ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НИРС В СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION AND PRODUCTION TOGETHER WITH ORGANISATION OF STUDENTS' SCIENTIFIC RESEARCH IN SOVIET HIGH SCHOOLS
A.A. Арасланова A.A. Araslanova
Интеграция образования, науки и производства, история отечественной высшей школы, научно-исследовательская работа студентов (НИРС). На основе архивных данных рассмотрен опыт 80-х годов в организации научно-исследовательской работы студентов. Особое внимание уделено вопросу построения продуктивного сотрудничества с предприятиями региона. Подробно описаны следующие формы организации НИРС: студенческий научный кружок, студенческое конструкторское бюро, студенческий конструкторский отряд, приведены примеры успешного внедрения результатов в производство и способы презентации НИРС для предприятий. Обоснован вывод, что лучшие традиции советской высшей школы могут быть экстраполированы в новые социально-экономические условия при создании производственно-образовательных кластеров.
Среди целевых ориентиров развития системы образования, предусмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, обозначены задачи развития интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские вопросы развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; становления системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных учреждений, программ обновления государственных образовательных стандартов и модернизации программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований. В настоящее время в теории и практике
Integration of education, science and production, history of national high school, students ' scientific research. Basing on the historical data, we have studied the experience in the organization of students' scientific research in the 80-ies. A special attention is paid to the issue of the development of productive cooperation with enterprises in the region. The following forms of organization of students' scientific research are descried in details: a student scientific club, a student design bureau, a student design group; some examples of the successful implementation of the results in production and some methods of presentation of students' scientific research for enterprises are given. The author is convinced that the best traditions of the Soviet higher education can be extrapolated to the new social-economic conditions in the creation of production and educational clusters.
отечественного высшего образования стало очевидным, что становление компетентного специалиста возможно только при объединении усилий работодателей и образовательных учреждений. «Современная экономика требует наличия у работника не только узких профессиональных, технических навыков, но и социальных и поведенческих навыков (коммуникация, навыки совместной и самостоятельной работы), а также когнитивных навыков высокого порядка (умения решать проблемы, нестандартно мыслить и т. п.)» [Минеев, 2013, с. 20], становление которых возможно только в условиях включения будущих специалистов уже в процессе обучения в реальную практическую деятельность.
Тенденции модернизации высшего образования предполагают интеграцию усилий образо-
<
m
Щ
I %
С и
о
ь
X
к
W m H
и
Рч
<
о ^
о о ^ h о Q
£
W H
S о
Рч
w
о §
X
«
«
и w
V
S
ь
l-ч
<с
ri w с
« s
Д
H U
W PQ
вательных учреждений и работодателей в подготовке компетентного специалиста для регионального рынка труда. По мнению Э.П. Бурнаше-вой, «именно производству как основному потребителю услуг профессиональной школы отводится направляющая роль в определении специальных компетенций, которые необходимо формировать у выпускников учебных заведений» [Бурнашева, 2013,с. 96]. A.C. Косогова и М.Б. Дьякова, анализируя особенности организации самостоятельной работы студентов с позиций компетентного подхода, утверждают, что «жизнеспособность новых решений, полученных в процессе обучения, проверяется во взаимодействии с внешней средой. Это производственная среда, место будущей работы специалистов, встречи с работодателями...» [Косогова, Дьякова, 2012]. В поиске способов разрешения актуальных задач, стоящих перед отечественной высшей школой, наблюдается обращение к успешно зарекомендовавшим себя западным моделям социального партнерства. Но при таком подходе важно учесть, что «страшна не глобализация высшего образования сама по себе, а опасность претворения ее идеалов на условиях монополизма, унификации и механической экстраполяции опыта зарубежных стран на отечественную систему образования» [Полянкина, 2013, с. 79].
В истории отечественной советской высшей школы накоплен уникальный опыт интеграции деятельности образования, науки и производства, уже апробированный и учитывающий особенности российского менталитета.
