Научная статья на тему 'Интеграция высшей школы и промышленности в подготовке специалистов в области управления инновациями'

Интеграция высшей школы и промышленности в подготовке специалистов в области управления инновациями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция высшей школы и промышленности в подготовке специалистов в области управления инновациями»

зования только в планах учебного процесса, оставив без изменения национальную модель образования. Участие в Болонском процессе ни в коем случае не означает добровольный отказ от особенностей отечественного образования, а казахстанская высшая школа, безусловно, имеет свои отличительные характеристики, преимущества и достижения.

В настоящее время развитие казахстанской системы образования происходит в условиях соответствия западным стандартам образования и принципам единства европейского пространства высшего образования, принятым Болонской декларацией. Отметим некоторые положительные сдвиги в системе высшего образования республики: признание сохранения и развития интеллектуального потенциала общества в качестве приоритетного направления политики страны, что находит отражение в многочисленных директивных документах; оценка качества образования как важнейшего фактора социально-экономического развития и решения глобальных проблем,

связанных с прогрессивным развитием страны; модернизация системы образования в контексте Болонского процесса; внедрение двухступенчатой модели образования, основанной на кредитной системе обучения; активное участие студентов в международной программе «Бо-лашак» и др. Участие в Болонском процессе позволит добиться равноправного положения казахстанских специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе.

Граждане нашей страны должны получать образование качественно нового уровня, соответствующее требованиям современного национального и международного рынка труда, при этом каждому необходимо знать особенности национальной системы образования.

Итак, переход высшей школы Казахстана на Болонскую систему образования необратим, участие республики в этом процессе чрезвычайно важно. Сближение Казахстана с Европой стало возможным именно в образовании и через образование.

ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

В. К. Федоров, заведующий кафедрой управления инновациями «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского, профессор, заслуженный деятель

науки РФ,

И. К. Епанешникова, профессор кафедрыг управления инновациями «МАТИ» — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского,

Г. П. Бендерский, генеральный директор ОАО «НПО Лианозовский электромеханический завод», профессор

Одной из наиболее острых, дискус- вестно, проблема адаптации выпускни-

сионных проблем современной системы ков вузов на предприятиях промышлен-

подготовки молодых специалистов, сдер- ности. Особенно остро она стоит для наживающих их эффективное использова- укоемких инновационных предприятий

ние в промышленности, является, как из- машино- и приборостроения, оборонно-

111!111Й1И1!Ш № 4,

промышленного комплекса в связи с освоением новых высоких наукоемких технологических процессов, повышением сложности новой техники и технологии и т. п. На наш взгляд, указанная проблема еще более усугубляется для выпускников по направлению 220600 — Инноватика, так как они сталкиваются с совершенно новыми задачами управления инновационными процессами, хотя программы их подготовки и содержат достаточно полный комплекс организационных, экономических, социологических, технологических, информационных дисциплин.

В чем же состоит сущность проблемы адаптации молодых специалистов?

Понятие «адаптация», как известно, означает вхождение, приспособление (врастание). В нашем случае речь идет о вхождении молодых специалистов в новый трудовой коллектив, психологическом привыкании, профессиональном проявлении и утверждении своей позиции (с учетом своих знаний и способностей) в новом научном и производственном коллективе, проявлении своих качеств специалиста и человека.

Опыт разработки и функционирования систем контроля адаптации молодых специалистов позволяет определить ряд направлений совершенствования работы с данным контингентом. Одно из таких направлений составляет создание методики рациональной расстановки молодых специалистов на предприятии в соответствии с индивидуальными характеристиками, что является одним из этапов комплексной программы работ по совершенствованию методов расстановки и использования кадров специалистов в научных подразделениях, характерной для крупного объединения.

В связи с отсутствием строгого соответствия между специальностью по диплому и профилем конкретной деятельности существует определенная вариантность в выборе рабочего места для молодого специалиста на предприятии. В реальной практике этот выбор часто но-

сит субъективный или даже случайный характер.

Повышению психологической обоснованности распределения молодых специалистов по профессионально-должностным позициям способствует предварительная оценка профиля профессиональных знаний и способностей, на основе которой возможно прогнозировать наиболее успешную работу молодого специалиста в определенном виде деятельности. Такая оценка с последующей разработкой рекомендаций по наиболее рациональной расстановке молодых специалистов в НИИ, КБ или на заводе с учетом требований, предъявляемых характером профилирующей деятельности подразделения либо конкретных должностных позиций (менеджера, разработчика, технолога, специалиста по управлению инновациями), осуществляется в настоящее время сотрудниками кадровых служб предприятий совместно со специалистами выпускающих кафедр вузов.

