елена Владимировна, Орлова Ольга Святославовна

В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи. Впервые описываются критерии и уровни патриотической воспитанности дошкольников. Статья представляет интерес для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of patriotic education of children under school age with disturb speech

In this article the author considers the problem of patriotic education of under school age children with disturb speech. At first the author considers the criterions and levels of patriotic education. The articles will bi interesting for logopedic teachers, educators of kindergartens.

Текст научной работы на тему «Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Список литературы

1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2009.

2. Баталов А. С. Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения при переходе начальной школы на образовательные стандарты нового поколения / Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - № 2. - 2009. - С. 55-59.

3. Баталов А.С. Формирование здоровьесберегающей среды в многопрофильном образовательном учреждении полного дня / Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе: сб. материалов науч. сессии факультета повышения квалиф. и проф. переподготовки работников образования МПГУ (25 января 2007 г.). - С. 203-211. - М.: Перспектива, 2007.

4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи: программно-метод. рекомендации. - М., Дрофа, 2009.

УДК 376.1-058.264 ББК 74.37

Е. В. Борисова, О. С. Орлова

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье рассматривается актуальность и проблема патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи. Впервые описываются критерии и уровни патриотической воспитанности дошкольников. Статья представляет интерес для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных учреждений.

In this article the author considers the problem of patriotic education of under school age children with disturb speech. At first the author considers the criterions and levels of patriotic education. The articles will bi interesting for logopedic teachers, educators of kindergartens.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, дошкольники, дошкольное воспитание, нарушение речи, критерий уровень, учитель-логопед.

Key words: patriotism education- under schools pre-school education disturb speech- criterion level, logopedic teacher.

Святое чувство - патриотизм - поистине является источником духовной силы российского человека, побуждает каждого готовить

33

себя к защите Отечества, предполагает формирование высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества. Патриотизм - наиболее сложное человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, флагу, гербу, Родине. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые должны знать дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Воспитание патриотизма требует творческих усилий и педагогиче -ских поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность воспитателей, постоянное пополнение знаний.

Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г., определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [6, с. 2].

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания, поэтому значительная роль в воспитании патриотизма должна лечь не только на семью, но и на дошкольные учреждения, в рамках которых в немалой степени происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.

Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм. Основой понятия «патриотизм» является

чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребен-ка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях нет задачи важнее, чем формирование патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому педагогу, важно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. По нашему мнению, сам педагог должен быть искренне убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности.

Патриотизм - сложное чувство, которое возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Патриотическое воспитание напрямую связано с духовностью человека, её глубиной, поэтому не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, российским традициям, праздникам: дню города, Дню защитников Отечества, Родительскому дню, Дню Победы, Дню Конституции. Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к сво -ей Родине. Чувства любви к Родине «вырастают» из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых [2, с.6].

Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Они чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для

понимания характера отношений между взрослыми в семьях. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленным действительным.

Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу, показывает картины, проводит экскурсии по примечательным местам.

Дошкольное учреждение - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников детского сада. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.

Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом (Л.С. Выготский, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский).

Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства - такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если воспитатель осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Воспитатель учит детей воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. На прогулке дети любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней.

Таким образом, патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения призваны фор -мировать у детей первые представления об окружающем мире,

отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост пост - отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов - новая социальная функция дошкольных учреждений и всей системы воспитания детей.

После анализа научной литературы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что вопросы патриотического воспитания дошкольников исследованы довольно широко и на разных уровнях. Вместе с тем в коррекционной педагогике не изучена проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В специальной отечественной и зарубежной педагогике образо -вательная интеграция ребенка с ограниченными возможностями развития считается предпосылкой его дальнейшей эффективной социальной интеграции. Социальная интеграция подразумевает в конечном итоге гармонизацию и гуманизацию отношений в обществе в целом (Л.М. Кобрина, Н.Н. Малофеев).

