- обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов с целью соответствия современному уровню развития техники и технологий;
- повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, оказывающее огромное влияние на качество образования;
- решение основных кадровых проблем: массовый уход в коммерческие структуры, резкое сокращение молодых специалистов, значительное снижение количества аспирантов, "скрытая миграция" в другие области деятельности высококвалифицированных преподавателей;
- совершенствование международной деятельности вузов.
Таким образом, основной целью реформирования системы образования должно стать создание саморазвивающейся, эффективной системы, которая будет способствовать экономическому подъему и устойчивому развитию страны, совершенствованию человеческих ресурсов, удовлетворению образовательных запросов развивающейся личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Цхай А.А. Образование для экологической безопасности и устойчивого развития: ориентиры ЮНЕСКО на пороге 21-го века. Барнаул, Международная кафедра ЮНЕСКО “Экологическое образование в Сибири” при АлтГТУ.
2. Змеев В.А. Негосударственное высшее образование в российской империи //Социально-гуманитарные знания. 2000, № 5.
3. Россия в цифрах 2003. Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2003.- 398 с.
ВифлеемскийА.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 - кн. М.: Народное образование, 2003.
А.А. Марченко ИНТЕГРАЦИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМУ РЫНКА ТРУДА
Образование играет исключительно важную роль в развитии базовых отраслей общественного производства, от которых зависят макроэкономический рост и благосостояние страны.
С переходом к рыночной экономике в России и отказу от планирования развития отраслей экономики на рынке образования появилась проблема определения потребности экономики в специалистах. Из-за отсутствия научно обоснованных прогнозных оценок потребностей в специалистах на ближнюю и дальнюю перспективу спрос на специалистов по конкретным специальностям оказывается неопределенным. В данном случае появляется ситуация несбалансированности спроса и предложения на рынке труда: избыточное предложение одних профессий, недостаток других.
Российский рынок труда также находится пока еще в начальной стадии своего становления и не может быть отнесен в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда.
Рынок труда, рассматриваемый как система отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, характеризуется продажей собственником
рабочей силы своей способности к труду работодателю, в результате которой происходит перемещение работников из сферы обращения в сферу производства, то есть в фазу потребления рабочей силы.
Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда необходимо иметь методологию, позволяющую исследовать потребности данного рынка и перспективы его развития. В настоящее время наиболее широко применяемой методологией изучения рынков является методология маркетинга. Главный тезис маркетинга - это ориентация на потребителя, производство того, что пользуется спросом, что можно выгодно реализовать. Маркетинговое исследование рынка труда предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей, в частности, и маркетинговые функции, такие как маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, определение цены рабочей силы, ее реклама и продвижение.
Практическое применение некоторых методов маркетинга уже сейчас имеет место, об этом свидетельствует анализ деятельности государственных служб по обеспечению занятости населения и частных агентств по найму, комплексная же система маркетинга в деятельности этих структур отсутствует. Использование только некоторых направлений маркетинговых исследований рынка не позволяет владеть ситуацией на рынке труда и, тем более, делать долгосрочные прогнозы о ее функционировании в будущем, что позволяет решать только сиюминутные проблемы.
Маркетинговые исследования образовательных услуг в России находятся в стадии становления и теоретического осмысления. Под продуктом вуза в маркетинге рынка образования понимается образовательная услуга, включающая целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемых вузом в рамках его образовательных программ. Образовательная программа и есть тот товар, с которым вуз выходит на рынки. К потребителям образовательных услуг вуза относятся, с одной стороны студенты, а с другой - компании и организации. Именно потребности организаций, в конечном счете, стремится удовлетворить вуз.
