Стратегия развития профессионального образования
УДК 377:378 В. П. Горшенин, декан факультета Южно-
Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (ЮУрГУ [НИУ]), д-р экон. наук, проф., г. Челябинск, e-mail: gor@ifsusu.ru
ИНТЕГРАЦИЯ СПО И ВПО В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
В статье рассматривается формирование новых технологических укладов в современной глобальной экономике. Показана цикличность технологических укладов, соответствующие им базовые технологии и требуемые компетенции персонала. На примере США и Германии приведены изменения структуры рынка труда и квалификации персонала в промышленности за последние тридцать лет. Показано, что только интеграция усилий систем СПО и ВПО позволит ответить на вызовы глобальной экономики и шестого технологического уклада, устойчивое формирование которого началось с 2005 г. и требует принципиально новых подходов в системе подготовки кадров.
Ключевые слова: технологический уклад, цикличность смены базовых технологий, структура рынка труда и квалификация персонала, инновационные события, технологические платформы для интеграции СПО и вПо.
В условиях текущего глобального экономического кризиса перед российской экономикой стоит проблема одновременного решения двух серьезных задач: минимизации последствий кризиса и формирования потенциала для будущего посткризисного развития. Сырьевая ориентация российской экономики показала свою несостоятельность в сложившихся реалиях. В настоящее время руководство страны в качестве главного направления провозгласило модернизацию и диверсификацию российской экономики. В качестве базовой модели долгосрочного посткризисного развития выбрана инновационная социально ориентированная экономика [1; 2].
Экономики современных развитых стран обладают способностью к быстрой разработке и внедрению технологических инноваций [3]. Благодаря присущему инновациям свойству са-
моорганизации они концентрируются и группируются в так называемые кластеры. Инновации, принадлежащие одному кластеру, при определенных условиях могут вызвать синергети-ческий эффект и существенно усилить другой кластер. При достижении «критической массы» взаимодействия инноваций внутри кластера происходит мощный кумулятивный рост экономики. Возникает инновационное событие (ИС), которое характеризуется появлением кластера базисных технологий и приводит к возникновению новых отраслей, к запуску длительных экономических циклов, формируя повышательную стадию кондратьевского цикла (рис. 1). Совокупность кластеров базисных инноваций образует технологический уклад.
Таким образом, технологический уклад — это совокупность технологий, характерных для
Рис. 1. Инновационная модель развития социума
определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным.
В последнее время частота инновационных событий стремительно нарастает, и в этот период важно грамотно управлять развитием социума, так как люди должны осознать и принять инновационный путь развития экономики России.
Выбор пути развития экономики целесообразно рассмотреть в контексте трансформации технологических укладов (табл. 1).
Серьезный вклад в изучение периодизации технологических укладов внесли отечест-
венные экономисты Д. С. Львов, С. Ю. Глазьев и Ю. В. Яковец. К новейшим достижениям в развитии теории технологических укладов относятся исследования М. Хирооки. В 2006 г. в результате обработки большого массива эмпирических данных этот ученый доказал, что существует тесная корреляция диффузии инноваций и больших циклов Кондратьева. Диффузия нововведений вследствие механизма самоорганизации выборочно формирует кластер инноваций (стрежневых магистральных инноваций) вдоль большого цикла Кондратьева (см. рис. 2), который назван инфратраек-торией.
Таблица 1
Периодизация технологических укладов
Технологические уклады Период доминирования Страны-лидеры Преобладающие технологии
I 1770-1830 гг. Великобритания, Франция, Бельгия Водяной двигатель, выплавка чугуна и обработка железа, строительство каналов
II 1840-1880 гг. Великобритания, Франция, Бельгия, США, Гер -мания Паровой двигатель, угольная промышленность, машиностроение, черная металлургия, станкостроение
III 1890-1940 гг. Великобритания, Франция, США, Германия Электротехническое и тяжелое машиностроение, производство стали, неорганическая химия, тяжелые вооружения, кораблестроение, линии электропередач, стандартизация
IV 1940-1980 гг. США, Западная Европа, Япония Синтетические материалы, органическая химия, цветная металлургия, электронная промышленность, автомобилестроение, атомная энергетика
V 1980-2020 гг. США, Евросоюз, Япония, страны Юго-Восточной Азии Вычислительная техника, телекоммуникации, роботостроение, микро- и оптоволоконные технологии, космическая техника, искусственный интеллект, биотехнологии
Волны венчурных инвестиций 1) 1970-1980 гг.: полупроводники, новые материалы; 2) 1980-1992 гг.: компьютеры; 3) 1994-2000 гг.: технологии передачи данных и Интернет; 4) 2006-... гг.: информационные технологии (инновации в технологиях обработки и анализа информации)
На рисунке 2 показано, что в период с 2000 по 2010 гг. начинается новая повышательная стадия кондратьевского цикла, связанная с формированием нового — шестого — технологического уклада. Он характеризуется развитием генной и биоинженерии, индустрии наносистем и материалов, технологий энергосбережения, транспортных и инновационно-космических технологий. Анализ статистических данных, проведенный М. Хироока, выявил интересную закономерность. Каждой
повышательной стадии кондратьевского цикла предшествует фундаментальный кризис и экономическая депрессия. В настоящее время это проявляется в виде глобального финансового и экономического кризиса и сопровождается увеличением частоты и размеров возникающих финансовых пузырей. Для подтверждения этой тенденции достаточно взглянуть на рост масштабов заимствований в развитых странах мира, а также ведущих финансовых институтов США.
