Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА'

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СЕКТОР / ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / КОМПЛЕКС / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Поспелова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы транспортной логистики. Эффективная работа транспорта выступает залогом прибыльности компании и удовлетворенности клиентов хозяйствующего субъекта. Поэтому особую важность и актуальность приобретает внедрение разнообразных систем управления транспортными потоками в организации. Транспортный фактор помогает достичь эффективного размещения производительных сил, поскольку он влияет на размещение производства, при котором принимают во внимание потребность в осуществлении перевозок, объемы готовой продукции, ее транспортабельность, наличие достаточного количества транспортных путей, их пропускные возможности и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Поспелова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORTATION AND LOGISTICS IN THE ECONOMY OF THE REGION

The article deals with the issues of transport logistics. The efficient operation of transport is the key to the company’s profitability and customer satisfaction of the business entity. Therefore, the implementation of a variety of traffic management systems in an organization is of particular importance and relevance. The transport factor helps to achieve an effective distribution of productive forces, since it affects the location of production, which takes into account the need for transportation, the volume of finished products, its transportability, the presence of a sufficient number of transport routes, their throughput capacity, etc.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_6_543 УДК 36.8.332

Ковалева Ирина Валериевна

доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия, e-mail: [email protected]

Поспелова Ирина Николаевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы транспортной логистики. Эффективная работа транспорта выступает залогом прибыльности компании и удовлетворенности клиентов хозяйствующего субъекта. Поэтому особую важность и актуальность приобретает внедрение разнообразных систем управления транспортными потоками в организации. Транспортный фактор помогает достичь эффективного размещения производительных сил, поскольку он влияет на размещение производства, при котором принимают во внимание потребность в осуществлении перевозок, объемы готовой продукции, ее транспортабельность, наличие достаточного количества транспортных путей, их пропускные возможности и т. д.

Ключевые слова: развитие; сектор; экономика; транспорт; комплекс; логистический; перспективы.

UDC 36.8.332

Kovaleva Irina Valerievna

Doctor of Economics, Professor, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia, e-mail: [email protected]

Pospelova Irina Nikolaevna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia, e-mail: [email protected]

The article deals with the issues of transport logistics. The efficient operation of transport is the key to the company's profitability and customer satisfaction of the business entity. Therefore, the implementation of a variety of traffic management systems in an organization is of particular importance and relevance. The transport factor helps to achieve an effective distribution of productive forces, since it affects the location of production, which takes into account the need for transportation, the volume of finished products, its transportability, the presence of a sufficient number of transport routes, their throughput capacity, etc.

Keywords: development; sector; economy; transport; complex; logistic; perspectives.

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

TRANSPORTATION AND LOGISTICS IN THE ECONOMY OF THE REGION

Под транспортом в экономической литературе принято понимать комплекс перевозочных средств, элементов подвижного состава, путей сообщения, а также специальных технических устройств и механизмов, которые поддерживают их функционирование.

Транспорт формирует условия для создания локального и общегосударственного рынка. Оптимальная организация транспортной сети имеет важно значение, поскольку транспортный фактор влияет на эффективность функционирования предприятия, которая напрямую связана с его жизнеспособностью в рыночных условиях; непосредственно рынок предполагает обмен товарами и услугами, в связи с чем транспорт выступает обязательным условием существования рынка [2].

Кроме того, транспорт служит обеспечению потребности в незамедлительном обязательном перемещении пассажиров и грузов на всех стадиях развития экономики, ее отдельных отраслей, а также населения. Таким образом, транспорт выступает обслуживающей отраслью. Рыночные условия выдвигают на первый план сроки перемещения, которые устанавливаются заказчиком.

Вторая особенность транспорта заключается в том, что его продукцией является транспортный производственный процесс, а именно процесс перемещения пассажиров и грузов. В связи с этим транспортная продукция характеризуется нематериальным свойством. Помимо этого, транспорт продолжает производство продукции и завершает

его, когда осуществляется доставка в место, которое указал потребитель, то есть в место потребления. Получение груза, которое документально оформляется в соответствии с товарно-транспортными накладными, выступает окончанием процесса производства. Относительно пассажирских перевозок окончанием производства в транспорте является доставка пассажира в определенное место. Таким образом, производство транспортной продукции осуществляется непосредственно во время движения транспорта с пассажи -ром или грузом.

Развитие отраслей экономики предполагает опережающее развитие транспорта, что означает первоначальное строительство всей транспортной инфраструктуры, которая способствует «накоплению» транспортной продукции. После этого уже начинается работа отрасли. В обратной ситуации произведенный товар не получится переместить в сферу потребления [7].

Тенденции глобальной экономики способствуют переводу перевозок на автомобильный транспорт всего объема грузооборота (рис. 1). Вместе с тем для России актуальным является применение наземных видов транспорта, подходящих для использования и характеризующиеся низкими издержками. Это обусловлено большой площадью страны, жесткими природными условиями и значительным числом перевозок тяжелых грузов, которые осуществляются на большие расстояния.