Маркетинговые исследования возможны и востребованы только на стадии осознания руководством вуза положения, при котором он не может предложить потребителям больше, чем располагает сам. Это относится и к количеству, и к качеству, и к цене образовательных услуг. Именно здесь возникает необходимость выявить потребности рынка и адаптировать под них свои услуги. Без изменения ориентации вуза на потребности рынка маркетинговые исследования невозможны [3]. По мнению А. Горшкова [10], еще в конце 90-х «возникла существенная диспропорция между структурой подготовки специалистов и структурой спроса... Между тем, в органах управления образованием не ведутся маркетинговые исследования, нет прогнозирования потребностей рынка труда и, соответственно, не вырабатываются рекомендации по структуре и масштабам подготовки специалистов».
Как и любая маркетинговая стратегия, стратегия маркетинга вуза включает анализ его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз рынка, конкурентов, их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулирование собственных конкурентных преимуществ. Стратегия маркетинга учебного заведения включает четкие определения его целей и задач, описание его потребителей и целевых аудиторий, конкурентных преимуществ образовательных программ вуза, с которыми он выходит на рынок. Маркетинговые исследования образовательных услуг включают в себя исследования в области рынка образовательных услуг; потребителей; цены; каналов продвижения; конкурентов; рекламы; методов стимулирования продаж; персонала, процесса обучения; внутренней маркетинговой среды вуза. Результатом исследований маркетинга
являются конкретные разработки и результаты, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности вуза. Для построения удачной маркетинговой стратегии образовательному учреждению необходимо анализировать социально-экономическое развитие страны и региона, в котором оно действует; проводить мониторинг рынка труда и исследования рынка образовательных услуг; определять тенденции и делать прогнозные оценки потребностей в образовательных услугах. Современный рынок труда России характеризуется высокой динамичностью и изменчивостью. Для того чтобы ориентироваться в ситуации, сложившейся на рынке труда, общих предположений о его функционировании недостаточно. На рынке труда функционирует множество рынков профессий, на которых ситуация постоянно меняется в зависимости от потребностей экономики. На сегодняшний день проводится множество исследований рынка труда, выявляющих его потребности в различных профессиях. Современная экономика формирует новые предложения на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка. Ниже приводится таблица, отражающая потребности новой экономики.
Ситуация на рынке труда Ростовской области в текущем году характеризовалась усилением несбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением. Согласно статистическим данным [4], численность экономически активного населения области, обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составила 2142,1 тыс. человек, что составляет 50,3 % от общей численности населения области. Различными видами экономической деятельности было занято 1885,0 тыс. человек, или 88 % от численности экономически активного населения. Наблюдалось уменьшение численности работников в промышленности, сельском хозяйстве, в строительстве, на транспорте. Одновременно прослеживалось увеличение численности работников, занятых в организациях образования, торговли и общественного питания, физической культуры и социального обеспечения, управления, культуры и искусства, финансов, кредита, пенсионного обеспечения. Если ранее наиболее востребованными были коммерческие работники младшего и среднего звена, то сейчас наибольшим спросом пользуются рабочие специальности: из 9000 вакантных мест в Ростове - 80 % по рабочим специальностям: 26 % вакансий в промышленности, 13% вакансий в общепите, 11% в торговле. Большим спросом пользуются молодые специалисты с высшим и средним специальным образованием для работы операторами сложных производственных линий. Повышенным спросом на сегодняшний день пользуются маркетологи; главные бухгалтеры, инженеры-программисты, инженеры-технологи; секретари-референты, специалисты-производственники - начальники цехов, участков, их заместители, инженеры-химики, менеджеры по маркетингу и сбыту.
Как считают специалисты, в связи с ростом производства дефицит квалифицированных кадров будет нарастать.
В настоящее время в системе образования России происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги, его повышение на получение высшего образования, переподготовку и сокращение на начальное и среднее образование в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. Вуз заинтересован в том, чтобы его образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям рынка труда, а выпускники как можно полнее эту программу усваивали. Поэтому вуз заинтересован в изучении целевого рынка труда. Рынок труда определяет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии.
