ИНТЕГРИРОВАНИЕ СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ В СПОРТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
С.И. ИЗААК,
Институт мировых цивилизаций, г. Москва
Аннотация
В статье показано, что интегрирование спорта Республики Крым и г. Севастополя в спортивное пространство России ориентировано на ликвидацию региональных различий, повышение качества и уровня жизни населения до среднероссийских значений, а также создание условий для формирования устойчивого роста этих регионов. Отмечается, что субъекты обладают большим потенциалом развития и существующие ресурсы могут эффективно реализовать «в борьбе за человеческий капитал, инновации, инвестора».
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, человеческий капитал, инвестиции, спортивное пространство.
Abstract
The article shows that the integration of sports
of the Republic of Crimea and Sevastopol
into the sports space of Russia is focused
on eliminating regional differences,
improving the quality and living standards
of the population to the average Russian level,
and creating conditions for the formation of sustainable
growth in these regions. It is noted that the subjects
have a great potential for development
and existing resources can be effectively implemented
"in the struggle for human capital, innovation, investor".
Keywords: social and economic development, human capital, investment, sports space.
Введение
Крымский полуостров в последние годы привлекает особое внимание в связи с результатами общекрымского референдума от 16.03.2014 о воссоединения Крыма с Россией; договорными обязательствами России о принятии в ее состав Республики Крым и города с особым статусом Севастополя и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов [9]. В соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» интеграция проводится по комплексу направлений политического, правового, экономического, финансового, социального характера, ориентированных на ликвидацию региональных различий, повышение качества и уровня жизни населения и развития экономики Республики Крым и г. Севастополя до среднероссийских значений, а также создание условий для формирования устойчивого роста этих регионов [6].
В Республике Крым стратегической целью первого уровня на краткосрочную и долгосрочную перспективу является создание нового стандарта качества жизни человека, второго уровня - реализация стратегии «ТРЁХ ПОБЕД» (победы в борьбе за человеческий капитал, инновации, инвестора) [1]. В городе федерального значения Севастополе целевой сценарий «Стратегии социально-экономического развития до 2030 года» направлен на гармоничное развитие экономики, городского хозяйства и гуманитарной сферы [2].
На победу за человеческий капитал направлен и спорт во всем своем многообразии видов, типов, методов, средств и форм организации [5]. Физкультурно-спор-тивная деятельность содействует сохранению и укреп-
лению здоровья, совершенствованию процесса развития и становлению ребенка и подростка как личности, формированию здорового образа жизни, профилактике асоциального и аддиктивного поведения (особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния) различных контингентов населения [3, 4]. Интегрирование спорта Республики Крым и г. Севастополя в спортивное пространство России осуществляется посредством становления новой целостности системы управления физической культурой и спортом (ФКиС). Она призвана выполнять поставленные перед ней задачи посредством упорядочения, согласования и объединения в пространстве и во времени уже существующих организационных структур физкультурно-спортивной направленности и функций на любом из уровней их организации. Актуальность исследования определяется необходимостью получения информации о состоянии развития ФКиС в Республике Крым и г. Севастополе для дальнейшей разработки управленческих решений, необходимых для совершенствования интеграционных процессов, устранения диспропорции в региональном развитии, доведения основных отраслевых показателей развития до среднероссийского уровня.
Результаты и их обсуждение
Анализ проводился за период 2015-2016 гг. по ряду социально-экономических показателей, показателей развития ФКиС, а также рейтинговым оценкам регионов, разработанным рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» [7, 8], и рейтинговым оценкам развития физической культуры и массового спорта, разработанным с помощью метода DEA (Data Envelopment Analysis). Индикаторы
качества жизни формировались как усредненные значения рейтинговых оценок, которые были разработаны по 72 социально-экономическим показателям и характеризуют следующие категории: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, демографическую ситуацию, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность
Позиции Республики Крым по показателям качества жизни
объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.
Сравнительный анализ некоторых социально-экономических характеристик за период 2015-2016 гг. показал следующее (рис. 1).
Позиции г. Севастополя по показателям качества жизни
90
123456789 10 11
Объём производства товаров и услуг
Сравнительные позиции регионов по показателям качества жизни (2015 г.)
■ Республика Крым
□ г. Севастополь
□ В среднем по стране
8 9 10 11
Инвестиции в основной капитал
Республика Крым
г. Севастополь
§ 160 8 140 | 120
т 100
со
1 80 ' 60 40 20 0
ю £
п±Ш
2015
2016
■ Республика Крым
□ г. Севастополь
□ В среднем по стране
Рис. 1. Динамика обобщенных индикаторов качества жизни (усредненных позиций регионов) и некоторых экономических показателей Республики Крым и г. Севастополя за период 2015-2016 гг.