Инфратраектории
. 4-й цикл Кондратьева . 5-й цикл Кондратьева . I_I_I_I_I_I_I_I_I
1940 1950 1960 1970 1930 1990 2000 2010 2020
Рис 2. Инфратраектории развития инфраструктур и сетей магистральных инноваций
Куда уходят рабочие места?
Доказано, что уровень технологического развития влияет на структуру спроса на рынке труда. Сейчас, с одной стороны, растет спрос на высококвалифицированных специалистов, с другой стороны — на низкоквалифицированные кадры для работы, которую сложно автоматизировать
(например, для уборки мусора). При этом спрос на специалистов средней квалификации стремительно снижается, исчезают целые профессии. Занятость в производстве Сейчас в Соединенных Штатах только один из десяти занятых работает в производственной сфере. В Германии, стране с исторически высо-
Рис. 3. Изменение структуры рынка в США
ким уровнем развития промышленности, ситуация немного лучше — на производстве занят один из пяти работников. Таким образом, особый интерес представляет изменение занятости в производстве США и Германии в 1980 и 2011 гг. (рис. 4).
1980
■ <0 S СЯ
рабочих мест и заработной платы более всего пострадал средний класс. На верхней диаграмме показано распределение рабочих по квалификации, на нижней — по заработной плате (рис. 5).
.1%
.0% -. ¡%
-.2%
рлспркдилгашк занятости
1Ю КВАЛИФИКАЦИИ
l'IiPMAJ 1ИЯ США
20 10 60
Квалификация >1 процентах
АО
201 1
CD"" ' СП -..о О" • ■
ГЕРМА1 [ИЛ СЛИЛ
Рис. 4. Изменение занятости в производстве США и Германии
Отмечается размывание середины
Экономист Дэвид Отор из MIT продемонстрировал, что за период 1980-2005 гг. в плане
30%
I
% 25% g
g 20%
0 и
g 15% х
X
1 10%
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТЫ 1IO КВАЛИФИКАЦИИ
—i—
20
—I—
—I—
60
—I—
«о
—г
100
Квалификации в процентах
Рис. 5. Распределение занятости по квалификации и почасовой оплате труда в США
За последние 10 лет в США больше всего вырос спрос на высококвалифицированных технических специалистов и неквалифицированных рабочих, чей труд сложно автоматизировать (рис. 6).
© 1 Грограммиеты © Компьютерная поддержка © Системные администраторы © Сетевые администраторы © Сетевые аналитики © Версталыцики © Администраторы данных © Социальные работники © Аналитики © Санитары, медсестры
и оч илюши к профком и
© Стенографисты, секретари © Бухгалтеры по расчету зарпла ты © Банковские служащие © Канцелярские служащие © Кассиры © Мясники © Машинистки © Фармацевты (аптекари) © Счетоводы © 11очтовые служащие
Рис. 6. Наиболее и наименее востребованные профессии в США
Реальным ответом на вызовы глобальной экономики в России могут стать:
- создание прикладных бакалавриатов на единых технологических платформах (ВПО, СПО);
- внедрение новых образовательных технологий (дистанционные образовательные технологии, вебинары и т. д.);
- создание сетевых организаций через объединение усилий заинтересованных сторон на основе краудсорсинга.
В настоящее время в ЮУрГУ:
- осуществляется подготовка по 11 направлениям прикладного бакалавриата (2014 г.);
- созданы три базовые кафедры (ОАО «ЧТПЗ», ООО «Регинас», ОАО «Ашинский металлургический завод»);
- выпускается первая группа прикладного бакалавриата (2014 г.; эксперимент 2010 г.).
В качестве отработки новой модели интеграции СПО и ВПО при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области с 31 марта 2014 г. начинается реализация пилотного проекта между ЮУрГУ и Челябинским колледжем информационно-промышленных технологий и художественных промыслов. Суть проекта заключается в формировании механизма взаимодействия университета и колледжа путем создания базовой кафедры информационных систем и технологий с подготовкой специалистов по программе прикладного бакалавриата подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Первый набор студентов планируется осуществить в 2014 г.
Библиографический список
1. Горшенин, В. П. Управление инновационным потенциалом персонала корпораций [Текст] / В. П. Горшенин. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2006. — 264 с.
2. Глазьев, С. Ю. Новый технологический уклад в современной мировой экономике [Текст] / С. Ю. Глазьев // Международная экономика. — 2010. — № 5. — С. 6-28.
3. www.forinnovations.ru.
УДК 37.0 Л. В. Львов, доц. Челябинской государственной
агроинженерной академии (ЧГАА), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: l.lvov@bk.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОЙ ОСНОВЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Проектирование системы профессиональной подготовки рассматривается на полипарадиг-мальной основе как сложный и многоаспектный феномен, предполагающий использование таких подходов, которые способны обеспечить организационную комплексность его теорети-