Таблица 1
Перечень востребованных специальностей по перспективным направлениям развития экономики
Наименования направлений Наименования специализаций
Продвижение товаров и услуг на рынке Специалист по связям с общественностью; Специалист по технологии и дизайну упаковочного производства; Специалист по художественно-техническому оформлению печатной продукции (графика); Специалист по коммерческой логистике; Менеджеры по управлению материальными ресурсами и оптовой торговле; Менеджеры по работе с клиентами в рекламном агентстве; Сервис-инженеры в торговых фирмах
Создание компьютерных информационных систем, обеспечение техническими средствами и каналами информации Инженер-технолог телекоммуникационных систем; Системный аналитик; Специалист по компьютерным сетям; Специалист по защите информации; Дизайнер (менеджер) средств массовой информации; Системный программист; Администратор баз данных; Менеджер проекта в области информационных технологий
Инвестиционная политика и правовая защита Экономист-менеджер по экономике и управлению научными исследованиями и проектированию; Экономист-менеджер по управлению инновациями; Экономист-менеджер по управлению экономической и информационной безопасностью; Экономист-менеджер по экономике и управлению конкурентоспособностью; Экономист-менеджер по управлению качеством; Экономист-менеджер по управлению инвестиционными проектами; Юрист по предпринимательскому и коммерческому праву; Юрист по интеллектуальной собственности и правовой охране; Специалист по экономике природопользования; Специалист по антикризисному управлению
Модернизация промышленного производства Инженеры-конструкторы машиностроительного производства; Инженеры-технологи, инженеры-механики хлебопекарной, табачной, пивоваренной промышленности; Инженеры-гидравлики, теплотехники, энергетики, сантехнических и вентиляционых систем; Специалисты по материаловедению и новым материалам; Специалисты по лазерной технике и лазерным технологиям; Инженеры по технической эксплуатации транспорта
Окончание табл. 1
Наименования направлений Наименования специализаций
Управление персоналом Специалист по управлению персоналом (экономисты); Специалист по отбору персонала (кадровики); Специалисты по психологической поддержке
Перспектива трудоустройства является важным мотивом, обуславливающим выбор образовательных продуктов потребителем. Следовательно, достоверная информация о рынке труда, предоставляемая вузом покупателям его
образовательных продуктов, может увеличить спрос на те продукты, которые повышают возможность успешного трудоустройства в будущем [2].
Маркетинговые исследования рынка образования, как и исследования рынка труда в настоящее время в России если и проводятся, то в основном с целью продвижения образовательными учреждениями собственного продукта на рынок
и, по преимуществу, исходя из спроса на профессии у абитуриентов, что не всегда является правильным и долгосрочным ориентиром, прежде всего для самих абитуриентов. Исследования же данных рынков на предмет соответствия реальным потребностям в определенных профессиях если и проводятся, то только в основном центрами занятости и некоторыми кадровыми агентствами. Но эти исследования всего лишь являются констатацией сложившейся ситуации, и прогнозы, на их основе высказываемые делаются, в основном, в форме суждений. В данном случае наличие научно обоснованной модели подобных исследований рынка с учетом сложившейся социально- экономической ситуации в стране с целью достоверного прогноза о состоянии рынков профессий позволило бы решить ряд проблем, связанных с трудоустройством выпускников учебных заведений и обеспечением экономики страны квалифицированными кадрами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горшков А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России. 1999. №5. С. 10-11.
2. СагиноваО.В. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №1. http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-1/05.shtml
3. ШевченкдДА. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. №4. С. 15-17.
4. Южный федеральный округ - 2003. Социально-экономические итоги: Информ.-анал.мат. / Ростоблкомстат. - Ростов н/Д, 2004. - 406с.
Д.В. Арутюнова
МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В качестве методологической основы управления организацией многими исследователями выделяется системный подход, в рамках которого происходит отход от разрозненных частных моделей и изолированного рассмотрения экономических категорий к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути развития экономических процессов [2].
Разработка и применение методологии конкретных форм стратегического менеджмента представляют собой не только эволюцию теории и методов