Популярные сегодня производственно-образовательные кластеры, деятельность которых направлена на развитие экономики региона через сотрудничество образовательных учреждений и будущих работодателей, имели в истории советской высшей школы прототипы -территориально-производственные комплексы (ТПК). Концепция кластеризации современниками рассматривается как единственно правильный и наиболее адекватный подход для успешного перехода России от ресурсно-сырьевого к инновационно ориентированному хозяйствованию. Научные разработки отечественной высшей школы 80-х годов XX столетия территориального размещения и пространственной организации хозяй-
ства в советский период во многом предвосхищали идею кластерного строительства. Принципиальным различием между ТПК и современными кластерными структурами является следующее: ТПК формировались преимущественно сверху, их деятельность регулировалась вышестоящими партийными органами; кластерные структуры, существующие в новых рыночных условиях, формируются по инициативе снизу на основании договорных взаимовыгодных отношений. Но система подготовки кадров в каждой из рассматриваемых структур нацелена на выполнение определенного социального заказа для конкретной территории. Таким образом, понятия кластера и ТПК являются весьма близкими по содержанию. Данное исследование направлено на разрешение следующего противоречия: необходимость поиска и скорейшего внедрения новых форм и методов подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях кластерного подхода и игнорирование советского наследия в силу его непопулярности при изменении идеологических установок общества. Автор убежден, что только сочетание лучших традиций российской высшей школы и современных подходов к процессу обучения в вузе даст возможность готовить востребованных, конкурентоспособных специалистов. Нельзя не согласиться с В.А. Динес и П.П. Фрол-киным, что «сегодня российская высшая школа продолжает сохранять многовековые традиции, обеспечивая своим выпускникам достойно высокий уровень фундаментальных естественнонаучных знаний, общепрофессиональных умений и практических навыков» [Динес, Фролкин, 2012, с. 127-128]. Советской высшей школой накоплен опыт организации практической направленности процесса обучения, который в настоящее время должен быть переосмыслен с целью поиска возможностей его экстраполяции в новые социально-экономические условия.
В данной статье рассмотрены некоторые традиции отечественной высшей школы. На основе анализа архивных документов: годовых отчетов о научно-исследовательской работе студентов и документов по внедрению её результатов в производство - изучены особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов через интеграцию деятельности вуза и ба-
зовых предприятий региона в 80-е годы XX столетия на примере конкретного регионального вуза.
В советское время вузовская наука рассматривалась как мощная база и средство повышения качества подготовки специалистов. «В современных условиях необходимо выработать у будущего инженера творческое инженерное мышление, стремление к непрерывному обновлению знаний. Студент должен овладеть навыками научной организации умственного труда, изучить начала науковедения, теорию и практику эксперимента, основы информатики, библиотечного и патентного поиска» [Годовые планы... на 1980-1985 годы, л. 4]. Для решения поставленных задач на каждой кафедре разрабатывались и внедрялись в учебный процесс «методически обоснованные программы научного творчества студентов, предполагающие вовлечение студентов в решение достаточно крупных производственных задач, в выполнение экспериментальных работ по хоздоговорным темам» [Годовые планы... на 1980-1985 годы, л. 5]. В вузах существовали советы по НИРС, курирующие данный вид деятельности. Вся деятельность осуществлялась в соответствии с Комплексной программой развития научно-технического творчества студентов высших и средних специальных учебных заведений РСФСР. В стране в рамках данной программы ежегодно проводились: Всесоюзный конкурс на лучшую НИРС, Всесоюзная олимпиада «Студент и НТП», Всесоюзная конференция «Студент и НТП». Первые туры проходили в вузах, по результатам внутри вузовских туров подавались заявки на участие студентов-победителей в республиканские (вторые) туры [Документы Совета ... 1981-1989 уч. год, л. 54].
Инновационными формами организации НИРС явились студенческие научные кружки, студенческие конструкторские бюро, студенческие конструкторские отряды.
Студенческие научные кружки организовывались на кафедрах с целью углубленного изучения студентами младших курсов учебных дисциплин и достижений передовой науки и техники, развития у студентов навыков подготовки научных докладов и рефератов, ознакомления студентов с навыками физического и математического моделирования процессов, машин, кон-
струкции и аппаратов, а также методами планирования экспериментов и принятия оптимальных решений. Работа студенческих научных кружков предполагала выполнение студентами учебных исследований по расширенной программе и проведение занятий со студентами по факультативным курсам, в частности по тематике научно-исследовательских работ кафедры.