На наш взгляд, в дошкольных учреждениях в логопедических группах учителя-логопеды, традиционно занимаясь коррекцией речи, развитием памяти, внимания, мышления, обучением грамоте, занимаясь художественно-эстетическим, умственным, коммуникативным, нравственным воспитанием дошкольника, мало уделяют внимания патриотическому воспитанию, поэтому мы решили провести экспериментальную работу по изучению патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Нами было проведено исследование, которое осуществлялось с помощью анкетирования дошкольников с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи и носило сопоставительный характер. Цель анкетирования - выявление уровня патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями и с нормальным

речевым развитием. Эксперимент проходил на базе дошкольных учреждений ЗАО г. Москвы. Исследованием было охвачено 5 Государственных дошкольных учреждений № 2637, 825, 827, 1894, 1934. В экспериментальном исследовании принимали участие 160 дошкольников детских садов города Москвы: среди них 90 детей имели речевые нарушения и 70 детей с нормальным речевым развитием.

Для оценки результатов было введено понятие «уровень патриотической воспитанности дошкольника» и разработаны критерии, по которым определялись уровни патриотической воспитанности детей дошкольного возраста. В качестве критериев патриотической воспитанности дошкольников с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием выделены: когнитивный, эмоционально-

ценностный, деятельностно-поведенческий. Критерии включают ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Нами была разработана анкета, в которой детям предлагали ответить на специально сформулированные вопросы, позволяющие оценить уровень патриотической воспитанности. При анализе результатов определяли процент правильных ответов.

Показателями патриотической воспитанности дошкольников по когнитивному критерию выступали: а) объем патриотических знаний; б) устойчивость познавательного интереса к патриотическим знаниям.

Показателем патриотической воспитанности дошкольников по эмоционально-ценностному критерию является: а) готовность к формированию патриотических чувств, любви к Родине; б) степень развития эмоционально-ценностного отношения к историческому и духовному наследию России.

Деятельностный критерий оценивали по следующим показателям: а) приоритетность выбора для просмотра отечественных мультфильмов, чтения русских народных сказок, посещения музеев;

б) участие в праздничных мероприятиях посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Города.

В ходе экспериментальной работы изучалась специфика фор -мирования патриотической воспитанности дошкольников, типичные уровни их сформированности.

Под уровнем понималось отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Переход с одного уровня на другой характеризуется следующим: 1) усложнением развития элементов, приводящим к совершенствованию; 2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры; 3) одновременным совершенствованием элементов и структуры [3, с. 11].

На основе выявленных критериев и их показателей выделяли уровни патриотической воспитанности дошкольников: высокий, средний и низкий. Дадим их характеристику.

Высокий уровень. На этом уровне дошкольники правильно отвечали на поставленные вопросы по истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о русских писателях и поэтах (не менее 70% правильных ответов).

У дошкольников заложено начало формирования патриотических чувств, любовь к Родине, желание познавать историю, традиции и культуру родного города, страны. Для них характерна активность, инициативность участия в праздничных мероприятиях посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Города.

Средний уровень. Дошкольники на этом уровне правильно отвечали на поставленные вопросы по истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о русских писателях и поэтах (от 69 до 30% правильных ответов).

Интерес к изучению и пополнению знаний патриотической на -правленности не устойчив, часто проявляется под педагогическим и родительским воздействием.

Низкий уровень. Дошкольники на этом уровне не отвечали на поставленные вопросы, по истории Родины, о национальных героях, народных традициях, о русских писателях и поэтах или отвечают с помощью наводящих вопросов. Не сформирован интерес и готовность к изучению и пополнению знаний патриотической направленности. Не проявляют эмоционально-ценностного отношения к истории и духовному наследию России, родного города Москвы. В праздничных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Города полностью пассивны (менее 30% правильных ответов).

В результате проведенного исследования выявлено, что у детей с нормальным речевым развитием высокий уровень патриотической

воспитанности отмечен у 10% детей, средний - у 15%, низкий -75%, а у дошкольников с нарушениями речи соответственно - 4%, 6%, и 92%.

Полученные в ходе экспериментальной работы результаты, показали крайне низкий уровень патриотической воспитанности как у детей с нарушениями речи, так и у детей с нормальным речевым развитием, однако у детей с нарушениями речи уровень патриотической воспитанности значительно ниже (в 2,5 раза), чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. Это обусловлено тем, что речь занимает центральное место в процессе развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом, отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с нарушениями речи отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анали -зом и синтезом, сравнением.