Обобщенные индикаторы качества жизни:
1 - уровень доходов населения; 2 - занятость населения и рынок труда; 3 - жилищные условия населения; 4 - безопасность проживания; 5 - демографическая ситуация; 6 - экологические и климатические условия; 7 - здоровье населения и уровень образования; 8 - обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; 9 - уровень экономического развития; 10 - уровень развития малого бизнеса; 11 - освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.
Отмечается существенное отставание по ряду характеристик от среднероссийского уровня. Так, по инвестициям в основной капитал на душу населения, являющихся предпосылками экономического развития, Республика Крым занимает 84 позицию среди российских регионов в 2015 г. (16,5 тыс. руб.) и 83 позицию (27,7 тыс. руб.) -в 2016 г.; г. Севастополь - 85 и 82 позиции соответственно (12,4 и 28,6 тыс. руб. на одного жителя). По совокупному объему производства товаров и услуг на душу населе-
ния по официальным данным статистической отчетности в 2015 г. - 81 место (Республика Крым), 84 место -(г. Севастополь); в 2016 г. - 79 и 82 место соответственно. Наиболее низкие позиции по сравнению с другими регионами отмечаются по уровню доходов населения и уровню экономического развития. Наиболее благоприятными на полуострове являются - экологические и климатические условия, демографическая ситуация, здоровье населения и уровень образования.
По ряду показателей качества жизни отмечаются высокие темпы прироста. Так, например, по рейтингу качества жизни, рассчитанному рейтинговым агентством, в период 2015-2016 гг. Республика Крым и г. Севастополь являются лидерами по приросту интегрального показателя. Существенное улучшение качества жизни отмечается в г. Севастополе, который поднялся на 42 место, и на территории Республики Крым (+10 мест).
Развитие этих двух регионов идет практически по одному сценарию - изначально низкий уровень большинства показателей выше среднего по стране темпа развития. Данные тенденции связаны с тем, что в рассматриваемый временной период на полуострове действует комплекс программ развития при существенной поддержке федеральных бюджетных средств, а также внебюджетных инвестиций.
Что касается спортивной сферы, то по показателям развития ФКиС, так же как и по большинству социально-экономических показателей, отмечается существенно низкий уровень их значений в 2015 г. (по сравнению со среднероссийским значением). В 2016 г. на территории Республики Крым отмечается положительная динамика изменения большинства показателей ФКиС. Количество занимающихся ФКиС составило 225 138 чел., что на 25,8% выше, чем в 2015 г. (178 930 чел.). Количество штатных работников ФКиС увеличилось на 7%, из них работников организаций высшего образования, осуществляющих работу по ФКиС, - на 28%; работников спортивных сооружений - на 128%; органов управления ФКиС субъекта - на 42%. Спортивных сооружений в 2016 г. стало больше на 3% (2916 ед.).
Существенные инвестиции в сферу ФКиС предусмотрены в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее -Программа) и региональных программ. Для создания необходимых на территории полуострова инфраструктурных условий, обеспечивающих возможность проведения занятий ФКиС для различных контингентов населения, а также подготовки спортсменов в спорте высших достижений в Программе определено финансирование строительства 8 объектов для массового спорта и 2 спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров [10]. В 2016 г. из федерального бюджета на развитие ФКиС в Республике Крым выделено на 151,6% бюджетных средств больше, чем в 2015 г. Существенно увеличились внебюджетные источники региона - с 32 726,9 в 2015 г. до 522 524,5 тыс. руб. в 2016 г. Рост инвестиций, полученных из внебюджетных источников, отмечается в 2016 г. и в г. Севастополе (в основном на проведение спортивных мероприятий): с 3522,9 до 5 690 532,8 тыс. руб.
С целью изучения эффективности развития физической культуры и массового спорта в Республике Крым и г. Севастополе проведено ранжирование субъектов Российской Федерации с помощью метода DEA (Data Envelopment Analysis). Показатели эффективности за 2015-2016 гг. рассчитаны в отношении результатов деятельности субъекта (численность занимающихся ФКиС с учетом численности постоянного населения) в зависимости от используемых на территориях ресурсов (кадры, учреждения, предприятия, объединения, организации, спортивные сооружения, расходы - с учетом численности постоянного населения). По показателю эффективности в 2016 г. рассматриваемые регионы заняли лидирующие позиции: Республика Крым и г. Севастополь по своим значениям попали в региональную категорию «абсолютно эффективных территорий».
