Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КИТАЙСКИХ ОПЕРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ'

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КИТАЙСКИХ ОПЕРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академический вокал / интеграция / китайская культура / традиционная музыка / преподавание / academic vocal / integration / Chinese culture / traditional music / teaching

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Яжу

В статье рассматриваются преимущества интеграции основ традиционной музыкальной культуры в процессе подготовки китайских оперных исполнителей. Автор акцентирует внимание на необходимости использовать этническую музыку в обучении студентов китайских музыкальных колледжей и университетов. Также даются рекомендации для вокальных педагогов, позволяющие эффективно внедрять традиционную музыку в процесс обучения будущих оперных исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATING THE BASICS OF TRADITIONAL MUSIC CULTURE IN THE TRAINING OF CHINESE OPERA PERFORMERS

The article discusses the advantages of integrating the basics of traditional music culture in the process of training Chinese opera performers. The author emphasises the need to use ethnic music in the training of students at Chinese music colleges and universities. Recommendations are also given for vocal teachers to effectively introduce traditional music in the process of training future opera performers.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КИТАЙСКИХ ОПЕРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КИТАЙСКИХ ОПЕРНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Чжан Яжу, аспирант

Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-46-48

Аннотация. В статье рассматриваются преимущества интеграции основ традиционной музыкальной культуры в процессе подготовки китайских оперных исполнителей. Автор акцентирует внимание на необходимости использовать этническую музыку в обучении студентов китайских музыкальных колледжей и университетов. Также даются рекомендации для вокальных педагогов, позволяющие эффективно внедрять традиционную музыку в процесс обучения будущих оперных исполнителей.

Ключевые слова: академический вокал, интеграция, китайская культура, традиционная музыка, преподавание.

Традиционная музыкальная культура Китая имеет многовековую историю. Несмотря на то, что в настоящее время преподавание академического вокала в высших учебных заведениях страны достигло значительных результатов, в содержании образовательных курсов по-прежнему не хватает внимания к традиционной музыкальной культуре. По этой причине традиционная музыкальная культура Китая должна быть интегрирована в преподавание академического вокала в высших учебных заведениях, чтобы позволит улучшить общее качество подготовки оперных исполнителей [7, с. 112].

В конце 1970-х в Китае началась политика реформ и открытости, ознаменованная множеством изменений в экономическом развитии государства. В условиях реформ новой эпохи преподавание вокала в китайских колледжах и университетах приобретает все большее значение для мультикультурной интеграции. Цели преподавания были сосредоточены на уточнении конкретного направления подготовки вокальных исполнителей и преобразовании процесса обучения, что заложило теоретическую основу для интеграции традиционной музыкальной культуры в преподавание вокала. Исследователь Сун Чэнь утверждает, что использование китайской традиционной музыкальной культуры в качестве учебных ресурсов не только способствует созданию разнообразной и уни-

кальной системы преподавания вокала, но и может повысить эффективность учебного процесса, что имеет положительное практическое значение для подготовки профессиональных вокалистов в образовательных учреждениях Китая [5, с. 124].

В большинстве китайских колледжей и университетов современная программа обучения академическому вокалу сосредоточена только на освоении вокальных навыков, при этом нет тщательного изучения теории и истории музыки, из-за чего студенты имеют ограниченное представление о музыкальной культуре. Для решения этой проблемы преподаватели могут познакомить студентов с различными особенностями традиционной культуры Китая, построить фундамент традиционной музыкальной культуры путем понимания фоновых знаний об этнической культуре. В этом случае преподавателям необходимо уделять внимание всестороннему развитию своих профессиональных качеств и интегрировать собственные эмоции в различные музыкальные и исполнительские формы, чтобы вызвать у студентов эмоции и стимулировать их интерес к обучению, что позволит достичь видимого результата обучения [2, с. 99]. В свою очередь, учебные заведения должны активно организовывать участие преподавателей в социальных и культурных мероприятиях, что поможет повысить их культурную грамотность. Таким образом, после эффективного

повышения культурной грамотности преподаватели смогут выбирать подходящий материал и внедрять его изучение в учебную программу по вокалу, чтобы углубить у студентов понимание традиционной музыки и культуры и расширить их базу знаний.