Данные нашего исследования позволили говорить, о необходимости разработки комплексной программы для целенаправленной работы с дошкольниками с нарушениями речи по патриотическому воспитанию.

Общеизвестно, что воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. В воспитательный общедидактический принцип мы должны включать патриотическое воспитание с детьми с нарушениями речи.

Содержание программы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи разрабатывалось с опорой на ком -плексный подход к проблеме патриотического воспитания и реализовывалось как:

а) логопедическая коррекция на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;

б) проведение в группе комплекса интегрированных занятий воспитателем по тематическому плану работы патриотического вос -питания дошкольников с нарушениями речи;

в) проведение музыкальным руководителем тематических утренников патриотической направленности.

Наша программа включала в себя решение задач не только патриотического воспитания, но и нравственного, умственного, трудового, эстетического и физического, так при отборе и систематизации знаний мы учитывали умственные возможности дошкольников с нарушениями речи - развитие их мышления, способности к обобщению, анализу. При планировании занятий сотрудники согласовы -вали темы занятий, обращали особое внимание на формирование и развитие чувства патриотизма. На занятиях, проводимых учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным работником, осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход в связи с речевы -ми возможностями ребенка. Подбор лексики к каждому занятию, согласовывался с учителем-логопедом.

Темы «Детский сад»: на логопедических занятиях учитель-логопед активизировал предметный словарь детей, используя названия профессий сотрудников, работающих в детском саду. Активизировал глагольный словарь, используя глаголы «заниматься», «лепить», «рисовать», «вырезать», «слушать». Дети составляли рассказ на тему «День в детском саду». На занятиях, проводимых воспитателем, дети рисовали «Мой любимый детский сад», беседовали о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Музыкальный работник на своем занятии разучивал с детьми песню о детском саде. Все это способствовало формированию и обрете -нию у детей любви и привязанности к детскому саду, воспитания уважения к труду. Ребенок должен был почувствовать, что в детский сад он ходит не только потому, что ему нельзя оставаться одному дома, но еще и потому, что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться, обрести друзей. Дети чувствовали творческую радость труда, его необходимость, почетность, смысл.

Развитие у дошкольников патриотических чувств и любви к городу, в котором они живут, воспитание бережного отношения к истории Москвы, к ее культурному наследию отрабатывались на занятиях, посвященных Москве. Учитель-логопед обогащал предметный словарь детей, например, названия улиц: Моховая, Остоженка, Тверская. Активизировал глагольный лексикон словами «строить», «ремонтировать», «украшать», «охранять», «убирать». Дети учились употреблять грамматические категории, такие как: согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже: один проспект, два проспекта; образование относительных

прилагательных: улица в Москве - московская, башни в Кремле -кремлевские. В конце занятия детям было предложено составить рассказ по теме «День рождения города». На занятиях, проводимых воспитателем, дети играли в сюжетно-ролевую игру «Пароход по Москве-реке», занимались конструированием Московского Кремля. Музыкальный работник разучивал с дошкольниками песни о Москве.

Воспитанию у детей любви к своей семье, дому; формированию чувства уважения к старшему поколению, так как прикосновение к истории своей семьи вызывало у ребенка сильные эмоции, заставляя сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, помогли темы «Дом, семья». Учитель-логопед на логопедических занятиях с детьми обогащал словарь признаков. Качественные прилагательные: Мама - какая? - добрая, ласковая, нежная, заботливая; словарь наречий: Как мама говорит?

- нежно, ласково. Дети учились образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мамочка, папочка, де-дулечка; образовывать однокоренные слова: брат - братик, братишка. Логопед формировал навыки диалогической речи, с помощью драматизации сценок из семейных отношений. На занятиях, проводимых воспитателем, дети играли в сюжетно-ролевую игру «Семья», домашним заданием было составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи. Музыкальный руководитель провел музыкальную викторину «Мама, папа я - дружная семья» в которой участвовали дети со своими родителями.