Студенческое конструкторское бюро (СКБ) создавалось в целях привлечения студентов к разработке важнейших комплексных научно-исследовательских проблем по госбюджетной и хоздоговорной тематике института. СКБ осуществляли свою деятельность по следующим направлениям: на общественных началах по вну-тривузовским заказам, по госбюджету в соответствии с тематическим планом научных исследований института и по договорам о творческом содружестве с предприятиями, по студенческим хозяйственным договорам с различными организациями. В СКБ на правах секторов входили структурные подразделения, существовавшие при факультетах и кафедрах: центральное СКБ, студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ), студенческие проектно-конструкторские и конструкторские бюро (СПКБ и СКБ), студенческие бюро экономического анализа и переводов (СБЭА и СБП). Финансирование СКБ производилось по сметам хоздоговоров и за счет бюджета через НИС института. Студенты, ответственные за исполнение работ, зачислялись на должности в соответствии с положением о НИС института.
Студенческий конструкторский отряд (СКО) организовывался на добровольных началах для выполнения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ на промышленных предприятиях, в НИИ, а также внутри института. Основной целью деятельности отрядов являлось внедрение научных и проектных разработок института в производство. Студенты при этом работали конструкторами и технологами, одновременно вели политико-воспитательную работу на предприятиях и среди населения. Руководство деятельностью СКО на всех этапах (подготовительный, рабочий, заключительный) осуществляло бюро ВЛКСМ и СКБ института. СКО формировался по факультетскому прин-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
"33"
S
X
н
U
м
ципу. При СКО организовывался штаб, включающий командира, комиссара отряда и руководителя производственной практикой. Состав штаба утверждался комитетом ВЛКСМ. СКО формировались из числа хорошо успевающих студентов старших курсов, активно работающих в подразделениях студенческого научного отдела. Прием в члены отряда производился штабами в индивидуальном порядке. В состав СКО могли быть включены также аспиранты, преподаватели, инженерно-технические работники института на период их трудового отпуска с согласия декана и руководителя подразделения. Работа СКО осуществлялась на основе договора, в котором были отражены: тематика, программа и объем исследовательских и конструкторских работ, численность отряда, штатное расписание и порядок финансирования работ, порядок подчинения СКО руководителям подразделений предприятия, обязательства предприятия по жилищному и санитарно-гигиеническому обеспечению СКО, содержание отчетности СКО перед предприятием, задания по политико-воспитательной и культурно-массовой работе членов СКО. Договор с предприятием заключал командир отряда, несущий персональную ответственность за своевременность и качество выполненных работ. Командир и комиссар СКО были обязаны в недельный срок после окончания работ на предприятии сдать отчет в комитет ВЛКСМ о работе отряда. Члены СКО в установленном порядке предоставляли специальной кафедре отчеты о прохождении производственной практики [План и отчет факультета... 1985-1986 уч. год, л. 7-16].