Как известно, студенты имеют разный жизненный опыт, поэтому между ними существуют различия восприятия традиционной музыки. Учитывая этот фактор, преподавателям вокала стоит разрабатывать учебные планы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся -например, в процессе изучения этнических песен преподаватели могут улучшить понимание студентами различных видов вокальной музыки и помочь им выразить свои эмоции через их различное восприятие музыки. Традиционная китайская вокальная музыка отличается сложными мелодическими линиями - освоение такого репертуара может способствовать раскрытию творческого потенциала студентов и развить их исполнительские навыки, такие как дыхание, атака звука, плавность звука и актерское мастерство [6, с. 107].

Педагог академического вокала Сунь Яньмэй утверждает, что традиционная музыкальная культура может постепенно улучшить восприятие студентами музыкальных произведений в процессе обучения вокальной музыке [3, с. 95]. Можно не только углубить понимание учащимися вокального искусства, но и стимулировать их освоение певческих навыков и уровня восприятия музыки, чтобы мобилизовать их субъективный энтузиазм в плане эмоций и мыслей и повысить их оценку вокальных произведений. Чтобы эффективно сочетать обучение вокалу и традиционную музыкальную культуру, в процессе преподавания вокала следует использовать различные методы обучения для развития

способности студентов к восприятию музыкального искусства. Например, студенты могут анализировать на занятиях мысли и эмоции героев, читая тексты, обсуждая центральные идеи, что поможет углубить понимание учащимися вокальных произведений и способствовать их профессиональному развитию.

Стоит отметить, что политика китайских реформ в целом основана на процветании традиционной культуры и высокой степени культурного развития населения [4, с. 56]. Основываясь на улучшении понимания традиционной музыкальной культуры, вокальные педагоги профильных образовательных учреждений Китая должны постоянно обновлять свои концепции преподавания, совершенствовать методы обучения и обогащать содержание обучения. Это позволит интегрировать основы традиционной музыкальной культуры в учебный план преподавания вокальной музыки в процессе фактического обучения.

Таким образом, для всестороннего развития будущих оперных исполнителей преподавателям необходимо обратить внимание на интеграцию традиционной музыкальной культуры в процесс обучения, сочетая современные методы обучения и традиционной музыкальной культуры обучения в единое целое [1, с. 122]. Синтез западных методов обучения академическому вокалу и китайского традиционного музыкального культурного наследия позволит подготавливать универсальных специалистов, способных на исполнение разнообразного репертуара. Как итог -студенты будут направлены на максимальное использование их творческого потенциала и улучшение восприятия и понимания вокальной музыки до более высокого уровня музыкальной эстетической оценки.

Библиографический список

1. Hou Yunli. Exploration of the integration of traditional music culture in vocal music teaching in colleges and universities // Music Time and Space. - 2016. -№ 10. - С. 121-122.

2. Ma Yufei. The integration of traditional music culture in the teaching of vocal music in colleges and universities // Drama House. - 2020. - № 36. - С. 98-102.

3. Sun Yanmei. The integration of traditional music culture in vocal music teaching in colleges and universities under the perspective of teaching reform // Drama House. - 2021. - № 28. -С. 95-96.

4. Наследование традиционной музыкальной культуры в перспективе культурного развития: сборник статей. - 2016. - 192 с.

5. Сун Чэнь. Анализ интеграции традиционной музыкальной культуры в преподавание вокальной музыки в колледжах и университетах // Северная музыка. - 2020. - № 12. -С. 124-125.

6. Фэн, Пей-Пей. Наследование и продвижение традиционной музыкальной культуры в контексте новой эпохи. - Пекин, 2022. - 127 с.

7. Цзэн Сяоцзин. Анализ внедрения традиционной музыкальной культуры в процесс преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах // Северная музыка. - 2022. - № 21. - С. 110-113.

INTEGRATING THE BASICS OF TRADITIONAL MUSIC CULTURE IN THE TRAINING OF CHINESE OPERA PERFORMERS

Zhang Yaru, Postgraduate Student L.V. Sobinov Saratov State Conservatoire (Russia, Saratov)

Abstract. The article discusses the advantages of integrating the basics of traditional music culture in the process of training Chinese opera performers. The author emphasises the need to use ethnic music in the training of students at Chinese music colleges and universities. Recommendations are also given for vocal teachers to effectively introduce traditional music in the process of training future opera performers.

Keywords: academic vocal, integration, Chinese culture, traditional music, teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.