На занятиях по темам, посвященным защитникам Отечества, учитель-логопед обогащал предметный словарь детей: Отечество, Родина, армия, войска; словарь качественных признаков: бесстрашные, геройские, смелые, отважные; глагольный словарь: защищать, воевать, стрелять, заряжать; словарь наречий: смело, метко, быстро, решительно, настойчиво. Дети учились образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа: Много кого? - моряков, солдат, летчиков; глаголы с помощью приставок: побежал, выбежал, забежал, перебежал, отбежал. Ребята заучивали стихотворения к праздничному вечеру. Воспитатель на своих занятиях объяснял детям смысл пословиц о храбрости, героизме воинов, ребята рисовали защитника Отечества, изготавливали подарки папам и дедушкам. Музыкальный работник организовывал утренник, посвященный Дню защитника Отечества.

Занятия по темам «Восьмое марта» решали задачу осознания ребенком чувства любви и уважения к своей маме, бабушке. На логопедических занятиях у детей обогащался и активизировался предметный словарь: женщина, мама, бабушка, весна, праздник; глагольный словарь: Что умеет мама? - печь, варить, жарить, шить, вязать. Дошкольники учились образовывать глаголы с помощью приставок: гладить - погладить, выгладить, загладить, отгладить, составляли рассказ-описание о маме, бабушке по плану. На занятиях, проводимых воспитателем, дети рассматривали иллюстрации с национальными русскими костюмами, изготавливали подарки для мам. Музыкальный работник организовал утренник «Восьмое марта».

Сформировать чувство уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, дополнить у детей элементарные представления об истории Отечества, узнать, ценой каких огромных потерь нашему народу и Красной армии удалось спасти весь мир от фашизма, дали возможность занятия по темам «Этот День Победы». На логопедических занятиях у детей обогащался предметный словарь: Победа, партизаны, битва, орден, медаль, Вечный огонь, танк; активизировался глагольный словарь: освобождать, воевать, наступать. Ребята учились согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже: один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков. Дети заучивали стихотворения, посвященных Дню Победы. Воспитатель организовал встречу с фронтовиком, прадедушкой одного из детей, проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Музыкальный работник разучивал с детьми песни военных лет, организовывал утренник «День Победы».

Каждая из вышеперечисленных тем дополняла друг друга, усиливая воздействие на сознание дошкольников, находящихся значительное время в коррекционно-развивающем пространстве патриотической направленности.

Все дети с удовольствием принимали активное участие в занятиях.

Далее было проведено повторное анкетирование дошкольников с нарушениями речи с целью определения эффективности работы разработанной программы по патриотическому воспитанию детей. В контрольном эксперименте принимало участие 65 дошкольников с нарушениями речи ГОУ Детский сад №№ 2637, 825, 827, 1934 ЗАО

г. Москвы обучавшихся по разработанной программе (ЭГ) и 25 воспитанников с нарушениями речи обучавшихся по традиционной программе обучения и воспитания в детском саду (КГ) ГОУ Детский сад №1894 ЗАО г. Москвы.

Сравнительные результаты исследования уровней патриотической воспитанности дошкольников с нарушениями речи до проведения экспериментальной работы, и после ее завершения, показали, что:

- высокий уровень патриотической воспитанности повысился с 4% до 30% (по сравнению с КГ)

- средний уровень патриотической воспитанности детей увеличился с 6% до 48% (по сравнению с КГ)

- низкий уровень сократился с 92% до 22% (по сравнению с КГ)

- анализ уровней патриотической воспитанности показал, что у детей ЭГ значительно повысился уровень патриотической воспитанности в среднем на 47%, когда как у детей КГ он не изменился.

Таким образом, предложенные комплексные направления работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволили эффективно решать проблему патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам Русской народной культуры: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 1998.

3. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой. - М., 1997.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996.

5. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

6. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» - 11 июля 2005 г. № 422.

7. Селиверстов В.И., Денисова О.А., Кобрина Л.М. Специальная семейная педагогика. - М.: Владос, 2009.

8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: в 6 т. - Т. 2. - М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.