Рисунок 1 - Затраты на логистику в общей структуре расходов предприятий, в % [3]

544 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Система логистики любого предприятия выступает одним из наиболее сложных механизмов, объединяющих в себе совокупность различных взаимосвязанных элементов. Функционирование указанного механизма без каких-либо сбоев и проблем зависит от эффективной работы каждого составляющего его элемента. Используемые методы и технологии выступают основой эффективности любого механизма.

Современные процессы интеграции, информатизации и цифровизации существенно позволили расширить производственные возможности хозяйствующих субъектов. Многие современные организации уделяют особое внимание разнообразию номенклатуры товаров, что приводит к потребности создания специализированных мест хранения (складов) и влияет на рост товарооборота компании. Рассматриваемое расширение повышает важность и актуальность логистических систем в управлении хозяйствующим субъектов в целом, и в управлении транспортом в частности [9].

В настоящее время большинство российских и зарубежных организаций активно внедряют и используют разнообразные логистические продукты в управлении грузопотоками. Логистика предоставляет возможность оптимизировать товарные, финансовые и информационные потоки на предприятии, а также, по мнению Т. Аллегри, «значительно сократить временной интервал между закупкой сырья и полуфабрикатов и доставкой товара». Готовая продукция для потребителя способствует резкому сокращению товарно-материальных запасов [1].

В логистике транспорт выступает связующим звеном, формирующим единую технологическую цепь: движение сырья и материалов от поставщиков и посредников, и последующее направление готовой продукции потребителям и рассматривается как основополагающая часть единого транспор-тно-производственного процесса.

Хозяйствующим субъектам, деятельность которых непрерывно связана с процессом транспортировки, в современных условиях в рамках обеспечения конкурентоспособности не обойтись без процессов автоматизации транспортной логистики с целью минимизации затрат. Для достижения этого активно применяются разнообразные систе-

мы управления транспортом (TMS, Transport Management System). Система управления транспортом представляет собой автоматизированную платформу логистических бизнес-процессов в сфере транспортировки на предприятии. Преимуществами указанной системы выступают:

- возможность планирования перевозок;

- осуществление заказов, исходя из оптимальной загрузки транспорта;

- возможность отслеживания и перенаправления рейсов;

- контроль бюджета перевозок на всех этапах реализации;

- расчет показателей эффективности перевозок и т. д.

Транспортная логистика в системе управления занимает ключевые позиции, так как она оказывает непосредственное влияние на все этапы: начиная от планирования и закупок необходимых материалов и заканчивая управлением жизненным циклом продукта. В рамках максимальной прозрачности, которая достигнута путем организации эффективной системы управления транспортом, планирование и выполнение перевозок осуществляются максимально быстро и экономично, что, соответственно, приводит к росту удовлетворенности клиентов и положительным финансовым результатам деятельности компании. В целом систему управления транспортными перевозками целесообразно рассматривать в качестве логистической платформы, позволяющей предприятиям планировать, выполнять и оптимизировать физическое перемещение товаров, как входящих, так и исходящих, а также обеспечивать соответствие поставки требованиям и наличие нужной документации. При этом немаловажным аспектом внедрения автоматизированной системы является возможность ее интеграции с учетной системой предприятия с учетом специфических отраслевых особенностей [6]. Так, на рис. 2 представлена система транспортного обслуживания предприятий нефтегазовой отрасли.

Организация транспортного обслуживания на предприятиях осуществляется в соответствии с общими принципами организации производства, однако они дифференцируются по отраслевым секторам экономики и характеризуются своими особенностями (рис. 3).

Задачи транспортного обслуживания нефтегазовых предприятий

Доставка специалистов на производственные объекты

Выполнение вахтовых перевозок

Выполнение земляных и дорожно-строительных работ

Выполнение уборочных работ

Выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных работ крановой техникой

Выполнение тракторных грузоперевозок

Рисунок 2 - Основные задачи транспортного обслуживания нефтегазовых предприятий [5]

Природно-климатические условия и уро- транспортной логистики и уровень состояния вень экономического развития региона ока- дорожного покрытия. Так, в Алтайском крае зывают существенное влияние на развитие доля протяженности автомобильных дорог

Пропорциональность

Параллельность

Прямоточность

Автоматичность

с N

Ритмичность

V >

соответствие пропускной способности всех подразделений транспортного предприятия по выпуску транспорта в наряд

одновременность выполнения операций транспортного процесса

выполнение графика обслуживания

упорядочивание грузопотоков в пространстве (маршрутизация, минимизация "пустых" ездок)

максимальное выполнение транспортного процесса автоматически

Рисунок 3 - Особенности реализации принципов организации производства в транспортном процессе [5] 546 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ -

общего пользования местного значения, не ставляет в среднем от 10 до 90 % (рис. 4). В

отвечающих нормативным требованиям, в отдельных районах этот показатель превы-

общей протяженности автомобильных дорог шает 90 %, что существенно влияет на уро-

общего пользования местного значения со- вень и качество грузопотоков.

