Библиографический список
1. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М, 1970.
2. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 4. С. 12-18.
3. Холодная М.А. Психологические механизмы одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 32-39.
о о
д
ш
Н.В. Неверова
Интеграция процесса овладения иностранным языком с освоением профессии в техническом вузе
В статье представлен процесс овладения профессионально-ориентированным иностранным языком студентами технических вузов в рамках предметного и социального контекстов. Определяются этапы интеграции процесса овладения иностранным языком с освоением профессии, роль самостоятельной работы студентов, способствующей более широкой профессиональной самореализации специалистов.
Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, интеграция, профессиональная деятельность, качество языкового образования.
Владение иностранным языком сегодня является не только частью социокультурных качеств личности, но и необходимостью для эффективного решения коммуникативных задач и в ситуации личного общения, и при обеспечении деловых контактов в производственной деятельности, что создает возможность для равноправного взаимодействия современного специалиста в диалоге с представителями иных культур, участии в разных сферах и ситуациях межкультурного общения.
Изучение иностранного языка в техническом вузе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетентности, одной
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
из составляющих которой является социокультурная/коммуникативная компетенция. Компетентность, как интегральная характеристика личности, определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [1].
Проблема обучения иностранному языку в неязыковом вузе не является до конца решенной. Безусловно, необходимо осуществлять интеграцию овладения языком с освоением профессии, побуждать интерес студентов к изучению иностранного языка, повышать осознание связи предмета с будущей профессией. Овладение профессионально-ориентированным иностранным языком должно сочетаться с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях [2, с. 121-129].
С этой целью в учебном процессе предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
Предметный контекст обучения иностранному языку по специальности должен быть детерминирован:
1) ресурсным обеспечением образовательного процесса специальными аутентичными текстами как источниками профессиональных знаний для практических действий студентов при решении типовых задач, например, в условиях диалога с партнером по бизнесу, а также с потенциальными отраслевыми работодателями с привлечением информации о трудоустройстве ведущих российских и зарубежных компаний;
2) каталогом типичных ситуаций профессиональной деятельности, способствующих построению адекватной модели будущего пространства и поведения в профессиональной деятельности;
3) доступом к информационным ресурсам, в том числе в режиме онлайн, включающим ролевые признаки специалистов и отражающим их профессиональные функции;
4) подготовленными преподавателями презентационными материалами с применением современных технологий обучения иноязычному общению.
Учебные материалы, используемые в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе, должны иметь четкую прагматическую установку. Они должны включать тексты и задания, специально подобранные по уровню сложности, учитывать подготовленность студентов, их способности и уровень сформированности речевых навыков и умений, а также быть ориентированы на современные достижения в той или иной сфере деятельности, отражать научные открытия, касающиеся
о о
профессиональных интересов студентов, давать им возможность для профессионального роста, осознания практической значимости знаний, получаемых на занятиях иностранного языка, для своей будущей про- 5 г фессиональной деятельности.
Социальный контекст включает ряд комплексных технологий | и средств, которые ориентированы на цели и задачи обучения, мотиви- о руют интеллектуальную и социальную активность студентов с целью е регуляции действий и поступков в форме учебно-профессиональной с деятельности:
- репертуар деловых и ролевых игр, адаптированных к профессиональным ситуациям;
- набор профессиональных тренингов, имитирующих реальную действительность в профессии;
- моделирование реальных условий профессионального взаимодействия;
- презентация итогового продукта проектной деятельности;
- метод решения конкретных ситуаций по проблемам или случаям, возникающим в бизнесе, на производстве, в договорных обязательствах и др.
Например, конкретную ситуацию можно представить в нескольких формах: занимательная история или имевшийся случай из практики; спроектированная интрига, головоломка, требующая решения; объем информации, анализ которой требует поиска дополнительной информации; актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем; более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном - «теории» вопроса [3].
Предваряет профессионально направленное обучение иностранному языку в техническом вузе этап повышения общеобразовательного уровня первокурсников с помощью традиционных видов учебной деятельности в активном режиме.
Начальный этап интеграции процесса овладения иностранным языком с освоением профессии базируется на познавательной деятельности студента и включает:
- формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности по различном аспектам на базе освоения обязательных общенаучных и технических терминов;
- составление лексико-семантических полей к отдельным понятиям на базе прочитанного текста с привлечением иллюстративной информации;
- обучение переводу и составлению аннотаций и др.
Далее расширяется тематика текстов за счет профессиональных интересов студентов, которая может быть извлечена из публикаций,
*
го о к
=ё например, в периодической печати или специализированных журналах; ° ^ о вводится дополнительная лексика, служащая для расширения возмож-
Ф го т
| о & ностей у студентов построить содержательную и речевую опору для § у ° употребления профессиональных высказываний.
о-е- Следующий этап предполагает овладение студентами речевыми _ ^ навыками на основе выполнения заданий творческого характера, которые могут быть выполнены индивидуально или коллективно. Здесь же внимание уделяется не только устной, но и письменной речи, например, в виде написания краткого сообщения, резюме, рекламного текста и пр.