Принципиальным моментом является необходимость проведения психологического тестирования до того, как молодой специалист приступит к работе, — объектом обследования должны быть студенты выпускных курсов выпускающих кафедр.

Методика оценки профессионально необходимых качеств включает в себя перечень качеств или критериев оценки, эталонные профили этих качеств по выбранным профессионально-должностным позициям и комплекс психологических методик. При ее разработке должны выделяться блоки качеств, характеризующих знания молодого специалиста, мотивацию к профессиональной деятельности, особенности протекания психологических процессов деятельности, характерологические особенности. Изучение своеобразия выраженности этих качеств у специалистов того или иного профиля путем оценки значимости, а затем сравнение с реальным уровнем их развития у высокоэффективных специалистов позволяют определить эталонные профили

по каждой профессионально должностной позиции.

Необходимо отметить частичное совпадение данных профилей, что означает единство требований к личности, обеспечивающих высокую эффективность деятельности в любой из позиций. Общим требованием является прежде всего хорошее знание теории, методики и организации управления инновациями, а соответственно хорошее знание инновационного потенциала современной техники и технологии, производственного менеджмента, технологии и организации производства, без которых управление инновациями невозможно.

Данные тестирования выпускников показывают, что хорошая техническая и технологическая подготовка обеспечивает успех инновационной деятельности даже в тех случаях, когда другие профессионально необходимые качества выражены не максимально, т. е. частично компенсируют дефицит в их развитии. Одинаково высокий уровень свойствен таким качествам, как ответственность, самостоятельность, инициативность. Они не являются дифференцирующими характеристиками для установления соответствия будущего молодого специалиста требованиям конкретной функциональной должности, но в равной степени профессионально необходимы для всех выпускников. Особое значение имеет определение ведущих специфических характеристик каждой из моделей. Для специалиста в области управления инновациями это высокий уровень развития абстрактного и формально-логического мышления, развитая способность к анализу, высокая критичность мышления, интуиция, энергичность, целеустремленность, умение преодолевать трудности. Именно на данные качества в первую очередь обращается внимание при оценке способности будущего специалиста к работе в области инноватики. Большая их часть, как видим, относится к интеллектуальной личностной сфере, а высокий и равномерный уровень выраженности этих качеств означает самый высо-

кий по сравнению с другими специалистами уровень требований к гармоничному и всестороннему развитию интеллектуальной сферы в целом.

Результаты психологического обследования выпускников относительно выраженности у них профессионально необходимых качеств сопоставляются затем с имеющимися эталонными структурами по четырем функциональным позициям, причем значение имеет не только степень соответствия каждого качества требуемому уровню, но и соотношение качеств между собой.

Ожидаемый эффект от внедрения методик адаптации молодых специалистов в соответствии с индивидуальной предрасположенностью к конкретным видам деятельности на предприятии заключается в ускорении процесса профессионального становления, повышении творческой отдачи молодых специалистов и их удовлетворенности своей работой.

Помимо сложности в решении чисто организационных, научно-методических и инженерно-технологических проблем, с которыми неизбежно сталкивается выпускник вуза на производстве из-за естественной разницы в уровне и содержании учебных программ и их реального развития на предприятии, безусловно необходимы существенная коррекция знаний (даже при высоком качестве подготовки), их специализация и конкретизация. Встает и ранее совершенно неизвестный комплекс социально-экономических и психологических вопросов.

Идея нового подхода к адаптации молодых специалистов состоит в том, чтобы уже на начальном этапе подготовки в вузе, после соответствующего собеседования совместно с руководителями инновационного предприятия сформировать учебную группу (15—20 чел.), которая представляла бы собой готовое — в структурном, научно-методическом и организационном построении — подразделение конкретного данного предприятия, своего рода «подразделение-стажер».

11111111111* № 4,

В таком случае открываются новые, уникальные с точки зрения психологии и осмысления своей профессии, возможности постепенного вхождения студентов в работу современного НИИ, КБ или завода на основе моделирования в учебном процессе деятельности реального структурного подразделения. Практически проводится (имитируется) крупная деловая игра с группой — своеобразный практический и образовательный эксперимент, в рамках которого студенты обучаются элементам реального планирования, управления, технологии и организации производства, организационному и технологическому взаимодействию с подразделениями предприятия, внутренними и внешними контрагентами, заказчиками.

В ходе подобного построения учебного процесса меняются смысл, содержание и цели организации курсового и дипломного проектирования и особенно практик. Они становятся реальными разработками по тематическому плану НИИ или КБ, с реальным составом и видом документации, реальной организацией работ, реальной процедурой защит.

Материальное стимулирование в таком процессе подготовки также конкретно и реально. Это персональные стипендии; система надбавок, оплата за проектно-конструкторские и экспериментальные работы по плану НИИ и КБ или производственные (технологические) работы по плану завода.