Рисунок 4 - Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, 2018 г. [8]

В структуре грузоперевозок наибольший зяйственная продукция (25 %) и лесные гру-удельный вес имеет кокс (55 %), сельскохо- зы (10 %) (рис. 5).

Рисунок 5 - Структура товарооборота Алтайского края, 2018 г. [8]

Для эффективного функционирования логистической инфраструктуры для Алтайского края как трансграничного региона целесообразно рассмотрение создания ло-

гистических комплексов как транспортных узлов, что может рассматриваться как важнейшее условие перспективного развития не только международной торговли, но и меж-

дународнои интеграции и кооперации стран Дальнего и Ближнего Зарубежья. При этом важное значение имеет не только перевозка грузов, но и складское хранение, пакетирование и грузопереработка (рис. 6).

Создание транспортно-логистического комплекса может решить проблему оказания услуг по управлению транспортно-складски-

ми процессами. Так, например, транспортный узел Рубцовской зоны - г. Усть-Каменогорск (Республика Казахстан) и транспортный узел Кулунда - Павлодар (Республика Казахстан) позволит оптимизировать товарно-сырьевые потоки в республики Средней Азии и Ближнего Востока.

Рисунок 6 - Организационно-экономический механизм функционирования ТСК в регионе [4]

Предлагаемый транспортно-складской логистический комплекс включает уровне-вое участие (товаропроизводителей, транспортных компаний, логистических посредников) в логистических перевозках. Кроме того, развитие цифровых сервисов позволит оптимизировать ряд процедур с участием государственных органов, кредитно-финансовых организаций и коммерческих посредников.

Предлагаемый механизм развития региональной логистической инфраструктуры позволит более эффективно осуществлять международную торговую деятельность; повысить конкурентные преимущества региона.

Описок литературы

1.. Аллегри, Т. Транспортно-складские работы / пер. с англ. Ю.К. Трубина. - Москва: Машиностроение, 2013. - С. 118.

2. Альметова? З.В. Транспортная инфраструктура: учебное пособие / З.В. Альметова; под ред. О.Н. Ларина. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. -С. 6.

3. Карамин, В.М. Проблемы транспортной логистики в России / В.М. Карамин // Экономические науки. -2016. - № 57-3.

4. Ковалева, И.В. Теоретико-методологический подход к формированию локальных рынков сельских территорий как основополагающей характеристики развития агроориентированного региона / И.В. Ковалева, Т.В. Кучеренко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 4. Том 1-3. - 173-177 с.

548 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

5. Найманова, А.С. Особенности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий / А.С. Найманова // Молодой ученый. -2020. - № 1 (291). - С. 101-104. - URL: https://moluch.ru/ archive/291/65968/ (дата обращения: 20.11.2021).

6. Сабаева, Д.А. Система автоматизации транспортной логистики предприятия // Бенефициар. -2020. - № 74. - С. 10-12.

7. Транспортное право. Общая часть: учебник / отв. ред. Н.А. Духно, А.И. Землин. - Москва: Юридический институт МИИТа, 2017. - С. 6-7.

8. Федеральная служба государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: официальный сайт. - URL: https://akstat.gks.ru (дата обращения: 20.11.2021).

9. Часовской, Е.П Понятие и сущность логистики // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 573.

References

1. Allegri T. Transport and warehouse work. Per. from English Yu.K. Trubin. Moscow, Mashinostroenie, 2013, p. 118.

2. Almetova Z.V. Transport infrastructure: textbook; ed. HE. Larina. Chelyabinsk, SUSU Publishing Center, 2013, p. 6.

3. Karamin V.M. Problems of transport logistics in Russia. Economic sciences, 2016, No 57-3.

4. Kovaleva I.V., Kucherenko T.V. Theoretical and methodological approach to the formation of local markets in rural areas as a fundamental characteristic of the development of an agro-oriented region. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2019, No 4, v. 1-3, pp. 173-177 p.

5. Naimanova A.S. Features of the organization of transport services for oil and gas producing enterprises. Young scientist, 2020, No 1 (291), pp. 101-104. - URL: https://moluch.ru/archive/291/65968/ (date of access: 19.11.2021).

6. Sabaeva D.A. System of automation of transport logistics of the enterprise. Beneficiary, 2020, No 74, pp. 10-12.

7. Transport law. General part: textbook / otv. ed. N. A. Dukhno, A. I. Zemlin. Moscow, MIIT Law Institute, 2017, p. 6-7.

8. Official site of the Office of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. URL: https://akstat.gks.ru (date of access: 20.11.2021).

9. Chasovskoy E.G. Concept and essence of logistics. Science today: theoretical and practical aspects. International scientific and practical conference, 2015, p. 573.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.