Примеров успешного внедрения студенческих научных разработок немало. Среди многочисленных протоколов, справок, актов о внедрении результатов научной деятельности студентов в производство есть работы, выполненные как курсовые или дипломные проекты. Так, в 1984 году при выполнении госбюджетной работы «Отделка древесины» студентами сделаны три дипломных проекта, которые позже были рекомендованы к внедрению. При выполнении хоздоговорной НИР по теме «Разработка и внедрение модифицированных бетонов повышенной морозостойкости, коррозийной стойкости и водонепроницаемости» были выполнены кур-
совые проекты и дипломный проект. Результаты исследований, полученные при выполнении дипломного проекта, включены в «Рекомендации по применению комплексных добавок» [Отчет о НИР. 1984 г., л. 1-16]. Далее по тексту приводятся цитаты из некоторых актов внедрения студенческих исследовательских работ. «Разработка студента-дипломника Братского индустриального института... а именно приспособление для монтажа-демонтажа цилиндров пневмогидро-подвески автомобилей БелАЗ-540, выполненная в ходе дипломного проектирования, внедрена с 11 мая 1987 года в АТП-1. Приспособление сокращает трудозатраты при монтаже-демонтаже агрегата и улучшает культуру производства. Экономический эффект составляет 840 руб.» [Документы по внедрению... 1986 г., л. 1]. «С 20 по 22 мая группа студентов 4 курса... проводила натуральные наблюдения за процессом транспортировки товарного бетона с завода ЖБИ-3 КБЖБ на строительные объекты г. Братска с целью выявления причин потерь эффективности этого процесса... По результатам проведенного студентами исследования Братский индустриальный институт выдал ПРО Братскгэсстроя соответствующие отчетные материалы, в которых разработаны мероприятия, позволяющие исключить простои автомобилей... Результаты исследования внедряются на заводе. Ожидаемый годовой экономический эффект равен 52 тыс. рублей» [Документы по внедрению... 1986 г., л. 105]. «Курсовые проекты студентов пятого курса по дисциплине "Технология изделий из древесины", выполненные по тематическому плану СКБ "Интерьер" в соответствии с письмом-заявкой ЛПУ БГС переданы в ПТО ЛПУ для служебного пользования и последующего внедрения в производство» [Документы по внедрению... 1986 г., л. 110].
Скорейшему внедрению результатов исследования способствовало совместное научное руководство дипломными работами студентов представителями предприятий и профессорско-преподавательским составом института. Например, разработка «"Совершенствование системы материально-технического снабжения строительного управления", выполненная в процессе дипломирования студентом... под научным руководством доцента кафедры ЭОП...
и гл. инженера УМТС... и переданная управлению материально-технического снабжения (УМТС) "Братскгэсстроя", внедрена с июля месяца 1985 г. в составе системы организации управления УМТС. Внедренная установка направлена на сокращение длительности оборота оборотных средств за счет уменьшения времени документооборота». В акте о внедрении результатов данной работы указан социальный и экономический эффект. Фактический эффект от внедрения составил 95 400 рублей. Долевое участие Братского индустриального института составило 65 % - 62 010 рублей. К акту прилагается расчет фактического эффекта. Данный акт утвержден начальником управления материально-технического снабжения «Братскгэсстроя» [Документы по внедрению... 1986 г., л. 155-156]. Такие работы были не единичными.
Руководители многих крупнейших предприятий региона были заинтересованы в сотрудничестве с институтом. В архиве БрГУ имеются служебные письма, в которых выражается благодарность администрации вуза и содержится просьба продолжить исследовательскую работу студентов на предприятии. В качестве примера приводятся выдержки из письма, подписанного начальником Братскгэсстроя «В апреле - июле 1986 года группа студентов БрИИ... провела анализ использования автотранспорта при перевозке железобетонных изделий и товарного бетона. Прошу Вас продолжить исследовательскую работу студентов в течение 1986-87 учебного года для решения следующих задач, направленных на повышение эффективности производственных систем...» [Документы по внедрению... 1986 г., л. 99].
Ежегодно от 2 до 7 студентов подавали заявки и получали авторские свидетельства на изобретения [Отчет... 1990 г., л. 6]. Показатель, характеризующий количество студентов в научно-исследовательской деятельности, увеличивался из года в год, но вместе с тем оставался невысоким. В 1980 году 3,9 % студентов приняли участие в НИР, в 1984 - 8,1 %, в 1985 - 12,7 %, 1986 - 12,7 %, 1987 - 37 % . В хоздоговорной НИР принимали участие также небольшое количество студентов: 1980 -1,3 % от общего числа студентов очной формы обучения, 1984 - 2,7 %, 1985 - 4,2 %, 1986 - 4,4 %, 1987 - 2,8 % [Годовой отчет... за 1985
год, л. 19-20; Годовой отчет... за 1987 г., л. 17]. В 1990 году, когда система заключения хоздоговоров и договоров о творческом содружестве была достаточно хорошо отработана, 17 % студентов дневной формы обучения принимали участие в НИР, а в хоздоговорных НИР - 2,2 % [Отчет... 1990 г., л. 2-7].
