СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Интеграция содержания образовательных и профессиональных стандартов в образовательном процессе техникума
Решение проблем, связанных с обеспечением предприятий — социальных партнеров высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена, может быть обеспечено за счет дуального обучения. Эта технология давно и успешно отрабатывается в Удмуртии во многих профессиональных образовательных организациях, в частности в Ижевском техникуме индустрии питания.
МОРОЗОВА
Жанна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, методист центра сопровождения реализации ФГОС Института развития образования, Ижевск
Аннотация
В статье представлен опыт создания рабочих программ для профессиональных модулей ФГОС СПО «Повар, кондитер», разработанных на основе профессионального стандарта «Повар» в Ижевском техникуме индустрии питания
Ключевые слова:
образовательный стандарт, профессиональный стандарт, оценочные средства, методическое обеспечение, индивидуальный подход
В 2011-2015 годах в рамках регионального эксперимента «Формирование профессионально-технологической культуры и профессиональной компетентности специалиста пищевого профиля» в Ижевском техникуме индустрии питания продолжилась экспериментальная работа по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Требования работодателей и ФГОС
С 2002 года техникум, участвуя в региональном эксперименте, отрабатывает различные инновационные механизмы, не противоречащие требованиям ФГОС СПО (в части ППКРС). Так, педагогами техникума были разработаны рабочие программы профессиональных модулей в части МДК, учебной и производственной практик, контрольно-оценочные средства и др. Подход к разработке этих документов принципиально отличался от подхода к разработке нормативной базы и программных документов других учебных заведений, поскольку в техникуме подготовка студентов уже давно ведется в соответствии с запросами работодателей. Тем не менее обозначилась следующая проблема: каким образом учитывать запросы работодателей, не нарушая при этом требования ФГОС? В 2011-2013 годах активно использовалась вариативная составляющая ФГОС и разрабатывались различные приложения к рабочим программам в тех случаях, если требования работодателей не совпадали с содержанием профессиональных компетенций модуля.
С появлением в 2015 году нормативного документа «Методические рекомендации по разработке ОПОП и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», утвержденного Министерством образования и науки РФ, рабочая группа педагогов техникума приняла решение разработать и внедрить в образовательный процесс обновленную рабочую программу профессионального модуля ПМ.04 «Приготовление блюд из рыбы». Модуль дол-
жен включать в себя требования к будущему специалисту, заданные профессиональным стандартом, и при этом не иметь противоречий с дидактическими единицами профессионального модуля ФГОС.
***
Новый подход в профессиональном образовании, заключающийся в продуктивном взаимодействии образовательных организаций с работодателями, позволяет ежегодно корректировать ОПОП, программы модулей, практик за счет вариативной составляющей ФГОС СПО. Задача станет еще более выполнимой, когда в образовательной среде появятся отраслевые профессиональные стандарты, работа над которыми активно ведется [3, с. 4]. В перспективе коллектив техникума планирует учитывать в программных документах и требования стандарта ШогЫЗЫЬ «Молодые профессионалы».
В заключение приводим фрагменты обновленных рабочих программ по профессиональному модулю ПМ. 04 «Приготовление блюд из рыбы» (табл. 1-3).
Литература
1. Морозова Ж. В. Формирование и оценивание социальных и профессиональных компетенций обучающихся в профессиональном лицее: Науч.-метод. пособие. — Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2010. — 100 с.
2. Рекомендации по формированию вариативной составляющей федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования: методические рекомендации / Сост. Ж. В. Морозова, А. С. Килин, Т. Н. Бабкина. — Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2012. — 94 с.
3. Рекомендации по формированию вариативной составляющей ФГОС СПО в соответствии с требованиями работодателей к качеству профессионального образования: Метод. рекомендации / Сост. Ж. В. Морозова, А. С. Ки-лин, Т. Н. Бабкина. — Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2013. — 108 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 1
Соотношение ФГОС СПО и профессионального стандарта по профессии «Повар». Сопоставление единиц ФГОС СПО и профессиональных стандартов (фрагменты)
Профессиональный стандарт
ВПД: ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы ОТФ: Приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий и другой продукции разнообразного ассортимента
ПК 4.1: Производить обработку рыбы с костным скелетом
ПК 4.2: Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом ПК 4.3: Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом
Трудовая функция:
3.2.1 Организация своего рабочего места
3.2.2 Приготовление, оформление и презентация блюд, напитков и кулинарных изделий
Иметь практический опыт:
П01: обработки рыбного сырья
П02: приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы
Трудовые действия:
3.2.1
- Оценка наличия запасов рыбного сырья и нерыбных морепродуктов, полуфабрикатов из рыбы, необходимых для приготовления простых блюд, кулинарных изделий из рыбы
- Оценка наличия трудовых и материальных ресурсов, необходимых для приготовления простых блюд, кулинарных изделий из рыбы и др.
Трудовые действия:
3.2.2
- Разработка меню / ассортимента простых блюд и кулинарных изделий из рыбы
- Подготовка рыбного сырья и полуфабрикатов для приготовления простых блюд и кулинарных изделий из рыбы
- Подготовка экзотических и редких видов овощей и грибов для приготовления простых блюд из рыбы, кулинарных изделий и др.
Таблица 2
Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС СПО (фрагменты)
Профессиональный стандарт
ОТФ: Приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий и другой продукции разнообразно- ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы го ассортимента
Трудовая функция:
3.2.1 Организация своего рабочего места
3.2.2 Приготовление, оформление и презентация блюд, напитков и кулинарных изделий
Трудовые действия:
3.2.1
- Оценка наличия запасов рыбного сырья и нерыбных морепродуктов, полуфабрикатов из рыбы, необходимых для приготовления простых блюд, кулинарных изделий из рыбы и др.
3.2.2
ПК 4.1: Производить обработку рыбы с костным скелетом
ПК 4.2: Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов
из рыбы с костным скелетом
ПК 4.3: Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом
Иметь практический опыт:
П01: обработки рыбного сырья
П02: приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы
- Разработка меню/ ассортимента простых блюд и кулинарных изделий из рыбы
- Подготовка рыбного сырья и полуфабрикатов для приготовления простых блюд и кулинарных изделий из рыбы
- Подготовка экзотических и редких видов овощей и грибов для приготовления простых блюд из рыбы, кулинарных изделий и др.
Умения:
3.2.1
- Изменять ассортимент простых блюд из рыбы в зависимости от изменения спроса
- Производить анализ и оценку потребности основного производства организации питания в трудовых и материальных ресурсах и др.
3.2.2
- Изготовлять простые блюда, кулинарные изделия из рыбы по технологическим картам, фирменным рецептам, а также рецептам национальных кухонь
- Комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных блюд, кулинарных изделий из рыбы
Другие характеристики
Общие компетенции:
ОК2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы и др.
Таблица 3
Формирование содержания практики (фрагменты)
Результаты (освоенные компетенции) Виды работ на практике
Вид деятельности ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы
Учебная практика — 36 ч. - Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом
- Органолептическая проверка качества рыбного сырья
- Подбор производственного инвентаря, посуды и технологического оборудования для приготовления полуфабрикатов и простых блюд из рыбы с костным скелетом
- Безопасная эксплуатация производственного инвентаря, технологического оборудования и посуды и др. Производственная практика — 36 ч. - Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом
- Органолептическая проверка качества рыбного сырья
- Подбор производственного инвентаря, посуды и технологического оборудования для приготовления полуфабрикатов и простых блюд из рыбы с костным скелетом и др.