На старших курсах студенты овладевают навыками профессионального общения, умениями работать с научно-техническими текстами по специальности более сложного характера, моделированию профессиональной деятельности в рамках деловых и ролевых игр.
Задачу увеличения практической составляющей в учебном процессе решать, очевидно, нужно за счет активного вовлечения самих студентов в процесс их обучения. Необходимым условием организации самостоятельной работы студентов является формирование у них умений вести поиск необходимой информации, определять цели, проводить анализ, выдвигать гипотезы и проверять их, классифицировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, принимать согласованные с партнером решения и формулировать выводы, умение выражать свою точку зрения в письменной и устной форме.
В процессе проведения самостоятельной работы студент работает с конспектом лекций, подбирает аутентичный материал из иноязычных источников, готовит доклады с компьютерной презентацией, осуществляет поиск информации в сети Интернет, учебной и справочной литературе и др.
На повестке дня стоит проблема повышения качества языкового образования, выраженная в достижении положительных результатов обучения в рамках компетентностного подхода, заявленного в ФГОС нового поколения. В рамках данной проблемы должны быть разработаны адекватные показатели и критерии, процедуры их оценки, т.е. оценочные средства для контроля качества образования владения иностранным языком в процессе их профессионально ориентированной подготовки. Объективность контроля означает соответствие полученных результатов обучения требованиям к уровню владения языком, содержащимся в нормативных документах, и достигается за счет суммативного и формативного оценивания результатов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Результатом суммативного оценивания является цифровая оценка, например, по итогам промежуточного или
итогового тестирования. Формативное оценивание предполагает выполнение задания и обратной связи от студента (feedback) и для студента (feedforward) и не выражается в цифровой оценке. Оно также предполагает сравнение имеющегося уровня сформированности компетенций с тем, который должен быть на каждом конкретном этапе обучения. Балльно-рейтинговый контроль успеваемости означает, что итоговая оценка складывается из полученных баллов за выполнение контрольных заданий по каждому учебному модулю курса, а не только от полученной оценки за ответ на зачете или экзамене. Данная система, как замечает Е.В. Соловова, предполагает:
- систематичность контрольных срезов на протяжении всего периода, выделенного на изучение данной дисциплины по учебному плану;
- обязательную отчетность каждого студента за освоение каждого учебного модуля в срок, предусмотренный учебным планом и графиком;
- регулярность работы каждого студента, формирование должного уровня учебной дисциплины, ответственности и системности в работе;
- обеспечение обратной связи между студентами, преподавателем и административными органами, что позволяет корректировать успешность учебно-познавательной деятельности каждого студента;
- ответственность преподавателя за мониторинг учебной деятельности каждого студента на протяжении изучения курса [4].
Наиболее частыми современными средствами оценивания являются мониторинг, рейтинг, портфолио, тестирование и др. На практике не теряют своей актуальности такие традиционные средства оценивания, как опросы, контрольные, выпускные квалификационные и другие виды оценочных работ, рефераты, доклады, зачеты и экзамены.
Таким образом, профессиональная направленность обучения иностранному языку требует интеграции этого предмета с профильными дисциплинами, тщательного отбора содержания учебных материалов, т.к. изучение данного предмета является не менее важным, чем изучение профильных предметов. Максимальное приближение к реальной коммуникации с помощью иностранного языка должно происходить в учебно-профессиональных и научно-производственных ситуациях, способствующих более широкой профессиональной самореализации специалистов в различных отраслях.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 12.03.2016).
о о
д
ф
2. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических вузов // Язык и культура. 2011. № 2 (14). С. 121-129.
3. Сокольникова Э.И. Особенности освоения метода «конкретных ситуаций» (case stadies) в обучении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 1. С. 75-79.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М., 2008.
С.А. Останина, Е.В. Птицына
Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - формированию педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. Показано, что в образовательном процессе творческих вузов на данный момент ставится вопрос об усилении педагогической подготовки выпускников, получающих квалификацию «преподаватель». В статье представлены определения понятия «ценности», данные ведущими учеными, занимающимися этой проблемой. Рассмотрено изучение ценностей в образовательном процессе в рамках педагогической аксиологии. Определены факторы, обеспечивающие успешное формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. Ключевые слова: педагогические ценности, педагогические компетенции, преподаватели-музыканты, педагогическая деятельность, высшее музыкальное образование.
Современные требования к системе образования диктуют необходимость развития мобильности и конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда, повышения качества усвоенных ими знаний, сформированных умений и навыков; соответствия профессиональной подготовки и непрерывного развития профессиональных компетенций. На современном этапе модернизации системы высшего музыкального образования все более ясно ощущается необходимость
/
го о fx
^ l_ X
S О л
1=1 I го
О -о m
^ ^ О
Ф го т
S х го
^ О .
- S vo
СС и О
х и
Q. Ф
О^
Ф о
ь- о.