© 2014 г.
Е. В. Николаенко
интегрирование налоговой системы республики крым и города севастополя в налоговую систему российской федерации
Николаенко Елена Викторовна — начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по Крымскому федеральному округу, государственный советник Российской Федерации 2 класса, канд. экон. наук
(E-mail: [email protected])
Одной из первоочередных задач становления Республики Крым и города Севастополя как самостоятельных субъектов Российской Федерации (далее - РФ) является их финансовое обеспечение, в первую очередь, за счет собственных налоговых поступлений в региональные бюджеты. Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрен в текущем году переходный период, российское налоговое законодательство в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) вводится с 1 января 2015 года. В 2014 году налоговые отношения регулируются региональным законодательством. Налогоплательщикам, действовавшим на территории Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, дано право продолжать свою деятельность до конца 2014 года в прежних организационно-правовых формах.
Вместе с тем наряду с правом осуществлять деятельность без изменения украинской организационно-правовой формы Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вступил в силу с момента признания Крыма территорией РФ. Необходимо было создать условия для регистрации новых юридических лиц по российскому законодательству. Функции регистрирующего органа выполняет Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), поэтому в конце марта было создано несколько налоговых органов ФНС России, которые уже с 3 апреля 2014 года стали регистрировать новые организации и предпринимателей.
Одновременно создавались региональные налоговые службы, находящиеся в подчинении Правительств Республики Крым и города Севастополя, куда были переведены крымские сотрудники налоговых органов Министерства доходов и сборов Украины.
Кроме того, требовалось быстрое принятие региональных временных положений о налогах и сборах переходного периода Республики Крым и города Севастополя. Региональное налоговое законодательство базируется на ранее действовавшем украинском налоговом кодексе. Вместе с тем необходимо было учесть ряд особенностей. Правила оформления товарных операций, ведения бухгалтерского учета также имеют существенные отличия. Так, по украинскому законодательству реализация товара оформлялась только накладными без составления счетов-фактур, не велись книги продаж и покупок. Вместе с тем накладные вносились в единую электронную базу, что позволяло налоговым органам Крыма контролировать обоснованность заявленных вычетов по НДС по всей цепочке движения товара. Так как налогоплательщики, записи о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единый
государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), имеют хозяйственные связи с ^перерегистрированными крымскими контрагентами, у которых отсутствуют счета-фактуры, возникла необходимость в налоговом законодательстве предусматривать отличные от НК РФ условия для предоставления вычетов. В течение семи месяцев практически по каждому налогу и по многим функциям администрирования (взыскание задолженности, досудебное урегулирование налоговых споров и т.д) создавалось уникальное налоговое законодательство на переходный период, учитывающее особенности функционирования двух налоговых систем (Украины и России).
В соответствии с Указом Президента РФ, с 1 июля 2014 года ранее действовавшие на территории Крыма организации имеют право приведения своих учредительных документов в соответствии с российским законодательством. По мере проведения такой «перерегистрации» количество администрируемых региональными налоговыми органами налогоплательщиков уменьшается, и они переходят под контроль ФНС России. Так, на 1 декабря 2014 года на учете в территориальных налоговых органах ФНС России состоят более 20 тысяч налогоплательщиков.
Не логично и практически очень сложно налогоплательщикам, имеющим российские идентификаторы, платить налоги по украинскому законодательству, поэтому в региональных временных положениях о налогах на переходный период предусмотрена норма, согласно которой юридические лица и предприниматели, записи о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, имеют налоговые отношения в соответствии с НК РФ.
Таким образом, на территории Крымского федерального округа (далее - КФО) параллельно функционируют региональные налоговые органы, занимающиеся администрированием ранее действовавших налогоплательщиков, и налоговые органы ФНС России, которые в соответствии с НК РФ осуществляют контроль в отношении налогоплательщиков, записи о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Одновременно осуществлялся постепенный перевод сотрудников из региональных налоговых органов в федеральные территориальные органы, к концу 2014 года все они будут зачислены в штат налоговых органов ФНС России.
Проводя анализ функций налоговых органов Украины и России, можно сделать вывод, что украинские налоговики имели другие полномочия и в большей степени, чем российские, выполняли фискальные функции. В состав Министерства доходов и сборов Украины (далее -Миндоходов Украины) входили налоговая милиция и таможенная служба. Также налоговики занимались выдачей лицензий на производство, реализацию алкогольной продукции, контролировали соблюдение уровня минимальных цен на отдельные группы товаров, администрировали уплату арендных платежей за землю и отчислений в Пенсионный фонд Украины, поэтому было организовано взаимодействие с региональными и местными структурами по передаче несвойственных функций соответствующим органам.
В целях интегрирования налоговых органов КФО в налоговую систему РФ в текущем году проводились мероприятия по созданию налоговых органов, переводу сотрудников налоговых органов Миндоходов Украины в региональные налоговые службы, а затем в налоговые органы ФНС России, для функционирования которых решались вопросы их финансового, имущественного и материального обеспечения. Для выполнения всех функциональных обязанностей проводится массовое обучение специалистов территориальных налоговых органов по различным направлениям деятельности. На сегодня организована функция по государственной регистрации и учету налогоплательщиков, осуществляется взаимодействие с органами казначейства и обеспечивается зачисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В системе электронного документооборота выполняется функция приема налоговых деклараций и иной отчетности от налогоплательщиков, организовано взаимодействие с созданными филиалами ФКУ «Налог-сервис», проводятся камеральные проверки налоговых деклараций и при необходимости принимаются меры принудительного взыскания. Вместе со всеми налоговыми органами страны внедряется новый программный продукт «АИС Налог-3».
Налоговыми органами КФО проводится работа по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления в целях принятия нормативных правовых актов об установлении региональных и местных налогов, которые будут взиматься на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», все налоги и платежи в 2014 году зачисляются в бюджеты двух новых субъектов РФ.
Несмотря на все сложности и многообразие проводимых мероприятий по интеграции в российскую систему, налоговики КФО обеспечили в 2014 году поступления администриру-емых налогов и сборов в региональные и местные бюджеты в запланированных объемах и с ростом к уровню прошлого года не менее 30 %.
Библиографический список:
1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 12. Ст. 1201.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 33 (часть I). Ст. 3431.