Выводы
Интегрирование спорта Республики Крым и г. Севастополя в спортивное пространство России ориентировано на ликвидацию региональных различий, повышение качества и уровня жизни населения до среднероссийских значений, а также создание условий для формирования устойчивого роста этих регионов. Анализ социально-экономического развития в период с 2015 по 2016 г. показал, с одной стороны, существенное отставание по ряду характеристик от среднероссийского уровня, с другой -высокие темпы роста. Оценка эффективности развития
физической культуры и массового спорта на территории Российской Федерации, проведенная с помощью метода DEA, указывает на абсолютную эффективность Республики Крым и г. Севастополя в 2016 г. Данный факт свидетельствует о том, что два новых субъекта Российской Федерации обладают большим потенциалом развития и существующие в регионах ресурсы могут грамотно (с позиции стратегического планирования и программирования) и эффективно реализовать «в борьбе за человеческий капитал, инновации, инвестора».
Литература
1. Закон Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-3PK/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //base.garant. ru/43816228/1/ (дата обращения: 30.06.2017).
2. Закон г. Севастополя от 21 июля 2017 г. № 357-3C «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.
garant.ru/hotlaw/sevastopol/1126209/ (дата обращения: 30.07.2017).
3. Изаак, С.И. Состояние здоровья населения России и Казахстана // Вестник спортивной науки. - 2017. -№ 4. - С. 44-47.
4. Паршикова, Н.В., Изаак, С.И., Малиц, В.Н. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 167-171.
С*)
5. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Коваленко Г.В. Спорт в международной системе координат: новые вызовы и возможности // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 7. - С. 94-96.
6. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ рго^^8/1ро/рпте/^с/70614732/ (дата обращения: 30.06.2017).
7. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2015 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/infografika/ 20160615/1439328087.Мт1 (дата обращения: 30.08.2017).
8. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2016 года [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/ 20170530/630063754.html (дата обращения: 30.08.2017).
9. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 29.07.2017) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru / document / cons_doc_LAW_160618/ (дата обращения: 30.07.2017).
10. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/x7uHn4HpRIM. pdf (дата обращения: 09.08.2017).
References
1. Law of the Republic of Crimea of January 9, 2017 No. 352-ZRK / 2017 "On the Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Crimea to 2030" [Electronic resource]. - Access mode: http: //base.garant. ru/43816228/1/ (reference date: June 30, 2017).
2. Law of Sevastopol on July 21, 2017 No. 357-3C "On the approval of the Strategy for Social and Economic Development of the City of Sevastopol until 2030" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/hotlaw/ sevastopol/1126209/ (reference date: July 30, 2017).
3. Izaak, S.I. The state of health of the population of Russia and Kazakhstan // Vestnik sportivnoy nauki. - 2017. -No. 4. - Pp. 44-47.
4. Parshikova, N.V., Izaak, S.I., Malits, V.N. Strategic Priorities of State Policy in the Sphere of Mass Sports // Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgaft. - 2017. -No. 6 (148). - Pp. 167-171.
5. Parshikova, N.V., Isaak, S.I., Kovalenko, G.V. Sport in the international coordinate system: new challenges and opportunities // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. -2017. - No. 7. - Pp. 94-96.
6. Resolution of the Government of the Russian Federation of August 11, 2014 No. 790 "On approval of the federal target program 'Social and economic development of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol until 2020'" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.garant.
ru/products/ipo/prime/doc/70614732/ (reference date: June 30, 2017).
7. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation by the end of 2015 [Electronic resource]. - Access mode: https://ria.ru/infografi-ka/20160615/ 1439328087.html (reference date: August 30, 2017).
8. Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation by the results of 2016 [Electronic resource]. - Access mode: http://riarating. ru/infografika/20170530/630063754.html (reference date: August 30, 2017).
9. Federal Constitutional Law of March 21, 2014 No. 6-FKZ (Edited on July 29, 2017) "On the admission to the Russian Federation of the Republic of Crimea and the formation in the Russian Federation of new subjects -the Republic of Crimea and the city of federal significance of Sevastopol" [Electronic resource] . - Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160618/ (reference date: July 30, 2017).
10. Federal Target Program "Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for 2016-2020" [Electronic resource]. - Access mode: http:// government.ru/media/files/x7uHn4HpRIM.pdf (reference date: August 9, 2017).