Проводилась специальная работа, направленная на ознакомление производственной сферы с результатами НИРС. Лучшие студенческие работы представлялись в виде докладов на ежегодных научно-технических и научно-методических конференциях, в которых традиционно принимали участие представители организаций и промышленных предприятий города Братска и региона, а также других областей и институтов. Регулярными были выставки студенческих работ. Предприятиям и организациям города направлялись приглашения посетить научно-техническую выставку студенческих работ, выполненных по результатам госбюджетных и хоздоговорных НИР. Лучшие работы молодых ученых и студентов экспонировались на выставках научно-технического творчества молодежи Братска. Отдельно отобранные работы направлялись на областные выставки. Например, в ноябре - декабре 1987 года в рамках I (внутривузовского) тура Всероссийского конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам проводилась выставка - организация учебного процесса и лучших научно-исследовательских работ студентов, которую посетили представители предприятий и организаций города [Отчет... 1987 г., л. 1-19]. По законченным НИР на предприятия и организации Братско-Усть-Илимского ТПК направлялись информационные листки. В результате в институт поступали запросы на предоставление отчетов и чертежей по интересующим разработкам, а также предложения на заключение договоров. [Отчет... 1986 г., л. 1-12].
Таким образом, изучение генезиса идеи научно-исследовательской работы студентов в период 80-х годов XX века, оценка актуальности данного исторического опыта для современной практики позволяют утверждать:
- при организации подготовки специалистов, востребованных на конкретном производстве, отечественной высшей школой нако-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
плен позитивный опыт, который может быть использован и сегодня в условиях построения производственно-образовательных кластеров;
- подготовке востребованного специалиста способствует организация НИРС, ориентированной на решение задач конкретного предприятия, формами которой могу выступать: студенческий научный кружок, студенческое конструкторское бюро, студенческий конструкторский отряд;
- интеграция деятельности учебного заведения и конкретного производства не только способствует улучшению качества подготовки будущих специалистов, но и оказывает положительное влияние на результативность производственного процесса, повышает эффективность производительных сил.
Безусловно, каждая эпоха имеет свой взгляд на мир, свои ценности, свою политическую и социальную структуру, но изучение лучших традиций советской высшей школы, использование сегодня отдельных форм и методов позволят современной высшей школе при вхождении в мировое образовательное пространство сохранить «собственное лицо».
Список сокращений
Ф. Р-190 - Фонд 190. Братский индустриальный институт.
Библиографический список
1. Бурнашева Э.П. Интеграция учреждений профессионального образования и производственных систем в условиях малого города // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 95-99.
2. Годовой отчет о научно-исследовательской работе за 1987 год// Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д 473.
3. Годовой отчет о научно-исследовательской работе за 1985 год// Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 310.
4. Годовые планы опытно-промышленной проверки и направлений развития научно-исследовательской работы на 1980-1985 годы // Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 14.
5. Динес В.А., Фролкин П.П. Интеграция российского высшего образования в европейское
образовательное пространство: опыт и проблемы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2. С. 124-128.
6. Документы (планы, акты, справки) по внедрению законченных научно-исследовательских работ в производство. 1986 г. // Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. On. 1. Д. 424.
7. Документы по внедрению законченных научно-исследовательских работ в производство (протоколы, акты, справки). 1984-1985 г. // Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. On. 1. Д. 236.
8. Документы Совета по научной работе студентов. 1981-1989 уч. год// Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. On 1. Д. 103.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. М.: Мин-во эконом, развития РФ, 2010. 158 с.
10. Косогова A.C., Дьякова М.Б. Особенности организации самостоятельной работы студентов вуза с позиций компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 193.
11. Минеев В.В. Будущее не проходит стороной: реформа образования в контексте глобальных процессов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 14-26.
12. Отчет о научно-исследовательской деятельности. 1990 г. // Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. On. 1. Д. 642.
13. Отчет о НИР. 1984 г. // Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. On. 1. Д.236.
14. Отчет по НИР. 1986 г. // Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. On. 1. Д. 422.
15. План и отчет факультета механических и управляемых систем о научно-иссле-довательской и изобретательской работе 1985-1986 уч. год// Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. On. 1. Д. 427.
16. Полянкина С.Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 76-82.