После защиты дипломных проектов группа включается в структуру предприятия как законченное структурное подразделение (или структурная часть какого-либо действующего подразделения), вполне адаптированное, нашедшее свое место на предприятии, с ярко выраженной мотивацией к данной трудовой деятельности.

Еще одним важным моментом, влияющим на эффективность адаптации выпускников, является привлечение ведущих специалистов предприятий к учебно-методической работе в вузе. При этом создается возможность подготов-

ки педагогических кадров из числа специалистов промышленности, имеющих склонность к педагогической и научной работе; особенно эффективно может использоваться потенциал очной и заочной аспирантуры.

Сотрудничество в педагогическом и научном плане может стать весьма глубоким и вылиться в создание своеобразных научно-педагогических школ — типа известного Баухауза, — где учебный процесс сочетается с реальным выполнением договоров (заказов) с промышленностью, с их освоением в условиях реального производства и удовлетворением ответных заказов промышленности на специалистов того или иного профиля.

Главное в таком подходе заключается в максимальной приближенности к реальной деятельности инновационного предприятия. При этом материально-техническое обеспечение учебного процесса осуществляется предприятием: оно предоставляет оснащенные производственные площади, автоматизированные рабочие места (оргтехнику, компьютеры и т. п.), экспериментальную базу и т. п. Работа с фондом научно-технической библиотеки предприятия (который исключительно специализирован, включая в себя фонд патентов, каталогов, проспектов, и этим резко отличается от вузовских библиотек) позволяет выпускникам быстрее адаптироваться на производстве.

По нашему мнению, предлагаемая идея интеграции высшей школы и промышленности в учебно-методическом процессе подготовки специалистов в области управления инновациями несет в себе огромный творческий потенциал, имеет практическую целесообразность, а при глубокой организационно-методической проработке, практическом опробовании может открыть качественно новые принципы подготовки и адаптации молодых специалистов.

Эффект, полученный при таком подходе к организации учебного процесса и подготовке кадров, заключается не столько в простом сокращении времени

адаптации выпускников на производстве, сколько в перестройке самой психологии подготовки студента — переводе ее стиля из «школярского» в плоскость подготовки в реальной производственной среде. Этот эффект проявляется не

только в повышении качества подготовки специалистов, но и в воспитании высокой ответственности по отношению к учебному процессу, его конкретности, высокой профессиональной специализации.

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР

К. Н. Нищее, директор Института физики и химии МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

Стратегической целью университетского образования служит подготовка специалистов, востребованных обществом. На достижение этой цели направлена деятельность вузов по развитию инфраструктуры их внешних связей, которая обеспечивает адресность подготовки специалистов и способствует реальной интеграции университетского сообщества, академических и производственных структур. Практикой установлено, что следствием такой интеграции является синергетический эффект повышения качества подготовки специалистов.

В данном контексте представляет интерес обобщение практики взаимодействия Института физики и химии (ИФХ) МГУ им. Н. П. Огарева с одним из ведущих предприятий Республики Мордовия — ОАО «Завод ,,Сарансккабель“» — в рамках совместной целевой подготовки специалистов для этого предприятия.

Решение руководства завода о целевой подготовке специалистов в университете было мотивировано стремлением к существенному повышению уровня квалификации персонала, желанием обеспечить предприятие специалистами, готовыми к инновационной деятельности, к участию в процессе непрерывной модернизации производства. Юридическим основанием совместной деятельности по целевой подготовке специалистов послужил Договор о сотрудничестве в сфере

подготовки кадров, заключенный между ОАО «Завод ,,Сарансккабель“» и ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» в мае 2001 г. На основании ходатайств обеих сторон президиум НМС по физике УМО классических университетов России в ноябре 2001 г. принял решения о включении в перечень специализаций, реализуемых в рамках специальности 010701 — Физика, специализации «Физические основы технологий (по отраслям)», и об открытии в ИФХ МГУ им. Н. П. Огарева специализации «Физические основы технологий кабельного производства». Принятию этих решений предшествовала экспертиза структуры и содержания образовательной программы, а также материально-технического и информационного обеспечения.

Необходимым условием целевой подготовки специалистов является согласование с предприятием-заказчиком целевой образовательной программы. В соответствии с учебным планом специализации «Физические основы технологий кабельного производства», согласованным с ОАО «Завод ,,Сарансккабель“», целевая подготовка студентов специальности «Физика» осуществляется в течение 4 семестров и включает в себя 10 дисциплин теоретической подготовки, практику на предприятии, подготовку 2 курсовых и квалификационной (дипломной) работы (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.